Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учитель возвращается домой
Цели: • развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль; • эмоциональная поддержка учителя; • развитие эмпатических умений педагогов; • тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 - 50 мин. Ход упражнения 1 вариант Упражнение "Учитель возвращается домой..." может быть использовано в тренинге развития профессионального педагогического самосознания. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков2. Лучше использовать описываемую психотехнику в подготовленной группе, во всяком случае, не на первом занятии. Ведущий. Когда каждый из вас возвращается после школы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание - выставить за дверь. Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов. Пока будет проходить это распределение, учителю надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть - через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено, - прямо называть себя. Задача учителя — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить. Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина. Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для учителя привлекательности (например, проверяющего из районо, новой болезни, зловредной тетушки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?" Если группа велика, то не обязательно привлекать к исполнению ролей гостей-сюрпризов всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из 12 человек можно включить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин. Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем некоторые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах: • глубокая и сильная любовь; • мобильный телефон; • путевка в сочинский санаторий (или на Байкал, на Канарские острова, в Прагу); • новый холодильник; • хорошее настроение; • потерявшийся котенок; • ветерок в форточку; • надежда; • горячий ужин, приготовленный в новой электроплите; • букет цветов; • написанный отчет о работе; • уверенность в себе; • друг (подруга); • покой; • третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.
По поводу последнего персонажа: как ни старалась третья комната объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит твоя самая большая мечта, высокая, просторная, светлая, я помогу тебе разместить многие вещи, более удобно. Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан! Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы: • Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей? • Кто из гостей оказался вам наиболее приятен? • Есть ли такие гости, которых вы не рады видеть? почему? • Кого из персонажей вам было особенно трудно определить? • Кого вы угадали довольно легко? почему? • Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились? Если позволяет время, можно повторить упражнение. 2 вариант Другие возможности этого упражнения связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности - психодраматического опыта. Сценарий остается прежним. Только гости-сюрпризы - это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персоналии из определенной области, задаваемой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы учителя. Или его личностные качества. Или его отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он также определяет персонажей, как и в первом варианте. Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой - своими особенностями, желаниями, отношениями. Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку. Его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать границу возможной импровизации. Ведущий может периодически включаться в процедуру, направляя участников и помогая им. По завершении упражнения, помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления учителя о своих внутренних составляющих с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы. Как принято в психодраматических процедурах, упражнения следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом, при необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной. 3 вариант Этот вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее договориться, каким будет круг гостей-сюрпризов: внутренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаимодействует в жизни. В обоих случаях протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте упражнения у учителя нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой. После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его расставить персонажи по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространстве. Другое возможное задание протагонисту: разместить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место (некоторые, может быть, выставить в прихожую, а то и вовсе - за дверь, в подъезд). Правда, все подобные действия нужно будет обосновать. Завершить упражнение следует теми же процедурами, что и во втором варианте.
Кроль Л.М. Образы и метафоры в интег-ративной гипнотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 2001. "Терапевтическая метафора - это не столько сравнение, сколько искра, возникающая от удара двух реальностей друг о друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания..." (с. 28). "Метафора напоминает фигуру из двух колец, вложенных друг в друга, некую ленту Мебиуса: одно кольцо - это реальное состояние. А другое кольцо является зеркалом, отражающим его в словах, жестах или предметах" (с. 30).
Date: 2015-11-15; view: 380; Нарушение авторских прав |