Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актеры и кинорежиссеры





 

Предлагаемая игра родилась в результате серьезной трансформации техники "Первая проба на роль", разработанной автором до­вольно давно (см. Школьный психолог. 1999. № 8). В настоящее время применение этой психологической игры осуществляется в рамках метафорического тренинга как осо­бой технологии, используемой в работе со взрослыми. Описываемая ниже игровая про­цедура является своего рода подготовкой к дальнейшим психотехникам, построенным на разнообразных метафорах.

Игра "Актеры и кинорежиссеры" имеет смысл только в группе ранее незнакомых между собой людей, в противном случае бу­дут наблюдаться лишь проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной ме­ре "засоряющие" атмосферу ситуации "здесь и теперь".

Эта игра проводится в самом начале тре­нинга, лучше всего еще до момента самопре­зентации, во время которой участники рас­сказывают о себе (если вообще такая самопрезентация проводится, что, на мои взгляд, не является обязательным). В результате уча­стия в этой игре члены группы впервые по­лучают обратную связь друг от друга на осно­ве пока еще минимальной информации. При этом обратная связь метафорическими спосо­бами во многих случаях бывает эмоциональ­но насыщенной, содержательной и точной.

Цели:

• помощь в знакомстве участников;

• погружение в атмосферу метафоризации как процесса, пронизывающего процесс тренинга;

• организация продуктивной обратной связи.

Размер группы: от 6 человек.

Время: примерно полтора часа.

Ход игры

1 этап - разминка Упражнение "Сбор на вечеринку"

Ведущий. Представим себе, что мы находимся у себя дома и собираемся отправиться на какую-нибудь вечеринку. Итак, надо подумать, что бы такое надеть, чтобы выглядеть замечательно и чувствовать себя удобно. Протяните руку, от­кройте дверцу шкафа, переберите одежду, лежа­щую на полках. Возьмите то, что вам пригля­нулось сегодня... Так, приложите к себе, посмо­трите в зеркало. Годится? Очень хорошо! Пока отложите в сторонку. Недурно было бы подо­брать еще подходящий головной убор. Что там у нас на верхних полках? Вот беда — замечатель­ной кепки, которую хотелось надеть, никак не удается найти! А может быть, в прошлый раз вы закинули ее на шкаф? Вытяните руку вверх, пошарьте на шкафу... А теперь другой рукой, с другой стороны шкафа... Нет, кепки там нет. Наверное, она завалилась за шкаф! Чтобы ее до­стать, надо хотя бы немного сдвинуть шкаф в сторону. Давайте попробуем все-таки убрать в сторону этот тяжеленный шкаф. Еще немного напряжения и — ура! - шкаф сдвинут и кепка найдена. Стряхните с нее пыль... Можно даже почистить щеточкой. Вот мы облачились в очень удобную и красивую одежду, на голове — заме­чательная кепка. Можно отправляться на вече­ринку!

Упражнение "Превращение в предмет"

Ведущий. А теперь я предлагаю вам представить, что вы превратились в... Оглянитесь вокруг. Годится любой предмет, какой попадется вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка, дверь, книжка. Может статься, в нашей комна­те нет такого предмета. Что же, задумайте лю­бой другой предмет. Вам предстоит превратить­ся в него. 30 с на внутреннюю настройку... А те­перь по кругу представим невербально, во что превратился каждый из нас.

Игроки поочередно либо замирают в определенной позе, либо демонстрируют в движении задуманный предмет, а остальные угадывают этот предмет.

2 этап - выбор роли

Ведущий. Не только психологам, но и всем дру­гим хорошо известно, какое влияние имеет пер­вое впечатление, производимое на нас новым знакомым, на стиль и уровень нашего дальней­шего общения. Напомним, что существует, на­пример, так называемое "правило пятнадцати секунд", согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые 15с общения с ним, "эффект ореола", связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и т. д. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным.

Вы еще мало знаете друг друга, поскольку встре­тились здесь совсем недавно. Однако известные 15 с уже давно миновали и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас сло­жилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры. Желающие из группы будут садиться на этот стул - назовем его стулом презентации, а ос­тальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого чело­века.


Стул не следует ставить в центр круга. Посколь­ку напряженность участников в начале работы груп­пы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем бо­лее что он может оказаться очень тревожным и за­стенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.

Ведущий. Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинную проницательность и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию. Я предлагаю каждому из вас представить себя ки­норежиссером, которому предстоит снимать не­кий фильм. Для фильма, разумеется, нужно по­добрать актеров. Один человек, к примеру, бла­годаря своей внешности, манере общения и ре­чи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не го­дится на роль Чичикова. Из другой актрисы по­лучилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить по внешним признакам человека и особеннос­тям поведения, которые вы успели заметить, ка­кая роль в большей степени ему соответствует. Ведь в предыдущем упражнении каждый из вас демонстрировал свое актерское мастерство. Роль может быть реальной, т.е. из известных произ­ведений. А может, вы снимаете фильм по соб­ственному сценарию? Тогда опишите, пожалуй­ста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на стуле презентации, его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и т. п. Пожалуйста, кто первый?

На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существу­ет довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника. Молено, например, скомандовать: "Лидеры, встаньте!" И, вполне вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только вы­брать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кру­гу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.

Ведущий. Итак, первый из участников сидит на стуле презентации. Поаплодируем ему за сме­лость... Уважаемые кинорежиссеры! Вниматель­но посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?

При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участнику, сидящему на стуле пре­зентации, ничего говорить не приходится. Он толь­ко слушает мнения других. Не обязательно выска­зываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появи­лось четкое представление о возможной роли канди­дата. Упражнение следует проводить в довольно бы­стром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить тем членам группы, которые высказали желание сесть на стул презентации, чет­кую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли, лучше всего не одной.

Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на стуле презентации. Важно, чтобы каждый выска­зался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих жиз­ненных ролях.


Каждому актеру на стуле презентации ведущий задает следующие вопросы:

• Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?

• Какие роли, "увиденные" в вашем исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?

• Какая из предложенных кинорежиссерами ролей пришлась вам по душе? почему?

• Кто из присутствующих здесь людей также мог бы сыграть в этом фильме?

• Какие роли могли бы исполнить эти люди?

3 этап - создание плаката фильма

1 вариант. Если группа велика, то после прохож­дения через стул презентации трех-четырех игроков процедуру выбора ролей можно прекратить. В не­большой группе желательно пропустить через этот своеобразный кастинг всех участников. Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через стул презентации игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлек­ла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего, например, необходимостью эмоци­ональной поддержки застенчивого участника или желанием подтолкнуть участника к взятию на себя лидерских функций.

Ведущий. А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главные роли в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформи­ровать из отобранных вами исполнителей дру­гих ролей свою команду для фильма.

Если случилось так, что обоими ведущими актера­ми были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме, а кого могут заменить.

Ведущий. Вы полагаете, что сейчас вам предсто­ит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат буду­щего фильма. Это значит, что через 15 мин каждая команда представит на нашей импровизиро­ванной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того, чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо бу­дет договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режис­сер также имеет право исполнить одну из ро­лей. Пожалуйста, приступайте к созданию рек­ламного плаката вашего фильма.

2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Вы­бирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы). Все вместе они обсуждают содержание бу­дущего фильма и определяют особенности взаимоот­ношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчес­ки. Ведь и "Гамлета" можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объяв­ляет о необходимости подготовить рекламный пла­кат фильма. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пас­сивно слушающей.


Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором - к одному и тому же фильму. Второй ва­риант предполагает более сложную ситуацию, в ко­торую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм "чужой", подготовить плакат для него труднее. В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, с помощью которых они справились с трудностями.

Оба варианта этого этапа завершаются демонстра­цией скульптурных коллажей, сопровождаемой необ­ходимыми комментариями режиссеров.

4 этап - поиск исполнителей для продолжения фильмов

Ведущий. Плакаты подготовлены и продемонстри­рованы. Фильмы уже в прокате и, будем наде­яться, пользуются заслуженным успехом. Акте­ры стали популярными, а режиссеры подумы­вают о том, чтобы снять продолжение этих за­мечательных фильмов. Пока сценарии еще не готовы, но задумка такова: в продолжении на передний план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Сре­ди них есть актеры, чей творческий потенциал велик, но почти не использовался. Им достава­лись только второстепенные роли. Выберите од­ного из членов противоположной команды. По­совещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма. Подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.

Время на подготовку описания — не более 5—7 мин. Фактически на этом этапе ведущий через самих уча­стников тренинга проявляет заботу о тех людях, ко­торым на предыдущих этапах уделялось недостаточ­но внимания, которым, возможно, не предлагалось ролей. А свою порцию "эмоционального поглажива­ния" они ведь тоже должны получить!

Ведущий. Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из другой коман­ды, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съе­мочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.

Иногда некоторые игроки сами высказывают пред­положения о том, что эту роль могли бы предложить именно им. После трех попыток угадывания имя за­думанного участника раскрывается.

5 этап - создание кадра из общего фильма

Ведущий. В конце концов, сколько можно кино­компаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы вам не объединить творческие усилия для какого-либо совместного проекта? Давайте созда­дим самый важный кадр из общего фильма. Прошу выйти в центр круга по одному предста­вителю от каждой съемочной группы... Вы ста­нете главными героями совместного фильма. О чем он будет - мы пока еще не знаем. По­смотрите друг на друга. Не договариваясь, за­мрите в выразительных позах, как будто вы на­ходитесь в кадре из центральной сцены этого фильма... Очень хорошо! А теперь - участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сде­лать участник второй команды.

Таким образом, все участники команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все раз­растается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение, чтобы понять замысел своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия. По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из фильма, удалось ли участникам понять друг друга.

6 этап - обсуждение игры

При подведении итогов и рефлексии игры полез­но обсудить следующие вопросы:

• Какие этапы и моменты игры вызвали наиболь­шие затруднения? почему?

• Что удалось сделать легко?

• Какие чувства испытывают участники сейчас?

• Какие чувства возникали на разных этапах иг­ры?

• Какие из предлагаемых в разных ситуациях ро­лей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого участника?

• Встречались ли такие роли, предложение кото­рых участникам вызвало удивление?

• С какими сложностями столкнулась та подгруп­па, которой пришлось создавать рекламный плакат фильма, задуманного другой подгруппой?

• Довольны ли участники своей работой?

• Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе - этапе по­иска исполнителей для продолжения фильма?

• Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?

 

Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гас-парова // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.

"Всякое имя есть или общеупотребитель­ное, или редкое, или переносное, или укра-шательное, или сочиненное, или удлинен­ное, или укороченное, или измененное... Пе­реносное слово (те1;арпога) - это несвойст­венное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... А необычными [словами] я на­зываю редкие, переносные, удлиненные, все прочие, кроме общеупотребительных" (с. 669 - 670).

 







Date: 2015-11-15; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию