Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система военного руководства накануне и в годы Великой Отечественной войныДальнейшее развитие системы военного управления осуществлялось в преддверии новой мировой войны, в условиях строительства массовой армии и введения всеобщей воинской обязанности. Был упразднен существовавший со времен Гражданской войны Совет Труда и Обороны, вместо которого при СНК СССР образован Комитет обороны – коллегиальный орган, объединявший и координирующий деятельность по укреплению обороны страны, строительству Вооруженных Сил. В 1934 г. упразднялся РВС СССР, а Наркомат по военным и морским делам был преобразован в Наркомат обороны СССР, при Наркомате создан Военный совет совещательного характера. С 1938 г. действовал Главный военный совет РККА, к которому в 1940 г. перешли роль и функции Военного совета. Он рассматривал основные вопросы строительства и организации Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, устройства, обучения личного состава, разработки новых образцов вооружения и техники. В 1937 г. из состава РККА были выведены военно-морские силы и создан самостоятельный Наркомат ВМФ, который возглавил П.А. Смирнов. Важное значение имело преобразование в 1935 г. штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск. Создавались новые органы: Управление военно-технического снабжения, Управление начальника снабжения РККА (Главное интендантское управление). Некоторые из них оказались несостоятельными и были расформированы. Было упразднено, например, Главное управление Красной Армии, занимавшееся мобилизацией, комплектованием армии, службой войск, руководством местными органами военного управления и военно-учебными заведениями. По мере развертывания родов войск и усложнения решаемых ими задач, управления родов войск укрупнялись и реорганизовывались в главные, были сформированы управления военного строительства Красной Армии и воздушно-десантных войск. Организационные меры способствовали совершенствованию руководства вооруженными силами. Однако непрерывные кадровые изменения в условиях репрессий командно-начальствующего состава после февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б) 1937 г., нанесли значительный урон, в первую очередь, в звене высшего и старшего военного руководства.. Организационная суета, особенно после советско-финской войны, привела к тому, что такие военные вопросы, как управление тылом, не были решены, самостоятельная система руководства тыла так и не была создана. Управления устройства тыла и снабжения в Генеральном штабе (с лета 1940 г.) и отделы тыла в штабах округов, армий, корпусов не сняли эту проблему. Обеспечением и организацией подвоза вынуждены были заниматься общевойсковые штабы. Не был подготовлен центральный командный пункт стратегического руководства, расчет на штатные средства связи в местах постоянного размещения пунктов управления не оправдал себя. Перестройка органов военного руководства осуществлялась без четко разработанной программы и многие вопросы так и остались нерешенными. Эти проблемы решались в ходе войны очень дорогой ценой. В годы войны. "Война – самая суровая проверка умения управлять войсками", – подчеркивал в воспоминаниях маршал А.М. Василевский. Эту проверку предстояло выдержать. С началом Великой Отечественной войны система военного руководства срочно приспосабливалась к новым условиям. В первые дни войны была утрачена связь Центра с фронтами, достоверная оперативная информация отсутствовала. Не были решены важные вопросы о Главнокомандующем и Ставке. Процесс формирования работоспособной Ставки и решение вопроса о Главнокомандующем заняли полтора месяца (с 23 июня по 8 августа 1941 г.), в течение которых Вооруженные Силы СССР не имели твердого и непрерывного компетентного военно-стратегического руководства. 30 июня 1941 г. "ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу" образован Государственный Комитет Обороны. Прообразом послужил Совет Рабочей и Крестьянской Обороны периода гражданской войны. ГКО, наделенный всей полнотой власти, стал высшим государственным органом СССР на период войны. Во многих прифронтовых городах возникли комитеты обороны, объединившие всю гражданскую и военную власть на местах. Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования (имеющую аналоги в первой мировой войне), созданную 23 июня 1941 г. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 19 июля 1941 г.) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР (с 8 августа 1941 г.) стал И.В. Сталин. Основным рабочим органом Ставки по стратегическому планированию и руководству армией и флотом стал Генеральный штаб. Им руководили талантливые военачальники – Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Антонов. На Генеральный штаб возлагались задачи по сбору и анализу данных об обстановке на фронтах, подготовке выводов и предложений Ставке ВГК, разработки планов кампаний и стратегических операций, организации стратегического взаимодействия видов ВС и фронтов, доведению до войск решений, приказов и директив Верховного Главнокомандующего, контролю их выполнения, руководству военной разведкой, организации оперативных перевозок войск, контролю за формированием и направлением на фронт резервов. В войска для оказания помощи штабам объединений и соединений (до дивизии включительно) и обеспечения Центра объективной информацией направлялись офицеры – представители Генерального штаба. Для обобщения боевого опыта был создан отдел (с 1944 г. – управление) по использованию опыта войны. Другими рабочими органами Ставки стали наркоматы обороны и Военно-Морского Флота. Управления НКО решали задачи организационно-административного характера, занимаясь вопросами развития, строительства и подготовки вооруженных сил, их обеспечения, комплектования, оснащения необходимыми техническими средствами, подготовки к выполнению задач по боевому предназначению. Народный комиссариат ВМФ во главе с адмиралом Н.Г. Кузнецовым осуществлял руководство флотом, подчиняясь Ставке ВГК и координируя работу с Генеральным штабом РККА. При Ставке ВГК в мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения и местные штабы для организации и управления партизанской борьбой. Для координации действий фронтов создаются главные командования стратегических направлений (Северо-Западного, Западного и Юго-Западного). Для тылового обеспечения создано Управление тыла Красной Армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросла роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны система военного руководства отличалась сильной централизацией. Высшая военная и гражданская власть были сосредоточены в руках единого органа, сложилась жизнеспособная структура управления вооруженными силами: Главнокомандующий – Ставка – Генеральный штаб – наркоматы обороны и ВМФ. В войсках действовала отлаженная годами система: командир – штаб во всех звеньях (до батальона включительно). Во многом совершенство сложившейся организации, талант военачальников, самоотверженность и героизм командного корпуса способствовали победе советского народа над врагом.
|