Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профилактика конфликтов
Таким образом плохи не сами конфликты, а их неуправляемость. Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. Рассмотрим принципы анализа и профилактики конфликтов на примере различных аспектов внутришкольного взаимодействия учителей и школьников. Все разнообразие школьных конфликтов может быть систематизировано и представлено в виде трех основных источников конфликтов: организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты), межличностные отношения в системе «учитель-ученик» (конфликты взаимоотношений) и конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики. К организационным причинам конфликтов относятся: нецелесообразно составленное расписание (оно как правило составляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, не состыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, неудачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т. д. Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу объективных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживается несовпадение требований, подходов и методик, используемых учителями в начальной и в средней школе. Во многом внутренне конфликтен период обучения в 1 классе (сложный период адаптации к школе), 9 класс (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11 класс (со всей остротой обнаруживается неготовность школьников к «взрослой», самостоятельной жизни). К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.). Наконец, можно говорить о существовании конфликтогенных личностей, которые как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности. Учитывая, что профессия учителя в настоящее время является одной из самых психологически неустойчивых, педагогов в целом можно отнести к людям, чувствительным к конфликту и конфликтным формам реагирования на различные ситуации. В целом, это можно отнести и к детям. Один в силу критического возраста, другие в силу высокой личностной тревожности, патологического типа личности, склонности к агрессивному типу реагирования также являются сами по себе носителями социальных конфликтов. Таким образом любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях: а) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе б) с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика в) с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников. Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если на лицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктивному поведению в будущих конфликтах. Мы рассмотрели общение как сложный многосторонний процесс межличностного познания, обмена информацией и действиями, раскрыли многообразие его форм и функций. Вместе с тем, в том, как было проведено исследование данного феномена, есть известная доля обобщения и абстрагирования, так как реально любой процесс межличностного взаимовлияния и взаимопонимания разворачивается для личности в групповом контексте, в процессе той или иной групповой деятельности. Поэтому целесообразно обратиться к анализу того, как конкретно раскрываются процессы межличностного общения в различных группах, как групповой контекст влияет на формы и содержание общения. Далее мы остановимся на социально-психологическом анализе группы.
Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем смысл интерактивной стороны общения? 2. Какие можно выделить важнейшие социальные мотивы и в каких конкретных стратегиях поведения они реализуются? 3. Охарактеризуйте каждую из стратегий. Опишите, как они могут проявляться в конкретных ситуациях взаимодействия учителя и ученика. 4. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт? 5. К таким психологическим последствиям может приводить конфликт? 6. Каковы возможные исходы конфликта и принципы управления конфликтным процессом? 7. Опишите различные педагогические конфликты и проанализируйте их в соответствии с предлагаемой схемой.
Литература: 1. Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992 2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987 3. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. 4. Петровская Л. А. О понятийной схеме пси анализа конфликта. — В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1976. 5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!— Новосибирск, 1989. Тема для самостоятельного изучения: Сотрудничество сторон в разрешении конфликта. Проанализируйте приведенную ниже литературу и ответьте на вопросы: 1. Каковы принципы и правила сотрудничающего поведения в конфликте? 2. Перечислите шаги по разрешению конфликта через сотрудничество. Что требуется от каждого участника? 3. В чем роль посредника в процессе разрешения конфликтов? Каковы принципы его деятельности? 4. Опишите этапы посреднической деятельности. Литература: 1. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986. 2. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992. Ч. 1-2. 4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредовано, через малые социальные образования оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако, эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной. Особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии. Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группы члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого. Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы. Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом. В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс). Для понимания малой группы как целого, важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а так же структуру власти.
Date: 2015-11-15; view: 324; Нарушение авторских прав |