Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кривые безразличия и их свойства. Эффект замещения и эффект дохода
При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия. На рис. 3.2 товарный набор А включает ХА единиц товара X иУа единиц товара У, товарный набор В включает Хв единиц товара X к Yg единиц товара У. Если с точки зрения данного потребителя наборы An В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия. Кривые безразличия обладают следующими свойствами. А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Рассмотрим на рис. 3.2 кривые безразличия / и 77. Набор С содержит такое же количество товара У, что и набор А. Но набор С включает в себя большее количество товара X. Из аксиомы о ненасыщении следует, что С у А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия I, с точки зрения нашего потребителя равноценны. То же относится и ко всем наборам, лежащим на кривой II. Из аксиомы о транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой //, для Нашего потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего На кривой /. Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Пусть дана некоторая точка А (рис. 3.3), характеризующая определенную комбинацию товаров. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Очевидно, что все точки, лежащие в III квадранте, соответствуют большим, а все точки, лежащие в / квадранте, — меньшим количествам товаров X и У, чем точка А. В соответствии с аксиомой ненасыщения точки, лежащие в III квадранте, более предпочтительны, а лежащие в I квадранте — менее предпочтительны, чем А. Следовательно, точки, безразличные А, например С, или В, или D, или G, должны находиться либо во II, либо в IV квадранте. И значит, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон. В. Кривые безразличия никогда не пересекаются. Предположим противное. Пусть кривые безразличия / и II на рис. 3.4 пересеклись в точке В. Из аксиомы о ненасыщении следует, что А у С. Наборы В и С лежат на одной кривой безразличия /. Поэтому В ~ С. Наборы Am В лежат на одной кривой безразличия II. Поэтому А ~ В. Из аксиомы о транзитивности следует, что А ~ С. Однако не могут одновременно быть А у С и А ~ С-Следовательно, кривые безразличия не могут пересекаться. Заметим, что в отличие от непересекающихся прямых, которые должны быть параллельными, кривые могут не пересекаться и не будучи параллельными. Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. Говорят еще, что кривая безразличия не имеет толщины. Это свойство любых линий в Евклидовой геометрии, оно является безусловно определенной идеализацией, абстракцией реального мира. Чтобы сделать его более реалистичным, необходимо при выборе единицы измерения товаров учитывать порог восприятия. Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство в отличие от ранее перечисленных не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления. Позднее мы вернемся к этому свойству кривых безразличия. Кривая безразличия – это кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью. Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия. Карта безразличия – это множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными – на разных линиях (рис. 8.3). Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности. Свойства кривых безразличия: Нисходящий характер. Для сохранения уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага. Кривые безразличия не могут пересекаться. В случае если имеет место пересечение, нарушается принцип транзитивности и принцип построения карты безразличия. Кривые безразличия являются вогнутыми, что обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому чем большим количеством блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать при обмене. Предположим, что наш потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Посмотрим, что произойдет в том случае, когда цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными. Поскольку цены остальных товаров, входящих в набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара, цена на который упала. Разумно предположить, что наш потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшим. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Каждый из купленных 4 бутербродов по 10 центов, потребитель получает выигрыш в размере (30 + 20 + 15 + 5) = 70 центов. Это и есть «излишек потребителя». Он соответствуетразнице между самой высокой ценой, которую согласился бы уплатить потребитель, и ценой, реально установившейся на рынке данного товара. Или, говоря иначе, излишек потребителя есть разность между «ценой спроса»отдельного покупателя и «рыночной ценой». Рассмотренный выше пример можно проиллюстрировать графически. В этом случае кривая спроса будет иметь не плавный, а ступенчатый характер, так как потребление нашего товара (бутербродов) дискретно (см. график 7.2.). Наложим на график кривой безразличия бюджетную линию нашего потребителя (см. график 7.5.). Положение бюджетной линии на графике показывает, что «X» может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия а, b, с, d, e. Такая кривая обязательно есть, так как в пространстве графика через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на графике (см. график 7.6.),где бюджетная линия касается кривой В в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащих выше кривой В, для нашего «X» недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью. Закон спроса показывает обратную зависимость между количеством потребляемого блага и его ценой. Потребительский спрос напрямую зависит от рыночной ситуации и условий покупок, которые ему предлагает производитель. Таким образом, для объяснения потребительского поведения необходимо ввести понятие эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода (Y) показывает степень изменения доходов потребителей и их спроса на тот или иной товар при изменении его цены. Например, при снижении цены на бананы в 3 раза вы на реальный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на «оставшиеся» деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как люди с более низкими доходами начнут удовлетворять потребности. Таким образом, эффект дохода - это изменение потребительского спроса в результате изменения реального дохода без учета эффекта замещения. Эффект замещения - это изменение потребительского спроса в результате изменения цены на товар без учета эффекта дохода. Он показывает, как взаимосвязаны относительные цены и величина потребительского спроса. В нашем примере снижение цен на бананы позволяет считать, что по сравнению с другими товарами они стали более дешевыми. Поэтому спрос на них начнет расти, поскольку потребители в стремлении удовлетворить свои потребности будут приобретать именно их, а не относительно дорогие ананасы. Эффект дохода и эффект замещения существуют в экономике в определенной взаимосвязи. Отметим, что все товары делятся на нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. В ситуации продажи нормальных товаров (по мере роста дохода потребитель увеличивает их потребление) оба эффекта действуют в одном и том же направлении. При этом они вызывают повышение спроса с каждой последующей волной понижения цен. Снижение ц е н н а н и з к о к а ч е с т в е н н ы е т о в а р ы в ы з ы в а е т разносторонние направления эффектов. В результате действия эффекта замещения спрос на уцененный товар вырастет. Но вследствие эффекта дохода потребители начнут исключать этот товар из своего потребления, поскольку они стали реально немного богаче. Что касается товаров Гиффена, то при повышении цен на них спрос увеличивается (например, товары первой необходимости во время дефицита) и эффект дохода превышает эффект замещения.
Date: 2015-11-15; view: 813; Нарушение авторских прав |