Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и функции выборов в политической системе общества





Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современных

демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государст-

венные органы согласно 38 статье Конституции Республики Беларусь относится к числу

основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной. В статье 21 Всеобщей

декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года,

которую ратифицировала и Беларусь, записано, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство

свободно избранных представителей.

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы – это процедура, регламентированная правилами, в соответствии с кото-

рыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо

общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добро-

вольным обществом и т.д.). Существуют общенациональные президентские и парламент-

ские выборы, выборы в органы местного самоуправления, а также выборы некоторых местных должностных лиц, например судей, присяжных и пр.

Возникает вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых денег? Дело в том, что посредством выборов власть передаётся от одних людей к другим мирным путём, через волеизъявление граждан. И этот путь обходится обществу гораздо

дешевле, чем попытки тех или иных групп людей брать власть силой, путём вооружённой

борьбы, переворота, революции, обмана. Регулярное проведение демократических выборов выгодно с экономической точки зрения и потому, что альтернатива демократи-

ческим выборам лишь одна – содержание огромного репрессивного аппарата.

Население признаёт ту власть, которую само выбирает, доверяет ей. Люди выдвигают своих представителей, которым доверяют, и добровольно передают им часть прав решать общественные проблемы. Одни люди хотят этим заниматься, другие – нет; одни имеют способности и знания для этого, другие не имеют, у одних есть на это время, у других – нет. Кроме этого, в современном государстве невозможно всем людям постоянно соби-

раться, чтобы сообща участвовать в решении текущих проблем. Поэтому люди выдвигают

своих представителей, и добровольно передают им часть своих прав решать обществен-

ные проблемы. Через выборы население также контролирует власть тех, кого оно избрало. Если власть не выражает интересы избирателей, то очередные или досрочные выборы дают возможность сменить её, выбрать более достойных, порядочных, умных. Да и сама власть вынуждена менять свою политику под давлением избирателей, чтобы снова получить их голоса на очередных выборах.

Те, кто правит страной в демократическом обществе, не являются «собственниками» влас-

ти. Функции и роль президентов, парламентариев и других должностных лиц скорее схожи с функциями менеджера, управляющего, распоряжающегося чужой собственнос-

тью – неотторжимой властью народа. Иными словами, избиратели как бы нанимают на

службу тех, кого избирают.

Выборы и представительство означают, что источник власти находится в народе, а не на

вершине государственной пирамиды. В ст.3 Конституции Республики Беларусь отмечает-

ся. что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в

Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией.

Таким образом, выборы – это своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определённых должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, на право принимать решения. Как и на любом рынке здесь

присутствует обман, ложь, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффек-

тивны лишь тогда, когда в стране действует избирательное право как система законов,

регулирующих процедуру выборов, а также существует гражданское общество как сово-

купность негосударственных образований (партии, общественные движения и организа-

ции, клубы избирателей и т.д.). Все участники выборов должны иметь свободный доступ

к СМИ, чтобы пропагандировать свои программы и взгляды. Тем самым общество полу-

чает реальную возможность выбора, контроля за проведением выборов. Выборы проводи-

мые с нарушением прав человека, прав оппозиции, с потасовкой результатов, не считают-

ся свободными и демократическими. Выборы считаются справедливыми, если процедура

их проведения согласована всеми заинтересованными сторонами, включая и оппозицию,

и строго всеми соблюдается. При таких условиях проигравшая сторона не может никого, кроме себя, винить в проигрыше и. естественно, признаёт итоги голосования. Именно

проведение выборов на справедливой основе и признание их результатов всеми участни-

ками делает выборы инструментом согласия и стабильности в обществе.

 







Date: 2015-11-14; view: 524; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию