Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В парах





Этот прием разработан Доном Дансеро и его коллегами в Техасском христианском университете и особенно эффективен в случае работы с большими и информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий2. Проиллюстрируем данный прием на примере мо­дельного урока по теме «Угорь» (подчеркнем, что предлагае­мый текст является демонстрационным)3.

Стадия вызова

1. На первом этапе урока можно спросить школьников о том, что они знают об угрях, каковы отличительные черты

'Новые педагогические и информационные технологии в системе образо­вания: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалифика­ции пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат.;— М., 1999. — С. 18.

2См.: Dansereau D. F., & Johnson D. W. (1994). Cooperative Learning (Chapter 5). In D. Druckman & R. A. Bjork (Eds.), Learning, Remembering, Believing: Enhancing Human Performance (pp. 83—111; references pp. 319— 327). Washington, DC: National Academy Press.

Разработано С. И. Заир-Беком.


их внешнего строения и среды обитания, поведения и жиз­ненного цикла.

Отметим, что преподаватель сам задает для учеников на­правления актуализации своих знаний, эти направления являются основаниями для разбивки текста на смысловые части.

Ученики индивидуально вспоминают то, что они знают об угре^ заполняя кластеры (рис. 8). Возможно использование и других, уже описанных в этой книге приемов, которые, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными для письмен­ного обобщения информации, кроме того, школьники могут сами выбрать форму письменного представления материала.

2. После того как кластер составлен, учитель просит школь_-ников~о5ъединиться в парьПГобменяться мнениями по поводу своих записей. 11ри этом школьники должны знать о том, что в процессе дальнейшей работы кластеры будут расширяться.

Для данного приема на стадии вызова можно ограничить­ся только обменом мнениями в парах. Вместе с тем на этом этапе учитель подчеркивает, что в конце урока школьники должны будут знать содержание всего изучаемого текста це­ликом, хотя в процессе чтения каждая пара получит только небольшой фрагмент текста.

Стадия осмысления содержания

1. Перед началом работы с текстом учитель просит пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 — по количеству текстовых фраг­ментов.

Текст желательно разбить таким образом, чтобы один и тот же фрагмент был, как минимум, у двух пар. У каждой из них будет свое видение прочитанного текста, разные пары по-сво-


ему будут представлять для класса результаты своей работы, дополняя друг друга, обращая внимание на различные, важ­ные, с их точки зрения, аспекты.

2. Второй важный момент, который необходимо разъяс­нить ученикам перед началом чтения текста, — это роли, ко­торые они будут выполнять.

Каждый из фрагментов разбит, в свою очередь, на части А и Б. Тот и другой участник пары читают обе части последова­тельно.

В процессе чтения и обсуждения каждый из пары выпол­няет две роли: докладчика и ученика. Докладчик читает свою часть, а потом рассказывает ее содержание партнеру своими словами, комментируя необходимые аспекты.

Для эффективной работы на уроке не стоит ограничивать­ся только пересказом прочитанного. Поэтому учитель просит школьников в процессе диалога особо обращать внимание на сходство и различие угря и других рыб (например, из другого семейства), выделяя способы приспособления к тому или ино­му образу жизни. Одновременно в процессе чтения каждый из пары дополняет составленный ранее кластер.

Другая роль — роль ученика — предполагает слушание докладчика и задавание вопросов для прояснения смысла про­читанного, а также аспектов, на которые особо обращал вни­мание учитель при формулировке задания. Сами вопросы уче­ник готовит в процессе доклада, на этом этапе можно восполь­зоваться известным приемом — таблицей «тонких» и «тол­стых» вопросов.

Участники сами договариваются, в какой последователь­ности они будут выполнять роли докладчика и ученика. Пос­ле того как оба прочли отрывок А, один из пары рассказыва­ет другому содержание прочитанного, второй задает вопросы. После чтения фрагмента Б участники меняются ролями.

Продемонстрируем алгоритм работы на конкретном при­мере одного из фрагментов текста «Угорь».

Угорь

(«Мир дикой природы».

По течению рек.

Пер. с фр. Б. Д. Васильева.)

А. Речной угорь, чье существование окутано множеством тайн и легенд, является одним из величайших миграторов. Эта рыба встречается в соленых и пресных водах почти по всей Европе.;Но чтобы оставить после себя потам-ство, угорь должен совершить невероятное путешествие за 6000 км через Атлантический океан до самого Саргассова моря, где закончится его жиз­ненный путь.

Во времена античности греки считали угря плодом любви мурены и га­дюки. Разумеется, это вовсе не так: угорь является настоящей рыбой с ко­стным скелетом, так же как, например, карп.


Самые древние из известных ископаемых остатков угрей относятся к концу вторичного периода (около 100 млн лет назад). Они были обнаружены в Ливане и на юге Франции, в отложениях древнего моря Мезогеи, где, по-видимому, и сформировался вид, от которого ведут свое происхождение все угри. За геологическое время Мезогея, которая опоясывала когда-то две трети земного шара и связывала Атлантический и Тихий океаны, уменьши­лась настолько, что от нее осталось только Средиземное море. Индотихооке-анские и атлантические угри оказались изолированными. Тем не менее у них сохранились сходные биологические циклы: все они отправляются в теплые соленые воды, где на глубине 400 м происходит нерест, а затем их личинки мигрируют в континентальные воды и там продолжают свое раз­витие.

Б. Предполагают, что оба вида имеют одного общего предка, хотя не обнаружено никаких доказательств его существования. Этот предковый вид размножался в прото-Атлантике — океане гораздо более скромных разме­ров, чем современный. Похоже, с тех далеких времен атлантические угри всегда нерестились в Саргассовом море, а их планктонические личинки раз­носились течениями как в Америку, так и в Европу, независимо заселяя оба эти континента. Именно в Саргассовом море в начале XX века и были обна­ружены самые мелкие личинки угрей.

В настоящее время расширение Атлантического океана заставляет реч­ного угря преодолевать все более длинный путь от места своего рождения до устья европейских рек. Но на этом континенте интенсивное рыболовство, строительство плотин и осушение болот представляют собой серьезные опас­ности, нависшие над будущим этого животного.

1. Фрагмент А читается обоими участниками в паре.

2. В процессе чтения дополняется кластер, составленный
на стадии вызова. Ученик готовит вопросы докладчику, запи­
сывая их, например:

 

— Что, на твой взгляд, является наиболее важной мыслью
в этом фрагменте?

— Почему атлантические и тихоокеанские угри оказались
изолированными друг от друга?

— Как ты думаешь, почему жизнь угря окутана таким ко­
личеством тайн и загадок?

 

3. Докладчик излагает содержание прочитанного текста,
оценивая его содержание с точки зрения сформулированного
преподавателем задания.

4. Ученик задает докладчику вопросы, докладчик на них
отвечает.

5. Пара читает фрагмент Б, меняясь ролями.
Остальные пары получают такие же фрагменты, как и тот,

который приведен выше. Эти фрагменты вместе составляют единый текст.

После того как пары прочитали свой текст полностью, они готовят его презентацию jyia всего класса на демонстрацион­ном листе.


Результаты работы желательно оформить в кластерах, но для демонстрации можно изобразить не весь кластер целиком, а только ту его часть, которая относится к прочитанному.

Стадия рефлексии

На этой стадии работа может строиться с помощью разно­образных приемов, которые уже были описаны в книге.

1. На первом этапе каждая из пар проводит презентацию
своей работы, используя демонстрационный материал. Если
одинаковые фрагменты есть у двух пар, то они дополняют
друг друга. Можно разделить и функции пар, делающих пре­
зентацию одинаковых фрагментов: первая пара делает основ­
ной доклад, вторая — дополняет его, третья — отвечает на
вопросы аудитории, четвертая — задает вопросы аудитории.

В процессе отчета пар остальные учащиеся дополняют ранее составленные кластеры, задают вопросы.

2. На втором этапе рефлексии учитель предлагает обоб­
щить весь материал. Это может происходить как в устной
форме (беседа, дискуссия по какому-либо вопросу, например:
«Можно ли назвать угря типичным представителем рыб?»),
так и в письменной форме (заполнение сравнительной табли­
цы «Сравнительная характеристика угря и речного окуня»
или использование приема «фишбоун»: «Причины сокраще­
ния численности речного угря» и т. д.).

3. На третьем этапе рефлексии учитель просит участников
поделиться впечатлениями об уроке: насколько проделанная
работа была интересной и эффективной, помогала ли лучпнР
му пониманию материала раоота в парах, каким образом уча^
стники в парах договаривались о порядке работы и т."дТ

Работа в парах имеет свои преимущества. Ученики, объ­единяясь в пары, сами могут регулировать темп работы, не испытывая прессинга со стороны преподавателя. Пересказ материала способствует его лучшему пониманию. В процессе парной работы проясняется большее количество вопросов, режим «чтение, суммирование в парах» позволяет обратить внимание на большее число деталей, которые могли быть не замечены в процессе индивидуальной или коллективной дея­тельности. Важным аспектом работы в предложенном режи­ме является активизация основных процедур и операций мышления.

СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»

Целью данного приема (автоф Э. Аронсон) является изуч^е-ние и систематизация большого1 по объему материала1. Для этого предстоит сначала разбить' текст на смысловые отрывки

1 См.: Busing and Racial Tension: The Jigsaw Route to Learning and Liking / E. Aronson, N. Blaney, J. Sikes // Psychology Today. — 1975. — February. — P. 8, 43—50.


для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно ра­бочими) 5 человек.

1. Стадия вызова: осуществляется при помощи любых
известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть
фазы вызова как таковой, так как это задание — организа­
ция работы с текстом большого объема в режиме «обучения
сообща» — само по себе служит вызовом.

2. Стадия осмысления содержания: класс делится на груп­
пы, которым выдаются тексты различного содержания. Каж­
дый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное,
составляя опорный конспект либо используя одну из графи­
ческих форм (например, кластер). По окончании работы уча­
щиеся переходят в другие группы — группы экспертов.

3. Стадия рефлексии: работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказа­лись специалисты по одной теме. В процессе обмена резуль­татами своей работы составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет про­водить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересажива­ются в свои первоначальные группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей те­мой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе про­исходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой рабочей группе благодаря работе экспертов склады­вается общее представление об изучаемой теме.

Презентацию сведений по отдельным темам проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопро­сы — идет «второе слушание» темы.

Итогом урока может быть исследовательское или творчес­кое задание по изученной теме.

Продемонстрируем эту стратегию на примере модельного урока по теме «Деньги».

На стадии вызова, не объявляя темы, предлагаем опреде­лить, что объединяет данные слова: наркотики, черепа, элек­трон, Александр Македонский, винные этикетки, Пет­рарка.

Для конкретизации предложенных вариантов зачитываем фразы из текста:

Король Уганды велел засеять данным предметом поля. На островах Сан-та-Крус этот предмет постепенно изнашивается. В средневековом Китае су­лили смертную казнь тем, кто отказывался принимать этот предмет. У му­сульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Неко­торые подделки ценятся дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно на Таганской площади в ВДоскве.

Таким образом, подводим слушателей к изучаемой теме. 94


На стадии осмысления содержания предлагаем разделить­ся на группы по 5 человек. Выдаем на группу 5 текстов раз­личного содержания. Каждый знакомится со своим текстом и выделяет наиболее значимые, с его точки зрения, моменты.

Date: 2015-11-15; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию