Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного строя Республики Беларусь





Каждое государство обладает определёнными чертами, отражающими его особенности.

Можно охарактеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное,

республику или монархию, федерацию или унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел «Основы

конституционного строя». Сам этот факт свидетельствует о его фундаментальном зна-

чении.

Что такое конституционный строй? 1) Способ организации государства и общества, зак-

реплённый в конституции; 2) общественный и государственный строй, характеризую-

щийся демократизмом, т.е. имеющий следующие черты:

1.подчинение государства праву;

2.признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; человек – высшая ценно-

сть государства и общества;

3.разделение властей, как важнейшее средство против сползания власти к тирании и диктатуре;

4.многообразие форм собственности, существование и развитие частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

5.политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений, взглядов, возможность

создания и деятельности политических партий, кроме экстремистских;

6.наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, не зависящих

от государства и обеспечивающих защиту и проведение частных интересов граждан, кол-

лективов, выступающих в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и

весьма жёсткого оппонента власти.

В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли своё за-

крепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое социальное, правовое, светское государство.

Демократическое государство: демократическим считается такое государство, в котором

обеспечивается народовластие, политический плюрализм, внедрён принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все фор-

мы собственности, создаются равные условия для их развития. (статьи 3, 4, 5, 6, 13).

Правовое государство: этот термин в Конституции упоминается дважды: в Преамбуле и

в ст.1. Правовым называется государство, которое руководствуется в своих действиях за-

коном. Связанность государства правом означает предсказуемость его действий.

Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспечен-

ности основных прав и свобод человека и гражданина. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции (статьи 2, 59 и др.). Ориентиром в области обеспече-

ния прав и свобод человека являются современные международные стандарты в этой области и прежде всего те, которые составляют Международный билль о правах человека:

Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политичес-

ких правах). Важнейшим региональным документом является Европейская конвенция о

защите прав человека и основных свобод.

Конституция РБ содержит основные положения указанных документов. Права и свободы человека являются ограничителем и противовесом государственной власти. Приоритет

прав человека предполагает ответственность не только государства, но и человека за над-

лежащее использование им своих прав и свобод: ответственность палат Парламента за

систематическое или грубое нарушение Конституции; ответственность Правительства пе-

ред Парламентом; ответственность Президента перед народом; применение к нему проце-

дуры импичмента; ответственность граждан за нарушение закона.

Отличительным признаком правового государства является разделение власти (ст.6).

Социальное государство: это такое государство, которое помогает человеку, обеспечива-

ет его достойное существование. В Конституции прямо предусмотрено право каждого на

достойный уровень жизни (ст.21). Термин «каждый» нуждается в уточнении: речь идёт о

«каждом», кто не в силах самостоятельно обеспечить своё существование.

Достойное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важ-

нейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану

здоровья, на безопасный труд и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. Например,

провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22 Конституции); закрепляется установле-

ние партнёрских отношений между государством, нанимателями и профсоюзами (ст.13,

14,41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодёжи, семьям, имеющих де-

тей.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, является система соци-

ального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание.

В социальном государстве должна быть сбалансирована система льгот и преимуществ.

Светское государство: таким считается такое государство, в котором никакая религия не

устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода совести (статьи 4,

16).

 

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в

статьях 1, 13, и 44 Конституции. В них идёт речь о социально-ориентированной рыночной

экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствова-

ния осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная орга-

низующая роль государства.

Конституционные основы деятельности политических партий и общественных движе-

ний: согласно ст.5 Конституции политические партии, другие общественные объедине-

ния, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выяв-

лению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Запрещается создание и деятельность партий и организаций, имеющих целью насильственное измене-

ние конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной,

религиозной и расовой вражды. Идеология какой-либо партии не может быть возведена в

ранг государственной.

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями.

Согласно ст.14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, на-

циональными и др. общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере осуществляются на основе

социального партнёрств. По существу идёт речь о равноправии общностей.

Социальные общности – совокупности людей, имеющих общие социальные признаки:

социальная группа (инвалиды, ветераны, молодёжь, дети), профессия, место жительства, религиозная принадлежность и т.п.

 

В ст.50 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право сохранять свою националь-

ную принадлежность. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство

гарантирует свободу выбора языка обучения и воспитания. Кстати, на территории Респуб-

лики Беларусь проживает 130 национальностей, т.е. Беларусь – полиэтничное государст-

во. По данным переписи 1999 г. белорусы составляют 81,2%, русские - 11,4%, поляки –

3,9%, украинцы – 2,4%, евреи – 0,3%, все другие – 0,8%.

Несмотря в целом на благополучную картину и у нас в Беларуси есть проблемы в сфере

межнациональных отношений. Так, например, существует отчуждённость между предста-

вителями некоторых национальных групп. В последние годы чеченцы, азербайджанцы у белорусов, русских, украинцев вызывают неприязненные отношения в четыре раза боль-

ше, чем евреи, цыгане. Ещё 10 лет назад картина была иная.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Каковы основные признаки либеральной идеологии?

2.Каковы особенности идеологии консерватизма?

3.Каковы специфические черты коммунистической идеологии?

4.В чём заключается необходимость национальной идеи?

5.Что такое белорусская национальная идея?

6.В чём сущность Конституции? Перечислите важнейшие свойства Конституции.

7.Какой смысл вкладывается в понятие «конституционный строй»?

8.Назовите характерные черты демократического, правового, социального государства.

9.Назовите экономические основы конституционного строя в Республике Беларусь.

10.Какие требования предъявляются к регулированию отношений между социальными,

национальными и другими общностями?

11. Назовите основные идеологические приоритеты Республики Беларусь.

12. Какова структура Конституции Республики Беларусь?

Тема 3: Политическая культура и идеологические процессы.

Date: 2015-11-14; view: 942; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию