Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример из практики. Предлагаем урок внеклассной литературы по программе 8 класса ВПредлагаем урок внеклассной литературы по программе 8 класса В. Г. Маранцмана (урок разработан Е. В. Ягуновой, учителем гимназии № 177 Санкт-Петербурга). Тема: «Русские писатели о Пушкине». Цели урока: — познакомить учащихся с неоднозначными взглядами — расширить представления учащихся по пушкинской — научить выражать личностное отношение к творческо На стадии вызова, не называя темы урока, предлагаем учащимся следующий вариант работы. Попросим вспомнить все, что они знают об А. С. Пушкине, и кратко записать в графу «Знаю». Работа организуется в группе. Учащиеся делятся друг с другом информацией, систематизируя ее и заполняя графу «Категории информации». Например, могут быть выделены следующие категории: «Детство», «Лицей», «Литературные произведения», «Семья», «Друзья» и др. Затем группы по цепочке предлагают категории, устно комментируя свой вариант, другие дополняют. Так как к 8 классу накоплены немалые знания по пушкинской теме, то, вероятно, выделение категорий не составит труда, и комментарии будут подробными. Только после заполнения данной графы таблицы^ сообщается тема урока, которая, скорее всего, явится новой категорией информации. Интересно отметить, что учащиеся, настроенные на возможное знакомство с жизнью и творчеством самого поэта, испытывают некоторое потрясение оттого, что им предлагают познакомиться с мнениями других писателей об А. С. Пушкине. Учащимся предлагается сформулировать вопросы по предложенной теме и записать их в графу «Хочу узнать». (Например: кто оставил воспоминания о поэте? В какой форме записаны воспоминания? В связи с чем писатели упоминают Пушкина? Есть ли свидетельства его современников? И др.) Вопросы озвучиваются и записываются на доску, идет заполнение таблицы. На стадии осмысления содержания предлагается ^вырази Н. В. Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок). И. С. Тургенев. Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве (отрывок). Я. Я. Огарев. На смерть поэта. По перечтении Е. О. (отрывок). В. Г. Белинский. О поэзии Пушкина (отрывок). A. Н. Островский. Застольное слово о Пушкине (отрывок). B. Ф. Одоевский. Пушкин (отрывок). В. Ходасевич. Колеблемый треножник (отрывок) А. Блок. О назначении поэта (отрывок). А. А Ахматова. О Пушкине (отрывок). Ф. М. Достоевский. Пушкин (очерк, отрывок). М. Цветаева. Мой Пушкин (отрывок). А. Твардовский. Пушкин (отрывок). Приведем некоторые варианты текстов. Николай Васильевич Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок) При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа... В нем русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский... Год 1834-й Иван Сергеевич Тургенев. Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве (отрывок) Пушкин был первым русским художником-поэтом... Но можем ли мы назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как называем Шекспира, Гете, Гомера? Пушкин не мог всего сделать. Кроме того, Пушкин не избег общей участи художников-поэтов, начинателей. Он испытал охлаждение к себе современников; последующие поколения еще более удалились от него, перестали нуждаться в нем, воспитываться на нем, и только в недавнее время снова становится заметным возвращение к его поэзии... Под влиянием старого, но не устаревшего учителя — мы твердо этому верим — законы искусства, художнические приемы вступят опять в свою силу и — кто знает? — быть может, явится новый, неведомый избранник, который превзойдет своего учителя и заслужит вполне название национально-всемирного поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него. Год 1880-й Виссарион Григорьевич Белинский. О поэзии Пушкина (отрывок) Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художество', а не только прекрасный язык чувства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художническая. Пушкин не знал мук и блаженства, какие бывают следствием страстно-деятельного... увлечения живою могучею мыслью, в жертву которой приносится и жизнь и талант... В сфере своего поэтического миросозерцания он, как художник по преимуществу, был гражданин вселенной и в самой истории, так же как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций... Год 1844-й Владимир Федорович Одоевский. Пушкин (отрывок) Пушкин! — произнесите это имя в кругу художников, постигающих все величие искусства, в толпе простолюдинов, в толпе людей, которые никогда его сами не читали, но слышали его стихи от других, — и это имя везде произведет какое-то электрическое потрясение... Исследовать, оценять художников сделалось привычкою в нашем веке; целые книги написаны о том, чтобы растолковать, почему изящное в таком-то произведении действительно изящно. Не вижу большой пользы в таких исследованиях... Пред великим художником важно и полезно лишь одно чувство: благоговение. Приступайте к нему с сердцем девственным, — не мудрствуя лукаво. Не дерзайте у него спрашивать, почему он сделал так, а не иначе. Спросите об этом у самого себя. И если можете отвечать на сей вопрос, то благодарите Бога, что Он открыл вам важную тайну Своего творения. Конец 1830-х годов Необходимые пояснения. Учащиеся готовят выразительное чтение заранее, учат стихотворения наизусть, но им не сообщается цель и порядок выступления, который определяется на уроке. На стадии рефлексии проводится мозговая атака в форме «свободного плавания», когда полученная информация в русле темы обсуждается свободно, без строгой регламентации порядка выступлений, но с опорой на записанные на доске вопросы. Желательно отметить те категории, по которым получена дополнительная информация. Затем индивидуально заполняется графа «Узнал», где даются ответы на самостоятельно поставленные перед чтением вопросы и предполагается, что еще нужно узнать. В качестве творческого домашнего задания предлагается мини-сочинение «Мой Пушкин». Выделим основные правила работы с приемом «3 — X — У»: • Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, за • Перечислите источники информации. • Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до • Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения. • Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя). • Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запиши • Посмотрите, нельзя ли расширить список категорий ин • Поработайте с графой «Категории информации». Создай Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями еще до облечения их в слова, и это прекрасный двигатель для процесса познавательного ученичества; его называют», «хождение в подмастерьях у мастера познания». В данной работе учитываются индивидуальные возможности творчества каждого, и в то же время это один из лучших способов соединить групповую работу и приемы визуальной организации материала.
|