Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство





Государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации — форме государства, означающих единство трех составных элементов, а именно: формы государственного устройства, формы правления, формы политического режима (подробно изучаются в курсе политологии).

С точки зрения формы государственного устройства Беларусь является унитарным (единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей структуре других государств. У нас действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство и один законодательный орган.Беларусь имеет следующее административно-территориальное деление:шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская) и город Минск. По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Беларусь занимает 13-е местосреди европейских государств, по численности населения — 14—15 местов Европе. Наша республика не имеет территориальных претензий к другим государствам равно как и другие государства не имеют территориальных претензий к Беларуси.

Форма правления — есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Конституцией 1994 г. в нашей стране установлена республиканская форма правления (республика).

Систему правления Республики Беларусь следует характеризовать как «смешанную». Конституцией страны предусматривается двойная ответственность правительства — перед Президентом и парламентом, что является характерной чертой «смешанной» системы правления. В то же время, Глава государства обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует о близости Беларуси к президентской республике.

Народовластие составляет фундамент политического и государственного устройства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Основного закона страны: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование таких форм непосредственной демократии, как референдумы, выборы и Всебелорусские народные собрания, играющих значительную роль в становлении белорусского государства.

Референдум выступает высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов 1995 и 1996 гг.позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса.

Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001, 2006, 2011) — представительным народным форумам, традиции проведения которых берут свое начало в Полоцком княжестве. Это особая форма участия граждан в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни, а следовательно, и в выражении своих потребностей, интересов и устремлений, которая специально оговорена в статье 37 Конституции страны, а порядок проведения собраний граждан определяется Законом «О республиканских и местных собраниях».

Еще одна форма участия белорусов в осуществлении государственной власти — выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов. В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс (2000; с изменениями, внесенными Законами от 4.01.2003, 6.10.2006, 4.01.2010),содержащий правовую базу проведения выборов.

В правовом государстве власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами, обеспечение равенства всех перед законом и судом.

Основные признаки правового государства:

· верховенство закона;

· незыблемость прав и свобод человека и гражданина;

· разделение властей;

· взаимная ответственность личности и государства;

· развитое гражданское общество.

Идея правового государства в Беларуси впервые была провозглашена в Декларации «О государственном суверенитете БССР» (1990 г.), получив свое дальнейшее закрепление в Основном законе страны. Так, в преамбуле указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 записано, что Республика Беларусь — правовое государство. Однако в последнем случае, по мнению белорусского профессора Г.А.Василевича,мы «имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому». Ведь мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, т. е. внедрить в практику определенные принципы.


Основным принципом правового государства является верховенство закона. Государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В республике также установлена доступность законодательства, поскольку нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Еще один важнейший признак правового государства — принцип разделения властей. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна. Однако власти, будучи разделенными, дополняют друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Беларуси заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной — президентской, которая в соответствии с Конституцией «заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами».

Основным фактором реализации политического плюрализма выступает гражданское общество, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. В республике Беларусь зарегистрировано (2010): 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, более 2 тыс. общественных объединений (например, общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»). Среди более двух десятков союзов (ассоциаций) общественных объединений есть и «Республиканская конфедерация предпринимательства». Важную роль в жизни общества играют печатные СМИ: около 700 газет, более 600 журналов, 10 информационных агентств, а также Электронное правительство, Интернет-сообщества, телеканалы и др.

К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной базы. Поэтому важное место в структуре белорусского общества занимают Советы депутатов, профсоюзы и ОО «БРСМ»,призванные обеспечить связь народа с институтами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственного управления. В последние годы все более заметной политической силой становится общественное объединение «Белая Русь», которое постепенно реформируется в политическую партию.


Стремительно возрастает роль в обществе и союзов предпринимателей. По мнению председателя президиума Союза юридических лиц «Республиканской конфедерации предпринимательства» В. Н. Корягина, во взаимоотношениях «между бизнесом и властью произошел позитивный сдвиг». Все это положительно сказалось на подготовке Национальной платформы бизнеса Беларуси (НПББ—2010) и других программных документов, создающих возможности для партнерства с органами власти и развития предпринимательства в нашей стране. Примером успешного взаимодействия государственных структур и бизнеса является деятельность Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, а также ряда региональных организаций предпринимателей.

Республика Беларусь является государством, активно осуществляющим государственную политику. Социальные слои и группы населения обладают равными политическими и гражданскими правами, а также большими возможностями доступа к социальным, образовательным и культурным ценностям (некоторыми преимуществами пользуются ветераны, инвалиды и др.).

Государство стремится улучшать качество жизни людей путем создания государственных гарантий социальных прав граждан, надежной системы социального обеспечения и социальной защиты населения. С этой целью выстроена система социальных стандартов, включающая в себя десятки нормативов,которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания (особенно активно в последние годы проводилась работа в агрогородках и других населенных пунктах в сельских районах).

В тоже время в нашем обществе важно преодолеть уравниловку. Равное распределение ресурсов независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительности труда, ведет не к накоплению общественного богатства и, следовательно, не к росту благосостояния масс, а к его оскудению. Поэтому в стране провозглашается принцип равенства стартовых возможностей для всех граждан, чтобы каждый человек имел реальный шанс для развития своих способностей и рационального их применения. Равноправие не исключает проявления государством особой заботы о лицах, которые (в силу определенных, независящих от них обстоятельств) не в состоянии наравне конкурировать сдругими (как уже отмечалось, это в первую очередь отношения к инвалидам, пенсионерам, сиротам и др.).


Основополагающее значение в социальной сфере отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни, обеспечению доступности и высокого качества образования, основная цель которого — формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Другие направления социальной политики — жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт — также динамично развиваются. Однако при этом учитываются возможности государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Наряду с внешними, существуют и внутренние источники угроз национальной безопасности Республики Беларусь (см. §8 УМК), осложняющие государственное строительство, нарушающие конституционные права и свободы человека, принципы верховенства закона. В этой связи среди важнейших задач, которые будет решать государство, — развитие гражданского общества, реформа политической системы, дебюрократизация госуправления и др.

 







Date: 2015-11-14; view: 863; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию