Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики. Предлагаем урок внеклассной литературы по программе 8 класса В





Предлагаем урок внеклассной литературы по программе 8 класса В. Г. Маранцмана (урок разработан Е. В. Ягуновой, учителем гимназии № 177 Санкт-Петербурга).

Тема: «Русские писатели о Пушкине».

Цели урока:

— познакомить учащихся с неоднозначными взглядами
художников слова на творчество А. С. Пушкина;

— расширить представления учащихся по пушкинской
теме;

— научить выражать личностное отношение к творческо­
му наследию А. С. Пушкина.


На стадии вызова, не называя темы урока, предлагаем уча­щимся следующий вариант работы.

Попросим вспомнить все, что они знают об А. С. Пушки­не, и кратко записать в графу «Знаю». Работа организуется в группе. Учащиеся делятся друг с другом информацией, сис­тематизируя ее и заполняя графу «Категории информации». Например, могут быть выделены следующие категории: «Дет­ство», «Лицей», «Литературные произведения», «Семья», «Друзья» и др. Затем группы по цепочке предлагают катего­рии, устно комментируя свой вариант, другие дополняют. Так как к 8 классу накоплены немалые знания по пушкинской теме, то, вероятно, выделение категорий не составит труда, и комментарии будут подробными.

Только после заполнения данной графы таблицы^ сообща­ется тема урока, которая, скорее всего, явится новой катего­рией информации. Интересно отметить, что учащиеся, настро­енные на возможное знакомство с жизнью и творчеством са­мого поэта, испытывают некоторое потрясение оттого, что им предлагают познакомиться с мнениями других писателей об А. С. Пушкине.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы по пред­ложенной теме и записать их в графу «Хочу узнать». (Напри­мер: кто оставил воспоминания о поэте? В какой форме запи­саны воспоминания? В связи с чем писатели упоминают Пуш­кина? Есть ли свидетельства его современников? И др.) Воп­росы озвучиваются и записываются на доску, идет заполне­ние таблицы.

На стадии осмысления содержания предлагается ^вырази­
тельное чтение отрывков из произведений писателей XIX—
XX вв. Ученики, слушая чтение текстов, записывают фами­
лию писателя и название произведения в графу «Источники
информации» (с одновременной записью на доске), а в графу
«Ключевые слова» выписывают из текста слова, необходимые
для понимания позиции автора по отношению к творческому
наследию А. С. Пушкина. Предлагаем следующие варианты
текстов:;

Н. В. Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок).

И. С. Тургенев. Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве (отрывок).

Я. Я. Огарев. На смерть поэта. По перечтении Е. О. (отры­вок).

В. Г. Белинский. О поэзии Пушкина (отрывок).

A. Н. Островский. Застольное слово о Пушкине (отрывок).
И. А. Бунин. 26-е мая.

B. Ф. Одоевский. Пушкин (отрывок).

В. Ходасевич. Колеблемый треножник (отрывок) А. Блок. О назначении поэта (отрывок). А. А Ахматова. О Пушкине (отрывок).


Ф. М. Достоевский. Пушкин (очерк, отрывок). М. Цветаева. Мой Пушкин (отрывок). А. Твардовский. Пушкин (отрывок). Приведем некоторые варианты текстов.

Николай Васильевич Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок)

При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном по­эте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явле­ние русского духа... В нем русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отража­ется ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский...

Год 1834-й

Иван Сергеевич Тургенев. Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве (отрывок)

Пушкин был первым русским художником-поэтом... Но можем ли мы назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выра­жения часто совпадают), как называем Шекспира, Гете, Гомера? Пушкин не мог всего сделать. Кроме того, Пушкин не избег общей участи художни­ков-поэтов, начинателей. Он испытал охлаждение к себе современников; последующие поколения еще более удалились от него, перестали нуждаться в нем, воспитываться на нем, и только в недавнее время снова становится заметным возвращение к его поэзии... Под влиянием старого, но не устарев­шего учителя — мы твердо этому верим — законы искусства, художниче­ские приемы вступят опять в свою силу и — кто знает? — быть может, явит­ся новый, неведомый избранник, который превзойдет своего учителя и за­служит вполне название национально-всемирного поэта, которое мы не ре­шаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него.

Год 1880-й

Виссарион Григорьевич Белинский. О поэзии Пушкина (отрывок)

Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художество', а не только прекрасный язык чув­ства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художническая. Пушкин не знал мук и блаженства, какие бывают следствием страстно-дея­тельного... увлечения живою могучею мыслью, в жертву которой приносит­ся и жизнь и талант... В сфере своего поэтического миросозерцания он, как художник по преимуществу, был гражданин вселенной и в самой истории, так же как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдох­новений, материалы для своих творческих концепций...

Год 1844-й

Владимир Федорович Одоевский. Пушкин (отрывок) Пушкин! — произнесите это имя в кругу художников, постигающих все величие искусства, в толпе простолюдинов, в толпе людей, которые никогда его сами не читали, но слышали его стихи от других, — и это имя везде произведет какое-то электрическое потрясение... Исследовать, оценять ху­дожников сделалось привычкою в нашем веке; целые книги написаны о том,


чтобы растолковать, почему изящное в таком-то произведении действитель­но изящно. Не вижу большой пользы в таких исследованиях...

Пред великим художником важно и полезно лишь одно чувство: благо­говение. Приступайте к нему с сердцем девственным, — не мудрствуя лука­во. Не дерзайте у него спрашивать, почему он сделал так, а не иначе. Спро­сите об этом у самого себя. И если можете отвечать на сей вопрос, то благо­дарите Бога, что Он открыл вам важную тайну Своего творения.

Конец 1830-х годов

Необходимые пояснения. Учащиеся готовят выразительное чтение заранее, учат стихотворения наизусть, но им не сооб­щается цель и порядок выступления, который определяется на уроке. На стадии рефлексии проводится мозговая атака в форме «свободного плавания», когда полученная информация в русле темы обсуждается свободно, без строгой регламента­ции порядка выступлений, но с опорой на записанные на дос­ке вопросы. Желательно отметить те категории, по которым получена дополнительная информация.

Затем индивидуально заполняется графа «Узнал», где да­ются ответы на самостоятельно поставленные перед чтением вопросы и предполагается, что еще нужно узнать. В качестве творческого домашнего задания предлагается мини-сочинение «Мой Пушкин».

Выделим основные правила работы с приемом «3 — X — У»:

• Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, за­
пишите эти сведения в первой графе таблицы.

• Перечислите источники информации.

• Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до
работы с основной информацией, выделите категории инфор­
мации.

• Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

• Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя).

• Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запиши­
те свои ответы в третью графу таблицы.

• Посмотрите, нельзя ли расширить список категорий ин­
формации; включите в него новые категории.

• Поработайте с графой «Категории информации». Создай­
те новую таблицу — в ней столько граф, сколько категорий
информации вы выделили. Заполните ее.

Графическая организация материала наглядно показыва­ет взаимоотношения между идеями еще до облечения их в слова, и это прекрасный двигатель для процесса познаватель­ного ученичества; его называют», «хождение в подмастерьях у мастера познания». В данной работе учитываются индивиду­альные возможности творчества каждого, и в то же время это один из лучших способов соединить групповую работу и при­емы визуальной организации материала.


Date: 2015-11-15; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию