Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие. Виды равновесия





Закон спроса англ. law of demand обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса - максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях. Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1.Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают " распродажи ", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2.В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3.На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене. Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной - это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена - это независимая переменная, а величина спроса - зависимая переменная.

Расчет коэффициента эластичности спроса

У спешное ведение коммерческой деятельности невозможно без изучения рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение (их соотношение, динамика), цены и конкуренция. Для организации коммерческой деятельности можно выделить следующие опорные моменты:

Оценка конъюнктуры рынка, определение точки равновесия, (равновесного объема спроса и предложения и соответствующей равновесной цены).

Определение степени реакции платежеспособного спроса на изменение конъюнктурных факторов, расчет эластичности спроса.

Характеристика структуры рынка, типа конкуренции и, на этой основе, выбор тактики и стратегии ценообразования.

П онятие конъюнктуры рынка включает в себя соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, денежные сбережения и другие показатели, характеризующие сложившуюся на рынке экономическую ситуацию.

Рис.1 Кривые спроса и предложения

О ценить соотношение спроса, предложения и цен можно с помощью кривых спроса и предложения. Кривые спроса и предложения - это графическое изображение зависимости объемов сбыта и производства продукции от уровня цен. Рассмотрим построение кривых спроса и предложения на условном примере. Предположим, что при цене 10 000 руб. объем спроса составляет 100 единиц продукции, а объем предложения - 200 единиц. Снижение цены на 1 000 руб. привело к увеличению спроса до 120 единиц продукции и к снижению объемов производства на 190 единиц. Как показывает рис.1, снижение цены не достигло точки равновесия (точки равенства спроса и предложения), и на рынке сохранилось состояние перепроизводства.

С нижение цены приводит к увеличению спроса за счет того, что увеличивается потребление данной продукции у отдельного покупателя и одновременно расширяется число покупателей. Изменение предложения пропорциональное динамике цен идет также по двум направлениям: изменение прибыльности у отдельного производителя и колебание числа производителей на рынке.

П одобную зависимость объемных показателей от уровня цены (обратную для спроса и прямую для предложения) будем называть классической. Однако существуют и исключения из данной зависимости. И исключений тем больше, чем более несбалансирован рынок и выше инфляция. К подобным исключениям можно отнести влияние инфляционных ожиданий, которые приводят к тезаврации средств в материальные и нематериальные активы. В зависимости от дифференциации денежных доходов, направления тезаврации могут варьироваться от покупки недвижимости и валюты до закупки товаров первой необходимости впрок.

С уществуют и не зависящие от экономической ситуации исключения из классической зависимости спроса от цен:

так называемые “товары Гиффена” - товары первой необходимости, спрос на которые в условиях роста цен и ограниченности потребительского бюджета увеличивается;

товары престижной группы (снижение цен на них может привести к спаду продаж).

П рименительно к этим исключениям динамика цен и спроса оказывается, как правило, однонаправленной: цены растут - спрос увеличивается, цены снижаются - спрос падает.

В современных условиях российской экономики предложение также может реагировать на изменение цены не по классической кривой: с ростом цен предложение не расширяется, а наоборот, снижается.

Д ля правильной организации коммерческой деятельности в первую очередь необходимо определить, к какой группе принадлежит рассматриваемый товар: к классическим товарам или к исключениям. Сделать это и построить кривые спроса и предложения помогут маркетинговые исследования. Порядок и методы проведения маркетинговых исследований подробно описаны в специальной литературе по маркетингу. Приведем лишь важнейшие направления этой работы.

Исследование рынка и продаж: оценка емкости рынка; определение характеристик рынка и его сегментов; анализ тенденций изменения рынка; прогноз объема продаж; получение информации о существующих и потенциальных потребителях; выявление системы предпочтений потребителей; получение информации о конкурентах. Исследование продукта: генерация идей о новых продуктах; разработка концепции тестирования продукта; тестирование продукта; организация маркетинга тестируемых продуктов; исследование и испытание различных видов упаковки. Исследование цен: исследование взаимосвязей между ценой на продукт и спросом; прогнозирование ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта. Исследование продвижения продукта: исследование эффективности рекламной деятельности; исследование эффективности различных средств массовой информации; испытание различных вариантов рекламы; комплексный соотносительный анализ различных средств и методов продвижения продукта.

Доведение продукта до потребителя: исследование месторасположения складов; исследование месторасположения точек розничной торговли; исследование месторасположения сервисных служб

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ -экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях

Закон предложения и роль издержек производства в его формировании

Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены растет объем производимой (предлагаемой) продукции (товаров).

С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Это диктует здравый смысл.

Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказавшийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта, чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

Роль издержек производства:

Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену продукта. Почему возрастают издержки? Потому, что определенные производственные ресурсы, особенно производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того, как фирма наращивает кол-во более мобильных ресурсов (рабочей силы, сырья, комплектующих изделий) – стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность пр-в снижается, а издержки пр-ва каждой последующей ед-цы продукта возрастают. Для пр-ва этих требующих больших издержек ед-ц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.


Таблица 1. График спроса

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Экономический смысл понятия Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объём спроса равен объёму предложения. Совмещая в едином графике линии спроса и предложения, получаем графическое изображение равновесия в координатах Р,Q (Рис.2.5). Точка пересечения линий имеет координаты (Р*, Q*), где Р*- равновесная цена, Q*- равновесный объём производства и потребления .

В точке равновесия рынок сбалансирован, ни у кого из рыночных агентов нет стимулов к изменению ситуации. При слишком высоких ценах возникает избыток предложения (перепроизводство), при низких ценах - избыток спроса (дефицит). При малых объёмах производства возникает превышение цены спроса над ценой продавца, при больших объёмах - наоборот. В любом случае, ситуация дисбаланса стимулирует смещение цены или объёма спроса и предложения в сторону равновесия.

Р S Р

 

P1

 

 

Р* E P* E

 

 

P2

D D

а) б)

Q* Q1 Q* Q2

 

Рис. 2.5. Графическая иллюстрация рыночного равновесия

Изменение рыночного спроса или предложения приводит к изменению равновесия (Рис. 2.6). Если, например, рыночный спрос растёт, то линия спроса сдвигается вправо, тогда равновесная цена и объём растут. Если рыночное предложение уменьшается, линия предложения сдвигается влево, что приводит к увеличению цены и сокращению объёмов

Р Р D S2

       
   
 


D1 D2 S S1

 

Е2 Е2

 

Е1 Е1

 

 
 

 


Q Q

а) б)

 
 
Рис.2.6 Изменение равновесия: а) вследствие увеличения спроса; б) вследствие уменьшения предложения. Новое равновесие соответствует координатам точки Е2.

 

 


Данные модели рынка являются статическими, так как в них явно не фигурирует время. При введении в неё фактора времени, получим динамическую “паутинообразную” модель рыночного равновесия.

Date: 2015-11-15; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию