Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность программы





Проект Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Актуальность программы

Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей (ДОД) были изложены В.В. Путиным в предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Применительно к ДОД в статье отмечается, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.

В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.

Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сфера ДОД объективно нуждается в оформлении государственного заказа и государственных гарантий развития, поддержке заинтересованных в ее деятельности министерств и ведомств.

Актуальность межведомственной программы обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать как один из приоритетов инновационного развития страны.

Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и

межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

В последние годы сфера ДОД испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию ДОД и снижают результативность деятельности учреждений ДОД. Требования к повьппению качества сферы ДОД, предъявляют, прежде всего, дети и родители, профессиональное сообщество. Необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания, формировать социальную компетентность у детей, развивать опыт общественно-значимой деятельности.

Правовыми основами деятельности существующей сферы ДОД являются: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Национальная


стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р; Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567; Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы».


Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. При этом важно сохранение многолетних традиций сферы ДОД.

ДОД обладает следующими особенностями: - свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;

- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор
исходя из собственных интересов и способностей;

- ограниченной регламентацией поведения и общения, возможностью проявления
инициативы, индивидуальности и творчества;

- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;

- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);

- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в
сфере ДОД.

Указанная специфика обуславливает значимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, интегрирующей ресурсы учреждений ДОД, сфер образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

ДОД не является унифицированным, оно ориентировано как на удовлетворение общественной потребности в ранней профессиональной ориентации нового поколения, так и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены в системе общего образования.

Цель Программы:

создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.

Задачи Программы:

- закрепление и обеспечение социальных гарантий государства в сфере ДОД;

- создание условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей,
семей, общества, государства;

- развитие механизмов вовлечения детей в сферу ДОД;

- обеспечение доступности услуг ДОД для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;

- увеличение инвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития ДОД;

- развитие кадрового потенциала сферы ДОД;

- совершенствование нормативного правового обеспечения, финансово-экономических
механизмов развития сферы ДОД;

- развитие международного сотрудничества в сфере ДОД.


Принципы развития сферы ДОД:

- вариативность и многообразие программ для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей;

- обеспечение доступности и свободы выбора программ;

- развитие сферы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов;

- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким социально-экономическим статусом);


 

- поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании;

- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, исторических, географических ресурсов территорий;

 

- вариативность моделей управления ДОД;

- международная кооперация и интеграция;

- координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;

- развитие сферы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;

- информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

- создание конкурентной среды и устранение административных барьеров в сфере ДОД;

 

- открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

- многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.

Условия реализации программы:

Для развития сферы ДОД на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации необходимо обеспечение совокупности условий:

- нормативных правовых (внесение изменений в законодательство, разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, разработка федеральных требований к условиям реализации и структуре программ ДОД, новых СанПиН, профессиональных стандартов, норматива нагрузки на ребенка и др.);

- кадровых (организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для ДОД в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, профессиональная переподготовка кадров для работы в сфере ДОД);

- научно-методических (проведение фундаментальных и прикладных исследований, развитие
программно-методического обеспечения, разграничение уровней освоения программ ДОД,
разработка инновационных образовательных и информационных технологий, способов
мониторинга и оценки эффективности ДОД, обоснование использования сетевого взаимодействия
деятельности ресурсных центров для модернизации и диверсификации программ ДОД);

- организационно-управленческих (направленных на открытость сферы ДОД через
привлечение государственных, муниципальных, негосударственных субъектов путем внедрения
конкурсных процедур для реализации образовательных программ и услуг; совершенствование
маркетинговой деятельности, внедрение механизмов изучения заказа, удовлетворенности его
реализацией);


- материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с
требованиями личности, государства, общества, инновационной экономики, рынка труда,
техносферы образования);

- информационных;

- финансово-экономических (определение и введение норматива подушевого
финансирования, алгоритма расчета стоимости услуги, работы; механизмов гарантированной
бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе, механизмов стимулирования
привлечения внебюджетных средств в сферу ДОД, оплаты труда педагогических кадров сферы
ДОД).







Date: 2015-11-15; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию