Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество постиндустриального типа — стратегическая цель развития Беларуси





Республика Беларусь, оказавшись в конце ХХ в. в новой геополитической ситуации, была вынуждена, наряду с вопросами государственного строительства, решать проблему выработки стратегии своего развития в ХХI веке.

Будущее нашей страны, как и западной цивилизации, находится на путях формирования общества постиндустриального типа (информационного общества). Вместе с тем наша страна имеет определенные особенности. После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса Беларусь смогла быстро преодолеть спад производства. Уже в 2000 г. был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7 %), потребительских товаров (110 %), реальным денежным доходам населения (107 %). В результате проводимой государством политики в республике сформировалась своя модель экономического развития.

Белорусская экономическая модель предполагает формирование социально-ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.

«Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее концентрированном виде — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде.

Устойчивость, сбалансированность и эффективность развития экономики будет обеспечиваться по следующим основным направлениям:

· соответствие темпов экономического роста возможностям расширения спроса;

· переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в те­чение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;

· наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;

· поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельнос­ти субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);

· формирование и поддержание на достаточном уровне золото­валютных резервов.

Как отмечается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, в условиях глобализации международных отношений важ­ным фактором обеспечения устойчивого развития государства становится обеспечение успешной интеграции Республики Бела­русь в глобальное экономическое пространство. Защита от внеш­них угроз национальной безопасности в экономической сфере также обеспечивается многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транс­национальных корпораций (далее — ТНК), финансово-промыш­ленных групп позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятий в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяй­ствования.

Важным направлением выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Формированию позитивного имиджа страны за рубежом будет способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интег­рационными объединениями, участие в международных догово­рах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных това­ропроизводителей на внешних рынках.

Важнейшим направлением нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в научно-техноло­гической сфере является завершение формирования эффектив­ной национальной инновационной системы и реализация новой технологической стратегии развития экономики Республики Беларусь.

Ежегодное наращивание наукоемкости ВВП и приближение его значения и структуры к показателям стран ЕС увеличит ин­новационную активность и восприимчивость белорусской эконо­мики, обеспечит укрепление отраслевой (фирменной) науки, улучшение возрастной структуры научных кадров высшей ква­лификации, способных к работе в условиях конкурентоспособ­ной наукоемкой экономики.

Создание эффективной системы стимулов для развития высо­котехнологичных производств и механизма перетока финансо­вых, трудовых и материальных ресурсов из сокращающихся в перспективные сферы экономики, всеобъемлющая информатиза­ция экономики и общества обеспечат формирование качественно нового технологического уклада в Республике Беларусь, расши­рение экспорта наукоемкой продукции, привлечение иностран­ных инвестиций и интеграцию национальной инновационной си­стемы в глобальную инновационную систему мира.

Для защиты от внешних угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере должно быть обеспечено проведе­ние научных исследований и разработок в области приоритетных для Республики Беларусь технологий, их расширенное воспроизводство в структуре национальной экономики. Развитие индуст­рии проектирования компонентной базы производств высших технологических укладов обеспечит материально-техническую основу безопасности функционирования критически важных объектов, систем и инфраструктур.

Ключевым должно стать формирование экспертной системы технологического предвидения, осуществление постоянного мониторинга рынка научных идей и проведение правовой защи­ты интеллектуальной собственности.

Производственная сфера должна быть ориентирована на со­здание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорус­ским технологиям.

В социальной сфере Республика Беларусь намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обес­печения и адресной социальной помощи, развития системы госу­дарственных социальных стандартов.

Важнейшими направлениями выступают создание условий для эффективной полной занятости населения, более рациональ­ного использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы. Основными задачами развития сферы трудовых отношений являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рын­ке труда, территориальной мобильности трудовых ресурсов, мотивации к высокоэффективному труду, повышение социаль­ной ответственности за результаты своего труда.

В числе приоритетов остаются развитие доступного и качест­венного жилищного строительства, повышение уровня и культу­ры безопасности жизнедеятельности населения.

Республика Беларусь продолжит увеличивать государствен­ные расходы на здравоохранение, совершенствовать профилак­тику эпидемической заболеваемости, расширять доступность и повышать качество услуг здравоохранения, в том числе через обеспечение населения эффективными и безопасными лекар­ственными средствами, способствовать формированию здорового образа жизни.

Продолжится государственная поддержка системы образо­вания, в том числе путем повышения качества высшего образова­ния и значимости профессионального среднего специального образования.

Важное значение будет придаваться духовно-нравственному воспитанию граждан, в том числе путем развития идеологии белорусского государства, основанной на традиционных ценнос­тях нашего общества. Усилия государства будут направлены на сохранение и умножение духовного и историко-культурного потенциала страны, улучшение материально-технической базы объектов социальной сферы, реализацию долгосрочной страте­гии содействия развитию белорусской диаспоры.

Совершенствование государственной политики в области меж­национальных и межконфессиональных отношений будет заключаться в обеспечении условий для укрепления единой общности «белорусский народ», воспитании уважения к другим национальностям, религиям и культурам, пресечении любых попыток разжигания национальной и религиозной розни.

Значимую роль в обеспечении безопасности в социальной сфе­ре призваны сыграть программы по занятости населения, средне­му и профессионально-техническому образованию, профилакти­ке и лечению социально значимых заболеваний, профилактике преступности (прежде всего, среди несовершеннолетних), жилищному строительству, сохранению историко-культурного наследия и другие.

Подтверждением того, что эти программные цели не останутся на бумаге, свидетельствует, в частности, тот факт, что 2012 год был объявлен в Республике Беларусь Годом книги. Глубоко символично, что он совпал с 130-летним юбилеем со дня рождения белорусских классиков Янки Купалы и Якуба Коласа. Их произведения, по мнению Президента страны А. Г. Лукашенко, «до сих пор оказывают глубочайшее влияние на души людей, на их самосознание». Следовательно, они по-прежнему являются одной их фундаментальных теоретических основ идеологии белорусского государства.

В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. (НСУР-2020), которая призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также уточнить задачи, стоявшие в Программе НСУР-97. Исходя из анализа этих документов, можно утверждать:

1) В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика».

2) В прикладном плане — это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних ивнутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы имеханизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Date: 2015-11-14; view: 1030; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию