Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционные особенности и социокультурная самобытность белорусского народа
Социокультурная самобытность белорусского народа является результатом процесса его собственного развития, в том числе становления государственности (§ 5.1 УМК), а также взаимодействия с другими этносами и локальными культурами. В свою очередь идеология государства основывается на традициях народа (идеалах, нормах, ценностях) и формируется с учетом существующих идеологий современности. Отмеченное имеет отношение как к онтологической стороне вопроса (она сформулирована выше), так и к методологическим, гносеологическим аспектам проблемы (система: идеология → идеология государства → идеология конкретного государства является своего рода трехзвенной методологической цепочкой). В современной науке принято считать, что близкие по своей пространственной и временной локализации этнические общности образуют более широкие человеческие сообщества — цивилизации. Одна из них — восточноевропейская или славяно-русская, к которой себя относят большая часть белорусов. В эпоху глобализации, когда происходит унификация, своеобразное «стирание» национальных, политических и культурных границ между народами весьма актуальным является вопрос осмысления цивилизационной идентичности и сохранения самобытности этноса. Особенно важной, требующей повышенного внимания является эта закономерность для белорусского народа. Как отмечается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010), наша страна в силу своего географического положенияи открытости в полной мере подвержена воздействию… происходящих в мире геополитических процессов… Очевидна тенденция к росту уязвимости как отдельных стран, так и целых цивилизаций. Представляет интерес и история генезиса (формирования) понятия «цивилизация». Появления термина «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственно-правовой) относят ко 2-й половине XVIII в. В то время он применялся для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых началах. В дальнейшем появились различные интерпретации данного термина. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как высший этап (эпоху) развития человечества, отличную от дикости и варварства. Подобные воззрения имели и другие западные ученые. Так, американский исследователь Самюэль Хантингтон (р. 1927 г.)определял цивилизацию как «культурную общность наиболее высокого ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей». По его мнению, в современном мире сформировалось семь-восемь крупных цивилизаций: западная (христианская Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия); православная (с центром в России); китайская (Китай и страны с родственной культурой — Вьетнам, Корея и др.); индуистская; исламская; латиноамериканская; японская и, возможно, африканская. (Следует различать труды названного ученого и его соотечественника Элсуорта Хантингтона, относящиеся к первой половине ХХ в.: «Цивилизация и климат», «Движущие силы цивилизации» и др.) Наряду с американскими учеными, плодотворные исследования по истории цивилизаций проводил английский историк и философ Арнольд Тойнби (1889—1975). В частности, исследованию цивилизаций он посвятил главный труд своей жизни — 12-томное «Постижение истории» и краткое изложение его содержания — книгу «Война и цивилизация» (научные труды Тойнби изданы на Западе в 50—60 гг. ХХ в.). Ученый утверждал, что главным направлением цивилизационного противостояния является конфликт между Западом, т. е. широко понимаемой европейской цивилизацией, включая США, и остальным миром. Тойнби задолго до начала ХХI в. Предвидел, «что влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары, контрвлияние других цивилизаций будут определять облик и перспективы мира в обозримом исторической будущем». Как видим, теоретические положения, разработанные английским ученым, по содержательным аспектам конфликтов цивилизаций несколько шире, чем у американских коллег. Они касаются конфликтов цивилизаций не только по «линиям разломов», но и всех геополитических, военно-экономических и др. противоречий. Для ряда государств, в том числе Республики Беларусь, чья территория находится в пределах «линии разлома» цивилизаций (Восточной и Западной) воззрения названных ученых представляют не только теоретический, но и практический интерес. Пограничье существенно сказалось на истории формирования белорусского этноса, его менталитета. Наряду с православными традициями «белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма» (Я. С. Яскевич). Некоторые исследователи, например профессор В. А. Мельник, подчеркивают, что, несмотря на отмеченные ментальные особенности белорусов и нахождение Беларуси в самом центре Европы, было бы опрометчиво (без определенных оговорок и уточнений) относить белорусский народ к так называемой единой европейской, или христианской, цивилизации. (Возможно, такая цивилизация и существовала в прошлом, но сейчас по-прежнему сохраняется раскол между двумя ее частями — Западной и Восточной.) По мнению ученого, не следует переоценивать и влияние «индивидуализма протестантизма», а также ряда других качеств, о которых упоминает доктор философских наук Я. С. Яскевич. Изложенные выше мнения ученых являются отражением объективного противоречия, связанного с историей развития белорусского этноса. О том, что это противоречие в полной мере не разрешено и по-прежнему актуально свидетельствуют исследования независимых экспертов (социологов, политологов и др.). По данным 2011 г. Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ; зарегистрирован в Литве), почто 70 % белорусов считают себя «более близкими к русским, чем к европейцам» (таковых немногим более 25 % среди наших соотечественников). Следовательно, экспертные оценки научных учреждений и собственные исследования отечественных ученых подтверждают правомерность как суждения философа Я. С. Яскевич, так и мнения политолога В. А. Мельника (см. газету «Союз». 2012. 19 января). Интересно также, что развитие кризисных явлений в Европейском союзе уменьшило количество белорусов, готовых проголосовать за возможное, на их взгляд, вступление страны в эту международную организацию (35 %; 2011 г.). Таким образом, приведенные факты подтверждают, что белорусы могут и должны развиваться в рамках собственной культурной традиции, сохраняя тем самым свою национальную самобытность и неповторимый белорусский характер.
Date: 2015-11-14; view: 550; Нарушение авторских прав |