Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Демонстрационный опыт. Окисление этанола оксидом меди(II)Деятельность учителя: объявляет тему урока «Альдегиды» и предлагает учащимся, актуализируя знания о структуре изучения предыдущих классов органических соединений, определить содержание данной темы и сформулировать задачи урока. Можно также для определения задач урока предложить учащимся посмотреть содержание § 29 учебного пособия. Деятельность учащихся: предполагают задачи изучения темы урока (задачизаписываются на боковой доске). Деятельность учителя: – Античный афоризм гласит: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз». На прошлом уроке мы с вами подвели итоги изучению темы “Спирты и фенолы”. Попробуем найти связь между ранее изученным классом соединений – спиртами и классом соединений, с которыми мы познакомимся сегодня – альдегидами. В предыдущей теме мы проводили лабораторный опыт по неполному окислению этилового спирта оксидом меди(II). Предлагаю вернуться к этой реакции и подробнее изучить продукт окисления спирта. Опыт №2Окисление этанола оксидом меди(II) (лабораторный опыт 2 из темы 3 «Спирты и фенолы»). Данный опыт проводится учителем демонстрационно или учащиеся могут провести самостоятельно. Обучение безопасным приемам проведения опыта. Материалы для учителя Опыт Окисление этанола оксидом меди(II) В пробирку с этанолом опускается раскаленная в пламени спиртовки медная спираль, покрытая черным налетом оксида меди(II). После шести и более повторений происходит изменение запаха жидкости, и восстанавливается металлический блеск спирали. Деятельность учителя: – Уравнение данной реакции выглядит следующим образом: H О ½ // H3C – C – OH + [O] → H3C – C + H2O ½ \ H Н
– Cравните состав исходного и полученного веществ. В чем их сходство и отличие? Деятельность учащихся: предполагаемый ответ – спирт без двух атомов водорода — альдегид. – Что же такое альдегиды? Основу определения понятия любого класса кислородсодержащего органического вещества, как правило, составляет функциональная группа и связанный с ней атом или группа углеводородных атомов. – Какая функциональная группа входит в состав молекулы альдегида? – Какое можно дать им определение? Деятельность учащихся: учащиеся указывают функциональную группу, формулируют определение альдегидов. Деятельность учителя: давайте сравним ваше определение с общепринятым. Материалы для учителя Функциональная группа, которая входит в состав альдегидов – карбонильная группа. О // – C \ Альдегиды – органические соединения, в молекулах которых карбонильная группа связана с одним атомом водорода и одной углеводородной группой. Исключение составляет муравьиный альдегид, у которого карбонильная группа связана с двумя атомами водорода. Для альдегидов предложенная группа атомов называется альдегидной. О // – C \ Н
Давайте подробно рассмотрим ее электронное строение на примере муравьиного альдегида (рис.51, 50 учебного пособия). Атом углерода, находясь в возбужденном состоянии, имеет четыре неспаренных электрона, которые образуют три равноценные σ-связи: с двумя атомами водорода (в других альдегидах — с атомом водорода и углерода) и с атомом кислорода. Облако четвертого валентного электрона расположено перпендикулярно этой плоскости и имеет форму объемной восьмерки. Облака двух валентных электронов атома кислорода также имеют форму объемных восьмерок, перекрываясь с электронными облаками атома углерода, образуют π - связь. На атоме кислорода – частичный отрицательный заряд, на атоме углерода – частичный положительный заряд. Поэтому электронная плотность в С=О смещена к атому кислорода, образуя полярную связь. Данный факт позволяет сказать, что альдегиды являются высоко реакционноспособными веществами. 2. Конкурс «Путаница» Деятельность учителя: – Вы знаете, что свойства вещества определяются его составом и строением, поэтому так важно понять и запомнить то, что мы изучали. Предлагается конкурс «Путаница»: на доске записаны предложения, в которых перепутаны слова, если вы их правильно переставите, то вернете тексту логический смысл. Вам необходимо записать в тетрадь исправленный текст, а затем принять участие в конкурсе, прочитав текст, используя разную интонацию – повествовательную, вопросительную и восклицательную. Предложения для конкурса (заранее записаны на доске): 1. Карбонильная связана одним водорода альдегиды и органические соединения которых в молекулах одним заместителем углеводородным группа с атомом –,. 2. Альдегидная называется в альдегидах группа функциональная. 3. Связь атомами карбонильной в углерода двойная между и кислорода группе, полярная, одной σ- и одной π-связями образована. Деятельность учащихся: учащиеся участвуют в конкурсе. 3. Метод «Зигзаг» Деятельность учителя: – Ваша дальнейшая познавательная деятельность будет происходить самостоятельно с помощью интерактивного метода «Зигзаг». Сначала в течение 7-10 минут, используя раздаточный материал и материал учебного пособия, изучаете вопросы, определенные вашей группе, затем в течение 5 минут обучаете им членов других групп. Деятельность учителя: организует групповую работу учащихся. Класс делится на четыре группы (по количеству изучаемых вопросов) – первая, вторая, третья, четвертая. Если изучаемые вопросы неравноценны, то формируются разноуровневые группы. Каждый член группы получает номер – от одного до четырех и по учебнику изучает вопрос, определенный данной группе. Изучение предполагает уточнение непонятных вопросов внутри группы, а также обсуждение с учителем. По истечении времени, отведенного на изучение, первые номера из каждой группы собираются на месте первой группы, вторые номера перемещаются на место второй группы, третьи рассаживаются на места участников третьей группы и четвертые – на места участников четвертой группы. Таким образом в каждой группе оказывается учащийся, владеющий одним из изучаемых вопросов. Затем все учащиеся выступают в роли обучающих, поочередно объясняя вопросы, которые они самостоятельно изучили. После этого все возвращаются на свои места и уточняют друг у друга и при необходимости у учителя возникшие по ходу объяснения вопросы. Деятельность учащихся: изучают предложенные учителем вопросы, используя метод «Зигзаг». Задания группам: 1 группа. Общая формула насыщенных альдегидов. Гомологический ряд альдегидов. Классификация. (Учебное пособие, с.123, задание 7 (выписать гомологи) с.126. Можно предложить учащимся раздаточный материал: Общая формула альдегидов:
Функциональная группа – альдегидная: Гомологический ряд насыщенных одноатомных альдегидов
Классификация альдегидов: 1. Предельные (формула - уксусный альдегид); 2. Непредельные (формула - пропеналь); 3. Ароматические (формула - бензойный альдегид). 2 группа. Номенклатура ИЮПАК и тривиальные названия альдегидов. (Учебное пособие, с.124, задание 7 (назвать предложенные соединения) с.126. Раздаточный материал: «Гомологический ряд насыщенных одноатомных альдегидов» (смотри разд. материал 1-ой группы), «Правила номенклатуры альдегидов»: 1.Выбрать цепь углеродных атомов, содержащую карбонильную группу, и пронумеровать ее, начиная с атома углерода карбонильной группы: 3 2 1 О ∕∕ СН3 ¾ СН ¾ С ç \ СН3Н 2. Цифрой указать положение углеводородного заместителя и его название: 2- метил 3. По количеству атомов углерода назвать цепь: три атома – пропан 4. Принадлежность к классу альдегидов указать суффиксом – аль: Пропа наль 5. Полное название предложенного альдегида: О ∕∕ СН3 ¾ СН ¾ С ç \ СН3 Н 2-метилпропаналь 3 группа. Изомерия углеродной цепи — структурная изомерия. (Учебное пособие, с.124-125, с.126, задание 7 (выписать изомеры). Раздаточный материал: «Изомерия альдегидов» 1. Изомерия углеродного скелета: О ∕∕ СН3 ¾ СН ¾ С ç \ СН3 Н 2-метилпропаналь
О ∕∕ СН3 ¾ СН2 ¾ СН2 ¾ С \
|