Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 23. Весь день мы засыпаем на ходу, а на наших лицах бродят глупые улыбки
Весь день мы засыпаем на ходу, а на наших лицах бродят глупые улыбки. Мы едва замечаем остальных учениц, как всегда суетящихся в коридорах и большом холле. Мы словно плывем из одной классной комнаты в другую, подхваченные течением толпы, ничего не соображая. Мы лишь переглядываемся тайком, помня о данном ночью обещании, и обмениваемся загадочными намеками, приводящими в недоумение учителей и заставляющими нас улыбаться. Мы понимаем друг друга. Мы владеем общей тайной. Это не такой страшный секрет, вроде того, что связывает меня с моими родными или с Картиком, — нет, это восхитительная запретная тема, на которую мы можем говорить только между собой. Нашу кровь разжигает предвкушение, а кожу покалывает при мысли о том, что мы можем вернуться туда… Весь день мы думаем только об этом и ждем наступления ночи, чтобы снова открыть дверь света и проникнуть в волшебные сферы. Мы превратились в единое целое. Никаких посторонних рядом с нами быть не могло. Никаких незваных гостей в нашем мире. На уроке музыки мистер Грюнвольд целый час уныло гудит о необыкновенных достоинствах какой-то оперы. Элизабет, Сесили и Марта внимательно слушают, как и положено хорошим девушкам, и кое-что аккуратно записывают. Их головки склоняются к тетрадям и поднимаются в унисон. Слушать, записывать, слушать, записывать… Но мы не записали ни единого слова из объяснений мистера Грюнвольда. Мы пребывали далеко-далеко, в стране, куда унеслись бы сейчас же, будь на то наша воля. Мистер Грюнвольд приглашает Сесили к фортепьяно, чтобы она сыграла пьеску, которую разучивала к родительскому дню. Пальцы Сесили бегают по клавишам, звучит аккуратно, тщательно исполняемый менуэт. — Ах, как хорошо, мисс Темпл! Очень точно. Мистер Грюнвольд доволен, но мы теперь знаем, как звучит и как ощущается настоящая музыка, так что нам трудно изображать интерес к чему-то просто очень симпатичному и приятному. После урока Сесили принимается кокетничать, жалуясь, что играла ужасно. — Ох, но я ведь убила эту пьесу? Скажите честно! Марта и Элизабет, разумеется, начинают возражать, твердя Сесили, что она играла блестяще. — А ты что думаешь, Фелисити? Нетрудно понять, что Сесили очень хотелось услышать похвалу именно от Фелисити. — Очень мило, — это все, что говорит Фелисити. — Просто мило? — Сесили фальшиво смеется, делая вид, что ей плевать на чье-либо мнение. — О, наверное, это было и в самом деле чудовищно! — Почему же, это был очень приятный вальс, — добавляет Фелисити. Она совершает ужасную ошибку. Но ее мысли блуждают далеко, и она с трудом удерживает блаженную улыбку, не позволяя ей расплыться по лицу. Я отворачиваюсь, тоже изо всех сил стараясь сдержать глупую ухмылку. — Это был не вальс. Это был менуэт, — поправляет ее Сесили, и уже с откровенной обидой надувает губки. Элизабет всматривается в нас с таким видом, как будто не может понять, кто мы такие. — Почему ты на нас так странно смотришь, как будто мы какие-нибудь образцы для опытов? — спрашивает Пиппа. — Ну, я и сама не знаю… что-то в вас не так. Мы обмениваемся быстрым взглядом. — Что-то новое появилось, да? Эй, если у вас есть какой-то секрет, лучше бы вам поделиться с нами! — Конечно, так ведь всегда бывало, — усмехается Фелисити. Солнечный луч врывается в окно большого холла. И в воздухе начинают танцевать пылинки. — Пиппа, дорогая, но ты ведь мне расскажешь, правда? Элизабет обнимает Пиппу за плечи, но та выворачивается из объятий. Сесили заметно огорчается. — Но ведь Пиппа и Фелисити никогда прежде не скрывали от нас ничего! — Да, вот только тех прежних девушек уже нет! — Фелисити ослепительно улыбается. — Они умерли и похоронены. А мы — совершенно новые люди для нового мира! И с этим мы проходим мимо них, оставив старую компанию в большом холле, и нам не больше дела до них, чем до пыли, медленно оседающей на пол.
Мисс Мур приготовила для нас холсты. Это куски муслина, туго натянутые на подрамники; рядом лежат наготове акварельные краски. Похоже, буколические пейзажи с березами и цветочные композиции остались позади. На столе в центре комнаты красуется большая ваза с фруктами. Очередной натюрморт. Но если мисс Мур предлагает рисовать натюрморт, она могла точно так же предложить нам изобразить будущее, к которому школа Спенс готовила нас день за днем. Я ожидала от мисс Мур большего. — Натюрморт? — В моем голосе звучит нескрываемое отвращение. Мисс Мур стоит у окна. На фоне ослепительно сияющего неба ее неуклюжий силуэт вырисовывается, как силуэт какого-нибудь чучела. — Мне не послышалось недовольство, мисс Дойл? — Это не слишком вдохновляет. — Даже величайшие художники мира не считали зазорным время от времени писать натюрморты. Она совершенно права, но я не собираюсь сдаваться просто так. — Но как можно найти вдохновение в каком-то яблоке? — Постараемся в этом разобраться, — отвечает мисс Мур, подавая мне рабочий халатик. Фелисити внимательно осматривает вазу с фруктами. Выбрав одно яблоко, она, недолго думая, берет его и с хрустом откусывает кусок. Мисс Мур отбирает у нее яблоко и возвращает на место, в вазу. — Фелисити, не надо есть экспозицию, иначе в следующий раз мне придется использовать восковые фрукты, и тогда вас будет поджидать весьма неприятный сюрприз. — Ну, полагаю, от натюрморта нам никуда не деться, — вздыхаю я, опуская кисть в красную краску. — Похоже, вокруг меня зреет бунт, — замечает мисс Мур. — А ведь недавно, на днях, вы ничего не имели против рисования. Фелисити хитро усмехается, покосившись на мисс Мур. — Да, но мы-то уже не те, что были недавно. В самом деле, мы чрезвычайно изменились, мисс Мур. Сесили громко фыркает. — Да не пытайтесь вы их урезонить, мисс Мур! Они сегодня просто невыносимы! — Да, — поддерживает ее Элизабет, причем самым противным тоном. — Они, видите ли, теперь новые люди для нового мира. Кажется, так, да, Пиппа? Мы тайком переглядываемся, но это не остается незамеченным мисс Мур. — Это действительно так, мисс Дойл? Мы действительно попали в волну тайной революции? Она застает меня врасплох. У меня всегда возникает очень странное чувство, когда я оказываюсь под пристальным вниманием мисс Мур, — как будто я превращаюсь в муху под микроскопом. Она словно бы знает, о чем я думаю… — В общем, да, — отвечаю я наконец. — Вот видите? Понимаете теперь, что я имела в виду? — снова фыркает Сесили. Мисс Мур хлопает в ладоши. — Мы вполне можем заняться чем-то совершенно новым. Я побеждена. Холсты перед вами, леди, и в вашем распоряжении целый час. Рисуйте что хотите. Мы разражаемся восторженными криками. Кисть как будто становится невесомой в моей руке. Но Сесили ничуть не радуется. — Но, мисс Мур, до дня собрания родных осталось всего две недели, а у меня до сих пор нет достойного рисунка, чтобы показать моим родным, когда они приедут сюда, — обиженно заявляет она. — Сесили права, мисс Мур, — поддерживает ее Марта. — Меня совершенно не интересует, чего им хочется. Я не могу показать родителям какой-то примитивный набросок со стены пещеры. Они просто ужаснутся! Мисс Мур вскидывает голову, глядя на них сверху вниз. — О, мне совсем не хочется стать причиной огорчений для вас и ваших родственников, мисс Темпл и мисс Хоуторн. Итак. Ваза с фруктами — в вашем распоряжении. Я уверена, вашим родным чрезвычайно понравится хороший натюрморт. Фелисити задумчиво рассматривает глину для лепки. — А могу я сотворить некую скульптуру, мисс Мур? — Если вам того хочется, мисс Уортингтон. Она кладет на столик перед Фелисити шар мягкой глины. — Ну, а чтобы быть уверенной в том, что этот урок все-таки послужит вашему образованию, — продолжает мисс Мур, поглядывая на Сесили, — я прочту вам несколько страниц из сочинения Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Глава первая. «Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой, — должны показать последующие страницы…» В конце часа мисс Мур начинает проверять работы, хваля девушек и кое-что поправляя. Когда она подходит ко мне и видит рисунок — огромное уродливое яблоко во весь холст, — она поджимает губы и рассматривает мое произведение, как мне кажется, очень долго. — Весьма, весьма современно, мисс Дойл. Сесили, посмотрев на мой мольберт, резко смеется. — И вот это вы предлагаете называть яблоком? — Ну конечно, это яблоко, Сесили, — огрызается Фелисити. — И мне оно кажется великолепным, Джемма. Очень, очень авангардно. Но я недовольна. — Тут нужно добавить света спереди, чтобы оно блестело. Я пыталась сделать это белой и желтой красками, но только размазала все. — Нет, вам просто надо добавить тени вот здесь, в задней части. Мисс Мур окунает кисть в сепию и проводит плавную линию по внешней стороне моего яблока. И в то же мгновение блеск на его боку проявляется, оно начинает выглядеть гораздо лучше. — Итальянцы называют этот прием chiaroscuro.[13]Это означает игру света и тени на картине. — Но почему Джемма не могла добавить белого цвета, чтобы заставить яблоко светиться? — спрашивает Пиппа. — Потому что вы не можете заметить свет, если рядом с ним отсутствует хотя бы небольшая тень. Во всем, в любом предмете есть свет и тень. И вы должны играть с ними, пока не добьетесь правильного соотношения. — И как ты предполагаешь назвать свою работу? — с презрением интересуется Сесили. — «Выбор», — неожиданно для самой себя отвечаю я. Мисс Мур кивает. — Плод познания. Действительно, очень интересно. — Вы подразумеваете яблоко Евы? Как в саду Эдема? — спрашивает Элизабет. Она прилежно взялась добавлять сепии к своему рисунку, пытаясь изобразить тень, но почему-то ее фрукты стали выглядеть от этого помятыми и страшненькими. Но я не собираюсь сообщать ей об этом. — Лучше спросить художницу. Вы именно это имели в виду, мисс Дойл? Вообще-то я и сама не знаю, что имела в виду. И пытаюсь нащупать в сказанном хоть какой-то смысл. — Наверное, я думала о любом выборе, о желании познать больше, заглянуть по ту сторону вещей. Фелисити смотрит на меня, как настоящая заговорщица. Сесили качает головой. — Ну, вряд ли это можно считать правильным названием. Ева ведь не делала выбора, она не сама решила съесть яблоко. Ее соблазнил змей. — Да, но… — возражаю я, еще не сформулировав до конца возникшую у меня мысль. — Но… она ведь не обязана была откусывать от этого яблока. Так что она все-таки сделала выбор. — А в результате была изгнана из рая. Нет, такое не для меня, спасибо. Я бы предпочла остаться в райском саду, — заявляет Сесили. — Но это тоже выбор, — подчеркивает мисс Мур. — Да… только куда более безопасный, — отвечает Сесили. — Не бывает выбора безопасного, мисс Темпл. Бывает только другое решение, другой выбор. — Мама говорит, что женщине незачем иметь слишком большие возможности выбирать. Это ее только запутывает. — Пиппа произносит эти слова как хорошо заученный урок. — Именно поэтому предполагается, что мы должны предоставлять выбор нашим супругам. — И это тоже выбор. И как всякий выбор, имеет свои последствия, — говорит мисс Мур с таким видом, будто унеслась в мыслях куда-то вдаль. Фелисити берет из вазы яблоко, которое успела надкусить до урока. Сладкая белая мякоть потемнела от воздействия воздуха. Фелисити снова запускает в яблоко зубы и ставит на нем новую, чистую отметку. — Великолепно! — заявляет она, когда ее рот наполняется соком. Мисс Мур очнулась и смеется. — Я вижу, Фелисити не намерена запутывать вопрос излишними размышлениями. Она — ястреб, мгновенно бросающийся на свою цель. — Ну да, съесть или быть съеденным! — соглашается Фелисити, откусывая еще кусок от яблока. А я подумала о Саре и Мэри, гадая, что за ужасный выбор они могли совершить? Но что бы это ни было, это оказалось достаточно мощным, чтобы сотрясти весь Орден. И в итоге привело меня к выбору, который я сделала, сбежав в тот день от матушки на торговой площади Бомбея. Выбор, который, похоже, заново привел все в движение. — А что случится, если сделать неправильный выбор? — тихо спрашиваю я. Мисс Мур берет из чаши с фруктами грушу, а нам предлагает съесть виноград. — Вы должны постараться исправить это. — Но если уже слишком поздно? Если невозможно что-то изменить? В чуть раскосых глазах мисс Мур вспыхивает сочувствие; она снова всматривается в мой рисунок. И добавляет тончайшую темную линию в нижней части яблока, отчего оно окончательно оживает. — Тогда вам придется научиться жить с этим.
Date: 2015-11-15; view: 282; Нарушение авторских прав |