Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества





Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтами (ведомствами), так и гражданами или их объединениями с целью удовлетворения потребности в различной, в том числе научной, информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества.

Научно-исследовательские центры (институты), учрежденные и финан­сируемые государством — особенно социально-гуманитарного профиля, —объективно являются составными звеньями механизма функционирования идеологии государства. Их основной задачей является осуществление на­учных исследований по актуальным, с точки зрения интересов общества и государства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, филосо­фии, социологии, экономики, политологии, правоведения, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведе­ния и др. Однако, как было показано ранее, социально-гуманитарное зна­ние опосредовано интересами и устремлениями людей, и потому осмысле­ние обществоведением существующей действительности происходит с по­зиций тех или иных групп людей. Подчеркнем: нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и ценностно нейтральной.

С вступлением общества в постиндустриальную стадию своего развития производство социально-гуманитарного знания становится не столько личным делом отдельных индивидов, сколько делом государства как инс­трумента реализации общественных интересов. Практически каждое со­временное государство стремится учредить исследовательские центры со­циально-гуманитарного профиля. Они существуют как отдельные специа­лизированные учреждения либо как подразделения высших учебных заве­дений — исследовательские институты, центры, лаборатории, кафедры.

В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновременно с от­крытием высших учебных заведений. Первым специализированным научно-исследовательским учреждением социально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной акаде­мией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действу­ют научные учреждения социально-гуманитарного профиля, а именно: Инс­титут истории, Институт философии, Институт социологии, Институт эко­номики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединяющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гума­нитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны.

Невозможно переоценить вклад ученых-гуманитариев в формирование самосознания белорусской общности, в становление и развитие белорус­ской национально-государственной идеологии. Ими глубоко исследованы история белорусского народа и его государственности, культура, обычаи и характер белорусов, их традиционные идеалы ценности, создан новый ли­тературный белорусский язык. Ими открыты сотни, имен мыслителей, философов, правоведов, естествоиспытателей, религиозных, общественных и государственных деятелей, вносивших свой вклад в фор­мирование цивилизационной идентичности и социокультурной самобыт­ности белорусского народа. Идеи, суждения всех поколений отечествен­ных мыслителей благодаря их научному изучению стали национальным достоянием белорусов. Без научно-теоретической интерпретации идейно­го наследия прошлого невозможно было бы создание системы идеалов, ценностей, принципов и представлений, составляющих содержание бело­русской национально-государственной идеологии. Как уже отмечалось, произведения белорусских мыслителей различных исторических периодов и ученых современности являются важными источниками идеологии на­шего государства.

В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-ис­следовательские центры, фонды и объединения социально-политической направленности. Они ставят целью своей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государствен­ные, так и негосударственные структуры. В тех и других случаях эти цент­ры должны действовать с учетом национальных интересов Республики Бе­ларусь. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех стра­нах мира.

Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятия, корпорации), создаваемые для сбо­ра, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зару­бежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации (в англоязычных странах — масс-медиа). К СМИ относятся пресса (газеты, журналы, бюллетени), радио-, теле-, видео-, ки­нохроникальные программы, иные информационные материалы (переда­чи), носящие периодический характер.

Сложносокращенное название рассматриваемого общественного инс­титута — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифров­ки при всяком его употреблении. Это свидетельствует о том огромном значении, которое имеют СМИ в жизнедеятельности каждого отдельного че­ловека.

Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становле­ния в качестве наций. Именно с помощью газет, журналов, брошюр, листо­вок, настольных и настенных календарей массы людей усваивали инфор­мацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интере­сах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Некоторые ана­литики полагают, что нации в современном их понимании без прессы вообще были бы невозможны.

В настоящее время во всем мире в идеологическом механизме госу­дарства СМИ выступают в двоякой роли. С одной стороны, как и в про­шлом, они продолжают оставаться идеологическим инструментом в руках государства, а с другой — они сами стали объектом идеологического воз­действия со стороны как своего государства, так и международных организаций.

В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики выделяют, например, сле­дующие их типы по субъектам учредителей и источникам финансирова­ния: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и обществен­ными структурами; 3) СМИ институтов гражданского общества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их де­ятельности; 4) СМИ чисто коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций — научные, науч­но-производственные и профессиональные издания, имеющие узкую спе­циализацию и специфическую аудиторию.

Как уже отмечалось (§ 7.2) в стране выходит более 1,5 тыс. периодических издания: из них около 700 газет, более 600 журналов. Из общего количества газетных изданий 68 являлись рес­публиканским, 43 — областными, 147 — городскими и объединенными, 131 — районными и 111 — низовыми. На белорусском языке издавалось 183 газеты, на русском — 511, английском — 2, польском — 2, украинском — 2 газеты (2012 г.). Региональные СМИ представлены главным образом изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные испол­нительные комитеты. В Республике Беларусь действует 10 информационных агентств, выходит около 160 радиопрограмм и более 60 телепрограмм.

В современном мире постоянно возрастает роль СМИ и интернет-технологий, которые нередко используют идеологическое оружие. Многие государства мира стремятся защитить свое информационное пространство, в том числе т. н. страны развитой демократии. Так, например, после скандалов с медиа-империей Р. Мердока и патронами, произошедшем в Лондоне, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что обществу «необходима совершенно новая система регулирования деятельности СМИ» (2011 г.).

Эта же проблема актуальна и для Республики Беларусь.

В информационной сфере скрываются как внешние, так и внутренние источники угрозы национальной безопасности, к которым можно:

· открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь;

· доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информаци­онными структурами;

· информационная деятельность зарубежных государств, между­народных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам страны;

· нарастание информационного противоборства между ведущи­ми мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежны­ми государствами борьбы в информационном пространстве;

· развитие технологий манипулирования информацией;

· препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом и др.

Внутренними источниками угроз национальной безопасности в информационной сфере являются:

· распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным инте­ресам Республики Беларусь (например, распространение информации о массовых взрывах в автобусах после теракта в Минском метро (2011г.);

· зависимость Республики Беларусь от импорта информацион­ных технологий, средств информатизации и защиты информа­ции, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб националь­ной безопасности;

· несоответствие качества национального контента мировому уровню;

· недостаточное развитие государственной системы регулирова­ния процесса внедрения и использования информационных технологий;

· рост преступности с использованием информационно-комму­никационных технологий;

· недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики и др.

Поэтому нейтрализации ряда внешних и внутренних источников угроз национальной безопасности будет способствовать «реализация стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на развитие электронной системы осуществления административных процедур, оказываемых гражданам и бизнесу, развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, а также более эффективное информационное противоборство».

Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологи­ческого механизма каждого современного государства. С вступлением общества в постиндустриальную стадию своего развития образо­вание и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустри­альных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть постмодернистского (индустри­ального) развития общества, поставили все национальные государства перед необхо­димостью превратить образование и воспитание в важнейшую область сво­ей политики.

Для решения этой задачи учебные заведения всех видов должны являться не только частью белорусского общества, но и представлять собой его своеобразную ячейку, в которой вся организация жизнедеятельности их коллективов основывается на тех же идеалах, ценностях и принципах, что и само общество.

Необходимо отметить особое значение учебников по социально-гумани­тарным дисциплинам в усвоении обучаемыми идей, ценностей и норм наци­онально-государственной идеологии. Во всем мире государства, в том числе и наше, устанавливают те или иные формы общественного контроля за содержанием учебной литературы социально-гуманитарной направленности, особенно по таким дисциплинам, как история, филология, философия, куль­турология, социология, политология, экономика. Совершенствование учебной литературы было и остается непреходящей задачей. «Учебник, — подчер­кнул А.Г. Лукашенко, — это основа. И его надо сделать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в то же время не отталкивающим студен­та».

Все сказанное в равной мере относится к деятельности учреждений куль­туры и работающим на ниве культуры гражданам Беларуси. В нашей стра­не создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просве­тительских учреждений. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, концертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, пар­ки, методические центры народного творчества, которые образуют единый социально-культурный комплекс; количество работающих в сфере культу­ры и искусства составляет 91,4 тыс. человек (2012 г.). В творческих союзах на­шей страны насчитывается в общей сложности около 6 тыс. человек — пи­сателей, композиторов, кинематографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литера­турно-художественных критиков. Их деятельность направлена на уве­ковечение художественными средствами славного прошлого белорусского народа, отражение его национальных идеалов и ценностей, его современ­ных чаяний и устремлений. Она также способствует формированию у под­растающего поколения, всех других категорий граждан Республики Бела­русь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духов­ных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественно­му творчеству и гуманистическим ценностям мировой культуры.

Задачей задач деятелей культуры ныне становится обеспечение, с одной стороны, сохранения социокультурной самобытности белорусов в условиях на­растающих процессов глобализации, а с другой — адаптации к его цивилизаци-онной идентичности альтернативных феноменов культуры, формирующихся в процессе становления постиндустриального (информационного) общества.

Общественными объеди­нениями являются политические партии, профессиональные союзы и другие формирования граждан по интересам — организации, общества, союзы, ассоциации, федерации, фонды и т.д. На­помним, что в Республике Беларусь действует 15 по­литических партий, 36 профсоюзов, 22 союза (ассоциации) обществен­ных объединений республиканских государственно-общественных объ­единений и более 2,2 тыс. других объединений граждан (2012 г.).

Специфические функции в идеологическом механизме современ­ного государства выполняют профессиональные союзы и политиче­ские партии.

С переходом индустриально развитых обществ от либерально-рыночной экономической системы к социально ориентированной рыночной экономи­ке существенно изменилась роль профессиональных союзов в сфере социаль­но-экономических и политических отношений: из инструмента классовой борьбы они превратились в инструмент обеспечения конструктивного взаи­модействия между трудящимися, предпринимателями и государством. Со­ответственно, изменилась и позиция объединения нанимателей и институ­тов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимо­действия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональ­ные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе со­циально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность действующих в нем социаль­ных субъектов.

Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимо­действие органов государственной власти и управления Республики Бе­ларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объединений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского сотрудничества с государством в раз­работке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере соци­ально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве инструмента защиты интересов наемных работников, но и в качестве важного элемента механизма функционирования белорусской государственной идеологии.

Политические партии, особенно либеральной и социалистической на­правленности, стояли во главе общественных движений за преобразование традиционных обществ в общества индустриального и постиндустриально­го типов. Как уже отмечалось, идеи национального государства и нациоцен-тристской системы мироустройства также возникли и утверждались в про­цессе реализации модернистского социально-политического проекта. Это означает, что идейно-политические доктрины большинства партий совре­менного (постмодернистского) общества в своей основе не противоречат базо­вым постулатам национально-государственной идеологии. Поэтому в демо­кратических обществах политические партии объективно выступают в ка­честве элементов механизма функционирования идеологии своих госу­дарств. В реальной политической жизни различные партии выступают не против базовых ценностей демократического общества, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой государством политике или очеред­ность решения назревших социально-экономических проблем с позиций ин­тересов определенных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и пра­ворадикальным партиям, которые выступают с утопическими проектами об­щественных преобразований: леворадикальные — за реализацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а праворадикальные — за возврат к «золо­тому» прошлому.

Анализ программных документов зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политических партий объедине­ний граждан показывает, что большинство из них разделяют идеи, ценно­сти, принципы, представления и цели, лежащие в основе организации и де­ятельности современного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю белорусского народа и его госу­дарственности, выступают за смену формы правления в Республике Бела­русь и за геополитическую переориентацию страны. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого по­нятия и не представлены в структурах власти нашей страны.

В заключение можно сделать вывод, что в Республике Беларусь созданный механизм функционирования государственной идеологии позволил консолидировать белорусское общество и определить стратегию развития Беларуси В ХХI веке.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «механизм идеологии государства»?

2. Существует ли в современном западном обществе идеологический механизм и почему?

3. Что такое «идеологическая вертикаль»?

4. Какова роль Президента страны в формировании белорусской идеологии?

5. Какую роль играет идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества?


Вопросы к зачету по курсу

Date: 2015-11-14; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию