Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика стратегий межличностного взаимодействия





Прежде всего отметим, что в различных исследованиях вы­явлено несколько важнейших видов социальных мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (кон­куренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизаций различий в выигрышах (равен­ство).

Очевидно, что в рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные побуждения, детерминирую­щие социальное взаимодействие людей. Естественно, что ха­рактер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно пред­положить, что особенно важным является соотношение мо­тивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их кон­тактов. Можно также выделить те мотивы, которые с боль­шой вероятностью будут приводить к «проигрышным» с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою оче­редь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

Какие в целом можно выделить стратегии взаимодейст­вия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии? Для ответа на этот вопрос представим себе взаи­модействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат (см. рис. на стр. 44). По оси У расположены стратегии взаимодействия, орентиорванные на достижение его участниками собственных целей. По оси X — стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы про­явления той или иной ориентации). А в соответствии с ис­ходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процес­се взаимодействия:

точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название «противодействие». В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.

точка И — стратегия «избегания» — соответствует моти­ву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избе­гания — в уходе от контакта, истинного взаимодействия, по­теря собственных целей ради исключения выигрыша другого.

точка У символизирует стратегию «уступчивости», ориен­тированную на реализацию мотива альтруизма. В этом слу­чае человек жертвует собственными целями ради достиже­ния цели партнером.

точка К — стратегия «компромисса», позволяющая реа­лизовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.

Наконец, точка С символизирует стратегию «сотрудниче­ства», направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стра­тегия позволяет реализовать один из двух мотивов социаль­ного поведения человека — мотива кооперации или мотива конкуренции.

Последняя из названных стратегий может быть рассмот­рена как наиболее продуктивная с точки зрения эффектив­ности взаимодействия и как наиболее успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотноше­ний. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологи­ческих усилий по созданию позитивного климата, разреше­нию возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого. Во многих случаях, обучение людей навыкам сотрудничающего поведения — самостоя­тельная психологическая задача, решающаяся чаще всего ме­тодами активного социально-психологического обучения. Сотрудничество — самая эффективная стратегия педаго­гического взаимодействия. Она проявляется в том, что педагог рассматривает ребенка не как помеху своему успешному профессиональному труду, а как человека, имеющего свои цели в образовании. Педагог, не отказываясь от своего стремления эффективно и с чувством удовлетворения препо­давать свой предмет, может найти такие формы взаимодей­ствия, которые не ставили бы ученика в позицию униженно­го, не вынуждали его под давлением отказываться от своих интересов и склонностей, а создавали условия для успешной реализации и учителя как профессионала, и ребенка как личности.

Стратегия сотрудничества должна найти свое выражение в поведении учителя, его невербальных реакциях и тех сло­вах, с которыми он обращается к ученику, в его откликах на высказывания школьника, его умении слушать и отвечать на вопросы, в способах проявления своих чувств. Конечно же, реализация данного способа взаимодействия невозможна, если педагог внутренне не настроился на уважительное от­ношение к интересам и взглядам ученика, его потребностям и желаниям.

 







Date: 2015-11-15; view: 660; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию