Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель возвращается домой





Цели:

• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;

• эмоциональная поддержка учителя;

• развитие эмпатических умений педагогов;

• тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 - 50 мин.

Ход упражнения

1 вариант

Упражнение "Учитель возвращается домой..." мо­жет быть использовано в тренинге развития профес­сионального педагогического самосознания. Идея уп­ражнения заимствована у М. Кипниса, использую­щего сходную технику для отработки актерских на­выков2. Лучше использовать описываемую психотех­нику в подготовленной группе, во всяком случае, не на первом занятии.

Ведущий. Когда каждый из вас возвращается по­сле школы домой, то, наверное, не ожидает за­стать дома ничего необычного. Но давайте пред­ставим, что настал такой волшебный день, ког­да вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожидан­ных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазия­ми - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возник­нет такое желание - выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Осталь­ные участники распределяют между собой роли гос­тей-сюрпризов. Пока будет проходить это распреде­ление, учителю надо будет подождать за дверью; уча­стникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожи­данными гостями. Для этого нужно вступить с каж­дым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, расска­зывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участни­ки тренинга пытаются в максимальной степени сы­грать - через пластику и вербально — своего персо­нажа, будь он одушевленным предметом или абст­рактным понятием. Единственное, что им запреще­но, - прямо называть себя. Задача учителя — дога­даться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.

Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи мог­ли бы оказаться для него приятным сюрпризом. По­явление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдво­ренными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желан­ными для хозяина. Если же кто-то из игроков пред­лагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для учителя привлекательности (например, проверя­ющего из районо, новой болезни, зловредной тетуш­ки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы по­лагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома та­ких гостей?"

Если группа велика, то не обязательно привлекать к исполнению ролей гостей-сюрпризов всех ее чле­нов. Достаточно включить в игру пять-шесть участ­ников. Однако в группе из 12 человек можно вклю­чить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин.

Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем неко­торые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах:

• глубокая и сильная любовь;

• мобильный телефон;

• путевка в сочинский санаторий (или на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);

• новый холодильник;

• хорошее настроение;

• потерявшийся котенок;

• ветерок в форточку;

• надежда;

• горячий ужин, приготовленный в новой электро­плите;

• букет цветов;

• написанный отчет о работе;

• уверенность в себе;

• друг (подруга);

• покой;

• третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.

 

По поводу последнего персонажа: как ни стара­лась третья комната объяснить вернувшемуся до­мой учителю, кто она такая, тот никак не мог ура­зуметь, что значит твоя самая большая мечта, вы­сокая, просторная, светлая, я помогу тебе размес­тить многие вещи, более удобно. Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан!

Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:

• Какие чувства вы испытали, когда увидели в сво­ей квартире неожиданных гостей?

• Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?

• Есть ли такие гости, которых вы не рады ви­деть? почему?

• Кого из персонажей вам было особенно трудно определить?

• Кого вы угадали довольно легко? почему?

• Можете ли вы назвать гостей, которых вам хо­телось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Если позволяет время, можно повторить упраж­нение.

2 вариант

Другие возможности этого упражнения связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразуме­вают наличие у ведущего группы навыков психоте­рапевтической работы, в частности - психодрамати­ческого опыта. Сценарий остается прежним. Только гости-сюрпризы - это не просто люди или живот­ные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персоналии из определенной области, за­даваемой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы учи­теля. Или его личностные качества. Или его отно­шения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувше­гося домой учителя. Он также определяет персона­жей, как и в первом варианте. Возвращение учите­ля домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с са­мим собой - своими особенностями, желаниями, от­ношениями.

Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга нюансов жиз­ни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносто­ронней обратной связи главному игроку. Его пере­живания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следова­тельно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать границу возможной им­провизации. Ведущий может периодически вклю­чаться в процедуру, направляя участников и помо­гая им.

По завершении упражнения, помимо вопросов, на­званных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления учителя о своих внутренних составляющих с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники груп­пы. Как принято в психодраматических процедурах, упражнения следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом, при необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная под­держка протагониста в этом варианте является обя­зательной.

3 вариант

Этот вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее до­говориться, каким будет круг гостей-сюрпризов: вну­тренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаи­модействует в жизни. В обоих случаях протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте упраж­нения у учителя нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.

После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его рас­ставить персонажи по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространст­ве. Другое возможное задание протагонисту: размес­тить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место (некоторые, может быть, выста­вить в прихожую, а то и вовсе - за дверь, в подъ­езд). Правда, все подобные действия нужно будет обосновать.

Завершить упражнение следует теми же процеду­рами, что и во втором варианте.

 

Кроль Л.М. Образы и метафоры в интег-ративной гипнотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 2001.

"Терапевтическая метафора - это не столько сравнение, сколько искра, возника­ющая от удара двух реальностей друг о дру­га. Она, как вспышка, освещает соответст­вие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания..." (с. 28).

"Метафора напоминает фигуру из двух колец, вложенных друг в друга, некую лен­ту Мебиуса: одно кольцо - это реальное со­стояние. А другое кольцо является зерка­лом, отражающим его в словах, жестах или предметах" (с. 30).

 

Date: 2015-11-15; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию