Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды межличностного общения





В соответствии с установившейся традицией, в отечествен­ной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: импера­тив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью дости­жения контроля над его поведением и внутренними установ­ками, принуждения к определенным действиям или реше­ниям. В данном случае партнер по общению рассматривает­ся как объект воздействия, выступает пассивной, «страдатель­ной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирова­на. В качестве средств оказания влияния используются при­каз, указания, предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения впол­не оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отно­шения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе

с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных от­ношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отноше­ний. Возможности применения императивного общения в пе­дагогической практике крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, прика­заний и безусловных запретов можно добиться внешнего по­слушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко ис­чезающим содержанием его сознания.

Манипуляция — это распространенная форма межличност­ного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой ис­пользуется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мысля­ми другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются дру­гими.

В отношении - манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она впол­не уместна, и где она категорически недопустима. Сфе­рой «разрешенной манипуляции», несомненно, является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека широким перено­сом таких навыков в остальные области своих взаимоотно­шений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отноше­ния, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанно­сти. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны,

В манипулятивном процессе партнер по общению вос­принимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стерео­типные формы поведения, руководствуется ложными моти­вами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Как уже отмечалась выше, манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию пе­дагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, дока­зать. Уместная в области предметного обучения, эта установ­ка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на меж­личностных отношениях учителя с другими людьми.


Сравнение императивной и манипулятивной форм обще­ния, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рас­сматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

В качестве реальной альтернативы такому типу отноше­ний между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксиро­ванной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению. Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное по­знание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем

монологическое общение. Он возможен лишь в случае соб­людения следующих неприложных правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на актуальное состояние со­беседника и собственное актуальное психологическое состоя­ние. В данном случае речь идет об общении по принципу «здесь и сейчас», с учетом тех чувств, желаний и физическо­го состояния, которые партнеры испытывают в данный мо­мент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априор­ное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения — разговор от своего име­ни, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистиче­ское общение, позволяет достичь большой глубины взаимо­понимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессио­нально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к та­кому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, об­ладает психотерапевтическими свойствами, приближает че­ловека к большему психическому здоровью, уравновешенно­сти и целостности.

Продемонстрируем различия монологического и диалоги­ческого общения на примере взаимоотношений учителя и учеников.

Современная школа (и это, кстати, относиться не только к отечественной практике) превратилась в своеобразный полигон для использования различных форм монологическо­го взаимодействия. Причина, по мнению многих исследователей, кроется в том, как педагогами понимается основная цель и важнейшие средства образования и воспитания. На на­стоящий момент в качестве важнейшего средства поддержа­ния хорошей успеваемости и мотивации учения детей используется принудительная дисциплина и усреднение учеников. Вспомним основные способы воздействия на возмутителей спокойствия в классе: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей или выгнать из шко­лы, изоляция ребенка, вызов к директору, издевки и т. д. К сожалению, гораздо реже педагог подходит к проблеме мотивирования детей с точки зрения интереса. Учитель — манипулятор (или диктатор) считает, что мотивы учения у всех учеников совпадают и являются именно таковыми, ка­ковые предписаны школой (заслужить похвалу, стать цен­ным для общества работником, много зарабатывать и др.). Считается, что интересы ребенка совпадают с предлагаемы­ми ему знаниями, а если нет — то они менее важны, менее значимы, чем материал учителя. Тем самым постепенно от­бивается интерес ребенка не только к данному предмету, но и к школе вообще, так как для ребенка, как и для любого человека, его собственный интерес всегда важнее, даже если он не совпадает с интересом учителя и темой урока.


Э. Шостром предлагает несколько советов учителям, же­лающим уйти от монологической формы общения с деть­ми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бе­режно относиться ко всем вопросам и содержательным вы­сказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и так как только через эти интересы мож­но привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же надо реагировать на вопросы учеников?

Во-первых, надо терпеливо и до конца выслушать воп­рос. Очень часто людей подводит иллюзорное ощущение то­го, что вопрос и так ясен после первых ключевых слов и можно смело останавливать собеседника и немедленно начи­нать отвечать. Это не так. Вопрос необходимо выслушать до конца; при любом сомнении в правильности его понимания очень полезно переспросить («Извини, я видимо не совсем понял»...); обязательно надо ответить на вопрос, а не пере­ложить его на следующий раз («Это будет на следующем уроке»).

Во-вторых, ответ должен быть всегда шире вопроса, по­зволять посмотреть на проблему еще с одной стороны. От­вет не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Наконец, в-третьих, ученики не всегда задают вопрос за­тем, чтобы получить на него точный ответ. Чаще им важно показать свое умение думать, свои знания ребенок может задать вопрос, на который вчера он уже получил ответ от отца, и теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный раз­говор, мало относящийся к вопросу. Например, ребенок, на­ходящийся в конфликте с матерью из-за ее непомерных тре­бований, может опросить учителя «Вы знаете, что ребенок всегда должен слушать мать?» Если учитель ответит «Да», он рискует навсегда лишить себя доверия ребенка. Ответив «Нет», он оправдает действия ребенка. Поэтому лучшим от­ветом может стать такой: «Ты хочешь, наверное, узнать, как и когда нужно повиноваться взрослым». Такой ответ позво­лит создать доверительную обстановку, даст ребенку шанс на откровенный разговор с учителем, от которого он с само­го начала ждал помощи.


Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а много­функциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. Мы можем охарактеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: ком­муникативной, перцептивной и интерактивной. Такое рас­членение целостного и внутренне единого процесса общения правомерно лишь в научных целях — для более глубокого и всестороннего анализа феномена. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. Коммуникативная сторона общения, или ком­муникация с узлом смысле этого слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сто­рона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) за­ключается в обмене действиями между общающимися сто­ронами, то есть организации межличностного взаимодейст­вия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличност­ных отношений.

Ниже мы остановимся на характеристике каждой из вы­деленных сторон общения.

 

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы чело­веческого общения?

2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоя­тельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? На­зовите цель и специфические черты каждого вида.

4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диа­лога?

5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.

 

Литература

 

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1993.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

3. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика об­щения. ЛГУ, 1990.

4. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.

5. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек — манипуля­тор. М., 1992.

 

Тема для самостоятельного изучения:

Проявления императивного, манипулятивного и диалоги­ческого общения в педагогической практике.

Подберите различные литературные примеры проявления видов межличностного общения. Опишите конкретные их проявления в повседневной школьной практике общения учи­теля и учеников. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования данного вида общения в кон­кретной ситуации.

 

Гл. 2. Характеристика коммуникативной стороны общения

 

(общение как обмен информацией)

 

В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информа­ция, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Важно помнить, что коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; меж­личностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими чертами. Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существовании различ­ных уровней передачи информации (вербального и невер­бального). Проанализируем эти особенности подробнее.







Date: 2015-11-15; view: 1438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию