Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В парахЭтот прием разработан Доном Дансеро и его коллегами в Техасском христианском университете и особенно эффективен в случае работы с большими и информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий2. Проиллюстрируем данный прием на примере модельного урока по теме «Угорь» (подчеркнем, что предлагаемый текст является демонстрационным)3. Стадия вызова 1. На первом этапе урока можно спросить школьников о том, что они знают об угрях, каковы отличительные черты 'Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат.;— М., 1999. — С. 18. 2См.: Dansereau D. F., & Johnson D. W. (1994). Cooperative Learning (Chapter 5). In D. Druckman & R. A. Bjork (Eds.), Learning, Remembering, Believing: Enhancing Human Performance (pp. 83—111; references pp. 319— 327). Washington, DC: National Academy Press. Разработано С. И. Заир-Беком. их внешнего строения и среды обитания, поведения и жизненного цикла. Отметим, что преподаватель сам задает для учеников направления актуализации своих знаний, эти направления являются основаниями для разбивки текста на смысловые части. Ученики индивидуально вспоминают то, что они знают об угре^ заполняя кластеры (рис. 8). Возможно использование и других, уже описанных в этой книге приемов, которые, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными для письменного обобщения информации, кроме того, школьники могут сами выбрать форму письменного представления материала. 2. После того как кластер составлен, учитель просит школь_-ников~о5ъединиться в парьПГобменяться мнениями по поводу своих записей. 11ри этом школьники должны знать о том, что в процессе дальнейшей работы кластеры будут расширяться. Для данного приема на стадии вызова можно ограничиться только обменом мнениями в парах. Вместе с тем на этом этапе учитель подчеркивает, что в конце урока школьники должны будут знать содержание всего изучаемого текста целиком, хотя в процессе чтения каждая пара получит только небольшой фрагмент текста. Стадия осмысления содержания 1. Перед началом работы с текстом учитель просит пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 — по количеству текстовых фрагментов. Текст желательно разбить таким образом, чтобы один и тот же фрагмент был, как минимум, у двух пар. У каждой из них будет свое видение прочитанного текста, разные пары по-сво- ему будут представлять для класса результаты своей работы, дополняя друг друга, обращая внимание на различные, важные, с их точки зрения, аспекты. 2. Второй важный момент, который необходимо разъяснить ученикам перед началом чтения текста, — это роли, которые они будут выполнять. Каждый из фрагментов разбит, в свою очередь, на части А и Б. Тот и другой участник пары читают обе части последовательно. В процессе чтения и обсуждения каждый из пары выполняет две роли: докладчика и ученика. Докладчик читает свою часть, а потом рассказывает ее содержание партнеру своими словами, комментируя необходимые аспекты. Для эффективной работы на уроке не стоит ограничиваться только пересказом прочитанного. Поэтому учитель просит школьников в процессе диалога особо обращать внимание на сходство и различие угря и других рыб (например, из другого семейства), выделяя способы приспособления к тому или иному образу жизни. Одновременно в процессе чтения каждый из пары дополняет составленный ранее кластер. Другая роль — роль ученика — предполагает слушание докладчика и задавание вопросов для прояснения смысла прочитанного, а также аспектов, на которые особо обращал внимание учитель при формулировке задания. Сами вопросы ученик готовит в процессе доклада, на этом этапе можно воспользоваться известным приемом — таблицей «тонких» и «толстых» вопросов. Участники сами договариваются, в какой последовательности они будут выполнять роли докладчика и ученика. После того как оба прочли отрывок А, один из пары рассказывает другому содержание прочитанного, второй задает вопросы. После чтения фрагмента Б участники меняются ролями. Продемонстрируем алгоритм работы на конкретном примере одного из фрагментов текста «Угорь». Угорь («Мир дикой природы». По течению рек. Пер. с фр. Б. Д. Васильева.) А. Речной угорь, чье существование окутано множеством тайн и легенд, является одним из величайших миграторов. Эта рыба встречается в соленых и пресных водах почти по всей Европе.;Но чтобы оставить после себя потам-ство, угорь должен совершить невероятное путешествие за 6000 км через Атлантический океан до самого Саргассова моря, где закончится его жизненный путь. Во времена античности греки считали угря плодом любви мурены и гадюки. Разумеется, это вовсе не так: угорь является настоящей рыбой с костным скелетом, так же как, например, карп. Самые древние из известных ископаемых остатков угрей относятся к концу вторичного периода (около 100 млн лет назад). Они были обнаружены в Ливане и на юге Франции, в отложениях древнего моря Мезогеи, где, по-видимому, и сформировался вид, от которого ведут свое происхождение все угри. За геологическое время Мезогея, которая опоясывала когда-то две трети земного шара и связывала Атлантический и Тихий океаны, уменьшилась настолько, что от нее осталось только Средиземное море. Индотихооке-анские и атлантические угри оказались изолированными. Тем не менее у них сохранились сходные биологические циклы: все они отправляются в теплые соленые воды, где на глубине 400 м происходит нерест, а затем их личинки мигрируют в континентальные воды и там продолжают свое развитие. Б. Предполагают, что оба вида имеют одного общего предка, хотя не обнаружено никаких доказательств его существования. Этот предковый вид размножался в прото-Атлантике — океане гораздо более скромных размеров, чем современный. Похоже, с тех далеких времен атлантические угри всегда нерестились в Саргассовом море, а их планктонические личинки разносились течениями как в Америку, так и в Европу, независимо заселяя оба эти континента. Именно в Саргассовом море в начале XX века и были обнаружены самые мелкие личинки угрей. В настоящее время расширение Атлантического океана заставляет речного угря преодолевать все более длинный путь от места своего рождения до устья европейских рек. Но на этом континенте интенсивное рыболовство, строительство плотин и осушение болот представляют собой серьезные опасности, нависшие над будущим этого животного. 1. Фрагмент А читается обоими участниками в паре. 2. В процессе чтения дополняется кластер, составленный
— Что, на твой взгляд, является наиболее важной мыслью — Почему атлантические и тихоокеанские угри оказались — Как ты думаешь, почему жизнь угря окутана таким ко
3. Докладчик излагает содержание прочитанного текста, 4. Ученик задает докладчику вопросы, докладчик на них 5. Пара читает фрагмент Б, меняясь ролями. который приведен выше. Эти фрагменты вместе составляют единый текст. После того как пары прочитали свой текст полностью, они готовят его презентацию jyia всего класса на демонстрационном листе. Результаты работы желательно оформить в кластерах, но для демонстрации можно изобразить не весь кластер целиком, а только ту его часть, которая относится к прочитанному. Стадия рефлексии На этой стадии работа может строиться с помощью разнообразных приемов, которые уже были описаны в книге. 1. На первом этапе каждая из пар проводит презентацию В процессе отчета пар остальные учащиеся дополняют ранее составленные кластеры, задают вопросы. 2. На втором этапе рефлексии учитель предлагает обоб 3. На третьем этапе рефлексии учитель просит участников Работа в парах имеет свои преимущества. Ученики, объединяясь в пары, сами могут регулировать темп работы, не испытывая прессинга со стороны преподавателя. Пересказ материала способствует его лучшему пониманию. В процессе парной работы проясняется большее количество вопросов, режим «чтение, суммирование в парах» позволяет обратить внимание на большее число деталей, которые могли быть не замечены в процессе индивидуальной или коллективной деятельности. Важным аспектом работы в предложенном режиме является активизация основных процедур и операций мышления. СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ» Целью данного приема (автоф Э. Аронсон) является изуч^е-ние и систематизация большого1 по объему материала1. Для этого предстоит сначала разбить' текст на смысловые отрывки 1 См.: Busing and Racial Tension: The Jigsaw Route to Learning and Liking / E. Aronson, N. Blaney, J. Sikes // Psychology Today. — 1975. — February. — P. 8, 43—50. для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) 5 человек. 1. Стадия вызова: осуществляется при помощи любых 2. Стадия осмысления содержания: класс делится на груп 3. Стадия рефлексии: работа в группе экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой рабочей группе благодаря работе экспертов складывается общее представление об изучаемой теме. Презентацию сведений по отдельным темам проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы — идет «второе слушание» темы. Итогом урока может быть исследовательское или творческое задание по изученной теме. Продемонстрируем эту стратегию на примере модельного урока по теме «Деньги». На стадии вызова, не объявляя темы, предлагаем определить, что объединяет данные слова: наркотики, черепа, электрон, Александр Македонский, винные этикетки, Петрарка. Для конкретизации предложенных вариантов зачитываем фразы из текста: Король Уганды велел засеять данным предметом поля. На островах Сан-та-Крус этот предмет постепенно изнашивается. В средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался принимать этот предмет. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Некоторые подделки ценятся дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно на Таганской площади в ВДоскве. Таким образом, подводим слушателей к изучаемой теме. 94 На стадии осмысления содержания предлагаем разделиться на группы по 5 человек. Выдаем на группу 5 текстов различного содержания. Каждый знакомится со своим текстом и выделяет наиболее значимые, с его точки зрения, моменты.
|