Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция. Функции конкуренции. Виды конкуренции и их характеристика





Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности; борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций.

Конкуренция как социально-экономический воспроизводственный процесс может быть представлена как совокупность определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия выступают в виде экономического цикла конкуренции, который включает в себя следующие последовательные воспроизводственные процессы:

формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

организация производства, включающая снабжение его сырьевыми материалами и полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными предприятиями и организациями на возмездной основе;

создание конкурентоспособной продукции;

сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для дальнейшего расширения производства.

Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;

г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;

д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:

а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам конкуренции относятся следующие:

а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.







Date: 2015-11-15; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию