Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6 Мы рождаемся родителями
Инстинкт и новая неуверенность В 1850 году молодая мать, которая еще только училась ухаживать за своим первым ребенком, могла нервничать, но в то же время она была твердо уверена в том, что все делает правильно. Только мать знает, что нужно ее ребенку, и она, став матерью, сможет прокормить своего ребенка и позаботиться о нем. Ведь у нее, безусловно, есть материнский инстинкт.
... Неограниченное грудное вскармливание стимулирует и развивает правильное материнское поведение.
А вот сегодня родители испытывают чувство неуверенности, и подтверждением тому может служить огромное количество статей, книг, журналов, ток‑шоу и выступлений знаменитых экспертов. Сегодня материнство обсуждается очень широко, но при этом главным вопросом является вовсе не «как?», а «зачем?». Журналы для родителей и другие источники только подогревают родительскую тревогу и сомнения. Что же произошло с материнским инстинктом? Мы понимаем, что инстинкт – это не слепая, негибкая сила, а ряд мелких рефлекторных реакций на внутренние или внешние стимулы. В сочетании эти реакции формируют определенный стандарт поведения. Однако количество вариантов здесь бесконечно. Врожденное поведение у каждого животного каждый раз не проявляется механически. Даже муравьи способны проявлять в своем поведении индивидуальность. Выявить стандарты врожденного поведения можно лишь с помощью длительного и тщательного наблюдения за многими личностями. Сейчас удивительно читать современную медицинскую литературу, в которой грудное вскармливание рассматривается как результат материнских чувств, тогда как на самом деле оно является их причиной. Книги по психологии удивляют еще больше. Возникли целые школы, изучающие отношения между матерью и ребенком, которые полностью игнорируют грудное вскармливание. В монографии, озаглавленной «Основные моменты теории и исследований родительской любви», проводится анализ всех значимых исследований отношений между матерью и ребенком. И в ней не нашлось места хотя бы единственному упоминанию о грудном вскармливании. Это все равно что изучать отношения супругов, не упоминая о сексе. Усвоенное и врожденное материнство Удивительно, что люди, обладающие сильно развитым интеллектом, заботятся о своих детях, абсолютно забывая о советах матери‑природы, тогда как любая кошка, корова или крольчиха точно знает, что нужно делать с самого начала и до самого конца. Но действительно ли это так? Действительно ли животные превосходят нас в этом отношении?
... У людей, впрочем, как и у животных, секрет успешного материнства кроется в опыте.
Любой, кто разводил лошадей, собак или других животных, знает, что в первый момент млекопитающие матери тоже «не знают», что делать. Некоторые лошади так нервничают, родив своего первого жеребенка, что их приходится удерживать силой, чтобы малыш смог сосать молоко. Лабораторные крысы из‑за неопытности теряют весь свой первый помет: детеныши замерзают, умирают от голода. Многие собаки не знают, что делать с первым пометом. Когда щенки рождаются, они, как и любые другие детеныши, движутся к ближайшему крупному объекту. Когда их нос касается меха, они вцепляются в него и постепенно перемещаются к соскам. Неопытная сука сначала начинает топтаться на месте. Она поднимается и ложится, снова поднимается, и щенки никак не могут начать сосать молоко. Один заводчик говорил мне: «Выглядит все это так, словно сука удивлена. Вот они, десять ее малышей, она знает, что с ними нужно что‑то делать, но не знает, что именно. В конце концов она сдается, ложится отдыхать – и тут‑то все и происходит!». Эксперименты показывают, что у животных есть возможность потренироваться в уходе за детенышами еще до их рождения. Если самка крысы всю жизнь будет носить ошейник и у нее не будет возможности изучать свое тело и вылизывать себя, она не будет знать, как вылизать детенышей после рождения. И тогда детенышам будет трудно вести нормальную жизнь и общаться с матерью. Скорее всего, они просто не выживут. Если лишить крысу возможности переносить предметы во рту, она не будет знать, как устроить гнездо и как переносить детенышей, когда они родятся. Некоторые домашние кошки вообще не умеют ничего носить. Когда у них появляются котята, то, несмотря на весь свой апломб, они просто не знают, что с ними делать. Такая кошка может часами бродить вокруг котят, трогая их лапой, носом, хвостом… Проходит довольно много времени, прежде чем она поймет: их нужно хватать за шкирку! Кошка, у которой есть возможность охотиться, убивать и приносить хозяину мышей, отлично знает, как нужно хватать маленьких котят. Шимпанзе, которая выросла в Лондонском зоопарке и никогда не видела детенышей своего вида, была в таком ужасе от своего первого малыша, что с дикими криками забилась в угол клетки и ни за что не соглашалась подойти к нему. Второго детеныша, который родился годом позже, она приняла только после того, как ее подруга‑смотрительница наглядно продемонстрировала, что это существо абсолютно безвредное, и научила держать его. Еще ярче проявляется неопытность у горилл. На протяжении многих лет горилл, которые рождались в неволе, забирали у матерей и воспитывали среди людей. Считалось, что выжить малыши могли только так. Сегодня сотрудники зоопарков знают, что горилл следует держать небольшими совместимыми группами, а не в одиночку и не парами. Когда в такой группе молодая неопытная самка рожает детенышей, взрослые самки не только присматривают и за ней, и за детенышем, но еще и поправляют ее, если она делает что‑то опасное, например, держит детеныша за ногу вниз головой. В одном зоопарке сумели воспитать одинокую гориллу‑мать оригинальным образом. Смотрительница уговорила свою подругу принести в зоопарк своего грудного малыша и кормить его грудью перед клеткой. Беременная горилла увидела, что нужно делать с детенышем. Судя по всему, процесс ее очень заинтересовал, потому что, когда ее малыш родился, она смогла правильно кормить и растить его.
Существует ли период установления привязанности? Ученые давно поняли, что у многих животных существует строго определенный период установления привязанности между матерью и детенышем. В 1935 году знаменитый ученый Конрад Лоренц продемонстрировал явление, получившее название «импринтинг». Он показал, что только что родившиеся гуси считают матерью того, кого видят и слышат сразу после вылупления, будь то взрослая гусыня или профессор, издающий похожие звуки. Но тут есть одна небольшая деталь: импринтинг может произойти лишь в короткое, критическое время после вылупления. Позднее гусята уже не могут научиться узнавать настоящего или суррогатного родителя и следовать за ним. Хелен Блаувельт доказала наличие такого же критического периода у коз. Сразу после рождения козленка мать обнюхивает и вылизывает его, дает ему сосать молоко и с этого момента считает детеныша своим и не хочет принимать никакого другого. В этот период формируется привязанность. Если мать сразу после родов изолировать от козлят хотя бы на час, она может и не принять собственных детенышей. Критический период прошел, и им никогда уже не сформировать тех неразрывных отношений, которые необходимы для выживания малышей. Существует ли такой же период у приматов, в том числе и у людей? Нет. В этом отношении мы гораздо более гибки, чем другие виды. Наша способность приспосабливаться – это один из секретов успеха вида. Мы привязываемся к усыновленным детям точно так же, как к собственным. Нам часто приходится расставаться с новорожденными на час и дольше, но мы все равно остаемся любящими родителями. Люди, будь то мать и дитя или взрослые партнеры, способны привязываться друг к другу с течением времени. Отношения развиваются и углубляются в ходе целого ряда взаимодействий. Но в 70‑е годы ученые начали изучать поведение матери и ребенка сразу после родов. Они выявили любопытный период, в течение которого мать и ребенок знакомятся друг с другом и устанавливают любовные отношения, способные продлиться всю жизнь. Не следует считать, что этот период однозначно определяет отношения матери и ребенка, но все же он очень важен. После нормальных родов ребенок в течение двух часов находится в состоянии повышенного возбуждения (это зависит от медикаментов, которые давали матери во время родов). Гормоны (в том числе и адреналин), которые выбрасываются в кровь новорожденного в результате родового стресса, стимулируют его нервную систему и делают более бодрым и энергичным, чем в последующие дни. У младенца расширяются зрачки, он пристально всматривается в лица родителей. У него обострено обоняние. Оно у новорожденных при рождении развито сильнее, чем зрение и слух. Он сразу же тянется к матери, запах которой кажется ему знакомым, поскольку его определяют те же генетические факторы, которые определяли запах и вкус амниотической жидкости. Когда мать обнимает ребенка и тот впервые тянется к ее груди, он чувствует ее запах, запоминает его. Запах успокаивает ребенка. В течение первых дней после рождения новорожденный безошибочно узнает запах матери на ее одежде, на ватной подушечке, смоченной ее грудным молоком. Ребенок тянется к запаху собственной матери и отворачивается от запаха посторонних людей. При рождении у ребенка развито также и чувство осязания. Кожный контакт с матерью в течение длительного периода оказывает самое благотворное влияние на развитие ребенка, о чем мы уже говорили. Такой контакт укрепляет здоровье и эмоциональное состояние малыша. Недавно были проведены новые исследования по оценке значимости раннего контакта с матерью доношенных и недоношенных детей. Результаты одного такого исследования были опубликованы в журнале «Педиатрия» в 2004 году. Ученые изучали влияние кожного контакта через 10–15 минут после рождения. Часть детей оставалась у груди матери в течение часа и долее. Остальных детей давали матери лишь на короткое время, а потом забирали в детскую. Через четыре часа после рождения ученые целый час посвятили наблюдению за детьми. Выяснилось, что дети из первой группы спали дольше, спокойнее и вообще демонстрировали меньше признаков стресса. Необходимы новые исследования, которые смогли бы оценить влияние длительного контакта и взаимодействия матери и ребенка на характер малыша и его навыки в первые недели жизни. Если эти исследования, как можно предположить, покажут сильную степень влияния кожного контакта, тогда станет ясна значимость контакта между матерью и ребенком в ходе грудного вскармливания. В больницах постепенно начинают признавать значимость первого контакта. Матерей чаще всего оставляют после родов с детьми.
... Многие исследования доказывают, что при контакте с ребенком сразу после рождения мать может кормить его грудью успешнее и дольше.
Важную роль играет кормление ребенка в течение первого часа жизни и постоянное пребывание рядом с новорожденным. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ в 1991 году разработали больничную программу в интересах ребенка. Она направлена на развитие успешного грудного вскармливания во всех странах мира. Матерей оставляют с детьми в течение первого часа после родов и дольше. Многие больницы теперь оставляют матерей – и отцов – в покое в течение часа после родов. За это время родители могут познакомиться со своими детьми, обеспечить полный контакт и начать грудное вскармливание. Сегодня в больницах не торопятся закапывать новорожденным в глаза капли нитрата серебра (он щиплется) и глазные антибиотики. В течение первого часа ребенок может широко раскрыть глаза и увидеть лица своих родителей. В тех больницах, где матерей оставляют вместе с новорожденными, отмечено значительное снижение количества отказов от детей. В одной таиландской больнице, где раньше оставляли 33 ребенка из 10000, после внедрения новой системы стали оставлять только 1 из 10000. В одной из больниц Санкт‑Петербурга количество отказов снизилось вдвое. Аналогичные показатели были получены на Филиппинах и в Коста‑Рике. Врожденные свойства молодых матерей Как и дети, матери после нормальных родов обычно находятся в состоянии бодром и сосредоточенном. Процесс родов вызывает всплеск эмоций, за которым следует ряд взаимодействий со столь же бодрым ребенком. Эти взаимодействия направлены на пробуждение врожденных тенденций, общих для всех родителей. В 1960 году ученый И. Залк, зная, что детей успокаивают звуки, напоминающие сердцебиение матери, сделал удивительное открытие: он заметил, что подавляющее большинство матерей вне зависимости от того, левшами они были или правшами, держат детей с левой стороны, со стороны сердца. Это наблюдение оказалось настолько точным, что медики смогли использовать его в диагностических целях. Матери, которые держат детей не слева, а справа (равно как и матери, которые не смотрят на детей, когда говорят о них), входят в группу риска. У них могут развиться родительские отклонения. Они могут пренебрегать собственными детьми и даже бить их. Почти каждая молодая мать испытывает непреодолимое желание распеленать ребенка и посмотреть на него, когда его приносят из детской палаты. Если медсестры этого не позволяют, матери делают это тайно, а потом пытаются запеленать ребенка точно так, как было. В чем‑то этот поступок напоминает поведение маленькой девочки, которая должна полностью раздеть новую куклу. Когда мы касаемся наших детей, то поддаемся врожденному инстинкту. Если новорожденный лежит на спинке, матери часто кладут ладонь ему на грудь, средним пальцем придерживают его подбородок и слегка его покачивают. Столь же стимулирующим действием является удерживание ребенка в вертикальном положении у плеча и поглаживание его по спинке. Оба действия стимулируют социальное взаимодействие с ребенком. Молодая мать располагается так, чтобы ребенок смотрел прямо на нее, чтобы их головы находились под одним углом, лицом к лицу. Матери недоношенных детей, которых держат в инкубаторах, наклоняются так, чтобы смотреть прямо в лицо ребенку, даже если тот лежит на боку. Молодая мать часто кладет ребенка на колени лицом вверх и долго – порой несколько часов – вглядывается в его лицо, разговаривает с ним и поглаживает.
... Один консультант по лактации, который работал со множеством матерей подросткового возраста, советовал им кормить детей грудью, удерживая тех в так называемой «футбольной хватке»: ребенок удерживается одной рукой и смотрит вверх, чтобы его взгляд был направлен в глаза матери. В таком положении мать может смеяться, разговаривать и играть с малышом. Это усиливает ее уверенность в себе и любовь к ребенку. А это главный шаг на пути предотвращения родительских отклонений.
Отцы и врожденное поведение Врожденное поведение демонстрируют не только матери, но и отцы. Они реагируют на звуки, издаваемые новорожденными, собственными звуками. Они вступают в контакт с ребенком, касаясь его ручек, ножек и тельца кончиками пальцев, а потом и всей ладонью (мужчины часто гладят младенцев оборотной стороной пальцев, чего женщины никогда не делают). Мужчины тоже любят смотреть ребенку прямо в лицо и обязательно развернут малыша, если тот лежит на животике.
... Отцам необходим регулярный и длительный зрительный контакт с ребенком.
Любовь к малышу у мужчин тоже возникает сразу после рождения (хотя, как и женщины, они вполне в состоянии не менее сильно полюбить ребенка гораздо позже). В последние 20 лет распространилась практика присутствия мужчин при родах. Они выполняют роль тренеров и компаньонов. Считается, что это укрепляет отношения между супругами. Час рождения – это очень эмоциональный период для отцов. Психиатр из Йельского университета Кайл Пруитт в книге «Заботливый отец» приводит слова мужчины, который только что присутствовал при рождении дочери: «Она открыла глазки и посмотрела на меня – прямо на меня. Великолепно! Просто великолепно! Доктор перерезал пуповину и положил малышку на живот моей жены. Я смог коснуться ее. Я боялся, потому что она была такой маленькой и нежной, но она снова открыла глазки, когда я ее коснулся. Похоже, ей понравилось. Я просто задрожал от счастья». Доктор Пруитт замечает: «Какая счастливая маленькая девочка и ее мать! После такого опыта у этого мужчины нет путей к отступлению. Он обречен на счастье!»
... Мужчины могут быть заботливыми по отношению к собственным детям не меньше, чем женщины.
Ирениус Эйбл‑Эйбесфельдт в знаменитой книге «Человеческая этология» рассматривает человеческое поведение в естественной обстановке первобытных культур. Его исследования показывают, что даже самые воинственные племена не считают чем‑то зазорным для воина игры с младенцами. Мужчины, как и женщины, проводят много времени с новорожденными и малышами. Отцы делятся с детьми пищей, ласкают их, гладят и целуют, общаются с ними вполне адекватно. Совершенно очевидно, что они испытывают сильную любовь с самых первых дней жизни детей. Отец по‑своему укачивает и ласкает ребенка. Он прижимает головку ребенка к груди, чуть ниже ключиц, и подбородком придерживает его головку. Уильямс Сирс называет такое положение отцовским кормлением. Исследования показали, что американские отцы испытывают нежные чувства к своим маленьким детям. Интересно, что сыновья и дочери таких отцов тоже демонстрируют сходное поведение по отношению к домашним животным и младшим детям в семье. Однако мужчины и женщины общаются с младенцами по‑разному, причем отличия есть в самых разных культурах – ив России, и в Соединенных Штатах. Отцы чаще играют с детьми, но реже их моют. Когда родители кормят малышей, то мать чаще вытирает ребенку лицо и руки. Если малыш кашляет, давится, чихает или начинает плакать, отец обычно ждет, пока порядок восстановится сам собой. А мать в такой ситуации непременно вмешается и постарается успокоить малыша. Отцы взаимодействуют с детьми более активно, чем матери. Отцы чаще подбрасывают детей в воздух, щекочут их, а когда дети становятся старше, то частенько возятся и шутливо борются с ними. И дети к этому готовы. Уже в восемь недель бодрый ребенок с очевидным удовольствием реагирует на приближение отца. Он знает, что мама – это еда и комфорт, зато папа – это весело! Младенческие разговоры Есть такое явление в родительском поведении, которое невозможно объяснить, не зная о существовании врожденных навыков. Это «младенческие разговоры». Каждая мать, отец, бабушка и дедушка говорит на двух языках: собственном (английском, немецком, русском, тагалогском или суахили) и младенческом. Ученые называют этот язык «речью, направленной на младенца».
... «Язык младенца» абсолютно универсален.
Родители говорят с младенцами высоким голосом, повторяют слова и часто заканчивают каждое предложение повышением тона: «Ты красивый малыш? Да? Красивый малыш?» Как любое врожденное поведение, «язык младенца» имеет определенную цель и ценность. Младенцев привлекают высокие звуки, поэтому мужчины и женщины, разговаривая с младенцами, повышают голос примерно на октаву. Повторения и вопросы помогают детям легче сконцентрироваться на звуке, чем многословные предложения. С младенцами мы разговариваем почти так же, как с малышами: «Видишь собачку? Посмотри, это собачка! Можешь сказать "собачка"?» Это первый шаг на пути изучения языка. «Язык младенца» показывает ребенку, что голос обращен к нему. Из всего океана голосов даже самый маленький ребенок по тону и темпу речи выделяет ту, которая обращена к нему. И эта речь доставляет ему удовольствие.
... «Язык младенца» – это эффективное средство вовлечения даже самого маленького ребенка в социальный круг.
Хотя младенцы еще не говорят, это не означает, что они не испытывают эмоций. Несколько недавно проведенных исследований показывают, что даже очень маленькие дети отлично чувствуют эмоции тех, кто за ними ухаживает. Это не только учит ребенка ритму и звучанию родного языка, но еще и передает эмоции говорящего. Когда речь, обращенная ко взрослым собеседникам, полна эмоций, по высоте и темпу она напоминает «язык младенца». Ученые пришли к выводу, что он не является уникальным. От взрослой речи его отличает свободное выражение эмоций, обращенное на младенца, тогда как при общении со взрослыми эмоции часто подавляются. В 30‑е и 40‑е годы, когда воспитание детей стало считаться «наукой», «языком младенца» часто пренебрегали. Матерям даже запрещали общаться с младенцами подобным образом, чтобы не давать им плохого примера: «Не говори так! Ребенок никогда не научится говорить правильно!» Такое предубеждение сохранялось очень долго. В 1990 году газетный карикатурист создал целый комикс о том, как отец и дед в тайне друг от друга разговаривали с младенцем на их языке. В действительности непреодолимое желание «посюсюкать» с младенцем показывает врожденный характер этого поведения. «Язык младенца» возникает в жизни взрослого человека не раз. Точно так же говорят влюбленные в период ухаживания. Аналогичное поведение демонстрируют разные виды птиц и животных в период ухаживания. Ласточки, к примеру, в период формирования пары ведут себя так: самка чирикает и машет крылышками, как маленький птенец, а самец приносит ей пищу. Когда «сюсюкающих» влюбленных застигают, они смущаются, но совершенно зря. Подобное поведение абсолютно естественно. Это сигнал близости и готовности к эмоциональной открытости. Он вполне соответствует настроению ухаживания и любви. Взрослые реакции на детские сигналы Вне зависимости от наличия или отсутствия раннего контакта мы испытываем нежность и любовь к младенцам. Чтобы вызвать у взрослого человека подобные эмоции, малыш пользуется множеством социальных сигналов. Все животные посылают и принимают их с помощью выражений, осанки и звуков. Они посылают множество очень важных сигналов: «Убирайся с моих охотничьих угодий!», «Не обижай меня! Я совершенно безвреден!», «Внимание! Опасность!», «Эй, я ищу что‑нибудь поесть!», «Потанцуем?» Конрад Лоренц называл такие сигналы социальными стимулами: стимул, посылаемый одним животным, автоматически запускает особое настроение или вызывает эмоцию, которая часто ведет к действию. Такие стимулы обычно направлены на животных того же вида. Социальным стимулом может быть звук, например, жалобный крик цыпленка, когда над его головой проносится ястреб, заставляет всех остальных цыплят бросаться в укрытие. Стимулом может быть запах: запах мочи самки лисы, норки или течной суки возбуждает самцов, готовя их к спариванию. Стимулом может быть поведение: щенок переворачивается на спину, демонстрируя противнику беззащитное горло и живот. Стимулом может быть окраска: например, чередование черных и белых полос на хвостах многих птиц или фосфоресцирующие пятна на боках глубоководных рыб посылают другим представителям вида четкий сигнал: «Давай со мной, мы одной крови!» Младенцы демонстрируют многие социальные стимулы совершенно автоматически, а взрослые столь же автоматически на них реагируют. Лоренц указывал, что сам вид младенца является социальным стимулом. По анатомическим причинам дети рождаются с непропорционально большой головой, выпуклым лбом и большими глазами. Те особенности, которые помогают ребенку сосать грудь: жировые подушечки на щеках, короткий носик и подбородок, маленький ротик с поднятой верхней губой, – автоматически умиляют взрослого человека – мужчин и женщин, молодых и старых. Эти черты нравятся нам и в младенцах, и в телятах, и в маленьких енотах и в белках. Мягкие контуры тела и очень короткие конечности дополняют картину, которая нам автоматически кажется восхитительной. То же сочетание черт мы видим в куклах, мягких игрушках и персонажах мультфильма. Вспомните Микки‑Мауса или бурундука Элвина, или Бемби. У всех них большие головы, большие глаза, маленькие носы, нет подбородка и пухлый животик – ну, вылитые младенцы! Многие строят успешную карьеру в рекламе, рисуя детей и взрослых, которые кажутся привлекательными только потому, что глаза у них в пять раз больше нормальных, что неизбежно нравится зрителю.
... Интересно, что младенцы не рождаются с полным набором умилительных черт. Они формируются у них примерно к восьмой неделе жизни. Люди, которые раньше не видели новорожденных, часто считают их внешность отталкивающей.
Они сравнивают новорожденных с «маленькими старичками» – сравнение отнюдь не умилительное. Конечно, у новорожденного есть другие качества, кажущиеся привлекательными важным в его жизни людям, то есть его родителям. Но когда ребенок становится старше, ему нужно вызывать любовь и подавлять агрессию в других людях вне зависимости от их возраста, пола и семейного родства. Социальные стимулы часто опираются на поведение. Хватательный рефлекс не только помогает ребенку удерживаться на теле матери, но еще и служит социальным стимулом. В лаборатории Йеркса во Флориде долгое время изучали шимпанзе. Ученые заметили, что самка, которая только что родила детеныша, с глубокой симпатией следит за тем, как он тянется к ней маленькими ручками и хватается за ее шерсть. Это касание говорит ей, что детеныш – ее рода. У людей касание рук является простым и универсальным знаком дружеских чувств. Это почти инстинктивный жест. Решительный захват протянутого к младенцу пальца трогает и умиляет обоих родителей. Такое поведение стимулирует возникновение чувства любви. Все детеныши животных в сложной ситуации демонстрируют одинаковый социальный стимул. Птенцы начинают чирикать, щенки скулить, телята мычать, а дети хныкать. Хныканье ребенка в сложной ситуации – это громкий, ритмичный, характерный звук, на который невозможно не обратить внимания. Все животные, в том числе и люди, реагируют на этот звук, проявляя тревогу и озабоченность. Как писал Бенджамин Спок: «Плач маленького ребенка не похож ни на один другой звук. Он заставляет родителей кидаться на помощь – и немедленно!» Так оно и есть. Посторонних людей тот же самый звук страшно раздражает, что усиливает социальное давление на родителей, которые стремятся немедленно прекратить шум. Именно этого и добиваются младенцы: им нужно воздействовать на нервы родителей, встревожить их и заставить найти выход из сложной ситуации. Исследователи детского плача считают, что долгий мучительный плач ребенка – когда он плачет целый час или даже дольше, несмотря на то, что его накормили, переодели, покачали и приласкали – служит совершенно иной цели. Ребенок стремится вступить во взаимодействие с родителем, которому приходится искать новые способы успокоить малыша. Плач помогает родителям найти общий язык с недавно родившимся ребенком. У очень маленьких детей социальные стимулы не ограничиваются одним лишь плачем. С первых недель жизни дети, находящиеся на грудном вскармливании, во время принятия пищи издают звуки, напоминающие мурлыканье. Они ясно показывают удовольствие и спокойствие. Малыш издает похожие звуки, когда спокойно играет сам по себе. Такое же мурлыканье себе под нос можно услышать от взрослого человека, которому, к примеру, делают приятный массаж спины. Ричард Эпплбаум замечает, что дети, которых кормят из бутылочки, таких звуков во время кормления не издают, а если и издают, то эти звуки скорее напоминают ворчание, чем мелодичное мурлыканье. Неестественное расположение рта и горла во время кормления из бутылочки не позволяет ребенку мурлыкать и есть одновременно. Вполне возможно, что во время искусственного вскармливания ребенок не испытывает такого же удовольствия, как от грудного, и не ощущает комфорта. Совершенно ясно, что мурлыканье ребенка мать воспринимает как сигнал удовольствия, симпатии и любви, и это еще больше укрепляет отношения между ней и ребенком.
... Улыбка – это важная веха человеческого развития, так же как и ходьба и хватание.
Улыбка – мощный социальный сигнал. Сытый новорожденный малыш часто улыбается даже во сне. Хотя ребенок еще очень мал (от четырех до восьми недель), улыбка сытости становится настоящим социальным сигналом. Недоношенные дети начинают улыбаться примерно через шесть недель, считая от того дня, когда они должны были родиться, а не от даты реального рождения. Дети, которые рождаются слепыми, тоже начинают улыбаться на втором месяце жизни. Сначала ребенок должен заметить пару человеческих глаз. Поняв, что на него смотрят, он улыбается. Улыбка во время зрительного контакта – это очень ценная инстинктивная реакция. Она стимулирует социальное поведение родителей, да и любого другого человека, будь то другой ребенок или глубокий старик. Надо сказать, что братья и сестры, бабушки и дедушки впервые ощущают глубокую привязанность к младенцу именно в тот период, когда тот начинает им улыбаться.
Феромоны Особый вид социальных стимулов – запахи. Запахи, которые являются социальными сигналами у низших животных, называются феромонами. У насекомых они посылают однозначные сигналы. У млекопитающих и запахи, и сигналы являются более сложными, однако явление поведения, вызванного запахом, широко распространено. Собаки, к примеру, используют запахи, чтобы пометить свою территорию и известить о своем присутствии. Они безошибочно распознают запах течной суки. Люди не так чувствительны к сигналам феромонов. Мы изо всех сил стараемся их стереть – с помощью косметики, мытья, дезодорантов и стирки. И все же вы замечаете «хорошие» запахи – нам кажется приятным запах комнаты или одежды любимого человека – и «плохие» – например, резкий, неприятный запах рубашки, в которой вы попали в тяжелую, стрессовую ситуацию. Сигналы, посылаемые с помощью запахов, играют важную роль в репродуктивном поведении, хотя мы не всегда это осознаем. Исследователи установили, что, когда женщины репродуктивного возраста живут вместе, через несколько месяцев их менструальный цикл выравнивается. По‑видимому, в этом есть некий эволюционный смысл: если у всех женщин кочевого племени менструации происходят одновременно, группа может остановиться и отдохнуть в течение трех‑четырех дней. Запускает этот механизм именно запах. Женщины, которые живут вместе с мужчинами, входят в период менопаузы позже, чем одинокие. Это объясняется не наличием сексуальных отношений, но контактом с запахом мужского тела. У обоих полов запах накапливают волосы на лобке и под мышками. Они концентрируют репродуктивные сигналы. Когда женщина хлопает руками над головой, это возбуждает мужчин, хотя мало кто понимает, что одновременно с хлопками она в этот момент посылает и сигнал запаха. Тот факт, что ребенок, которого кормят грудью, приятно пахнет, имеет гораздо большее значение, чем нам кажется. Приятный запах не только стимулирует близкий контакт с взрослыми. Ученые все еще изучают наше обоняние. Каждое новое открытие подтверждает, что обонятельная способность млекопитающих самым тесным образом связана с эмоциональным и языковым обучающими центрами мозга. Младенцы запоминают запах, с которым связаны болезненные медицинские процедуры (например, забор крови), и плачут в больницах больше, чем те, которые сталкиваются с запахом впервые. Новорожденные, почувствовав запах матери, начинают более осознанно двигать ручками и ножками. Хотя исследования младенцев не проводились, но у детенышей других млекопитающих пик обонятельной чувствительности приходится на несколько дней после рождения, когда они учатся узнавать собственную мать только по запаху. Если детеныши крыс не чувствуют запаха матери, то у них не развивается привязанности к ней. Младенцы распознают запах амниотической жидкости матери сразу же после рождения, а вскоре им знакомы уже запах ее тела и молока. Большинство матерей в течение первых дней после родов узнает своих новорожденных детей по одному лишь запаху.
... Матери, которым приходится сцеживать молоко в течение рабочего дня, замечают, что стоит им вдохнуть запах одежды своего ребенка, как молоко начинает течь сильнее.
Дети на грудном вскармливании засыпают в колыбельках быстрее, если положить рядом с ними одежду, которую недавно носила мать. Запах очень важен для любой стадии репродуктивного цикла, в том числе и для лактации и ухода за ребенком. Грудное вскармливание – прекрасный учитель Кормление грудью учит молодых матерей тому, как стать настоящими матерями. Это происходит и на врожденном, и на благоприобретенном уровнях. Грудное вскармливание удовлетворяет врожденные потребности и желания матери. Частый телесный контакт идет на пользу не только ребенку, но и матери – все мы любим объятия и ласки, и младенцы здесь не исключение. Грудное вскармливание пробуждает и укрепляет внимание и интерес к настроению и сигналам младенца. Матери легко понять ребенка, которого она кормит грудью. Комфортное взаимодействие во время эффективной лактации – это взаимное общение, для которого не нужны слова и которое продолжается и после отлучения ребенка от груди.
... Социальный биолог и специалист по лактации Найлз Ньютон говорит: «Грудное вскармливание пробуждает другие аспекты материнского поведения».
Гормоны лактации оказывают сильнейшее влияние на поведение. Когда крысам‑самцам вводят пролактин, они начинают ласкать и облизывать детенышей. Пролактин есть у каждого человека. Исследователи установили, что у мужчин, которые играют с маленькими детьми, уровень пролактина повышается. Он высок и во время беременности. У кормящих матерей высокий уровень пролактина сохраняется в течение года. Но самым мощным гормоном, стимулирующим материнское поведение, является окситоцин. Доктор Найлз Ньютон и ее супруг Майкл Ньютон были пионерами в области изучения этого гормона. Они первыми доказали, что окситоцин способствует выделению молока, а также то, что эмоциональная нестабильность мешает выработке окситоцина и грудного молока. (Они доказали это в ходе знаменитого эксперимента. Найлз кормила одного из четырех своих детей, а к большому пальцу ее ноги была привязана нитка. Если Майкл, который сидел в другой комнате, неожиданно дергал за нитку во время кормления – воздействие раздражающее, но не болезненное, – то взвешивание показывало, что ребенок получал меньше молока.)
... Окситоцин – это гормон любви. Он выделяется во время сексуального оргазма у мужчин и женщин.
Эмоциональная нестабильность подавляет выработку окситоцина. Но верно и обратное, и это очень важно для кормящей матери. Выработка окситоцина вызывает ощущение эмоционального покоя и любви. В отличие от пролактина, воздействие которого длится довольно долго, окситоцин действует мгновенно. Лабораторные животные, у которых никогда не было детенышей, демонстрировали материнское поведение через минуту после введения окситоцина в нервную систему. Вне зависимости от вида животного самка, у которой начинает выделяться грудное молоко, испытывает непреодолимое желание ласкать детеныша и заботиться о нем. Многие матери отлично сознают успокаивающее, почти эйфорическое воздействие окситоцина во время кормления грудью (подробнее об этом можно прочитать в главе 2). Это кульминация дня работающей женщины. Когда она кормит ребенка, все стрессы офисной жизни остаются позади. «Это лучше, чем мартини», – сказала одна женщина. Кормящая мать просто переполнена чувством любви к ребенку, который сосет ее грудь. Теперь мы знаем, что эта эмоция обусловлена выбросом окситоцина, который происходит во время грудного кормления. Найлз Ньютон указывает, что само выживание человеческой расы зависит от репродукции. Репродуктивное поведение зависит от добровольного удовлетворения, которое можно получить от инициируемого поведения – полового акта и грудного вскармливания. «Сексуальный акт, – пишет Ньютон, – вызывает ощущение любви и заботы, особенно если повторяется часто и с одним и тем же партнером». То же самое относится и к грудному вскармливанию. Ряд исследований показал, что женщины, которые практикуют неограниченное грудное вскармливание, физически отличаются от матерей, которые кормят детей молочными смесями. Эта разница заключается не только в гормональном уровне, но и в гальванической реакции кожи (кормящие матери спокойнее), частоте сердцебиения (она меняется, когда ребенок плачет, причем значительно сильнее, чем у матери, кормящей ребенка из бутылочки). Кроме того, грудь матери нагревается и остывает в зависимости от потребностей ребенка. Если лактация подавляется, уровень пролактина резко падает, а приливы окситоцина не случаются вовсе. Такой гормональный «крах» является основным фактором (помимо отделения от младенца и отсутствия социальной поддержки) послеродовой депрессии, которая гораздо чаще встречается у тех матерей, которые не кормят грудью.
... Отказ от грудного вскармливания подавляет врожденные инстинкты, а также лишает женщину прилива гормонов любви и нежности.
Женщина, которая кормит ребенка грудью, ощутит такую гормональную депривацию гораздо позже, после отлучения ребенка от груди. Происходит этот процесс гораздо медленнее. Ребенок постепенно ест все меньше и реже, и организм матери привыкает к прекращению лактации. И все же многие женщины, перестав кормить ребенка грудью, испытывают некоторую печаль, особенно те, которые не планируют больше иметь детей. И причина этого не только в гормонах. Найлз Ньютон считает, что это совершенно естественно: «Нам нравится кормить грудью!»
... РЕЗЮМЕ Природа позаботилась о том, чтобы самое естественное и ценное для наших детей действие оказывало благотворное влияние на нас самих. Кормящие мамы обладают рядом преимуществ по сравнению с теми, кто кормит своих малышей искусственными смесями. Женщина, кормящая ребенка грудью, спокойнее, больше привязана к своему малышу, что позволяет лучше понимать его.
Date: 2015-11-14; view: 259; Нарушение авторских прав |