Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция философской мысли в Беларуси
Распространение философских идей в Беларуси связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV-XVII вв.). Эта эпоха связана с деятельностью Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др. В онтологических учениях этого времени можно выделить непоследовательный креационизм Ф. Скорины, деизм С. Будного, натурализм Н. Гусовского и атеизм К. Лыщинского. За исключением последнего, никто больше не порывал связи с религиозными взглядами на возникновение и строение мира. Скорина придерживался идеи креационизма, но при этом стремился использовать и учение Аристотеля о материи. Гусовский, не отрицая Бога как первооснову мира, сосредотачивает свое внимание на естественных основаниях его, на творческих способностях природы. С.Будный признает Бога творцом мира, но этим и ограничивает его власть над миром: созданный Богом мир существует сам по себе, без божественной опеки. Попытка объяснить мир на основе естественных факторов – характерная черта философских взглядов С.Будного. Значительное место в истории культуры Беларуси эпохи Возрождения принадлежит Андрею Волану. Его взгляды на государство и общество опирались на идеи Аристотеля. Для Волана государство – это объединение людей с целью достижения общего блага и безопасности жизни и имущества. Как и большинство философов Возрождения, Волан признавал и отстаивал “право натуры”, то есть естественное право и верховенство закона в государстве. Закон должен быть направлен на защиту свободы и справедливости, а для этого он должен быть основан на разуме и здарвом смысле. Заметный след в белорусской ренессансной культуре оставили Л.Сапега, А.Волович, П.Кахлевский, М.Смотрицкий. Белорусское Просвещение началось немного позже, чем в Западной Европе(середина XVIII – начало XIX вв.) и развивалось под знаком борьбы со схоластикой и религией. С. Полоцкий (1629-1680 гг.) стремился гармонизировать веру и знание. В философии он выделял три раздела: логику, физику (натурфилософия) и этику. Главный предмет его творчества – человек в многообразии его связей и проявлений. К. Нарбут (1738-1807 гг.) целью философии считал поиск истины, выступал против схоластики, был последователем Декарта и сторонником деизма, написал курс «эклектической философии». Научное осмысление природы и человека характерно для Почобута, Яна Снедецкого, ученых-естествоиспытателей, преподавателей Виленского университета Жилибера, Форстера, Бисиса, Юндила. Проблемы общества, права и морали исследуют Млоцкий, Стройновский, Нарушевич, Хрептович, члены “Общества филоматов”. Известным философом-просветителем был Аниол Довгирд. В советский период центрами философской мысли стали Белорусский государственный университет и Национальная академия наук РБ, которые сохраняют этот статус и в настоящее время. До начала 90-х гг. философия в Беларуси развивалась в русле советского марксизма, тем не менее белорусские философы добились значительных успехов в области методологии науки (В.С. Степин, А.И. Зеленков), в изучении социальных процессов (Е.М. Бабосов), исследовании проблем религии и свободомыслия (А.А. Круглов, М.Я. Ленсу). В настоящее время сложились благоприятные условия для развития философии в Беларуси. Тем не менее национальная белорусская философия еще не сложилась, а ее формирование представляется делом далекой перспективы. Таким образом, краткий обзор истории белорусской общественно-политической и философской мысли приводит нас к следующим выводам: 1) интеллектуализация духовной жизни на древнебелорусских землях осуществляется под решающим влиянием христианства и на основе теологической литературы преимущественно византийского происхождения. В деле формирования философских идей в Беларуси важная роль принадлежит также флорилегиям и житиям; 2) развитие общественно-политической и философской мысли Беларуси осуществляется в русле духовных проблем Европы, что свидетельствует о принадлежности Беларуси к общеевропейской культурной среде. Особенно отчетливо это проявляется в эпоху Возрождения, когда Беларусь проходит европейским путем от утверждения гуманизма и формирования юридического мировоззрения до распространения идей нового естествознания; 3) христианское влияние и реалии политической жизни Беларуси обусловили преобладание в философских поисках морально-этической проблематики. Эта особенность проявляется на всех этапах развития белорусской духовной культуры и является доминирующей, что вовсе не означает отсутствия онтологических, социально-философских и гносеологических исследований; 4) история белорусской философской и общественно-политической мысли является отражением процесса формирования белорусской нации и воплощением ее национального сознания и национального характера
Date: 2015-11-15; view: 383; Нарушение авторских прав |