Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и динамика конфликтов





Психологическая структура конфликта может быть опи­сана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной си­туации и инцидента.

Конфликтная ситуация — это объективная основа кон­фликта, фиксирующая возникновение реального противоре­чия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:

 

Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуа­ции присутствуют объект конфликта — реальный или иде­альный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а мо­жет и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скры­та не только от оппонентов и наблюдателей, но и от са­мого субъекта, так как является неосознаваемой. Забегая вперед, скажем, что осознание внутренней мотивации—это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно привести типичный конфликт под­ростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной пози­цией ребенка как правило стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осо­знать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент. В своей первой форме инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происхо­дящего, но может никак не проявляться в их реальных от­ношениях и реакциях. Открытый инцидент разворачивает­ся как серия конфликтных действий участников по отно­шению друг к другу.

Известно, например, что в начальной школе большин­ство конфликтов ребенка со взрослыми разворачивается с его стороны в скрытой форме, так как школьник не готов к открытому противостоянию. Он может очень переживать, свои отношения с родителями или учителем, мучиться оттого, что невозможно что-то предпринять (что может пагубно ока­заться на его самочувствии, здоровье и успешности деятель­ности), однако не совершать никаких конфликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому пе­реносу возникающих противоречий в область активных кон­фликтных действий и отношений.

Динамика конфликта, то есть закономерности его разви­тия находятся в полном соответствии с его структурой. Мож­но выделить 4 основных стадии развития конфликта:

 

 

 

Таким образом, конфликт возникает с появлением объек­тивного противоречия в целях и интересах участников, ста­новится для них психологической реальностью после осозна­ния противоречия в реальном инциденте, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разре­шению.

Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными. Так, конфликт может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой кон­фликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям. Однако в реаль­ности большинство социально-психологических конфликтов в той или иной форме проходят все основные стадии. Так как мы уже говорили о том, что происходит на стадии

инцидента, обратимся к анализу стадии конфликтных дейст­вий.

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта как правило расширяется за счет «втягивания» в конфликт близ­лежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переход в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем в начале). Из­меняются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и при­влекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего меж­личностный конфликт очень часто превращается в межгруп­повой.

 

Date: 2015-11-15; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию