Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения по цене и по доходу





Спрос как важнейшая категория рыночной экономики зависит во многом от цены. На величину спроса на конкретный товар также оказывает влияние не только изменение его цены и цен других товаров, но и изменение дохода потребителей.

Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени.

Математически эластичность рассчитывается к ак отношение темпов прироста зависимой переменной к темпам прироста независимой переменной. В самом общем виде эластичность спроса по доходу характеризует степень реакции приобретаемого количества товара на колебания дохода потребителя.

Для обоснования взаимосвязи спроса на товар и дохода

п о т р е б и т ел е й м о ж н о р а с с ч и т а т ь к о э ф ф и ц и е н т эластичности:

ЕR = ДQ / ДR,

 

где ЕR - коэффициент эластичности спроса по доходу; ДQ - изменение спроса в процентах;

ДR - изменение дохода покупателя на товар в

п р о це н та х. Д а н н ы й к о э ф ф и ц и е н т ха р а к те р и зует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя.

Знание коэффициента эластичности спроса по доходу необходимо для расчета потребительской корзины, определения структуры потребления лиц с различными доходами, исчисления степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т.д. Рассчитанные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.

При ЕR < 0, т.е. если при увеличении дохода спрос на товар

п а д а ет, е го н а з ы в а ют н и з к о к ач е с т в е н н ы м (и л и

неполноценным).

Если ЕR > 0, т.е. при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, товар называют нормальным.

Данный коэффициент эластичности может показать, что один и тот же товар может быть как неполноценным, так и нормальным. В составе нормальных товаров выделяют три группы:

1) товары первой необходимости, спрос на них

растет медленнее роста доходов (0 < ЕR; < 1) и, следовательно, имеет предел насыщения;

2) предметы роскоши, по ним спрос опережает рост доходов (ЕR > 1) и поэтому не имеет пределов насыщения;

3) то ва р ы, с п р о с н а к ото р ы е и з м е н я етс я пропорционально изменению доходов (ЕR = 1). Часто эти товары называют товарами второй необходимости. Современная ситуации такова, что в развитых странах мира по мере увеличения доходов населения возрастают потребности в услугах, а в развивающихся странах - в товарах длительного пользования. Для некоторых товаров эластичность спроса по доходу бывает отрицательной. Факторы эластичности спроса по доходу:

1) значимость того или иного товара для бюджета семьи;

2) принадлежность товара к той или иной группе нормальных товаров (является ли данный товар

п р е д м е т о м р о с к о ш и и л и п р е д м е т о м п е р в о й необходимости);

3) консерватизм спроса (при повышении дохода люди (семьи) не сразу переключаются на потребление более дорогих товаров).

В розничной торговле данные об эластичности спроса по доходу особенно важны. Они должны являться частью информационной базы, необходимой для маркетинговых целей. Если у фирм розничной торговли есть эти данные, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми к любым изменениям в конъюнктуре

Мера реакции одной величины на изменение другой называетсяэластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится однапеременная экономическая величина при изменении другой на один процент.Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценоваяэластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентномотношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.Существует два крайних случая. Первый случай — существование толькоодной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любоеизменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данноготовара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса(если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным,показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразитьв виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спросна помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютноэластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величинеспроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит какпрямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спросна отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п. Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса,является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов,признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностейдля покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта вслучае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спросна отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как сповышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти надругой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло идругие подобные продукты относительно неэластичен. Однако еслирассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортаммыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельнойфирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов,выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос напродукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершеннойконкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спросна товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность,является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию бытьменее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороныиндивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышениецены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можнопредположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят своимашины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригороднымиэлектричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластиченв обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, чтос течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить своюпотребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того илииного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимостинеэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя,обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться отдополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократимпокупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питаниянеэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на ихприобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи. Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей втоварах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах ростдоходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, ав развивающихся — в товарах длительного пользования. Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентноеизменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, кпроцентному изменению дохода.Эластичность спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товарынизкого качества — например, продовольственные недиетические товары. Назападе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше егоэластичность. Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичностьспроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровнясреднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу натовары первой необходимости может быть очень высока при низком уровнедохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявленаеще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, чтодоля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере ростадоходов потребителейПредложение, поскольку оно связано с изменением производственногопроцесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтомуфактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются тривременных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращенияпроизводства на уже существующих производственных мощностях, нонедостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этомслучае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своихпроизводственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль прирасширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращениипоследнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущихслучаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейнаязависимость между экономическими переменными, показывающими процентноеизменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.








Date: 2015-11-15; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию