Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены
Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния. И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Начавшаяся в недрах идеальной рыночной конкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Для крупного предприятия появляется возможность более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на отдельных операциях. Естественно, что составляющих масштабного эффекта достаточно много и для данного диссертационного исследования не требуется их детальный анализ. Важно то, что крупное предприятие является более конкурентоспособным и обладает большими возможностями для дальнейшего роста, чем обычные средние и мелкие производства. Отсюда и неустойчивость идеальной рыночной конкуренции, постоянное сползание к концентрации производства и движения в сторону монополизации. Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков. 1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие: Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий: а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными; в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него; г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга; д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния. Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция: а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства; в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг. К недостаткам конкуренции относятся следующие: а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов); б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт); г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых; е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. 1.Цена равновесияРынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продаюттовары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность наоснове этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса ипредложения, при каждой цене люди планируют купить или продать определенныеколичества товара.На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый изкоторых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцови покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять,устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно ипокупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство непокупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При ценеравновесия количество продукции, в пределах которого потребители намереныпродолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции,которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.Известно, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложениеувеличивается с ростом цены. Взаимодействие спроса и предложения можнопредставить путем совмещения графиков этих кривых [pic]Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точкаравновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесьфиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение нарынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрестипотребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желаютпредложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенствоспроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая намвыявить наиболее важные закономерности функционирования рыночногомеханизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бываетвесьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующихформах:1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке,превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служатсокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые ужепроизведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появлениеочередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях какпарикмахерские, прачечные);2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке,превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарныхзапасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальныхизменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов,предлагающих услуги.Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточноепредложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночнаяцена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары,и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы ипокупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. Всостоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект—производитель илипокупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения.Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей ипродавцов двигают ее в направлении равновесной цены. В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразныхфакторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различныхнаправлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторовпрактически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночнаяцена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишьориентировочную (базовую) цену на товар.Date: 2015-11-15; view: 946; Нарушение авторских прав |