Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профсоюзы как институт политической системы белорусского общества
Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в обществе решения. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному признаку. Профсоюзы – самое массовое общественное объединение (более 4 млн. человек). Существуют в Беларуси с 1904 г. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профсоюзы (ст.41). В 1990 г. была образована Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), которая является рес- публиканским добровольным независимым объединением профсоюзов (Национальным профцентром). Сегодня ФПБ объединяет 32 отраслевых профсоюза, шесть областных, одно городское объединение профсоюзов. Функции профсоюзов: 1) защита экономических и трудовых прав работников (ключевая функция); 2) оказание помощи государству в регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь: - основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Рес- публики Беларусь (ст. 14, 41); - Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»; в нём даётся определение профессионального союза, определяются основания прекращения или приостановки их деятельности, устанавливаются их основные права, определяется их статус, определяется соотношение профсоюзов и политики и др.; - Трудовой кодекс Республики Беларусь; в нём отражены: порядок участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; роль профсоюзов в заключении и реализации коллективных договоров и соглашений; - Декреты и указы Президента Республики Беларусь; в них определены: порядок регист- рации и перерегистрации профсоюзов, установлена представительность профсоюзов на различных уровнях социального партнёрства, создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам и др.; - Постановления Правительства, расширяющие нормативную базу для деятельности профсоюзов, например, Постановление от 23.01.19995 года №1 «Об утверждении Поло- жения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.; - Генеральное соглашение, заключаемое между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов; отраслевые, региональные соглашения и коллективные договоры на предприятиях и в учреждениях. - конвенции Международной организации труда, ратифицированные Беларусью.
При переходе к рыночной системе центральное место в работе профсоюзов занимают такие вопросы как занятость, т.е. борьба с безработицей, оплата труда, условия труда, охрана труда, выполнение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, культурно-массовая и спортивная работа, организация досуга и оздоровления работников и, наконец, вопросы приватизации и участие работников в распределении прибыли. В Беларуси заканчивается процесс реформирования профсоюзов. Во второй половине 90-х годов прошлого века в обществе превалировало негативное отношение к профсою- зам, основанное на том, что профсоюзы были втянуты в политическую борьбу и утратили своё влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наёмным работникам. На данный момент сложилась ситуация, когда отношение народа к профсою- зам проходит эволюцию – от негативного отношения к возвращению доверия. В 2002 году был избран новый руководитель Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), переизбраны все руководящие органы ФПБ – Президиум, Совет, Ревизионная комиссия. IV съезд ФПБ (сентябрь 2002г.) принял решение о проведении политики социального партнёрства с правительством и нанимателями, к переходу от конфронтации к учас- тию в системе управления государством. Профсоюзы не могут стоять в стороне от идеологии и идеологического воспитания граждан. Руководство ФПБ предпринимает активные шаги по формированию единого информационного пространства профсоюзов, призванного направлять трудящихся на решение задач, стоящих перед государством и обществом. Созданы единая Служба информации ФПБ, профсоюзное радио (радиостанция «Новое радио»), выпускается га- зета «Беларускi час». ФПБ постоянно осуществляет крупные проекты. Среди них: участие в реконструкции мемориального комплекса «Курган Славы»; проведение мероприятий, связанных с освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и победы в Великой Отечественной войне и др. Большая часть проводимых ФПБ мероприятий несёт идеологическую нагрузку и направлена на упрочение связи поколений и патриотическое воспитание молодёжи. При активном участии профсоюзов реализуются программы по поддержке пенсионеров, молодёжи, детей, малоимущих, инвалидов, черно- быльцев и т.д.
2. Социальное партнёрство. Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимате- лей и профсоюзами в Республике Беларусь осуществляются на принципах социального партнёрства и взаимодействия сторон. Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.1995 г. № 278 «О развитии социального партнёрства в Республике Беларусь» определил систему социального партнёрства на республиканском, отраслевом и местном уровнях и на уровне предприятия, учреждения, организации и утвердил Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – важнейшем общенациональном органе, созданном и действующем на принципах партнёрства профсоюзов, правительства и нанимателей. В Республике Беларусь создана система национального, отраслевых и территориальных (местных) советов по трудовым и социальным вопросам. Кроме Генерального соглаше- ния заключаются отраслевые (тарифные), территориальные (местные) соглашения, кол- лективные договоры на предприятиях, в учреждениях и организациях. Основные цели и задачи этих нормативных актов заключаются в сохранении трудовых коллективов, прео- долении спада производства, защите трудовых и социально-экономических прав и интере- сов работников. Социальное партнёрство – это сложный процесс переговоров, консультаций, споров, но в итоге ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно обоюдное (правительство – профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чём свидетельствует мировой опыт, - путь разрушительно тупиковый. И, наоборот, хорошо отлаженный и эффективно действующий механизм социального партнёрства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций. Оценивая развитие социального партнёрства в Беларуси, можно сказать, что оно стало одной из основ стабильности обще- ства. Социальное партнёрство не сводится просто к переговорам, заключению соглашений и их реализации. Оно является более широким и многогранным, что выражается в привлечении партнёров к законотворческой деятельности, реальному участию в решении ключевых экономических и социальных проблем отраслей, регионов и государства. Так, сегодня профсоюзы участвуют в подготовке правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан. Таким образом, идеологию социального партнёрства характеризуют: - переговорный характер разрешения разногласий в социально-трудовой сфере; - согласование социально-экономической политики; - согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты всех субъектов социального партнёрства; - участие наёмных работников в управлении и др.
Date: 2015-11-14; view: 1582; Нарушение авторских прав |