Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие «критическое мышление» и его характеристикиСтр 1 из 31Следующая ⇒ ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Надо сказать, что по поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно. Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление^. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждении,.критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем1. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей При всем разнообразии определений критического мыш- 'См.: Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. — NAAEE, 1994. 2См.: Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»). ления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это откры тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. "В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, вза-имообусловленно. Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим кри тическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн"выделяет1: 1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают 2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, 4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыс 5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее 6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы приня 'См.: ХалпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).— С. 56. Есть мнение. Дж. Барелл выделяет следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Критические мыслители: — решают проблемы; — проявляют известную настойчивость в решении проблем; — контролируют себя, свою импульсивность; — открыты для других идей; — решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; — слушают собеседника; — эмпатичны; — терпимы к неопределенности; — рассматривают проблемы с разных точек зрения; — устанавливают множественные связи между явлениями; — терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных; — рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы; — часто задают вопрос: «Что, если...?»; — умеют строить логические выводы; — размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их; — строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные — применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; — любознательны и часто задают «хорошие вопросы»; — активно воспринимают информацию. Гуманистическая психология и критическое мышление. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в тра- диционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учить ся самостоятельно. Основным приоритетом развития образо-вания сегодня становится его личностно ориентированная направленность. «Реализация личностно ориентированного обу чения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, котороеТпозволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)»1. П. Е. Решетников в качестве важнейших личностных функций выделяет: — функцию изобретательности (способность^ выбору); — функцию рефлексии (способность оценивать свои дей/ — функцию бытийности (поиск смысла жизни и творче 1 Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. — М., 2000. — С. 46. ' — формирующую функцию (формирование образа «Я»); — функцию ответственности (в соответствии с формули — функцию автономности личности. формирования^ у школьников знаний и умений, но и в__оОеспе-чении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функции личности. В этом контексте учебный про-цесс приобретает смысл, отличный от традиционно признанного. Можно привести высказывание известного американского психолога К. Роджерса, который на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку зданием становится только та_ часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. ^Технология развития критического мышления — один из способов^ превратить учение в личностно ориентированное. Но и этого недостаточно. Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы? Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм; эмпатическое понимание, т. е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика). В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет^ а в позицию полноправного субъекта учения, создавая "тем, самым условия для его творческой самореализации. Это зна чит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важ ным становится самостоятельный поиск ученика, а это зави-сит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем. Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление — процесс, сокрытый от глаз. «Обучение мышлению следует понимать как хождение в подмастерьях у мастера познания»1. Технология РКМЧП предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так_ 1 Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Пособие. — М., 1998. — С. 16—17. ив плане конструирования знания, рождающегося в процес-'се^обучения. Работая в режиме Уёхнологии критического "мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обу-"чение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск. Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:_не_ простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность ^пользоваться приобретенным; не объем информации, а уме-~ние получать ее и моделировать; не потребительство, а сози-' "дание и сотрудничество. Органичное включение работы по "технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. Образовательная технология развития критического мышления. Как мы уже отмечали, для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых, на наш взгляд, стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Представляем эту структуру в виде таблицы с соответствующими пояснениями.
Таблица 1
|