Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профсоюзы как институт политической системы белорусского общества





Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и

движения, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в обществе решения.

Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному признаку. Профсоюзы – самое массовое общественное объединение (более 4 млн. человек). Существуют в Беларуси с 1904 г. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профсоюзы (ст.41).

В 1990 г. была образована Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), которая является рес-

публиканским добровольным независимым объединением профсоюзов (Национальным

профцентром). Сегодня ФПБ объединяет 32 отраслевых профсоюза, шесть областных,

одно городское объединение профсоюзов.

Функции профсоюзов:

1) защита экономических и трудовых прав работников (ключевая функция);

2) оказание помощи государству в регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь:

- основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Рес-

публики Беларусь (ст. 14, 41);

- Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»; в нём даётся определение профессионального союза, определяются основания прекращения или приостановки их деятельности, устанавливаются их основные права, определяется их статус, определяется

соотношение профсоюзов и политики и др.;

- Трудовой кодекс Республики Беларусь; в нём отражены: порядок участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; роль профсоюзов в заключении и реализации коллективных договоров и соглашений;

- Декреты и указы Президента Республики Беларусь; в них определены: порядок регист-

рации и перерегистрации профсоюзов, установлена представительность профсоюзов на

различных уровнях социального партнёрства, создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам и др.;

- Постановления Правительства, расширяющие нормативную базу для деятельности профсоюзов, например, Постановление от 23.01.19995 года №1 «Об утверждении Поло-

жения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных

союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.;

- Генеральное соглашение, заключаемое между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов; отраслевые, региональные соглашения и

коллективные договоры на предприятиях и в учреждениях.

- конвенции Международной организации труда, ратифицированные Беларусью.

 

При переходе к рыночной системе центральное место в работе профсоюзов занимают такие вопросы как занятость, т.е. борьба с безработицей, оплата труда, условия труда,

охрана труда, выполнение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, культурно-массовая и спортивная работа, организация досуга и оздоровления

работников и, наконец, вопросы приватизации и участие работников в распределении прибыли.

В Беларуси заканчивается процесс реформирования профсоюзов. Во второй половине

90-х годов прошлого века в обществе превалировало негативное отношение к профсою-

зам, основанное на том, что профсоюзы были втянуты в политическую борьбу и утратили своё влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наёмным работникам. На данный момент сложилась ситуация, когда отношение народа к профсою-

зам проходит эволюцию – от негативного отношения к возвращению доверия.

В 2002 году был избран новый руководитель Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), переизбраны все руководящие органы ФПБ – Президиум, Совет, Ревизионная комиссия.

IV съезд ФПБ (сентябрь 2002г.) принял решение о проведении политики социального партнёрства с правительством и нанимателями, к переходу от конфронтации к учас-

тию в системе управления государством.

Профсоюзы не могут стоять в стороне от идеологии и идеологического воспитания граждан. Руководство ФПБ предпринимает активные шаги по формированию единого

информационного пространства профсоюзов, призванного направлять трудящихся на

решение задач, стоящих перед государством и обществом. Созданы единая Служба информации ФПБ, профсоюзное радио (радиостанция «Новое радио»), выпускается га-


зета «Беларускi час». ФПБ постоянно осуществляет крупные проекты. Среди них:

участие в реконструкции мемориального комплекса «Курган Славы»; проведение мероприятий, связанных с освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

и победы в Великой Отечественной войне и др. Большая часть проводимых ФПБ мероприятий несёт идеологическую нагрузку и направлена на упрочение связи поколений

и патриотическое воспитание молодёжи. При активном участии профсоюзов реализуются

программы по поддержке пенсионеров, молодёжи, детей, малоимущих, инвалидов, черно-

быльцев и т.д.

 

2. Социальное партнёрство.

Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимате-

лей и профсоюзами в Республике Беларусь осуществляются на принципах социального

партнёрства и взаимодействия сторон.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.1995 г. № 278 «О развитии социального партнёрства в Республике Беларусь» определил систему социального партнёрства на республиканском, отраслевом и местном уровнях и на уровне предприятия, учреждения, организации и утвердил Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – важнейшем общенациональном органе, созданном и действующем на принципах партнёрства профсоюзов, правительства и нанимателей.

В Республике Беларусь создана система национального, отраслевых и территориальных (местных) советов по трудовым и социальным вопросам. Кроме Генерального соглаше-

ния заключаются отраслевые (тарифные), территориальные (местные) соглашения, кол-

лективные договоры на предприятиях, в учреждениях и организациях. Основные цели и

задачи этих нормативных актов заключаются в сохранении трудовых коллективов, прео-

долении спада производства, защите трудовых и социально-экономических прав и интере-

сов работников.

Социальное партнёрство – это сложный процесс переговоров, консультаций, споров, но в

итоге ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно обоюдное (правительство – профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чём

свидетельствует мировой опыт, - путь разрушительно тупиковый. И, наоборот, хорошо

отлаженный и эффективно действующий механизм социального партнёрства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций. Оценивая развитие социального партнёрства в Беларуси, можно сказать, что оно стало одной из основ стабильности обще-

ства.

Социальное партнёрство не сводится просто к переговорам, заключению соглашений и их

реализации. Оно является более широким и многогранным, что выражается в привлечении

партнёров к законотворческой деятельности, реальному участию в решении ключевых экономических и социальных проблем отраслей, регионов и государства. Так, сегодня профсоюзы участвуют в подготовке правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан.

Таким образом, идеологию социального партнёрства характеризуют:

- переговорный характер разрешения разногласий в социально-трудовой сфере;

- согласование социально-экономической политики;

- согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер

гарантированной защиты всех субъектов социального партнёрства;

- участие наёмных работников в управлении и др.

 







Date: 2015-11-14; view: 1582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию