Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мидтон‑модедь





 

Итак, мы присоединились (подстроились) к собеседнику и можем управлять им. Как это делать, какие слова и фразы произносить? В эриксоновском гипнозе разработаны определенные правила, шаблоны речи, так называемая Милтон‑модель. Как известно, каждый человек уникален и субъективно воспринимает мир. Любое услышанное нами слово вызывает определенный образ, возникающий при обращении к прошлому опыту. Одна информация приводит к выраженной реакции организма, бурным воспоминаниям, другая проходит мимо, не оказывая никакого влияния на сознание и подсознание. Для того чтобы оказать влияние на человека, необходимо предоставить ему значимую именно для него информацию. Не зная человека, сделать это чрезвычайно трудно. Конечно, определенные знания о гипнотизируемом мы получаем, знакомясь с ним и подстраиваясь к ведущей репрезентативной системе. Однако внутренний мир, интересы, принципы, скрытые переживания, стремления, комплексы остаются далеко в глубинах подсознания. Поэтому очень важно строить свою речь так, чтобы каждый находил в ней скрытый смысл, подходящий именно ему.

Для успешной реализации этого положения употребляют неопределенные, расплывчатые, многозначные выражения общего характера. Такое обращение подойдет для любой аудитории и в любой ситуации. Каждый слушатель самостоятельно добавит к общим фразам конкретное содержание, мысленно озвучит свои желания и внушит себе их реализацию. Рассмотрим основные принципы выбора слов, формирования фраз и предложений в эриксоновском гипнозе.

 

Используя тайные слова, можно легко подчинить своей власти любого Неопределенность речи гипнотизера

Для создания эффекта неопределенности, расплывчатости речи очень часто применяют номинализации – абстрактные обобщения, несущие минимум полезной информации. Например, такие слова, как спокойствие, комфорт, обучение, проблема, понимание, не несут какой‑либо конкретной смысловой нагрузки. Подразумевается, что, услышав подобные слова, собеседник сам вытащит из подсознания актуальную для него информацию:

Вы быстро найдете понимание всевозможных проблем, и эти трудности смогут разрешиться в ближайшей перспективе при использовании ресурсных возможностей…

Довольно часто в гипнотической речи встречаются обобщенноличные предложения и глаголы в неопределенной форме, вынуждающие собеседника придавать им понятное для него значение:

Когда переживаешь происходящее, понимаешь всю сложность наступающих перемен и осознаешь важность движения вперед… Хорошо знать, в каком направлении движется наша мысль, понимать и переживать, двигаться вперед…

Я думаю, правда – где‑то рядом и вы скоро научитесь многому…

Неопределенные обозначения – еще один способ заставить собеседника направить воображение в нужном направлении:

Вы могли бы обратить внимание на некоторые изменения в ощущениях… Все могут перейти в состояние отдыха и покоя… Можно вообще убрать конкретный объект высказывания и оставить слово с обобщенным значением:

Многое можно почувствовать…

Неопределенные сравнения и суждения – еще один способ создавать туманные выражения:

Было бы хорошо постепенно сделать что‑то более подходящее… В общем, говорите неопределенно, оставляйте место для фантазии, воображения – и вы поможете собеседнику самому решить свои проблемы.

Связывание слов, «телепатия», сверхобобщения

В гипнотической речи широко распространены связки между словами для достижения требуемого эффекта. Применение союзов «и», «когда», «по мере того как» и некоторых других позволяет незаметно для слушателя связать два явления, на самом деле не находящиеся в причинно‑следственной связи:

Я начинаю говорить, и все ваше тело расслабляется… по мере того как поднимается ваша рука, вы все глубже погружаетесь в транс…

Можно выбирать слова, которые действительно подчеркивают связь между явлениями. Здесь соединяются два события: уже начавшееся (и продолжающееся в настоящее время) и то, к которому гипнотизер стремится подвести гипнотизируемого:

Ваше дыхание глубокое, редкое, равномерное и расслабление во всем теле все глубже и глубже…

или

Мы едем в лифте, и это движение расслабляет каждую клеточку тела, помогает слушать только мой голос…

Хорошо работает и вера в «экстрасенсорные способности» гипнотизера. Главное, говорить нужно уверенно, неопределенно и загадочно:

Вы будете поражены той информацией, которую я вам сейчас предоставлю, я знаю о вас все…

Сверхобобщения – слова «все», «каждый», «любой», «всегда» позволяют овладеть вниманием человека и отрезать ему все пути к отступлению:


Каждое мое слово проникает в ваше сознание, и все тело расслабляется…

 

Эриксоновский гипноз применяют в повседневной жизни, например в деловых переговорах и на презентациях

Можно долго рассказывать о многочисленных хитростях и уловках, разработанных Милтоном Эриксоном и его последователями для эффективного воздействия на людей с помощью речи, но для этого понадобится написать отдельную книгу. Примеры, приведенные выше, должны помочь понять сам механизм конструирования фраз и предложений гипнотической речи. Косвенные внушения

Эриксоновский гипноз использует недирективные, незаметные, косвенные внушения. Применяться они могут как во время официального наведения транса, то есть тогда, когда человек осознанно обращается за помощью к гипнотизеру, так и в обычной обстановке в состоянии бодрствования (на улице, во время деловых встреч).

Предварительные предположения (допущения) – когда полагают, что озвучиваемое событие все равно произойдет. Применяя такие словесные уловки, можно эффективно воздействовать на поведение человека:

«Перед тем как приготовить обед, сходи в магазин за продуктами» – предполагается, что обед вы приготовите при любом раскладе.

Трюизмы – банальные, очевидные истины помогают добиться требуемой ответной реакции собеседника. Произнося общие неконкретные фразы, с которыми он невольно соглашается, мы убаюкиваем его внимание и затем даем скрытую команду:

Каждое утро солнце всходит, а вечером заходит, утром становится светло, а вечером темно… глаза утром открываются, а вечером закрываются. Когда глаза закрываются, мы засыпаем, дремота и покой по всему телу… слышен только мой голос… Все любят чувствовать себя комфортно. Как приятно идти по аллеям города зимой, наслаждаться природой и чувствовать теплоту и комфорт. Легкая, мягкая и очень теплая шуба способна согреть в любой мороз. Вам нужна именно такая шуба…

Трюизмы любят и цыганки, и обученные таким методикам продавцы, и, разумеется, производители рекламной продукции.

 

Трюизмы осознанно или неосознанно используют в своей практике гении продаж

Последовательное принятие утверждений – произносится несколько фраз, описывающих происходящие события и не требующих подтверждения, после чего проводится косвенное внушение:

Сегодня понедельник, мы сидим в этом офисе, пьем кофе, разговариваем, обсуждаем создавшуюся проблему, понимаем, что большое количество людей ежедневно подписывает всевозможные сделки, мы – из их числа, поэтому мы тоже подпишем наше соглашение…

Иллюзия выбора – популярный прием, позволяющий добиться своей цели предложением «свободного выбора» из заранее составленного гипнотизером перечня:

«Мы пойдем к врачу в куртке или плаще», – подразумевается, что на прием к врачу мы пойдем в любом случае. Вы хотите погрузиться в транс и избавиться от своих проблем прямо сейчас или через 10 минут…

Отрицательные парадоксальные внушения – помните классическое условие Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне»? Как известно, запрет вызывает страстное желание его нарушить, именно к этому и подталкивает гипнотизер:

Ваши глаза слипаются, дремота окутывает все тело, не спешите так быстро погрузиться в транс. Погружайтесь в транс не спеша, погружайтесь в транс медленно…


Намеки – то чувство, которое хочет вызвать гипнотизер, не называется и заменяется неопределенным общим словом:

«Вспоминая о недавних событиях, вы чувствуете тяжесть в мышцах, их напряжение, но это ощущение сейчас изменится и вы испытаете нечто иное…» – подразумевается наступление расслабления.

Команда, скрытая в вопросе, – гипнотизер, задавая вопрос, фактически склоняет человека к нужному ответу и выполнению требуемого действия.

Вы не могли бы мысленно представить себе, что вы отдыхаете, вам уютно и комфортно…

Объединение противоположностей – любое происходящее событие связывается с противоположным понятием союзом «чем – тем»:

Чем внимательнее вы рассматриваете этот пылесос, тем больше положительных качеств вы сможете в нем найти для принятия решения о покупке…

Контекстуальные внушения – рассеивание ключевых слов (внушающих формул) по тексту беседы и выделение их особым способом. Так гипнотизер обходит барьер сознания – стоящее на страже левое полушарие – и попадает в подсознание через мыслящее образами правое полушарие. Такие внушения значительно эффективнее прямых приказов, как правило, отвергаемых сознанием. Гипнотизер должен заранее подготовиться к такому воздействию и определить главные слова, которые будут вызывать необходимый эффект. Эти ключевые слова рассеиваются по тексту и выделяются с помощью интонации, высоты голоса, жестов, мимики, прикосновений (выделены жирным):

Я помню, как когда‑то я отдыхал в санатории и присутствовал на сеансе группового гипноза. Уже первые слова гипнотизера глубоко запали в душу, я поверил ему, поверил в свое исцеление. Я сразу же смог расслабить мышцы рук и ног, появилась дремота во всем теле и погружение в глубокий транс.

А вот один из наиболее ярких примеров контекстуальных внушений в изложении самого Милтона Эриксона – он оказывал помощь цветоводу Джо, страдающему от болей, вызванных терминальной стадией рака:

Джо, я хотел бы побеседовать с вами. Я знаю, вы цветовод и занимаетесь выращиванием цветов. Знаете, я сам вырос на ферме в Висконсине и тоже любил выращивать цветы. Идо сих пор люблю. Ну вот, я хотел, чтобы вы сели в это уютное кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше, чем я. Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказывать о помидорной рассаде. Вы, может быть, удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечко впитывает влагу, и это не очень трудно, потому что этому помогают дожди, несущие мир и покой…


Джо смог быстро отреагировать на скрытые внушения из текста о помидорах. Вскоре он выписался из больницы, поправился и окреп физически, стал гораздо реже применять обезболивающие средства.

Открытые внушения – подразумевается, что любая ответная реакция, любое возникающее ощущение – следствие внушения:

Вы можете почувствовать, как закрываются ваши глаза, а можете просто чувствовать дремоту или покой, вы можете погрузиться в транс или остаться в бодрствующем состоянии – все равно ваш организм работает на успех…

Терапевтическая метафора – эффективный способ обмануть сознание собеседника, спрятать решение его проблемы в рассказываемую гипнотизером притчу или историю. Разумеется, без определенного артистизма выполнить эту задачу будет нелегко. История, излагаемая гипнотизером, может напоминать сказку, басню, притчу, известный фильм, фантастические похождения супергероя.

 

 

...

Рассмотрим пример такой метафоры из книги А Гордона «Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с использованием зеркала». В ходе семейной психотерапии обсуждалась проблема благополучной семьи, в которой отец много времени тратил на работу и часто приходил домой поздно.

Сын попал в неприятную историю, а мать, пытаясь сгладить ситуацию, покрывала сына и не сообщала о его неприглядном поступке отцу. Отец все же узнал о случившемся, впал в ярость и ушел из дома. Семья в кризисной ситуации. Психотерапевт рассказал следующую историю: «На корабле была некогда дружная команда: капитан, первый помощник и юнга. Капитан часто закрывался в рубке и занимался планированием маршрута корабля. Юнга по неопытности поставил не те паруса, и корабль сбился с курса, первый помощник поправляет юнгу и скрывает этот эпизод от капитана. Капитан узнаёт, что были поставлены не те паруса, и приходит в ярость, поскольку его не известили об этом, и ухолит в рубку». Далее в метафоре в обобщенной форме сообщается, что вся команда вместе с капитаном все‑таки находит выход из трудной ситуации (фактически создается мотивация к совместному решению проблемы с участием всей семьи). Такая концовка была предложена психотерапевтом, так как предполагалось, что не так важен конкретный способ решения проблемы, сколько совместное участие в ее решении. В результате отец и другие члены семьи успешно разрешили конфликт.

 

Таким образом, для эффективного воздействия метафор необходимо определить суть беспокоящей проблемы, найти приемлемый выход из ситуации и спрятать подсказку в придуманную гипнотизером историю.

Мы рассмотрели основные особенности языка эриксоновского гипноза, принципы воздействия в зависимости от конкретной ситуации, возможные варианты словесного влияния с использованием косвенных внушений. Милтон‑модель позволяет добиваться потрясающих результатов при правильной подготовке и квалифицированном применении методов недирективного воздействия. НЛП работает благодаря именно описанным выше приемам подстройки и языку эриксоновского гипноза.

Эриксоновский гипноз – индивидуальный процесс взаимоотношений гипнотизера и гипнотизируемого, меняющийся при каждой встрече. Если хотите, игра двух актеров. Один пытается понять проблемы другого и найти пути их разрешения.

 

Чем шире арсенал используемых гипнотизером методик, тем эффективнее внушение

Другой позволяет это сделать. Естественно, поскольку процесс творческий, одного шаблона, текста на все случаи жизни быть не может. Но используя некоторые отработанные техники наведения транса, язык эриксоновского гипноза, можно найти индивидуальный ключик к подсознанию любого обратившегося за помощью.

 







Date: 2015-11-15; view: 357; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию