Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описывали Пешковский и Петерсон (Очерки синтаксиса русского языка)
Пешковский(Русский синтаксис в научном освещении) предложил определить критерии противопоставления, в итоге была сформулирована система. 1. Основа связи: в основе подчинит связи активная валентность:способность главного подчинять зависимое. У соединительных компонентов 2 требования: 1. соподчиненность или потенциальная соподчиненность(т.е. должны подчиняться 1 общему компоненту или возможность их подчинить третьему компоненту), 2. Однородность(замещают 1 валентность третьего слова). 2. Функция связей: подчинительная связь служит для качественного усложнения предложения, с помощью ввода новых компонентов ситуации: слегка за шалости+и лень бранила. Сочинительная связь ведет только к количественному усложнению, т.е. к дублированию уже введенного компонента. Простые предложения с сочинит связью можно развернуть в сложно-соч предложения и поэтомунекоторые исследователи считают, что сочинит связь приводит к новой ситуации: он шел в универ и на лекции-он шел в универ и он шел на лекции. 3. Сформулировал Пешковский(он у Степановой под вопросом): симметричность(обратимость по Пеш) и несимметричность(необратимость по Пеш). Подчинительная связь выражает несимметрич отношения: а->б не = б->а. То есть перемена их местами невозможна, это приведет к изменению смысла: учитель брата, брат учителя. А соч связь-обратима: дамы и господа, господ и дамы. Однако последовательно этот критерий не соблюдается: брат с сестрой разговаривают(комитативные-совместные действия). Мы вошли в комнату, которая была очень светлой. Комната, в которую мы вошли, была очень светлой. Симметрич союз-и, то то. Несимметрич: а,но, не только,но и. 4. Свертывание. Видеть синее небо- мы можем свернуть тока в одну сторону, убрать тока один компонент- синее. А в сочинении можно свернуть в любую сторону: видеть небо и землю. Развертывание. Встретить учителя сесты- реагирует только 1 компонент-главное слово и выражает свою зависимость третьему слову. Встретить сестру и учителя-лба компонента реагируют одинаково. 6. Выражение связи. А) место показателя связи: при подчинении всегда маркируется зависимый компонет, а в сочинении показатель связи либо между компонентами, либо при каждом компоненте. Б) средство связи: подчинение мб выражено или имеющимися средствами выражения(флексии, предлоги, интонации, порядок слов), а сочинение только средствами: союзами и интонацией. Соч связь выражается одинаково в простом и сложном предложении, а подчинит –нет. 5. Сочинительная связь, средства ее выражения. «Однородность» сочиняемых компонентов. Соч связь может быть выражена только двумя средствами: союзом и интонацией. Соч связь выражена одинакова в простом и сложном предложении. Однородность(Санников «Русские сочинительные конструкции: семантика, прогматика, синтаксис»). 3 типа однородности: А)функциональная: соч валентности заполняют 1 валентность главного: бранить за шалости и лень. Однофункциональность не предполагает одинаковой грам и морф оформленности: Ездоки проснулись от холода и потому что прекратились сновидения. Б)лексико-семантическая однородность: реализуется.когда компоненты выполняют разные функции, заполняют разные валентности, но в семантике есть общие черты: учились чему-нибудь и как-нибудь. В)прогматическая однородность (Санников не выделял)-представлена в случае, когда объекты или явления мыслятся говорящим как одноплановые: передайте пакет тайно и в нужные руки. Г) Коммуникативная однородность. СС соединяет 2 компонента высказывания (2 ремы). При этом соединяемые компоненты обладают одинаковой коммуникативной значимостью. коммуникативная однородность-соч связь вторична и накладывается на подчинительную: я пишу, но пустячки; были у него слабости, но невинные. 6. Признаки подчинительных связей: предсказуемость-непредсказуемость, синтаксическая и семантическая обязательность-необязательность, характер синтаксических отношений, понятия о квазиобязательной связи. Существуют 2 варианта классификации: 1. По главному компоненту: предсказующие-непредсказующие, обязательные-необязательные, собственно-синтаксические-лексико-синтаксические. 2. По зависимому слову: согласование, упрвление, примыкание. 2-только в простом предложении, 1- и в простом и в сложном. Предсазующ-непредсказующ. При предсказуемости главный компонент определяет форму зависимого(здесь в свою очередь деление на вариативность(тосковать по детям/о детях) и невариативность(заботиться о детях)). Непредсказующ-определятся тем компонентом, который вносится этим компонентом в конструкцию: человек за дверью, у двери. В СПП этот критерий выражается расчлененностью(машины зажгли фары, тк/когда/потому что) и нерасчлененностью(он хотел, чтобы). Обязательность-необязательность. Регулируется необходимость=ненеобходимостью какого-то компонента при главном, часто обязательность есть там, где есть предсказуемость, но не всегда: он был так грозен, что/как будто-здесь есть обязательность, но нет предсказуемости. Синтаксические отношения не обуславливаются лексическими свойствами зависимого компонента или обуславливаются. Собственно-синтаксические(предсказующ связь)-синтаксич отношения, формирование которых не зависит от лексич наполнения зависимого компонента(он любовался вечером, лесом, самолетом- все объект). Лексико-синтаксич-обусловленные лексич наполнением зависимого слова, более конкретны и более разнообразны(непредсказующ) (Возвращаться вечером-время, лесом-место, самолетом-интсрумент+место). 7. Согласование как подчинительный вид связи. Виды согласования: полное, неполное; собственно-грамматическое, условно-грамматическое, смысловое. Согласование, управление, примыкание –эти термины употреблены А.А.Барсов 18в. «Российская Пришла девушка, пришло 5 девушек, пришли 5 девушек- 2 общих признака: зависимый компонент(глагол) употребляется в 1 из своих грамматических форм, форма глагола при этом соотносится с какими-то признаками существительного(главного слова). И в зависимости от того,с чем именно соотносится, выделяются 3 группы:1. Собственно-грамматическое согласование, 2.условно-грамматическое,3. Смысловое. 1. Зависимое слово воспроизводит морфологические категории главного: зеленая лампа. 2. Поставновка зависимого слова в условную форму, которая показывает, что у главного слова нет необходимых для согласования морфологических категорий: расспросы показались бестактными, расспрашивать показалось бестактным. 3. Соотнесение формы зависимого слова с референциальными(соотношение с внешним миром) свойствами главного: большинство депутатов не голосовали. Согласование- способ подчинения одного слова другому, при котором 1.зависимое слово употребляется в одной из своих морфологич форм, 2.эта форма соотносится с морф. Или референциальными свойствами главного слова. Полное согласование-по всем тем морфологическим категориям, по которым зависимое может согласовываться с главным: к трем мушкетерам-тока по падежу, лучшего ученика-полное по числу, роду и одушевленности. Неполное-охватывает не все категории, по кот. Зависимое мб согласовано с главным. Регулярное неполное согласование: элективные конструкции(один из них), составные именные сказуемые(он был умным), конструкции со словом который (вот дом, который построил Джек дом-который: нет падежа, тк падеж от сказуемого). Date: 2015-11-14; view: 1046; Нарушение авторских прав |