Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы соц-й психологии личности





Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых соц-нообусловленных психологических харак-к, которые проявляются в общ-х связях иотношениях, определяют его нрав-е поступки и имеют существенное значение для негосамого и окружающих. Становлениеличностиисамосознаниявонтогенезе. Особое значение имеет специфическое влияние соц-го развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деят-ти человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на опред-й стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активностиличности. Это объясняется тем, что начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с опред-й историей развития. С момента рождения человек зависит от соц-х условий существования, воспитания и оздоровления. Он формируется как одушевленное существо, психич-я эволюция которого яв-ся более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфическим человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции, моторной речи, соц-м контактам, предметной деят-ти в форме игры). Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса соц-х связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом, предметной деятельности с её соц-й мотивацией, осознанием семейных и др. ролей. В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе. Точки отсчета для начала онтогенеза и истории разв-я личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке. История личности, хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Особенно ранними её вехами является поступление ребенка в детский сад, и что особенно важно, в школу, что обусловливает более широкий круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности. Под влияние соц-й среды и воспитания складывается опред-й тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта деятельности. Т.образом, личностью не рождаются, личностью становятся. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общ-х взаимоотношений и процессов, в рез-те чего приобретается особое соц-е качество - он становится личностью. Проблемысоц-йпсихологииличности. Е.В. Шорохова: "Для социологии личность выступает как продукт общ-х отношении, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общ-й жизни, как элемент общности". Эти слова не следует понимать так, что конкретные личности совсем выпадают из анализа. Знание об этих конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы харак-ки и как они в свою очередь представляют личность в различных массовых действиях. Главнаяпроблема социологического анализа личности — это проблема соц-й типологии личности.Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются и др.проблемы, в частности те, которые являются спец-ми проблемами соц-й психологии. К ним относятся, например, проблема социализации. Различия в трактовке личности касаются др. сторон проблемы, больше всего — представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует опред-му представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, "включаются" или нет в личность индивидуальные психологич-е особенности. Как отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деят-ти в единстве его индивид-х свойств и его соц-х ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с др. людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три обр-я: психические процессы, психические состояния и психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор харак-к, принимаемых в расчет, значительно расширяется. К.К. Платонов, выделил в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней: 1)биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2)психологическая подструктура, включающая индивид-е свойства отдельных психич-х процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3)подструктура соц-го опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4)подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивид-я картина мира и высшая форма направленности — убеждения). Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к характеристике структуры личности, он формулирует общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Главная идея заключ-ся в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деят-ти, как и его сознание, она ею порождается". Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деят-ти. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие дея-Ти, а с другой — как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для структурирования личности: если в основе личности лежат отн-я соподчиненности видов человеческой деят-ти, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей. Но поскольку признаком деятельности яв-ся наличие мотива, то за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей. Два ряда детерминант — биологические и соц-е — здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе соц-х связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии лишь "наложились" социальные связи. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе соц-х связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологич-е проблемы личности начинают решаться на этой основе.



 






Date: 2015-11-15; view: 256; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию