Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богиня на историческои арене: юные годы Клеопатры





 

Итак, можно предположить, что матерью Клеопатры была одна из второстепенных жен Авлета, упомянутых в египетских источниках, скорее всего аристократка из династии мемфисских жрецов[109]. Если это так, тогда понятно, почему Клеопатра хорошо знала культуру и язык коренного народа. Но при отсутствии прямых доказательств в пользу такого предположения некоторые ученые утверждают, что Клеопатра на тридцать две части была гречанкой, на двадцать семь частей – македонкой и на пять – персиянкой. И несмотря на постоянные кровосмесительные отношения между братьями и сестрами в роду Птолемеев, где время от времени появлялись личности, страдавшие ожирением и психической неуравновешенностью, у самой Клеопатры ничего подобного не наблюдалось.

Детские годы она провела со своей старшей сестрой Береникой IV и тремя младшими детьми: сестрой Арсиноей, которая родилась между 69 и 65 годами до н. э., и двумя братьями Птолемеями, родившимися в 61 и 59 годах до н. э. Как известно, заботу о старшем мальчике поручили евнуху по имени Потин. Все четверо младших детей Авлета, рожденные от разных матерей, считались совершенно законными в глазах египтян, и их величали «наши владыки и великие боги»[110]. С рождения слышавшая обращение к себе «Теа» («богиня»), Клеопатра усвоила свой божественный статус и в особенности прониклась осознанием его, когда посещала Сему вместе с отцом, который в царских регалиях, золотой короне и пурпурной мантии верховного жреца культа Александра совершал ритуалы перед телом их легендарного предка.

Семейный статус повышался благодаря кровной связи с Пшеренптахом III, верховным жрецом Мемфиса, действовавшим в роли «ока царя Верхнего Египта и уха царя Нижнего Египта». Он имел такой же статус царского доверенного лица, как и Горанх, верховный жрец Летополя, чья семья уже давно породнилась со жречеством Мемфиса и кто уже поддерживал Авлета, за что удостоился эпитета «возлюбленный бога и друг царя».

Получив щедрое вознаграждение в виде снижения налогов, жрецы – сторонники Авлета – принялись укреплять стабильность повсюду в стране. Когда начался новый период строительства храмов в Танисе, Медамуде и Ком Омбо, монументальный вход в Эдфу украсили громадными фигурами Авлета, попирающего врагов, и фигурами его сестры‑жены Клеопатры V Трифены, «дочери бога Солнца», которые позднее заделали из‑за того, что она впала в немилость.

Благодаря возобновлению прямой торговли с Индией царская казна, оскудевшая из‑за недавнего неурожая, частично пополнилась. Авлет назначил «военного наблюдателя за Красным и Индийским морем», который должен был пресекать вылазки набатейцев (арабских племен, населявших район современной Иордании), недовольных тем, что в их посреднических услугах больше не нуждались, и возобновил экспорт текстиля, вина, стекла и рабов с Африканского Рога. Приобретенные в Индии такие товары, как специи, смола, драгоценные камни, слоновая кость и шелк, экспортировались с большой прибылью.

Такие богатства вызвали у римлян еще больший интерес к царству Авлета, особенно в связи с тем, что протеже Суллы, Птолемей XI, как говорили, завещал Египет Риму. После окончания диктатуры Суллы в 78 году до н. э. власть в Риме перешла к трем честолюбивым полководцам: Гнею Помпею Магну, Гаю Юлию Цезарю и Марку Лицинию Крассу. Последний призывал аннексировать Египет.

Стараясь выиграть время и спасти свое царство от вторжения, Авлет не скупился на взятки различным римским сенаторам и помогал финансировать поход Помпея против понтийского царя Митридата VI. После его самоубийства римляне завладели всеми богатствами царства, в том числе бывшей казной Птолемеев, которую Митридат захватил на острове Кос. Добыча Помпея, привезенная в Рим, оказалась столь огромной, что сенат устроил для него триумфальный въезд в столицу, походивший на птолемеевские празднества с той лишь разницей, что по крайней мере пять тысяч солдат противника погибли в этом конфликте. За колесницей Помпея через город прошли вдова и дети Митридата, что явилось кульминацией триумфальной процессии. Сенсацию у толпы вызвала голова Помпея, сделанная из трофейного жемчуга.

Цезарь, понимая, что Помпей затмил его своей популярностью, стал искать способ, как взять реванш. Между тем Помпей не только добавил к своему имени эпитет Александра «Великий», но даже перенял стиль его прически с вздернутым локоном над бровью, чего Цезарю никогда не удалось бы повторить из‑за редеющих волос.


Рим переключил внимание на некогда могущественную империю Селевкидов, чья овдовевшая царица Селена отправила двоих сыновей в Рим в 75 году до н. э. заявить права на трон Сирии и Египта на основании того, что они там родились. Но Рим отнюдь не собирался поддерживать подобные притязания: Помпей был послан на восток, чтобы прибрать к рукам Иудею при финансовой поддержке Авлета, а Египет находился в плотном окружении, учитывая, что римские войска постоянно пребывали на его северо‑восточных границах, а также на западных, после того как сын Фискона Апион передал Риму Киренаику в 96 году до н. э.

В результате постепенного завоевания бывшей империи Александра римляне стояли уже у самого порога его города, и юная Клеопатра полностью осознавала опасность, представляемую ими для будущего ее семьи. Ее отец продолжал снабжать деньгами Помпея, и она не видела, как финансовые средства помогают сдерживать неизбежный натиск римлян. Традиционная птолемеевская демонстрация богатства, особенно бросавшегося в глаза во время шикарных пиров в честь Помпея, воспринималась подтверждением того, что Авлет может служить доступным источником средств, и при продолжавшейся раздаче денег лишь страх перед захватом римлянами удерживал александрийцев от открытого восстания.

Недовольство населения выражалось в спорадических вспышках насилия. По свидетельству древнегреческого историка Диодора, когда один из приезжих римлян непредумышленно убил кота, возмущенная толпа египтян окружила дом, где расположился римлянин. Они кричали и требовали смерти. Ни посланные царем сановники, пытавшиеся увещеваниями образумить народ, ни страх перед Римом не спасли неосторожного. Его растерзали тут же на улице. Это событие, обычно воспринимаемое как проявление любви египтян к животным, приобретает гораздо больший смысл в антиримской атмосфере, сложившейся в 60 году до н. э.

Тогда же Помпей, Красс и Цезарь создали первый триумвират, коллегию из трех лиц с целью разделения власти, скрепленную женитьбой Помпея на дочери Цезаря. Как сильные правители Римской республики они с максимальной выгодой воспользовались положением Авлета и по программе «деньги за трон» предложили ему крайне важный титул «друг и союзник римского народа» в знак благодарности за помощь в завоевании селевкидской территории.

Хотя этот жест явился чуть ли не гарантией того, что Египет не будет захвачен, титул Авлета обошелся казне в шесть тысяч талантов, что составляло почти весь годовой доход его царства. Из‑за незначительного подъема уровня воды в Ниле и неурожайных лет, начавшегося голода и забастовок такую сумму не представлялось возможным собрать только за счет торговли, а повышение налогов вызвало бы открытое восстание. За неимением альтернативы Авлету пришлось взять в долг огромные суммы у состоятельного римского ростовщика Гая Рабирия Постума, чтобы заплатить Цезарю за долгожданный титул.

В 58 году до н. э. римляне захватили Кипр, где правил брат Авлета Птолемей, под предлогом, что тот якобы помогал пиратам нарушать римское судоходство. Гордый царь отклонил предложение о предоставлении ему взамен поста верховного жреца, предпочтя смерть унижению, и принял яд. Не желая лишиться нового и дорого обошедшегося ему титула «друг Рима», Авлет отказался помогать брату, и когда римляне завладели кипрской казной, александрийцы наконец взбунтовались. Воспользовавшись своим давним правом сменять монархов, они изгнали Авлета и посадили на трон его старшую дочь Беренику IV, а соправительницей призвали Клеопатру V Трифену, которая десять лет провела в изгнании. Хотя позднее историки пришли к выводу, что она, вероятно, была еще одной дочерью Авлета, и присвоили ей имя Клеопатра VI, по‑видимому, она была все же пятой и вернулась, чтобы сменить на троне своего брата и прежнего мужа.


Свергнутый летом 58 года до н. э. и опасавшийся за свою жизнь, Авлет бежал из дворца и из страны, но не остался в одиночестве. Согласно греческому источнику, с ним находилась одна из его дочерей, и поскольку старшая – Береника IV – стала царицей, а младшая Арсиноя только‑только начала ходить, то принято считать, что речь идет о средней и любимой дочери – одиннадцатилетней Клеопатре[111].

Покинув Александрию на корабле, отец и дочь поплыли на север и спустя неделю прибыли на Родос, где им оказали теплый прием. Жители острова уже давно относились к числу союзников Птолемеев и поклонялись Исиде. Их знаменитый Колосс Родосский – бронзовая, ста двадцати футов высотой статуя греческого бога Солнца Гелиоса с явными чертами Александра рухнула во время землетрясения, но, как писал Плиний Старший, даже лежащей она вызывала восхищение. Колосс, конечно, произвел огромное впечатление на молодую царевну.

И все‑таки Авлет приплыл на Родос прежде всего для встречи с римским государственным деятелем Марком Порцием Катоном, задержавшимся там по пути на Кипр, где ему надлежало наблюдать, как идет аннексия, и завладеть его казной. Авлет пригласил римлянина к себе, но ему сказали, что он сам должен идти к Катону, который только что выпил слабительное и, надо полагать, принял египетского царя, сидя в туалете. Катон «не вышел ему навстречу и даже не поднялся с места, но приветствовал, как любого случайного гостя, и просил сесть. Птолемей был немало озадачен»[112], потому что живого египетского бога еще никогда так не унижали.

Мало чего добившись, отец и дочь отправились дальше, в Афины, культурный и научный центр, уступавший только Александрии. Им оказали достойный прием, ибо Птолемеев там давно почитали как богов, и их статуи украшали Акрополь. Монарший визит Авлета и его дочери был отмечен официальной записью. Потом они отбыли в Рим. К тому времени Рим прибрал к рукам всю западную часть империи Александра: Македонию, Грецию, Киренаику, Малую Азию, Сирию и совсем недавно Кипр. Оставался только Египет, который Авлет решил вернуть любой ценой.

По прибытии в Италию коронованных особ официально принял Помпей и в знак благодарности за их помощь предложил одну из своих шикарных вилл в тридцати милях к юго‑востоку от Рима на лесистых склонах Альбанских холмов. Предположительно они по крайней мере один раз посетили новый храм Исиды на Монте‑Гинесто недалеко от Пренесте (ныне Палестрина) – культ Исиды уже распространился до Рима. Ее храм, разрушенный во время националистических выступлений во II веке до н. э., вскоре был построен заново на вершине Капитолийского холма, самом престижном районе города. И хотя на чужих богов наложили запрет всего за полгода до царского визита, люди восстановили их «силой», поскольку египетские божества явно занимали особое место в сердцах римлян.


Хотя кирпичные дома в городе не приводили в восторг александрийца, римская военная мощь означала, что члены сената теперь являлись самыми влиятельными личностями в мировой политике. Авлет подкупом влиял на них, пока не иссякли деньги, и ему пришлось занимать еще большие суммы, чтобы вернуть свой трон. Клеопатра V Трифена и Береника IV, также решительно настроенные не допустить его возвращения, послали делегацию в составе ста влиятельных горожан, дабы изложить сенату свою точку зрения; но взятками, угрозами и даже убийством некоторых из них Авлету удалось сорвать эти замыслы. Возникла опасность со стороны соперника Помпея – Юлия Цезаря, который сам добивался избрания наместником Египта. Из этого ничего не вышло, и Цезарь направился на запад, когда его консульские полномочия в Галлии продлили еще на пять лет, а Помпей остался полновластным хозяином в Риме.

Пока продолжались споры по «египетскому вопросу», не приведшие ни к чему, кроме того что еще больше денег стало переходить из одних рук в другие, отчаявшийся Авлет, чьи средства значительно оскудели, решил больше не тратиться и в 57 году до н. э. вернулся в Эфес. Некогда богатейший город Малой Азии, входивший в состав птолемеевской империи, Эфес представлял собой замечательный космополитический город, где находился храм Артемиды, сожженный в день рождения Александра Великого и все еще восстанавливавшийся, когда он двадцать два года спустя проходил через него со своим войском по пути в Египет. Новый мраморный храм, на реставрацию которого ушло целых сто двадцать лет, возвышался на подступах к городу со стороны моря. Широкая лестница с мраморными ступенями вела к храму, окруженному двумя рядами колонн. Внутри помещалась огромная скульптура улыбающейся Артемиды с вытянутыми вперед руками из слоновой кости из‑под выполненных из золота одежд. Ей несли всевозможные подношения, в том числе бусы из жемчуга и янтаря, а на алтаре приносили в жертву быков.

В храме, украшенном различными скульптурами от бронзовых статуй египетских жрецов до мраморных изваяний воительниц‑амазонок, портрет Александра работы его любимого художника Апеллеса, должно быть, восхитил птолемеевских преемников великого полководца, пожелавших сделать собственные пожертвования. Храму, считавшемуся одним из семи чудес Древнего мира, Авлет подарил две двери из слоновой кости. Его дочь Клеопатра к двенадцати годам видела четыре из этих чудес: Фаросский маяк и пирамиды в своей стране, Колосса Родосского в образе Александра‑Гелиоса и вот сейчас храм Артемиды в Эфесе. Ее личное знакомство с каждым из них подчеркивало значимость как ее самой, так и ее династии в Древнем мире.

Желание ее отца внести вклад в украшение храма, вероятно, было продиктовано тем, что его сестра‑жена Клеопатра V Трифена и их дочь Береника IV закончили сооружение посвященного ему пилона в Эдфу с дверями высотой сорок пять футов из ливанского кедра, обитыми сияющей бронзой. Церемония открытия состоялась 5 декабря 57 года до н. э. И это было последнее появление Клеопатры V Трифены. После последовавшей вскоре ее смерти Береника IV осталась единственной правительницей, и до Эфеса дошли слухи, что она активно ищет мужа на роль соправителя.

Не придавая значения своим единокровным братьям, двум сыновьям Авлета, едва вышедшим из детского возраста, Береника IV устремила взоры на последнего из своих селевкидских родственников, младшего сына Селены, безуспешно пытавшегося двадцатью годами раньше при поддержке Рима завладеть сирийским и египетским троном. Ему не удалось воспользоваться шансом управлять Египтом, так как он умер при загадочных обстоятельствах. Последующие попытки Береники IV соединиться с другой ветвью селевкидского дома, выйдя замуж за внука Грипа и Трифены, сорвал новый наместник Рима в Сирии Авл Габиний, заявивший, что это не в интересах Рима и Авлета, который также давал ему взятки.

Отчаявшиеся александрийцы пригласили в мужья Беренике IV некоего самозванца, претендовавшего на происхождение от селевкидских царей, которого прозвали «Кибиосактом» (торговцем соленой рыбой), но он пришелся ей не по нраву, и спустя неделю его задушили. Не желая отступаться, александрийцы привели человека по имени Архелай, выдававшего себя за сына Митридата VI Понтийского, а на самом деле бывшего сыном одного из его офицеров. Быстро усвоив способ действий Авлета, он подкупил Габиния, прибыл в Египет и женился на Беренике IV. К счастью для него, она осталась довольной новым мужем. Между тем у Помпея, кому подчинялся Габиний, имелись свои планы. Разбив Понт и желая прибрать к рукам богатства Египта, он наконец принял решение в пользу Авлета и приказал Габинию восстановить на престоле Авлета за десять тысяч талантов.

Таким образом, весной 55 года до н. э. ликующего Авлета и Клеопатру приветствовали в Эфесе Габиний и его войска. Конницей Габиния в то время командовал двадцативосьмилетний Марк Антоний, который «тотчас влюбился»[113]в четырнадцатилетнюю царевну с первого взгляда, как позже писали историки. С римскими войсками, совершавшими марш на юг, Авлет и Клеопатра добрались до Египта и после захвата Антонием Пелусия вошли в Александрию. Там в сражении Архелай был убит. Не подчинившись приказу Авлета, Антоний с почестями похоронил его, а Авлет «в гневе и злобе… [на] всех египтян»[114]казнил свою дочь Беренику IV и всех ее сторонников. Лишь благодаря вмешательству Антония удалось избежать всеобщей резни, за что «он оставил у александрийцев громкую молву о себе»[115]после возвращения в Рим. Большинство габинианцев получили постоянное назначение в Египет, чтобы защищать Авлета от александрийцев или наоборот. Эти рослые опытные воины, сражавшиеся в Галлии и Германии, приспособились к жизни в царской столице и даже женились на местных уроженках.

Почувствовав себя в безопасности, Авлет ознаменовал начало своего второго правления традиционным празднеством; возобновил строительство храмов в Копте, Гермонфисе и Филэ и приступил к сооружению целого храмового комплекса Хатхор‑Исиды в Дендере, что севернее Фив. Ни царицы, ни старшей царевны не было в живых, и Клеопатре приходилось присутствовать с отцом на закладке первого камня 16 июля 54 года до н. э. Назначенная на самый благоприятный день в году, когда появляется звезда Исиды – Сотис, возвещая начало нильского разлива, эта церемония ознаменовала также вознесение на небеса божественной Арсинои II. Это событие должно было послужить мощным стимулом для обеих богинь, чтобы дать живительную влагу стране.

Несмотря на несколько неурожайных предыдущих лет, Авлету удалось вернуть огромный долг ростовщику Рабирию, объявившемуся в Александрии. За оказанную царю денежную помощь он был назначен первым казначеем. В Александрии ростовщик расхаживал в греческом плаще и занимался бесцеремонным вымогательством. Рабирий так обогатился и стал столь одиозной личностью за год, пока занимал свой пост, что Авлету пришлось взять его под стражу. Потом царь предоставил ему возможность бежать в Рим. Там Рабирия и Габиния немедленно привлекли к суду за незаконное присвоение средств. Их обоих еще обвинили в «неримском» поведении за ношение чужеземной одежды. Юрист‑республиканец Марк Туллий Цицерон назвал Габиния «коварным, жуликоватым, женоподобным мальчишкой», а выступая с речью в защиту Рабирия, назвал Александрию городом мошенников и плутов.

На самом деле египетская столица была центром культуры и знаний, и в период культурного ренессанса, совпавшего со вторым сроком правления Авлета, его четверо оставшихся детей получили действительно разностороннее образование. Помимо того что они имели доступ в уникальные образовательные заведения – библиотеку и мусейон, где в течение двух столетий проводились передовые научные исследования, каждый из детей имел своего наставника: старшего царевича Птолемея обучал Феодот Хиосский, а Арсиною – евнух Ганимед.

Старшая сестра Клеопатра после возвращения в Александрию из европейского турне продолжила образование и преуспела в науках намного больше, чем все остальные Птолемеи. К ней обращались «Теа», что по‑гречески значит «мудрая» и «божественная». Египетские историки более поздних времен отмечали высокий интеллект Клеопатры как наиболее важное качество. Так, Иоанн Никиуский называл ее «самой известной и мудрой из женщин <…>, достигшей величия благодаря своей смелости и силе воли»[116]. «Последняя из мудрецов Греции»[117], она была «выдающимся ученым»[118], эрудированной царицей, которая «всячески возвышала статус ученых и любила их общество»[119].

Пользуясь тем, что ее отец взял под покровительство мусейон и появились несколько новых философских школ, Клеопатра слушала лекции Филострата и приняла участие в философском диспуте о древнем фараоновском «Ритуале предков», отметив, что в Гадесе «мертвые ждут живую воду, чтобы снова родиться и расцвести как цветы весной»[120].

Она, вероятно, также училась у придворного астронома Сосигена и очень интересовалась астрологией и Зодиаком, представления о котором сложились в Вавилоне.

Имея возможность пользоваться царской библиотекой, где хранились личные дневники и книги Александра, в том числе экземпляр гомеровской «Илиады», которую дал ему Аристотель, Клеопатра, по‑видимому, читала пьесы великих афинских драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида, собственноручно написанные ими и оказавшиеся здесь благодаря хитрости и ловкости предков‑Птолемеев. И хотя математик и царский наставник Евклид говорил им, что «нет царского пути к геометрии»[121], его последователи Катон и Фотин посвятили свои работы Клеопатре.

Следуя семейной литературной традиции, берущей начало от Птолемея I, который написал биографию Александра, и продолженной Птолемеем IV, автором ряда трагедий, и Птолемеем VIII, который оставил после себя описание птиц, обитавших в царском зоопарке, Клеопатра также, по утверждению арабских историков, «писала книги по медицине, магии и косметике помимо других книг, которые хорошо известны всем лекарям»[122]. В I веке до н. э. Александрия была центром медицинских знаний. Здесь придворный врач Диоскорид занимался исследованием чумы, Аполлоний изучал труды Гиппократа, а хирург‑гинеколог Филоксен специализировался в области лечения рака матки. Наблюдения Клеопатры за развитием утробного плода, как считается, оказали влияние на греческого врача Галена. Учение о ядах – еще одна сфера ее интересов, и не исключено, что с ним ее познакомил фармацевт Зопир, которого взял к себе Авлет для приготовления противоядий. По некоторым сведениям, она наблюдала за действием различных ядов во время казней в гимнасии и вела записи.

В более поздних источниках ее называли Теосебией, то есть «писцом бога» – согласно поверьям, авторов всех письменных произведений вдохновлял Тот, египетский бог мудрости и покровитель всех писцов. Своего эпитета Клеопатра удостоилась благодаря тому, что она первой из Птолемеев освоила египетский язык, который называли «словами Тота» и считали, что бог сам придумал его. Знавшая по крайней мере девять языков, в том числе родной для Птолемеев греческий, а также языки сирийцев, иудеев, мидийцев, парфян, арабов, эфиопов и троглодитов[123], Клеопатра свободно говорила на египетском; этот факт дает основание предположить, что ее матерью была египтянка. Несомненно, египтянином был ее троюродный брат Пшеренптах III, верховный жрец Мемфиса. О его жене Таимхотеп из Летополя говорилось: «Достойная молодая женщина, красноречивая, дающая мудрые советы»[124].

Хотя такие способности редко ценились в Древнем мире, в птолемеевском Египте принадлежащие к элите женщины участвовали в жизни общества, основанного на принципах равенства, характерных для древней культуры. Главным знатоком этой культуры для Птолемеев был местный жрец Манефон, составивший перечень фараонов с начала египетской истории. В него наравне с мужчинами он включил многих женщин, не входивших ранее в официальные списки, что явилось прямым результатом птолемеевской политики. Кажется неслучайным, что Манефон трудился для Птолемея II и его сестры‑жены Арсинои II, первой из птолемеевских женщин имевшей равные со своим братом‑му‑жем властные функции и принявшей титул фараона.

Хотя Геродот утверждал, что Нитокрис была единственной египетской царицей, Манефон придерживался иной точки зрения. Второй он назвал Скемиофрис, переиначив на греческий лад имя Собекнефру, которая изменила традиционный царский титул «сын Ра» на «дочь Ра» и стала носить царский головной платок и мужской схенти поверх женского платья, тем самым создав новый стиль царской одежды. Третьей в списке цариц он указал Аменсис. Так звучал в искаженном греческом произношении титул «дочь Амона», принадлежавший Хатшепсут. Она заняла престол после своего единокровного брата и мужа в качестве регентши его сына от второстепенной жены. Имея больше прав на трон, она царствовала в течение пятнадцати лет. При ней возродилась торговля на всем побережье Красного моря и началось осуществление грандиозного строительного проекта в Луксорском храме, в результате чего он стал местом, где каждый монарх соединялся с Амоном по программе возрождения царей, в том числе и сам Александр. В находившемся поблизости Карнаке золоченые верхушки обелисков из розового гранита, воздвигнутых ею, отражали солнечные лучи на стоявший на другом берегу ее заупокойный многоступенчатый храм в Дейр эль‑Бахари. Сцены оплодотворения ее матери Амоном, изображенные на стенах храма, не оставляли и тени сомнения в том, что Хатшепсут его дочь. Она пожелала быть похороненной со своим смертным отцом в Долине царей непосредственно позади ее храма в Дейр эль‑Бахари. Ее тело вынесли из их общей гробницы в более поздние времена, а еще столетие спустя мумию, найденную в другом месте долины, идентифицировали как Хатшепсут.

В мужском платье, с наклеенной бородой, наделенная титулами, каких не имели ее предшественницы, Хатшепсут служила образцом для последующих женщин‑фараонов, коих мы находим в списке Манефона. Следующей он назвал Акенхерес. Это искаженное Анххеперура, тронное имя Нефертити, чье мужского фасона платье сбивало с толку многих историков, считавших ее мужчиной. Нефертити воцарилась после смерти мужа Эхнатона, хотя попытки четы ограничить влияние жречества, проповедовавшего культ Амона, привели к тому, что жрецы стали удалять имена Эхнатона, Нефертити и их прямых наследников так называемого амарнского периода (1352–1323 гг. до н. э.) из всех надписей. Поэтому сведения о любой правительнице той эпохи Манефон, вероятно, черпал из источников Фив, а не Мемфиса. О глубоком уважении, с которым все еще относились к этим правительницам в северной столице, можно судить по тому, что верховные жрецы Мемфиса продолжали жениться на женщинах с одинаковыми именами. Например, верховный жрец Нескедти женился на Собекнефер, и у них родилась дочь, названная Нефер(т)ити, а верховный жрец Хоремхет взял в жены женщину по имени Нефер(т)ити, которая родила дочь, и ей дали такое же имя.

Саму Нефертити похоронили в Долине царей, вероятнее всего, в гробнице KV.56, рядом с гробницами ее мужа Эхнатона (KV.55) и его преемника Тутанхамона (KV.62), относящимися к амарнскому периоду, но на каком‑то этапе ее тело перезахоронили жрецы Амона. Они сняли с мумии ткань, в которую она была обернута, изуродовали ее лицо и как безымянную поместили в боковую камеру другой усыпальницы, пытаясь скрыть ее личность, что, вероятно, имело важное значение в политическом смысле. По сути дела, весь амарнский период считается «отсеченным», когда правители намеренно предавались забвению последующими царями.

Тем не менее женщины амарнской династии продолжали выходить замуж за членов монаршей семьи, за царей от Хоремхеба до Сети II, что объясняет нахождение ювелирных изделий в вероятной гробнице Нефертити KV.56 – «Золотой гробнице». Эти драгоценности с именами Сети II и его жены Таусерт не предназначались для ношения, поскольку кольца были слишком малы для взрослой женщины, а царские имена на изделиях, если их надеть, выглядели бы перевернутыми. По‑видимому, они являлись жертвенными дарами прославленной предшественнице: на них Таусерт изображена в официальной позе, как Нефертити, стоящая перед своим мужем в момент передачи ей власти.

Таусерт, что значит «всемогущая», правила как регентша до 1188 года до н. э., прежде чем приняла полный царский титул «сильный бык, любимый Маат, дочь Ра, возлюбленная Амона», вобравший в себя женские и мужские названия и скопированный с титула ее деда Рамсеса II, чье облачение для официальных церемоний она также переняла. В период гражданской войны, уже после смерти, Таусерт подверглась нападкам, место ее захоронения в Долине царей было разграблено, а пустая гробница почти на тысячу лет осталась открытой как печальный финал женщины‑фараона. Несмотря на то что ее имя изъяли из официальных документов по приказанию преемника под предлогом наведения порядка, Манефон нашел доказательство для «царицы Туорис», при которой пала Троя, поместив пятую и последнюю женщину‑фараона во временные рамки, привычные для его птолемеевских покровителей.

Многое узнавшая о своих предшественниках‑фараонах и предках‑Птолемеях, Клеопатра вскоре пошла по их стопам, когда Авлет приступил к осуществлению планов престолонаследия. На грандиозной церемонии, состоявшейся в Александрии 31 мая 52 года до н. э., он удостоил всех четырех оставшихся детей эпитета Филадельф – «Любящий брата (сестру)» и лишь шестнадцатилетнюю Клеопатру назвал Tea Филопатор, «Любящая отца богиня». Так она стала полноправной соправительницей наравне с отцом.

Тридцатый год правления Авлета – это первый год правления Клеопатры. Официальные документы за период с середины 52‑го до середины 51 года до н. э. датировались: «Год тридцатый, он же первый». Повсюду в Александрии выставили мраморные скульптурные головы соправителей в македонском стиле. Клеопатра изображена с худощавым лицом, широко посаженными, как у Александра, глазами, орлиным носом и округлым подбородком. В одном случае – это девушка с решительным выражением лица, очень серьезно воспринявшая новую роль, с диадемой македонского образца, сдвинутой ближе ко лбу. Однако ее первые официальные портреты были написаны в Дендере, где велось строительство храма. Оно продвигалось столь медленными темпами, что два года ушло только на сооружение подземных крипт для храмовых сокровищ и отделочные работы в них. Стены в криптах расписали фигурами шестнадцатилетней правительницы Клеопатры в скромном платье из тончайшей ткани, с широким ожерельем на шее, высоким плюмажем, короной Хатхор‑Исиды с рогами и солнечным диском, надетой поверх длинных волос, закинутых за плечи. В одной руке она держит анх – символ жизни, другую – подняла, словно защищая отца, делающего подношения богам храма.

Авлет оставил завещание, согласно которому после его смерти правительницей должна остаться Клеопатра, а соправителем – ее единокровный брат Птолемей. Авлет также призвал римский сенат гарантировать исполнение этого условия. Однако республиканское правление Рима в то время переживало кризис. Впоследствии Юлий Цезарь писал: «Один экземпляр его завещания был через его послов доставлен в Рим для хранения в государственном казначействе (но хранился у Помпея, так как из‑за политических смут его нельзя было передать в казначейство); другой с тождественным текстом был оставлен в Александрии и был предъявлен Цезарю запечатанным»[125]. Затем, проявивший себя как монарх, упорно державшийся за египетский трон, хотя полжизни он провел за рубежом, Авлет умер в Александрии на шестьдесят втором году жизни. Частичное солнечное затмение, произошедшее 7 марта 51 года до н. э., драматически ознаменовало его кончину.

Клеопатра не допустила, чтобы новость о смерти ее отца вышла за пределы круга близких ей людей. Ее царственный кузен Пшеренптах III получил титул «обоснованный пророк царя Птолемея»[126]. Это указывало на то, что Авлета нет в живых, и, пока кузен занимался организацией похорон, шел традиционный десятинедельный процесс бальзамирования, проводившийся, как всегда, скрытно. Клеопатра сама продолжала выпускать официальные документы от своего имени и от имени отца без упоминания ее десятилетнего брата Птолемея, чьи советники, узнай они истинное положение дел, просто захватили бы власть и правили от его имени. Она также знала, что Рим немедленно вмешался бы и заставил ее принять брата в качестве соправителя, так что сенат получил официальное уведомление о смерти Авлета только 30 июня 51 года до н. э., то есть почти на четыре месяца позже.

Между тем Клеопатра собрала свою группу советников, на чьих кольцах с печаткой будет выгравирован ее картуш и портрет в знак преданности. При поддержке Пшеренптаха и его жрецов она утвердилась в своей роли как истинная наследница отца, продолжая и совершенствуя его строительные проекты в Дендере и Гермонтисе. Ее щедрое покровительство храмам будет важным средством сохранения верности коренного населения, которое облагалось большими налогами в течение первых пяти лет ее царствования для поддержания ее режима. И чтобы привлечь жителей на свою сторону, она отважилась оставить Александрию, пока приближенные ее брата не были готовы бросить ей вызов, и совершила путешествие на юг, чтобы лично предстать перед своими подданными.

По прибытии в Мемфис она должна была нанести государственный визит в храм города, чтобы получить в той или иной форме официальное признание Пшеренптаха, и, хотя не сохранились какие‑либо письменные свидетельства ее коронации, Клеопатра Tea Филопатор удостоилась официального титула «царица Верхнего и Нижнего Египта». Эквивалентом ему служил эпитет «женщина‑Гор, великая, идеальная, добродетельная богиня, возлюбившая отца, подобие своего отца», а также специально созданный – «царица Верхнего Египта, земли красной короны, и царица Нижнего Египта, земли белой короны».

Чтобы подчеркнуть тесную связь со страной, Клеопатра надевала красно‑белую корону объединенного Египта вместо простой македонской диадемы. Еще одним традиционным головным убором, которому она отдавала предпочтение, когда выходила к своим египетским подданным, была древняя корона бога земли Геба, представлявшая собой бараньи рога Амона и рога коровы, солнечный диск и два длинных пера Исиды‑Хатхор. Корона отражала статус «дочери Геба»: Геб, будучи отцом Исиды, символизировал связь Клеопатры с богиней. Обе короны и титул связывали ее и с тремя предыдущими женщинами‑фараонами: Арсиноей II, Нефертити и Хатшепсут.

Помимо причудливых корон, не менее важным элементом царственной внешности Клеопатры являлись ее волосы; за ними ухаживала искусная служанка Ирада. Хотя для появления перед египетскими подданными новой царице требовались довольно неестественно выглядевшие парики из длинных прямых волос, традиционно разделенных на три части, в повседневной жизни Клеопатра предпочитала более практичную прическу «арбуз». Чтобы сделать ее, волосы зачесывали назад прядями, напоминающими полоски на арбузе, и затем закалывали в пучок на затылке. Такая прическа, которую всегда носили Арсиноя II и Береника II, уже почти два века как вышла из моды, но Клеопатра возродила ее; правда, в отличие от своих предшественниц она не скрывала ее под накидкой из тонкой ткани. И хотя обе царицы имели светлые волосы, как Александр, Клеопатра была огненно‑рыжая, если судить по портрету женщины с царской диадемой и египетскими заколками в волосах, в которой признали Клеопатру.

Ее волнистые рыжие волосы, собранные на затылке в пучок в виде прически «арбуз» и увенчанные царской диадемой наподобие обруча, могли дополняться скромным греческим платьем. Однако роль Клеопатры в египетском мире требовала участия ее придворной дамы‑модельера Хармионы в создании замысловатых костюмов древнего фасона – традиционных по стилю, обтягивающих, из тончайшей ткани, с украшениями из золотых блёстков, драгоценных камней, бисера и перьев. Птолемеевским женщинам особенно нравилось платье из переливчатых перьев грифа; крылья птицы обхватывали торс и живот, как бы защищая часть тела, ответственную за детородную функцию.

В начале своего правления, дабы подчеркнуть сходство с отцом и провести параллель между его титулом «Новый Дионис» и своим – «Новая Исида», Клеопатра, вероятно, носила такие же одежды, в каких изображалась сама Исида. В дальнейшем Клеопатра «звала себя Новою Исидой» и, «когда появлялась на людях, была в священном одеянии Исиды»[127]: поверх традиционного белого платья, которое носили как богини, так и служители культа, надевалось черное одеяние, превращавшее ее в «царицу в черном», подобную Исиде. Ее «черные покровы»[128]переняли жрецы меланефоры, «носители черного». Благодаря закрепителям краски, изобретенным Птолемеями, спокон веков не совсем белое египетское полотно становилось цвета морской волны, фиолетовым, огненно‑красным и малиновым. Сама Исида, по представлениям египтян, носила широкий черный плащ, а под ним была одежда «многоцветная, из тонкого виссона <…>.

Но что больше всего поразило мое зрение, так это черный плащ, отливавший темным блеском. Обвившись вокруг тела и переходя на спине с правого бедра на левое плечо, как римская тога, он свешивался густыми складками, а края были красиво обшиты бахромою»[129].

Хотя греки поклонялись богине как Исиде, египтяне продолжали называть ее Асет, чье имя, означающее «трон», отражало ее роль в сохранении основ царства. Птолемеи, давно осознавшие это, воздавали мольбы «Исиде Великой, божьей матери, всемогущей царице богов, без которой никто не смеет войти во дворец, по чьей воле цари восходят на трон»[130]. Восприняв сущность каждой богини, Исида стала «Мирионимой», то есть «многоименной», а ее главенство над божествами и монархами позволило Клеопатре как новой Исиде претендовать на власть и в бренном, и в божественном мире.

Самым эффективным способом соединиться с подданными, в большинстве своем неграмотными и плохо воспринимающими или вовсе не воспринимающими официальные изображения в храмах, было бы появление перед ними величественной, но сразу же узнаваемой. Далекая от того, чтобы походить на бессловесного истукана на золотом троне, Клеопатра говорила с ними на их родном языке – первой из монархов за три столетия со времен последнего урожденного египетского фараона Нектанеба II. Египтянами она воспринималась отнюдь не македонянкой, разговаривающей только на греческом со Средиземноморским миром, а подлинным фараоном, прямо общающимся с ними на их нильской земле. Ее дело – это их дело, и своим активным участием в совершении обрядов, с давних времен служивших опорой их страны, она добилась их верности.

В Дендере Клеопатра ознакомилась с ходом строительства нового храма. Прибыв в Фивы 22 марта 51 года до н. э., она стала первым монархом на памяти местных жителей, лично присутствовавшим на церемонии помещения в храм быка Бухиса, родившегося в конце правления ее отца. Считавшийся земным воплощением бога Солнца Ра, Бухие также отождествлялся с богом войны Монту и богом плодородия Мином, причем и тот и другой считались аспектами Амона. Он являл собой «богов, олицетворенных в быке»[131], а имя Бухие – это греческий вариант Ба‑хер‑кхет, что значит «душа на теле». Египтяне называли быка «живым духом Ра, рожденным от великой коровы, соединенной с богами‑творцами, он есть Амон, ходящий на четырех ногах, воплощение Монту, бога Фив, отец отцов, мать матерей, который возобновляет жизнь каждого из богов»[132].

Бухиса отбирали при рождении по специфическим внешним признакам: тело у него должно быть белым, а голова черной, однако предполагалось, «что цвет лохматой шерсти у него меняется каждый час и что она растет не так, как у всех животных»[133]. Накрытый бисерной сеткой, чтобы на него не садились мухи, с золотой короной в виде солнечного диска, позолоченными рогами и подведенными глазами, он буквально благоухал от вылитых на него дорогих духов, к счастью для царицы и тех, кто находился в непосредственной близости, ибо церемония длилась трое суток.

Церемония введения быка в храм представляла идеальную возможность для богов, воплощенных в быке, соединиться с Клеопатрой как верховной богиней. После этого жрецы направили бы их общие силы на повышение столь необходимого стране плодородия. Поскольку уже который год подряд стояла засуха и свирепствовал голод, требовалось что‑то радикальное, чтобы начать этот процесс. Согласно классическим описаниям, дошедшим до нас со времен Клеопатры, ритуальная церемония посвящения быка продолжалась сорок дней. Как свидетельствовал Диодор, «только женщины могут смотреть на него; стоя лицом к нему, они поднимают платье и обнажаются»[134].

Использование их общей сексуальности для стимулирования открытого проявления мужской плодовитости греки называли «анасирмене»; нечто подобное видел Геродот на празднике плодородия во время непристойных женских пирушек. Дочь бога Солнца Хатхор прибегала к этому методу, чтобы разгорячить его. Для стимулирования скрытых сил бога Солнца женщины царского рода в далекой древности совершали такие же ритуальные действия. Так, на некоторых изображениях диск солнца многочисленными ладонями, которыми заканчиваются его лучи, ласкает Нефертити с обнаженной грудью, или жрица «Божья длань» делает мануальную стимуляцию своему божественному мужу Амону‑Ра, доводя его до экстаза, когда он «взял свой фалл в руку и извергнул семя»[135], чтобы сотворить мир. Также известно, что царица выступала в главной роли вместе со священным быком при выполнении обрядов на празднике сбора урожая: она танцевала вокруг царя, изображая поднятыми над головой руками коровьи рога, а потом прижимала руки к груди. Вслед за этим под пение жрецов «Приветствуем тебя, Мин, того, кто оплодотворяет свою мать, и тайной покрыто, что ты совершил с ней во тьме»[136]сексуальные силы царицы и быка сливались для создания новой жизни. Упоминания о «быке, который спаривается с прекрасными женщинами»[137]в «Текстах саркофагов» (заупокойных заклинаниях, начертанных на внутренних стенках египетских гробов) перекликаются с греческими мифами о Минотавре, наполовину мужчине, наполовину быке, родившемся у минойской царицы Пасифае в результате соития с быком. Даже в самом сердце греческой цивилизации, древнейшем храме Афин, находился священный хлев, или «буколий», где верховные жрицы ритуально спаривались с быком Диониса. По преданиям, Зевс, главный бог греческого пантеона, преображался в животных, чтобы оплодотворять смертных женщин.

Вера в репродуктивную способность божественного быка оставалась настолько прочной в Египте, что еще в 1851 году местные женщины в Саккаре, чтобы зачать, совершали ритуальные действия со скульптурным изображением быка Аписа в натуральную величину. В древние времена сам акт предполагал проникновение божественного жара или света. Это мог быть и небесный огонь наподобие молнии, и «животворный свет луны»[138], а небесное тело ассоциировалось с Исидой, чья корона в виде рогов связывала ее с лунным серпом. Поэтому можно предположить, что во время трехдневного мероприятия в Фивах и Гермонтисе с участием Клеопатры исполнялся некий ночной ритуал для активизации скрытых сил плодородия.

Если прежде церемонии помещения быка в храм в Фивах носили скорее показной характер и совершались чиновниками от имени царя, то в данном случае Клеопатра не только присутствовала лично, но и принимала активное участие, привнеся знаменитую птолемеевскую нарочитую пышность, которая станет характерной чертой событий, происходивших в духе театральных представлений на протяжении ее царствования. После предварительных церемоний, согласно египетским источникам, «владычица Двух Земель, богиня Филопатор, сидя на веслах, везла быка на барке Амона в сопровождении царских лодок, и все жители Фив и Гермонтиса со жрецами находились с ним, и он прибыл в Гермонтис, в свою обитель»[139].

Совершенно удивительный факт: Клеопатра сама везла на лодке священного быка от Фив до Гермонтиса, расположенного вверх по течению на противоположном берегу Нила, ширина которого достигала в том месте 9 километров. Это потребовало бы больших усилий, учитывая, что ей пришлось бы грести почти против течения. Но даже если ее роль была сугубо церемониальной и заключалась не больше чем в том, чтобы держаться за весло, – это как сейчас при посадке дерева официальным лицом, когда ему нужно лишь немного помахать лопатой, а физическую работу выполнят подручные, – можно отметить полное понимание многогранной египетской мифологии. Клеопатра, по сути дела, инсценировала легенду о царе Снофру, великом строителе пирамид, которому столетиями поклонялись после его смерти как посланцу бога Солнца на земле. По преданию, его прокатили на лодке юные жрицы, дочери бога Солнца Хатхор – богини, тесно связанной с Исидой, богиней мореплавания и вторым «я» Клеопатры.

Итак, после того как очаровательная, одетая в черное девушка взошла на золотой барк Амона, заняла место рядом с косматым разукрашенным быком в короне и, вероятно, коснулась золотого весла, давая сигнал к отплытию, гребцы сами вывели на открытую воду священное судно, за которым следовала флотилия со жрецами и свитой. Местные жители столпились на берегах, чтобы увидеть необычную регату; говорили, «что в Гермонтисе и прекрасных Фивах люди предавались пьянству, и шум был слышен на небесах», а «что до правительницы, то все могли видеть ее»[140].

Когда суда наконец подошли к пристани в Гермонтисе, прибывших вышли встречать жрецы. Они проводили Клеопатру и быка до его нового местожительства в великолепном храме бога войны Монту. Окропленная священной водой и умащенная благовониями, Клеопатра совершила необходимые ритуалы перед Монту, матерью Бухиса – священной коровой – и потом перед самим Бухисом, чья антропоморфная, похожая на Минотавра фигура, изображенная на стене храма, позволяет предположить, что его роль исполнял жрец в маске. Сама же Клеопатра произнесла: «Я преклоняюсь перед твоим величием и воздаю хвалу твоей душе, о великий бог». Эти слова записали в столбик между фигурами бога и царицы.

Тем не менее нет никаких упоминаний об участии ее предполагаемого соправителя и брата Птолемея XIII в мероприятиях, проводившихся в Гермонтисе в конце марта 51 года до н. э. Он также отсутствовал, когда Веннефер, верховный жрец Исиды Великой, воздвигал греческую стелу (каменную плиту с надписями) в Арсиноитском номе Фаюма 2 июля «от имени царицы [василиссы] Клеопатры, богини Филопатор»[141]. Мы видим ее возлагающей дары на жертвенник перед сидящей на троне Исидой и кормящей грудью сына Гора. Здесь Клеопатра также изображена как единовластная правительница, традиционный фараон в двойной короне, жесткой льняной юбке и с плоским обнаженным торсом, женщина‑монарх, какого не видели более тысячи лет.

Клеопатра опять‑таки названа единовластной правительницей в документе, датированном 29 августа 51 года до н. э., и, видимо, так обстояли дела первые полтора года ее царствования. Хотя Рим не представлял непосредственной угрозы из‑за своих собственных внутренних проблем, Египет переживал трудный период, когда его ресурсы полностью истощились. Клеопатра получила в наследство от отца пустую казну. Низкий уровень подъема воды в Ниле, отмечавшийся несколько лет подряд, и плохие урожаи вынудили ее ввести высокие налоги, и лишь благодаря ее тесным отношениям со жрецами и народом удалось избежать восстания. За счет налогов и доходов от внешней торговли Клеопатра в итоге смогла ежегодно выручать примерно двенадцать с половиной тысяч талантов, демонстрируя способность к накоплению богатства, которое сравнялось с финансовыми достижениями птолемеевских предшественников, если не превзошло их.

Тем не менее советники ее брата были решительно настроены не допустить ее единоличного правления. Евнух Потин, некогда нянчивший брата, и воспитатель Феодот вступили в тайный сговор с командующим египетскими войсками Ахиллой с целью устроить переворот. Несмотря на отсутствие деталей, необычная храмовая архитектура и документы, касающиеся транспортировки бобовых, позволяют судить о возможном сценарии. Недавнее изучение карт звездного неба, изображенных в храме Дендеры, дает представление, как оно выглядело в августе 50 года до н. э. Клеопатра, вероятно, отправилась на юг страны на открытие этого изумительного образца резной работы, и отсутствием царицы вполне могли воспользоваться в качестве удобного случая для отстранения ее от власти.

Не составило большого труда убедить александрийцев, что дочь Авлета, игнорируя их, проводит слишком много времени со своими египетскими подданными. В связи с тем что из‑за нехватки продовольствия в царской столице было введено нормирование продуктов, к 27 октября 50 года до н. э. советникам Птолемея удалось взять под контроль запасы продовольствия, оставив без него сторонников Клеопатры по всей стране. Всю пшеницу и бобовые надлежало отправлять в хранилища Александрии «под страхом смертной казни» за невыполнение указа Птолемея XIII и Клеопатры, чье имя теперь стояло на втором месте. Официальные документы от имени «фараона Птолемея и фараона Клеопатры, богов, любящих своего отца» датировались «год первый, он же третий», потому что на первое место ставился год правления Птолемея.

Невзирая на эти трудности в борьбе за власть с группировкой брата, Клеопатра не забывала об ответственности перед коренными жителями в религиозной сфере. Когда на третий год ее царствования в 49 году до н. э. в Мемфисе умер бык Апис, она предоставила деньги на ритуалы похорон и заплатила 412 серебряных монет за полагающиеся по обету пожертвования духу быка и за продукты питания для жрецов. Тысячи людей из всех слоев общества собрались на мемфисском кладбище Саккара, когда тучное тело быка вынесли из золотого стойла, обмыли в специальном шатре и перенесли в помещение для бальзамирования на территории храмового комплекса. Под заупокойное пение плакальщиков, постоянно находившихся снаружи, тело положили на огромный бальзамический стол из известняка для потрошения. После сорока дней сушения в солях углекислого натрия тушу обмазали бальзамическими веществами и обернули тканью лучшего качества из храмов Фаюма, заложив под нее особые амулеты в ключевых точках. Затем в неестественном положении на согнутых коленях быка положили в гроб.

После того как один из жрецов бога Птаха, очевидно проводивший бальзамирование, вышел наружу и разорвал кусок ткани, давая сигнал верующим, чтобы они еще интенсивнее выражали свое горе, гроб вынесли и водрузили на тяжелую золотую повозку, которую покатили к гробнице в Серапейоне высочайшие лица государства. В процессии шли две жрицы, представлявшие Исиду и ее сестру, богиню Нефтиду. Сама Клеопатра могла по крайней мере еще один раз в роли Исиды принять участие в культовом обряде, связанном со священным быком. На такую поразительную мысль наводит базальтовая стела без надписей с изображением набальзамированного Аписа, оплакиваемого Исидой и Нефридой. Красную корону Северного Египта на голове Исиды раньше считали ошибкой скульптора, однако вполне возможно, он хотел изобразить Клеопатру как земное олицетворение Исиды, появившееся на многолюдной церемонии в красной короне, что должно было означать ее решимость держать под своим контролем регион, который эта корона символизировала. Хотя участие в таких ритуалах гарантировало поддержку со стороны коренного населения, Клеопатра вела борьбу за власть со сторонниками своего брата в Александрии. В Риме также дела достигли кризисной точки, и последствия скоро должны были сказаться на Египте.

К тому времени Юлий Цезарь после длительного пребывания в Галлии вернулся в Рим и готовился к противоборству с Помпеем, занимавшим главенствующее положение в столице. Больше не связанные родственными отношениями, они начали составлять новые альянсы, назначая родственников и сторонников на ключевые правительственные посты. Одним из протеже Цезаря был молодой Марк Антоний, который «в юности был необычайно красив»[142]. Он проявил себя как «факел и буря последующего поколения»[143], однако ему пришлось бежать из Рима из‑за долгов. Некоторое время он учился в Афинах и на Родосе, а потом Габиний взял его к себе командовать конницей в Антиохии. Оттуда он перебрался в Эфес, встретился с Клеопатрой в 55 году до н. э., когда она была еще ребенком, сделал себе имя в Александрии, потом вернулся на запад и стал служить у Цезаря в Галлии. Красота молодого человека, восхищавшая по крайней мере одного трибуна и большинство женского населения Рима, сочеталась с «телом, достойным гладиатора»[144], одним из немногих положительных качеств, отмеченных в нем Цицероном в период долгой вражды, разгоревшейся после того, как Цицерон казнил опекуна Антония за участие в политическом заговоре; в целях политической стабильности Цезарь на время примирил их.

Когда конфликт между Цезарем и Помпеем достиг апогея, сенат потребовал, чтобы они оба отказались от власти. Поскольку Помпей никак не среагировал, Цезарь решил силой решить этот вопрос и двинулся на Рим. Оставив штаб, расположенный в Равенне, ночью 10 января 49 года до н. э. он приказал сделать пожертвования богам, чтобы развеять опасения солдат, что они собираются напасть на родину, и с одним легионом перешел реку Рубикон, считавшуюся границей между Галлией и Италией, где все воюющие полководцы были обязаны расформировать свои силы. Перейдя границу, они встретили Антония, которому удалось бежать из Рима в одежде раба, после того как его поддержка Цезаря вызвала отрицательную реакцию.

Цезарь быстро продвигался к Риму, и сенат, восприняв нерешительность Помпея как проявление слабости, отказался назначить его главнокомандующим войсками Рима. Хотя их численность намного превосходила силы Цезаря, его стремительное наступление застало всех врасплох, и, когда Помпей из тактических соображений отступил на юг в Кампанию, многие сенаторы, помнившие о предыдущей гражданской войне, предпочли хранить молчание. Тем не менее Цезарь решил не устраивать массовую расправу над политическими противниками и, проявив милосердие, заявил, что «желает быть выше других своей справедливостью и гуманностью»[145].

Цезарь был не только выдающимся полководцем под стать своему любимому герою Александру, но и одаренным писателем, чьи «Записки о гражданской войне» о событиях 49–47 годов до н. э. выходили ежегодно. Он писал, как говорится, в стиле официального коммюнике XX века, и даже Цицерон вынужден был признать, что «заметки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения»[146]. Цезарь также записывал речи в сенате, на народных сходах и важнейшие политические выступления. Проявляя большой интерес к политике прежних режимов, он хорошо знал историю и понимал свою роль в ней. Он пользовался своими записями, чтобы отвечать критикам, обвинявшим его в том, что только его амбиции погубили республику.

Когда Цезарю не удалось убедить сенат и Помпея начать переговоры, он потерял терпение и заявил: «Я настоятельно предлагаю вам взять на себя заботу о государстве и управлять им вместе со мной. Но если из страха вы будете уклоняться от этого, то я не стану больше надоедать вам и самолично буду управлять государством»[147]. Рим стоял на пороге гражданской войны.

Чтобы одолеть Цезаря, Помпей отправился на восток собирать силы: он решил снова попросить военную поддержку у Египта. Для этого отправил своего старшего сына Гнея в Александрию к царствующим брату и сестре. Позднее римские источники будут намекать на романтическую связь между Клеопатрой и сыном Помпея, однако более вероятно, что между ними завязались дружеские отношения еще в детстве, когда Авлет с Клеопатрой были гостями Помпея в Риме. Отдавая долг гостеприимства, Клеопатра и Птолемей предоставили пятьсот галльских и германских всадников из числа габинианцев и шестьдесят кораблей для борьбы против Цезаря, который однажды пытался отнять Египет у их отца.

Пока Помпей укреплял свои позиции на востоке, Цезарь делал то же самое на западе. Завладев Испанией, он переправился в Северную Африку, чтобы решить вопрос с другим африканским союзником Помпея, царем Нумидии (Алжир) Юбой I. Хотя Юба поставил Помпею зерно для растущего населения Рима, многие римляне видели в нем варвара и садиста, который в прошлом разгромил два римских легиона и казнил оставшихся в живых.

К лету 49 года до н. э. баланс сил в Египте снова изменился. Клеопатра перестала быть соправительницей – ее сместили приближенные брата[148]и провозгласили Птолемея XIII единовластным монархом. Его бывший воспитатель Потин назначил себя министром финансов, чтобы запустить руку в египетскую казну. И через два месяца двуличный Помпей лично рекомендовал, чтобы его оставшиеся в сенате коллеги официально отблагодарили Птолемея XIII за военную помощь и признали его единственным законным царем Египта.

Неугодную александрийцам и официально не признанную Римом, «фараона Клеопатру» тем не менее все еще признавали египтяне. Она бежала на юг к своим сторонникам и их выдающемуся военачальнику Каллимаху, предположительно пересекла Восточную пустыню, чтобы добраться до Красного моря. Покинув Египет в начале 48 года до н. э., Клеопатра нашла убежище в Аравии и Палестине, и знание иврита и арамейского пригодилось ей, чтобы спланировать стратегию. Ее двор разместился в Аскалоне, недалеко от Газы, где она набрала армию[149], оплаченную монетами, отчеканенными на аскалонском монетном дворе. На монетах Клеопатра изображена с характерной прической «арбуз» и диадемой, у нее изможденное, худощавое лицо с глубоко посаженными глазами, нос с горбинкой, круглый подбородок и оттопыренная нижняя губа. Эти черты очень напоминают ее отца Авлета и немного родоначальника династии Птолемея I. Клеопатра преднамеренно наделена мужскими чертами, чтобы показать ее достойной преемницей таких людей в период, когда она готовилась сражаться и вернуть себе трон.

Цезарь был также занят. Преследуя Помпея, он отплыл в Грецию в январе 48 года до н. э. и соединился с Антонием, затем они двинулись к Диррахию, где располагалась база Помпея. У войск Цезаря иссякали запасы продовольствия, и солдаты были вынуждены есть лепешки из травы. Солдаты под командованием Цезаря устраивали вылазки в тыл противника, и Помпею никак не удавалось в этих спорадических стычках одержать победу. Это давало Цезарю возможность и дальше сопротивляться Помпею.

В Фарсале 9 августа в нещадную жару Цезарь совершил молебствие своей прародительнице Венере, греческой Афродите, чье изображение было на перстне, который он всегда носил. Пообещав построить большой храм, если она поможет одержать победу, он дал сигнал к битве. Цезарь скакал вдоль рядов своих сражающихся воинов, приказывая им убивать как можно меньше солдат противника, тем не менее пятнадцать тысяч воинов Помпея остались на поле брани и еще двадцать тысяч сдались. Самому Помпею удалось бежать.

Это было не только самое крупное сражение между римлянами, но и одно из самых решительных в истории, сделавшее Цезаря хозяином Рима и склонившее на его сторону много новых «друзей». Взяв к себе двух рьяных республиканцев Гая Кассия Лонгина и Марка Юния Брута, сына своей давней любовницы Сервилии, Цезарь направился на восток в Анатолию выжать средства, чтобы заплатить принесшим ему победу воинам. В Эфесе он не посягнул на сокровищницу богатого храма Артемиды и за это удостоился эпитета «Явленный бог», «потомок Ареса [у римлян Марса] и Афродиты [Венеры] и спаситель человечества». Об успехах Цезаря сообщили Клеопатре, находившейся в Аскалоне, и она, несомненно, обрадовалась поражению Помпея. Реакция Цезаря на божественные почести открыла ей глаза на внутренний мир человека, готового воспользоваться этим обстоятельством для достижения политических целей.

Оно еще больше укрепило его желание затмить славу своего любимого героя Александра, и, прибыв в Трою в рамках пиар‑кампании, он почтил своих предков – троянского царя Энея и богиню Венеру. Ведь он сам говорил, что «от богини Венеры – род Юлиев, к которому принадлежит и наша семья. Вот почему наш род облечен неприкосновенностью, как цари, которые могуществом превыше всех людей, и благоговением, как боги, которым подвластны и сами цари»*. Этот человек, разделявший верования Александра, был тем, с кем Клеопатра могла иметь дело. И она написала ему и подробно изложила свое положение, сообщив, что готова вернуть себе трон силой оружия.

Союзник ее брата, Помпей, потерпел поражение. Уровень подъема воды в Ниле, от которого зависело сельское хозяйство Египта, опять был низким. Поскольку количество воды считалось мерилом доброй воли, проявляемой богами, самый низкий за все время уровень разлива мог служить мощным пропагандистским аргументом. Возвращение живой Исиды восстановило бы благосклонность богов. С учетом всех факторов настало самое подходящее время для наступления. Во главе армии она выступила в шестидневный поход на юг в сторону египетской границы.

Потин и Феодот посоветовали четырнадцатилетнему фараону Птолемею идти ей навстречу в золотых доспехах и армейском плаще с вышитыми изображениями богов и предков. Его сопровождали командующий Ахилла и габинианцы в составе двадцатитысячной армии. Армия Птолемея стала лагерем в тридцати милях к востоку от Пелусия на песчаных холмах в ожидании Клеопатры. Когда сестра и брат наконец предстали друг перед другом 28 сентября 48 года до н. э. готовые начать военные действия, у берега появилась небольшая флотилия римских кораблей, на которых приплыли Помпей, его жена Корнелия, их младший сын и две тысячи остававшихся верными солдат. Официальный опекун Птолемея XIII, Помпей, нуждавшийся в финансовых средствах, решил искать поддержку у юного монарха Египта, считавшегося союзником Рима.

Прибытие Помпея было встречено без особого энтузиазма. Помимо того что царская казна почти опустела, советники Птолемея не хотели нажить себе врага в лице одержавшего победу Цезаря, уже находившегося на Востоке. Кроме того, вполне реальной представлялась возможность, что габинианцы переметнутся на сторону своего бывшего командующего и ослабят силы Птолемея перед Клеопатрой. «Мертвец не кусается»[150], – решили Потин и Феодот и сошлись во мнении, что ликвидация Помпея умиротворит его врага, Цезаря, который, вернувшись в Рим, в знак благодарности позволит египетскому царю сохранить за собой власть.

Когда корабль Помпея подошел близко к берегу, Птолемей XIII официально пригласил гостя сойти на берег и во всех воинских регалиях стал ждать, наблюдая, как Ахилла и два центуриона‑габинианца отправились на лодке, чтобы перевезти его. Сев в лодку, Помпей узнал одного из центурионов, служившего под его началом. Но приветствия не состоялось, потому что центурион вонзил ему в спину меч. Затем Птолемей приказал отрубить Помпею голову, его тело было предано огню на берегу, а голову забальзамировали, чтобы сохранить ее. Захватив большую часть кораблей Помпея, Ахилла остался с войсками в Пелусие для ведения и боевых действий против Клеопатры, а Птолемей вернулся в Александрию с головой Помпея ждать прибытия Цезаря.

Долго им ждать не пришлось. Несколько дней спустя на рейде Александрии появилась небольшая эскадра кораблей с четырьмя тысячами солдат на борту под командованием полководца в пурпурной тоге. Цезарь надеялся догнать побежденного Помпея и проявить к нему милосердие. Но он также нуждался в деньгах и рассчитывал получить шесть тысяч талантов, которые наследники Авлета, как он считал, оставались ему должны. Пытаясь удержать Цезаря от высадки на берег, Феодот отплыл от пристани встречать его, прихватив с собой голову Помпея. У Птолемеев уже давно существовал обычай презентовать части тела родственника для убедительности при изложении позиции по политическому вопросу. Цезаря потрясло это отвратительное зрелище. Хотя позднее он писал с характерной беспристрастностью, что «он узнал о смерти Помпея»[151]и испытал такое чувство горя, что не скрывал слез, ибо, несмотря на недавние сражения, отрубленная голова принадлежала его зятю и отцу безвременно скончавшегося внука. Об истинных чувствах Цезаря к Помпею можно судить по тому, что он взял у Феодота голову и держал у себя, пока не смог достойным образом похоронить ее на берегу.

Такой реакции Феодот никак не ожидал. Сильно встревожив его и Потина, наблюдавшего за происходящим с берега, Цезарь взял себя в руки и, заявив, что намерен исполнить свою обязанность как распорядителя воли Авлета, стал высаживаться на берег. Предвидя реакцию известных своей горячностью александрийцев, собравшихся на причалах, он решил воздержаться от демонстрации силы и взял с собой лишь небольшой отряд центурионов и двух ликторов, несших фасции – связки прутьев с топорами, служившие символом консульской власти.

Толпа, взбудораженная Потином, восприняла это так, будто Цезарь устанавливает власть Рима над их территорией, и стала выказывать беспокойство. Затем, «страх на лице искусно скрывая»[152], Цезарь направился в находившийся поблизости дворцовый квартал, где располагался укрепленный Внутренний дворец и резиденция самих монархов. Протянувшийся на полмили вдоль обдуваемой ветром приморской части города, этот удивительный комплекс зданий включал в себя многочисленные колоннады различных форм и размеров. Он складывался по мере того, как каждое поколение Птолемеев строило свой собственный дворец. Пройдя мимо административных зданий, Цезарь наконец дошел до гостевых палат.

Словно простой римский турист, желающий осмотреть достопримечательности, Цезарь с беззаботным видом ознакомился с библиотекой и мусейоном.

 

Смело богов алтари и храмы старинного культа,

Что говорили ему про древнюю мощь македонян,

Он обошел, и ничто не пленило его красотою,

Ни кумиры богов, ни злато, ни города стены.

Только пещера его привлекла, где склеп находился.

В той гробнице лежит Филиппа безумный потомок[153].

 

Такое замечание об Александре, сделанное автором, симпатизирующим республиканцам, свидетельствует, что его ненавидели почти так же, как Цезаря за имперские амбиции.

Но ис







Date: 2015-11-15; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию