Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические аспекты безопасности труда





Психологические аспекты безопасности труда связаны с изучением роли «человеческого фактора» в аварийных ситуациях.

«Человеческий фактор» в аварийных ситуациях включает в себя комплекс всех качеств человека: психические, физические, физиологические, профессиональные, которые могли повлиять на происходящее. Анализируя травматизм, правильным будет выявление роли в нем «человеческого фактора», а не только недостатков в технике или технологии. Индивидуальные качества человека, которые могли повлиять на несчастный случай, не всегда являются определяющими, необходимо рассматривать все причины в комплексе.

Способность человека противодействовать опасности в производстве можно подразделить на четыре основных фактора: чисто биологический, обусловленный природными свойствами человека и проявляющийся в бессознательной регуляции действий, реакции (безусловные рефлексы); фактор, определяющий психическое состояние и психические функции человека (эти качества зависят от особенностей нервной системы и состояния человека, а проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его эмоциональных реакциях на опасность); фактор, характеризующий направленность человека, то есть мотивы его действий, интересы; фактор, характеризующий уровень профессиональной подготовки работника, в том числе и по безопасности труда. Первые два фактора обусловлены врожденными свойствами личности, третий и четвертый факторы формируются в процессе воспитания и профессионального обучения, в том числе по охране труда и безопасности труда.

Проблемы безопасности труда можно решить двумя путями: снижением уровня производственной опасности – создание и внедрение более совершенного безопасного оборудования, машин, механизмов, технологий, повышение уровня индивидуальной защищенности работника и, второй путь – повышение производственной и технологической дисциплины, профессиональной подготовки, совершенствование методов и приемов работы.

Одним из основных качеств «человеческого фактора» является воля. Воля определяется как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. К важнейшим волевым качествам человека можно отнести: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, самостоятельность, выдержку, дисциплинированность.

К понятию «человеческий фактор» относятся и вопросы социально-психологической характеристики коллектива, его отдельных членов, и психологический климат в коллективе. К числу таких характеристик относятся: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность. Важным социально-психологическим явлением в жизни коллектива является лидерство. Можно выделить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера – генератора эмоционального настроя. Как правило, в коллективе всеми качествами лидеров не обладает одно лицо. Кто-то организатор, кто-то эрудит и т.д.

На психологические аспекты труда влияет температура, освещенность, шум, окраска стен (цветовой подбор).

Существует ещё одна отрасль психологии труда – это «инженерная психология». Главная проблема инженерной психологии – как конструировать и эксплуатировать машины, механизмы, оборудование с учетом психологических возможностей человека.

Контрольные вопросы по учебной дисциплине «Охрана труда»

1. Понятие «Охрана труда

2. Понятие «Условия труда»

3. Понятие «Вредный производственный фактор»

4. Понятие «Опасный производственный фактор»

5. Понятие «Безопасные условия труда»

6. Понятие «Рабочее место»

7. Понятие «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников»

8. Понятие «Сертификат соответствия организации работ по охране труда»

9. Понятие «Производственная деятельность»

10. Понятие «Требования охраны труда»

11. Понятие «Государственная экспертиза условий труда»

12. Понятие «Аттестация рабочих мест по условиям труда»

13. Понятие «Стандарты безопасности труда»

14. Понятие «Профессиональный риск»

15. Понятие «Управление профессиональными рисками»

16. Понятие «Принудительный труд»

17. Основные права работника по трудовому законодательству

18. Основные обязанности работника по трудовому законодательству

19. Основные обязанности работодателя по трудовому законодательству

20. Основные права работодателя по трудовому законодательству

21. Нормальная продолжительность рабочего времени

22. Сокращенная продолжительность рабочего времени

23. Неполный рабочий день

24. Продолжительность рабочего дня (смены) перед праздником

25. Продолжительность рабочего дня (смены) накануне выходных дней

26. Работа в ночное время

27. Сверхурочная работа

28. Виды режимов рабочего времени

29. Перерыв для отдыха и питания (обеденный перерыв)

30. Нерабочие праздничные дни. Перенос при совпадении выходных и праздничных дней

31. Работа в выходные и праздничные дни

32. Основной и дополнительные отпуска (понятие)

33. Порядок предоставления отпусков

34. Отпуск без сохранения заработной платы

35. Основные обязанности работодателя в области охраны труда

36. Основные обязанности работника в области охраны труда

37. Система управления охраной труда (СУОТ)

38. Какие несчастные случаи подлежат расследованию?

39. Обязанности работодателя при несчастном случае

40. Состав комиссии для расследования несчастного случая

41. Сроки расследования несчастных случаев

42. Оформление документов по несчастному случаю

43. Учет и регистрация несчастных случаев на производстве

44. Разрешение разногласий по вопросам расследования и оформления несчастных случаев

45. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда (перечислить)

46. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

47. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

48. Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда

49. Гражданская ответственность за нарушение требований охраны труда

50. С кем проводится обучение охране труда?

51. Вводный инструктаж

52. Стажировка на рабочем месте

53. Внеплановый инструктаж

54. Целевой инструктаж

55. Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов

56. Понятие аттестации рабочих мест по условиям труда

57. Классы и степени тяжести в зависимости от вредности, опасности и напряженности производственных процессов

58. Порядок завершения работ по аттестации рабочих мест

59. Виды нормативов безопасности производственных факторов

60. Воздействие на организм человека температуры воздуха

61. Воздействие на организм человека влажности воздуха

62. Воздействие на организм человека скорости ветра

63. Нормирование работ по тяжести в зависимости от количества тепла, выделяемого человеком

64. Последствия для организма человека повышенной и пониженной температуры воздуха

65. Вредные вещества, находящиеся в воздухе и их воздействие на организм человека

66. Классификация уровня опасности вредных веществ, находящихся в воздухе

67. Контроль содержания вредных веществ, находящихся в воздухе рабочей зоны

68. Последствия для организма человека вредного воздействия шума и вибрации

69. Примерное значение шума в децибелах при различных явлениях

70. Воздействие на организм человека звуков большой силы

71. Воздействие на организм человека инфразвука и ультразвука

72. Вибрация

73. Воздействие на организм человека светового потока

74. Классификация освещения: естественное, искусственное, совмещенное, боковое, верхнее, комбинированное, общее, местное

75. Коэффициент естественной освещенности

76. Виды ламп для освещения

77. Воздействие на человека ионизирующего излучения

78. Перечислите основные факторы, определяющие метеорологические условия на рабочем месте

79. Приборы для измерения скорости движения воздуха

80. Приборы для измерения температуры

81. Приборы для определения относительной влажности воздуха

82. Приборы для комплексного измерения атмосферного давления, относительной влажности, температуры, скорости ветра и других показателей

83. Периодичность контроля загрязнения воздуха

84. Приборы для измерения запыленности воздуха, уровня шума и вибрации, параметров световой среды, ионизирующего излучения

85. Перечислите виды технических средств безопасности

86. Средства индивидуальной и коллективной защиты

87. Порядок заявки, выдачи, пользования средствами индивидуальной защиты, их замена, решение спорных вопросов

88. Виды спецодежды и специальной обуви

89. Средства защиты органов дыхания

90. Средства защиты глаз

91. Средства защиты головы от травм (каски)

92. Зоны радиоактивного загрязнения, контроль радиации

93. Меры по снижению дозы радиоактивного воздействия на организм человека

94. Шум и меры по снижению шума

95. Пути уменьшения вибрации

96. Поражение электрическим током

97. Меры безопасности от электрического тока

98. Виды вентиляции

99. Понятие «Эргономика»

100. «Человеческий фактор» в аварийных ситуациях

 

Date: 2015-11-15; view: 3231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию