Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальной перцепции





Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь, в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, восприни­мают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким обра­зом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть обще­ния и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Рассмотрим на гипотетическом примере, как в общем ви­де разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В на­блюдаемом ему доступны для восприятия лишь внешние фи­зические признаки, среди которых наиболее информативны­ми являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблю­датель определенным образом оценивает их и делает неко­торые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный ха­рактер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится»). На основании предполагаемых у наблюдае­мого психологических свойств наблюдатель делает опреде­ленные выводы относительно того, какого поведения по отно­шению к нему, наблюдателю, можно ожидать от воспринимае­мого лица, а затем, опираясь на эти вопросы строит собст­венную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому человеку. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает прибли­жающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной поход­кой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень опешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он пройдет спокойно мимо». И подумав подобным образом, наблюдатель тоже спокойно продолжит свое ожидание.

Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в кар­манах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный»... И человек скроется в тень («от греха подальше»).

Весь описанный выше процесс социальной перцепции ма­жет быть представлен в виде следующей схемы:

Таким образом, мы определяем социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их его личностными характеристиками, интерпретацию и про­гнозирование на этой основе его поступков. Социальную пер­цепцию нельзя рассматривать, по аналогии с перцептивными психическими процессами, как чисто когнитивный, «рацио­нальный» акт запечатления внешних свойств воспринимае­мого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведе­ния мы как-бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отноше­ние к воспринятому. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение создание собственной стратегии поведения.

Можно также выделить четыре основных функции со­циальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Если вновь обратиться к схеме социальной перцепции, то можно увидеть в ней так называемые «слабые места», то есть те узловые точки процесса, в которых с наибольшей ве­роятностью будут происходить искажения в объективном восприятии другого человека. Нетрудно заметить, что такими «слабыми местами» являются прежде всего, психологические особенности и установки самого наблюдателя, характеристи­ки наблюдаемого, доступные восприятию (насколько они адекватно отражают объективные психологические свойства данного лица) и адекватность (правомерность) оценок, на которых построено отношение наблюдателя к объекту на­блюдения. Иначе говоря, выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции. Один связан с ис­следованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а второй — с анализом ме­ханизмов межличностного отражения. Остановимся подроб­нее на их анализе.


Исследование психологических особенностей наблюдателя,

влияющих на процесс социальной перцепции — достаточно популярная и разработанная область социальной психоло­гии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, про­фессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ эмоций посредством жестов и взаимоотношений других людей. В целом, дети больше чем взрослые ориентированы на оформление внешно­сти (одежда, прическа, наличие отличительных признаков во внешности униформа, очки и др.), чем взрослые. Было замечено, что учителя и преподаватели замечают и оцени­вают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководите­лем подчиненных и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, при оценке людей педагоги весьма сильно ориентированы на речь воспринимае­мых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего замечают физическое сложение человека.

Хотя названные выше характеристики наблюдателя иг­рают определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система уста­новок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. При этом иногда результат вос­приятия другого человека достаточно жестко запрограмми­рован этой схемой. Особенно значительна работа таких уста­новок и таких перцептивных схем при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Подробнее речь oб этом пойдет ниже.

В социальной психологии существует многолетняя тради­ция исследования и психологических свойств объекта восприя­тия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство ис­следований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению?

К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемо­го человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенно­сти голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широкораспространенные, «интерна­циональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцени­ваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.

Можно привести примеры экспрессивных жестов, имею­щих универсальную трактовку в европейской культуре:

пальцы, сведенные кончиками вместе — стыд, покорность, смирение

палец, зажатый ладонью другой руки — самоободрение

различные «почесывания» головы — нерешительность, неготовность. Таким образом, воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновре­менно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

Вместе с тем, можно выделить ряд универсальных пси­хологических механизмов, обеспечивающих сам процесс вос­приятия и оценки другого человека, позволяющих осущест­влять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отно­шению и прогнозу. Остановимся на описании работы меха­низмов социальной перцепции.

 







Date: 2015-11-15; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию