Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Древнеегипетские мифы 1 Page





 

Как я писала мою книгу «Древнеегипетские мифы»

Когда меня спрашивают, почему я выбрала темой своей очередной работы из области древнеегипетской культуры именно мифы, я могу ответить очень коротко: потому, что египетские мифы — это один из ценных источников для исследования истории всей культуры древнего Египта.

В самом деле, без знакомства с мифами мы не сможем составить полной картины египетской литературы, потому что именно мифология была источником литературных произведений. Привлечение мифологического материала необходимо и при разработке отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов; необходимо оно и для понимания ряда проблем египетского искусства. Но значение египетских мифов еще шире — они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Поэтому неудивительно, что египетская мифология меня давно интересовала. Еще в 1939 г. была издана моя небольшая книжка, посвященная египетским мифам. С тех пор я продолжала собирать материал, переводить древнеегипетские тексты, в которых содержались отдельные сказания или небольшие отрывки мифов, обдумывать новые факты, систематизировать их.

К сожалению, древнеегипетские мифы дошли до нас по большей части в виде неполных записей, поэтому при исследовании египетской мифологии необходимо привлекать самый разнообразный материал. Кроме непосредственных записей самих мифов, важными источниками служат различные религиозные jтексты, например заупокойные ритуалы фараонов, так называемые Тексты пирамид, где мы находим целый ряд записей, позволяющих восстановить отдельные эпизоды одного из важнейших египетских мифов — мифа об Осирисе. Именно из Текстов пирамид я и перевела описание того, как Исида и Нефтида находят тело убитого Осириса, а также описание воскресения Осириса.

Существенный материал дают гимны, написанные в честь различных египетских божеств. В этих гимнах часто встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки мифов, как, например, в большом гимне, посвященном тому же Осирису, или в многочисленных гимнах солнечным богам. В некоторых гимнах отчетливо вскрываются те силы природы, которые легли в основу почитания отдельного божества и сложения связанного с ним мифа (гимны Нилу, гимны Солнцу).

Для изучения мифов необходимо привлечь и храмовые ритуалы, в которых также имеются отдельные мифологические эпизоды. Много интересного можно найти в заговорах и заклятиях, так как в основе их обычно лежат сказания о богах. Так, интереснейшее сказание о богине Исиде и семи скорпионах обнаружено именно в заговорном тексте, равно как и сказание о том, как Исида спасалась со своим младенцем-сыном Гором в болотах Дельты Нила от преследований бога Сета, убийцы ее мужа Осириса.

Однако, изучая египетскую мифологию, нельзя ограничиваться одними письменными источниками. Важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов в египетских мифах дают памятники материальной культуры — храмы, гробницы, статуи богов и почитавшихся священными животных, рельефы, стенные росписи, рисунки на папирусах и обломках камней и глиняных сосудов — словом, все то обилие памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий. Просматривая рельефы или росписи, мы находим изображения различных эпизодов сказаний — Исиду и Гора в тростниковых болотных зарослях, оплакивание Осириса и его воскресение, сражение солнечного бога с его врагами и т.п. Статуи богов наглядно показывают образы различных божеств с их характерными головными уборами и атрибутами, что подчас помогает понять истоки сложения и образа данного бога, и его мифа.

Наконец, очень существенны и сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами.

Сложность разработки всех этих разнообразных источников увеличивается тем, что они относятся к различным временам. Более чем трехтысячелетнее развитие египетской культуры привело, естественно, к тому, что одни и те же явления нередко истолковывались по-разному, сначала — в зависимости от времени, места и среды их возникновения, позже, уже в классовом рабовладельческом обществе, — в зависимости от среды, в которой бытовали сказания, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались.

Отсюда понятно, как протекала моя работа. Пришлось перечитать разнообразные древнеегипетские тексты, просмотреть издания памятников, внимательно ознакомиться с исследованиями различных ученых, посвященных им; много дало и изучение подлинных древнеегипетских памятников собраний Государственного Эрмитажа в Ленинграде и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.

Разумеется, я не собираюсь дать в своей книге полную картину всей истории древнеегипетской мифологии, что потребовало бы очень многих лет работы. Мне пришлось произвести определенный отбор материала, и я решила осветить в данной работе три основных цикла сказаний — мифы о сотворении мира, солярные мифы и миф об Осирисе. При рассмотрении каждого цикла мифов я стремилась, во-первых, выяснить происхождение Данного мифа, которое часто относилось еще к далеким временам первобытного строя, а во-вторых, проследить, как изменялось содержание мифа в иных исторических условиях, уже в классовом, рабовладельческом обществе. В этой связи меня заинтересовала и целиком построенная на мифологическом материале древнеегипетская религиозная драма — область, вообще еще недостаточно изученная египтологами. При рассмотрении же некоторых дошедших до нас религиозных драматических текстов стало ясно, что они имели не только ритуальное значение, но и, несомненно, отражали различные политические стремления. Это позволило мне посвятить отдельную главу в моей книге древнеегипетской религиозной драме и ее политической роли.

Так как я считала очень желательным дать возможность широкому кругу читателей познакомиться с подлинными текстами сохранившихся древнеегипетских мифов, я дала во второй части книги переводы тех сказаний, которые сохранились достаточно полно.

Советская общественность с большим вниманием и интересом относится к Египту, причем этот интерес распространяется и на далекое прошлое Египта, так как история его — история одной из древнейших культур человечества — показывает нам тот огромный вклад, который внес египетский народ в сложение мировой культуры. Своей работой я хотела посильным для меня образом помочь широким кругам советских читателей познакомиться с интересными страницами истории древнего Египта.

М.Матъе

12 апреля 1956 г.

 

Из «Введения» к изданию 1956 г.

Настоящая работа не ставит своей целью дать полное освещение всей истории древнеегипетской мифологии. Задача ее скромнее — ознакомить читателя с переводами основных, наиболее важных и полно дошедших текстов древнеегипетских мифов и осветить пути возникновения и развития последних, показав, каким образом они отражали представления древних египтян о природе и обществе и в тот период, когда они слагались, и на различных позднейших исторических этапах. Работа распадается на две части: в первой даны очерки трех основных циклов древнеегипетских мифов, а также их значение для египетской религиозной драмы, во второй — переводы всех тех мифов, которые дошли до нас в более полных записях. Автору казалось, однако, нецелесообразным давать полные переводы таких текстов, которые перегружены множеством магических формул или богословских рассуждений и представляют интерес только для узкого круга специалистов. Поэтому те сказания или отдельные их эпизоды, которые сохранились в текстах гимнов или заговоров, приведены с опущением таких строк этих текстов, которые к данному мифу непосредственно не относятся и могли бы только затруднить его понимание. В переводах пропуски соответственно отмечены. Что же касается сказаний, от которых, как уже упоминалось выше, известны до сих пор только отдельные упоминания или отрывочные сведения, то по отношению к ним пришлось ограничиться изложением их содержания в первой части работы; однако и в этих случаях по возможности даны переводы тех немногих сведений, которые от этих сказаний сохранились.

Названий, под которыми даны переводы текстов, в подлинниках нет, равно как нет в подлиннике текста «Спора Гора и Сета» особых наименований для отдельных эпизодов этого сказания. И то и другое сделано для облегчения понимания текстов.

 

Глава I

Сказания о сотворении мира

 

Среди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Эти сказания на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием. Творцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. По одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому — оно выходит из лотоса, по третьему — из гусиного яйца. Различны и способы творения, и творцы. Общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.

Рис. 1. Небо в образе коровы [Erman, 1934, рис. 2]

 

Большинство сказаний о сотворении мира появилось в долине Нила еще в те отдаленные времена, когда ее обитатели жили в условиях родового строя. Позднее, с развитием общественных; отношений и образованием рабовладельческой деспотии, эти сказания изменялись, отражая то новое, что происходило в жизни, а следовательно, и в миропонимании египтян. В итоге легенды о сотворении мира дошли до нас, как и другие мифы, значительно переработанными: то в виде литературных произведений — сказаний и гимнов, то в качестве записей ритуалов. Некоторые же сказания о сотворении мира вообще появились впервые уже в рабовладельческом обществе и целиком отразили обстановку и идеологию этого общества.

 

Рис. 2.

Архаическое святилище богини Нейт [Badawy, 1948, рис. 11]

 

К сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранился целиком. Часто мы не только не имеем связного изложения всего сказания, но нам не удается восстановить полностью даже сюжета той или иной легенды. Такие отрывочные сведения о некоторых вариантах египетских космогонии приходится пополнять с помощью других источников, и в ряде случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании как письменных, так и вещественных памятников.

Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих, с одной стороны, произвести некоторую группировку сказаний, а с другой — выявить те общественные условия, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.

Рис. 3.

Рождение солнца из лотоса [LD IV, 61]

 

По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке» [Mariette, 1870, табл. 55 В], появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером» [Mariette, 1870, табл. 55 В]. Эта легенда получила широкое распространение. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну1 и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогонии.

Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще Тексты пирамид говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом» [Руr. 1029], а позднейшие изображения показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами.

Рис. 4.

Фараон сосет молоко небесной коровы [Erman, Ranke, 1923, рис. 13]

 

Отклики этого сказания, бывшего, по-видимому, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах, и на ряде изобразительных памятников, причем иногда миф о небесной корове сохраняется в переработанном виде, а иногда он даже сплетается с другими сказаниями. Так, небесная корова встречается в сцене рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце.

Рис.5.

Фараон стоит под защитой небесной коровы [LD Ш, 199]

 

Упоминание о небесной корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец «сел на спину небесной коровы Мехет-Урт и поплыл по горизонту» [Brugsch, 1878, с. 22—24, 26].

Та же небесная корова встретится нам и в мифе об истреблении согрешивших людей: когда после возмущения людей против состарившегося солнечного бога он решает удалиться от управления миром, тогда «превратилась богиня неба Нут в корову и поместилось величество бога Ра на ее спине». Вплоть до позднего времени фараоны Египта, уподобляясь солнцу Ра, изображают себя сынами небесной коровы то в виде младенца, сосущего ее молоко, то в виде зрелого мужа, стоящего под ее защитой.

По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды — рожденными ею поросятами. Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса позади небесной коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца поднятием рук, а иные тексты рассказывают, что при рождении солнца из лотоса его приветствовали лягушки и змеи2. Существовали и мифы, в которых солнце возникало в образе птицы или насекомого. Так, в городе Оне3 показывали местную святыню — камень «Бенбен» и говорили, что на этом камне некогда впервые явилось солнце в виде птицы, феникса «бену».

Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги [P.Harris IV, 10—15], которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце «великого Гоготуна», снесенном на землю [Кн.м., гл. 4, 6]. На основании подобных текстов мы можем составить себе в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца, из «яйца великого Гоготуна», появилось солнце4. К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает нам возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд.

Существовали, далее, рассказы о том, что солнце и луна — это два глаза небесного сокола, и о том, что солнце — это огромный шар, который катит по небу солнечный жук, подобно тому как навозные жуки катят свой шарики по земле.

Рис. 6. Поклонение фениксу [Budge, 1899, табл. 8]

 

В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В одной из таких легенд небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто над землей, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. По другому сказанию, бог-творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Это представление живет вплоть допозднейших-времен, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном круге тела и души новорожденных детей. Иное объяснение происхождения вселенной дает нам сказание о боге Птахе, повествующее о том, что весь мир, боги и люди, города и храмы, жизнь и смерть — все это возникало по мысли Птаха, выраженной в его слове.

Наличие столь разнообразных представлений о происхождении мира в приведенных нами сказаниях, далеко еще не исчерпывающих богатейшей сокровищницы египетских космогонических легенд, естественно и неизбежно.

Рис. 7.

Скарабей катит солнечный шар [LD IV, 67]

 

Творимые в различные времена людьми, находившимися на различных ступенях общественного развития, мифы не могли не отразить в себе все эти пройденные ступени.

Человечеству, населявшему долину Нила много тысячелетий тому назад, надо было преодолеть и покорить окружавшую это: человечество природу, предстояло строить жизнь, неизмеримые трудности которой необходимо было побеждать, чтобы могли дальше жить и снова бороться следующие поколения людей. Освоение собирательских и охотничьих навыков, приручение животных, овладение земледелием и ремеслами — все это требовало огромного напряжения всех сил, и физических и умственных. Надо было понять и осмыслить не только смену времен года со все выжигающим летним зноем и возвращающими жизнь разливами Нила, но и другие сложные явления — ежедневные восходы и закаты светил, своеобразную жизнь и свойства множества самых различных зверей и птиц, функции своего собственного человеческого тела.

Отсутствие знания подлинной взаимосвязи различных явлений между собой, зависимость человека от природы, связанность его в борьбе с природой и в борьбе с себе подобными, весь сложный быт первобытной общины и изменения этого быта на протяжении многовекового развития рода — все это обусловило трудности пути, пройденного человеческой мыслью.

В результате уже указанных выше причин, обусловивших особенности восприятия первобытным человеком окружавшего его мира, множество неодолимых и непонятных для человека явлений этого мира осмыслялось им на разных этапах развития общества как проявления чудесной деятельности духов природы, умерших предков, тотемов-прародителей и покровителей того или иного родового объединения, животных, растений, небесных светил.

Таким образом, религия закрепляла в сознании человека его бессилие и зависимость, и этому закреплению способствовали как различные обряды и запреты, при помощи которых человек пытался обеспечить себе власть и над природой, и над людьми, так и мифы, повествовавшие о возникновении и взаимосвязи осмыслявшихся им явлений. И естественно, что поскольку в зависимости от времени, места и среды возникновения явления эти осмыслялись неодинаково, то и сказания о них складывались различно и значительно друг от друга отличались.

К такого рода явлениям, объяснявшимся древними обитателями Египта по-разному в разные времена в различных местах долины Нила, относился и процесс возникновения всего окружавшего их мира. В свете всего изложенного становится вполне понятным и неизбежным то кажущееся противоречие разнообразия космогонических сказаний Египта, которое отмечалось в начале этой главы. В зависимости от того, были ли творцами данных сказаний охотники или земледельцы, поклонялись ли они духу-предку в образе зверя или человека, жили ли они в условиях материнского или отцовского рода, а также в зависимости от того, как они строили свои семейно-родственные отношения, в какой степени ощущали нараставший гнет развивавшегося имущественного неравенства, определялось и осмысление происхождения мира, а в результате этого осмысления так или иначе складывалось сказание.

Поклоняясь зверю птице, цветку или дереву, считая себя и все свое племя через ряд поколений предков не только кровно связанным с определенным зверем или растением, но и происходящим от него, человек, естественно, не мог не связывать каким-то образом со своим всемогущим прародителем и появление всего окружавшего его мира, и неудивительно поэтому, что в ряде сказаний то или иное животное или птица выступает в роли творца солнца и всей вселенной.

Наряду с почитанием животных и почитание растений наложило, как мы видели, свой отпечаток на космогонические сказания Египта, причем не случайно именно лотос оказался связанным с рождением солнца. Душистые цветы его, в изобилии росшие в древности на Ниле, закрывают на ночь свои голубые чашечки, утром же первых лучах солнца они опять поднимаются, и тогда посреди плотных зеленых листьев видны голубые лотосы. Связать эти два момента — появление солнца и раскрытие лотосов — было нетрудно, но, как это бывало часто, следствие было принято за причину, и появилось сказание о рождении солнца из цветка лотоса.

Когда же с изменением общественных отношений в первенствующее место постепенно начинают занимать культы очеловеченных божеств, тогда и в сказаниях о мироздании главную роль получает богиня в образе женщины, а не коровы, в образе мужчины, а не гуся, сокола или жука. И понятно, что такое открытие человека, как изобретение им гончарного круга, бывшее некогда крупнейшим достижением человеческой мысли, также находит свое отражение в космогонических представлениях в виде сказания о боге, вылепившем весь мир на гончарном круге.

Рис. 8.

Сотворение человека [LD IV, 70]

 

Сильнейшим образом отразились на легендах о происхождении мира и общественные отношения. Вся многовековая и сложная история развития рода со всеми его изменениями, вплоть перехода в классовое общество, естественно, должна была оставить и оставила свои следы на различных мифологических оформлениях космогонических концепций.

Рис. 9.

Богиня неба с солнцем во чреве [Daressy, 1901, № 201]

 

В этой связи из всех сказаний следует выделить и резко разграничить две принципиально различные по своим представлениям о создании мира группы легенд. В одну из этих групп входят сказания, согласно которым создательницей солнца, а следовательно, и всего мира является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого бы то ни было мужского начала, во второй же группе легенд творцом богов является, наоборот, бог-отец, рождающий первую божественную пару также самостоятельно, без помощи начала женского.

Обратимся к рассмотрению первой группы легенд.

Они дошли до нас, к сожалению, только в отрывках, которые в результате длительных исследований удается обнаружить то в отдельных стихов в сборниках религиозных текстов, то в виде пережиточных эпизодов в других мифах, то, наконец, в виде ритуальных изображений.

Отца солнечного младенца эти сказания не знают и говорят о его происхождении от матери — небесной богини: солнце рождает она одна, без участия бога-мужчины или зверя, то в образе женщины, то в образе коровы. Ежедневно утром выходит светлый диск из ее лона и вечером проглатывает она его, чтобы, зачав таким образом, утром вновь родить его.

Отметим момент зачатия от проглатывания. Подобно другим родовым обществам, и в доисторическом Египте на определенном этапе развития не существовало еще ясного представления о причине зачатия, и оно приписывалось различным обстоятельствам, в особенности же проглатыванию какого-либо предмета. Пережитки этих представлений сохранил нам египетский фольклор: вспомним знаменитую «Сказку о двух братьях», в которой жена Баты зачинает от щепки, попавшей ей в рот5. Другое подтверждение существования некогда таких представлений мы находим и в египетских религиозных текстах. В заупокойных ритуалах фараонов Древнего царства, в так называемых Текстах пирамид, умерший фараон уподобляется солнечному богу и, так же как и последний, рождается от небесной богини. Тексты, говоря об этом, дают очень примечательные разночтения: если в ритуале, записанном на стенах пирамиды фараона Пепи, мы читаем следующее обращение к небесной богине: «Зачала ты его, этого Пепи, подобно тому как зачала ты сына бога», то в Пирамидах царей Меренра и Ниусерра находим нечто другое: «Проглотила ты Меренра, подобно тому как проглотила ты твоего божественного сына», «Проглотила ты Ниусерра, подобно тому как проглотила ты сына бога» (Руr. 1417).

Таким образом, мы видим, что параллельные тексты для выражения одного и того же представления о зачатии фараона небесной богиней употребляют то слово «зачать», то слово «проглотить».

Подобные пережитки древнейших представлений о том, что зачатие происходит и в результате проглатывания, мы находим не только в Текстах пирамид или в сказках — они живут очень долго в религии исторического Египта, и вплоть до поздних периодов мы встречаем на саркофагах изображение небесной богини, утром рождающей солнце, а вечером проглатывающей его, чтобы, вновь зачав, вновь родить его на рассвете следующего дня.

Мотив зачатия от проглатывания — мотив, несомненно, матриархальный, и наличие такого мотива в общей цепи не только древнейших космогонических представлений, но и всех религиозных верований того времени в совокупности совершенно закономерно. Сказание о первенствующей роли богини-матери в сотворении богов и людей нельзя рассматривать вне общей связи с тем значением, которое имели женские божества в религии Египта6. Несомненно, что на более ранних этапах общественного развития эти божества играли гораздо большую роль, чем впоследствии, когда, в силу отразившихся в религии изменений в общественных отношениях, богини утратили свою первенствующую роль и в мифе, и в культе, уступив эту роль богам и отойдя в ряде случаев на положение матерей или жен различных богов. Однако прежние представления не могли исчезнуть бесследно, и множество пережитков в религии исторического Египта свидетельствуют о былом значении женских божеств.

Так, не случайно, что божествами-покровителями и Северного, и Южного Египта являются именно богини: змея и самка коршуна. Не случайно, далее, и то, что божества-покровители номов в большинстве своем также женские. В этой же связи: приобретают особый смысл и те очень редкие и иногда выпадающие из общего контекста эпизоды мифов или отдельные строфы гимнов, в которых древние богини выступают в своем прежнем облике — всесильными матерями, родоначальницами и владычицами. Таков эпизод с Нейт в мифе «Спор Гора с Сетом». Правда, она уже не играет активной роли в самом мифе, эта древняя «великая мать всех богов», как ее все же величает текст мифа, она живет на покое в своем Саисе, в стороне от страстей и споров, волнующих младшие поколения богов, враждующих из-за владычества над миром. Но тем не менее в критическую минуту неразрешимой тяжбы, которую не в силах рассудить сам Ра, именно к ней направляется за решением посольство богов [Gardiner, 1931, табл. II, 8 — III, 6].

Рис. 10. Богини-покровктельницы Южного и Северного Египта [Erman, 1934, рис. 17]

 

Подобно этому и Тексты пирамид, несмотря на то что в них господствующим представлением является уже единоличное сотворение мира богом-творцом, все же хранят строки, следующим образом прославляющие богиню Нут, некогда почитавшуюся величайшей матерью и самого солнца, и всей вселенной:

 

Могуче сердце твое...

О Великая, ставшая небом...

Наполняешь ты всякое место своею красотою.

Земля вся лежит перед тобою — ты охватила ее,

Окружила ты и землю, и все вещи своими руками.

………………………………

Взяла ты к себе каждого бога с. его ладьей,

Сделала ты их непреходящими, подобно светилам,

Не удаляются они от тебя, ибо они звезды.

………………………………

Нут, ты сияешь, как царица Нижнего Египта.

И могуча ты над богами.

Души их — твои, и наследие их — твое,

Жертвы их — твои, и имущество их все — твое

(Руr. 779, 780, 782, 784, 785, 824).

 

В полном и принципиальном противоречии с приведенными сказаниями стоит другая группа легенд, согласно которым создателем мира является мужское божество. Идеология восторжествовавшего патриархата не могла примириться с прежними сказаниями, и появляются новые, утверждающие прямо противоположное положение.

Сказания эти в различных областях Египта слагались по-разному, но независимо от того, что в Элефантине утверждали, что мир вылеплен богом Хнумом на гончарном круге, а в Гелиополе говорили, что бог Атум, сам себя оплодотворив, изрыгнул пару божественных близнецов, существенной чертой всех рассказов было то, что все происходило без участия богини-матери. Отныне в космогонических сказаниях Египта первое женское божество появлялось не ранее второго поколения богов, да и то в качестве дополнения к своему близнецу — супругу (см. ниже).

В силу особого положения Гелиополя как древнего важного политического центра постепенно из ряда различных патриархальных космогонических сказаний наиболее широкое распространение получает именно гелиопольский вариант, становящийся впоследствии как бы официальной космогонией. Не случайно, что именно этот вариант известен и античным писателям. Он является, как указывалось выше, господствующим (но, разумеется, не единственным) уже в Текстах пирамид, и он же в конечном счете формирует официальную генеалогию Осириса, втягивая, таким образом, в свою орбиту один из важнейших культов Египта.

Date: 2015-11-14; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию