Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусская национальная идея





Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию себя как социальной целостности (этнос, народность, нация). Причем развитие процесса самопознания и формирования самосознания (национальной идеи) зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Известный белорусский философ А. С. Майхрович, посвятивший ряд своих книг идеологии белорусского государства, подчеркивал, что процесс «преодоления порога небытия, установленного для белорусов как нации господством официальной идеологии начался с деятельности писателей. Первыми среди них можно назвать Адама Мицкевича (1798—1855) и Винцента Дунина-Марцинкевича (1807—1884), а также авторов анонимной литературы. Несмотря на то, что первые белорусские литераторы (уроженцы Беларуси) писали в основном на государственных языках того времени, каждый из них был патриотом своего края, который по традиции называли Литвой. Не случайно же народный поэт Беларуси Янка Купала (первые его произведения также были написаны на польском языке), назвал труды Адама Мицкевича «вечна жывымі і вечна свежымі» для белорусской литературы.

Вполне естественно, что упомянутый профессором А. С. Майхровичем, «порог небытия» не мог быть преодолен всей белорусской интеллигенцией и народом одновременно. Даже многие выдающиеся ученые, родившиеся на белорусской земле, не всегда и не сразу осознавали свою принадлежность к конкретному этносу (политические и научные центры любой империи часто «поглощают» гениев и переплавляют менталитет наиболее одаренных представителей национальных культур). В качестве характерных примеров этой закономерности, наряду с Адамом Мицкевичем, можно привести судьбы двух выдающихся российских ученых конца ХІХ — начала ХХ в. Творческое наследие одного из них — Николая Онуфриевича Лосского — насчитывает около 300 работ, многие из которых, к сожалению, и сегодня не известны белорусским исследователям. Для идеологии большой интерес могут представлять его мемуары («Воспоминания»), а также работы «Характер русского народа», «Мир как органическое целое» и др.

Несколько более востребованным является творческое наследие другого земляка. Родившийся, в отличие от Лосского, не на восточных, а на западных границах белорусского этноса Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский) вошел в историю и как ученый-философ, и как идеолог, экономист, а также автор известных романов. Поражает и его гражданский подвиг, совершенный в медицинской науке (спасая жизни многих людей, директор первого в мире Института переливания крови, погиб в результате медицинского эксперимента). Объединяла же двух наших выдающихся земляков любовь к Родине и науке. Убеждения названных ученых сформировались на основе идеологии западнорусизма, в которой Беларусь рассматривалась как составная часть Западной России, а белорусы — частью единого русского народа. Наиболее известным идеологом западнорусизма был уроженец Витебщины Ксенофонт Говорский (1821—1871), издававший журнал «Вестник Западной России», а также М. Коялович, Л. Солоневич и др. По их мнению, белорусы отличаются как от поляков, так и от верикороссов, к которым они все же духовно ближе. В частности, по утверждению М. Кояловича, «белорусское племя, составляющее вместе со смоленскими и холмскими белорусами около 4 млн.» (вторая половина ХІХ в.), сохранило свой древний быт в большей степени, чем малороссы. Исследователь был убежден в том, что и сама речь белорусов «более чиста, более близка к великорусскому языку, чем малороссийское наречие...». В целом же заслугой представителей западнорусизма и их последователей, в т.ч. Н. Лосского, А. Малиновского и др., перед идеологией белорусской государственности может быть не только доказательство общерусских корней белорусов, но, главным образом, постановка ими вопроса о некоторой самостоятельности Беларуси, самобытности ее истории и культуры.

Значительно дальше чем представители западнорусизма в изучении исторических особенностей белорусского народа продвинулись революционные демократы.

В литературе, в том числе учебно-методической, иногда высказывается мысль, что впервые о белорусах как особой нации было заявлено белорусскими народниками в 1884 г. (в издаваемых ими в Петербурге журнале «Гомон»). Однако это утверждение нуждается в уточнении. Одним из первых, безусловно, следует считать Адама Мицкевича, гордо заявившего «Літва, айчына мая?..» Вспомним, что даже несколькими десятилетиями позже великий русский поэт М. Лермонтов от имени своего героя боярина Орши назвал Литвой «высокий берег Днепра». Мог ли не называть «Литвой» белорусский Новогрудок Адам Мицкевич, родиной которого была не Российская империя, а Беларусь (Великое княжеств Литовское)? (Беларусь по-прежнему по исторической традиции называли Литвой и др. белорусские писатели.)


Это о нем, Адаме Мицкевиче, написал проникновенные строки народный поэт Беларуси П. Бровка «Нёс ён да сэрца народнага, Сэрца любові і ласкі, Словы ён чуў беларускія, Песні, гаданні і казкі...». Но уже в ходе подготовки к восстанию 1863 г., шляхта Беларуси как никогда остро стала осознавать свое единство с народом. Одним из наиболее известных представителей этой эпохи был Кастусь Калиновский (1838—1864 гг.). Он писал на языке своего народа и во благо его просвещения. Калиновский первым стал издавать газету для простого белорусского народа — «Мужыцкую праўду», справедливо полагая, что только просвещенный народ сможет отстаивать свои национальные идеи. При этом следует подчеркнуть, что идеолог крестьянского социализма не только призывал народ бороться, но и готов был положить на алтарь его свободы собственную жизнь. В единственном дошедшем до нас стихотворении (написано в последние минуты жизни; Кастусю едва исполнилось 25 лет), он утверждал, что не жаль погибнуть за свой народ.

«Мужицкий народ мой, последнее слово

Тебе говорю о свободе я снова,

А вспомнишь про Яську — за счастье сочту я,

Что пал за мужицкую правду святую…»

Таких людей, способных сформулировать национальную идею и повести за собой народ, появлялось все больше. Поэтому вполне закономерно, что к концу ХІХ — началу ХХ в. возникла новая, уже собственно белорусская национальная идея, а также интеллектуальная, духовная и культурная традиция, в которой осознавалась национальная самобытность белорусского народа.

«Мы составляем нацию, — отмечал М. Довнар-Запольский, — отличающуюся от других русских народностей своим языком, этнографическими особенностями и общим культурным укладом жизни, сложившимся исторически. Уже это одно обстоятельство дает нам право на самостоятельное государственное существование…»

К сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств, важнейшие этапы становления белорусской национальной культуры были отмечены слабой внутренней дифференциацией различных сфер общественной мысли. Четко не просматривались и тенденции к целостности выражения национальных и общественно-политических идей.

Вместе с тем представители национально-демократического течения (В. Ластовский, Ф. Богушевич, А. Туринович, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас) отстаивали права белорусского народа на автономную республику в границах будущей демократической России с возможным в последствии становлением самостоятельной государственности. Они также доказывали самобытность белорусского языка, необходимость развития национальной культуры и литературы. Так, Ф. Богушевич (1840-1900 гг.) выступал за утверждение языка в качестве основного условия существования народа и его культуры. Именно ему принадлежат слова, высеченные золотыми буквами на фасаде Национальной библиотеке: «Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не умерлі». Хотелось бы обратить внимание на то, что белорусский язык считается самым «чистым» из восточно-славянских языков. Об этом замечательно сказал поэт Пимен Панченко:


Старажытнейшая, самая славянская.

Светлая, як травы у расе.

Вобразная, вольная, пявучая

Мова беларуская мая!

С начала XX в. упор в белорусской идее делался на необходимость приобретения национальной государственности, что нашло выражение в стихотворении Я. Купалы «Мы — беларусы», «А хто там ідзе?», «Маладая Беларусь», «Спадчына» и др. и означало:

· существование белорусов как самобытного народа;

· право белорусов на уважительное отношение к себе («людзьмі звацца» и занять «свой пачэсны пасад між народами);

· необходимость конституирования белорусов в качестве нации и создание самостоятельного белорусского государства».

Борьба за сохранение и развитие национальной культуры и идеи продолжалась как на восточных, так и на северо-западных границах проживания белорусского этноса. Нередко эта деятельность принимала форму своего рода идеологических и философских диспутов, дискуссий. Традиционно наиболее активно эта работа проводилась в г. Вильно, который, как уже отмечалось, на короткое время в начале 1919 г. стал столицей Литовско-Белорусской ССР, а параллельно вновь приобрел неофициальный статус центра развития белорусской культуры и национальной идеи также.

В Литве, вскоре ставшей независимым государством, возрождались традиции, которые были заложены авторами первых белорусских газет «Наша доля» и «Наша Ніва», опубликовавших за время своего существования произведения около 100 белорусских писателей. Многие из этих материалов, особенно стихи, эссе, имели, как уже подчеркивалось ранее, достаточно выраженное идеологическое, национально-политическое и философское содержание. Наряду с произведениями названных выше белорусских писателей одной из достаточно глубоких идеологических и философских рефлексий того времени можно, считать эссе Игната Абдироловича (Кончевского) «Адвечным шляхам. Даследзіны беларускага сьветагляду», в котором в рамках своеобразной социо-исторической концепции рассматривался драматизм исторической судьбы белорусского народа, постоянно обречённого на бесконечный выбор между Западом и Востоком.

Можно утверждать, что в некотором смысле это эссе развивало философские размышления Янки Купалы, выраженные в стихотворении «Сваякі». Следует отметить, что в современной литературе приводится немало примеров актуальности проблемы, обозначенной Я. Купалой и его коллегами не только в отношении вектора «Запад—Восток», но и по направлению «Север—Юг» (отношения с Украиной, Литвой, Латвией и др. странами).

О том, насколько актуальны были воззрения Я. Купалы о «сваяках» свидетельствовали многие факты, в том числе говорящие об агрессивном отношении к формирующемуся национальному самосознанию и культуре белорусов со стороны геополитических соседей. Так, с первых дней польской оккупации Западной Беларуси, начавшейся в годы советско-польской войны и длившейся до 1939 г., на данной территории, вопреки Рижскому мирному договору (1921 г.), стали закрываться белорусские школы и другие учебные заведения, а также газеты, издательства, библиотеки. Ставилась задача полного уничтожения белорусской нации и ее культуры (польский министр Скульский: «через 10 лет в Польше даже со свечей не найдете ни одного белоруса»). Интересно, что и после катастрофы, постигшей Польшу в 1939 г., различные политического силы Польского «лондонского лагеря» давали философское обоснование концепции создания конфедерации во главе с Польшей, а будущее белорусского народа им виделось только в составе польского государства. (У некоторых их последователей названные идеи не преодолены и сегодня, о чем свидетельствуют многие факты (карта поляка и др.).


Оригинальную концепцию белорусской истории и национальной идеи на рубеже 1910-1920 гг. предложил Владимир Сулима в блестящем эссе «Гэтым пераможам!». Его идея была направлена на разрешение актуальных идеологических и политических проблем того времени. Сулима писал что, спасение народа надо искать не в революции, не в контрреволюции, а в сугубо рабочей энергии народа, в его прирожденном оптимизме. Автор агитировал на то, чтобы Беларусь двигалась по пути христианского активизма, ибо содержанием национальной идеи у подневольных народов является творческая энергия и воля к жизни.

Для упомянутого выше текста, имеющего собственно идеологические элементы, характерна ориентация белорусского национального движения на поиск собственной идентичности. Одним из наиболее ярких ученых и политических деятелей, работавших тогда в этом направлении в Минске, Праге и Вильне, был Вацлав Ластовский — издатель ряда белорусских газет и журналов, автор многих книг, в том числе «Гісторыі беларускай (крыўскай) кнігі», а также активный приверженец «кривской идеи».

Таким образом, можно констатировать, что в конце ХІХ — начале ХХ в. мечта многих поколений белорусских интеллигентов, сформулированная еще В.Дуниным-Марцинкевичем и заключавшаяся в соединении веры «предков с нашим образованием», наконец начала осуществляться на значительной части этнической территории, где проживали белорусы. Правда, если в восточной части Беларуси этот процесс в конце 1910 — начале 1920-х гг. набирал силу, то на остальной территории Беларуси и за границей он развивался с учетом лояльности правящих элит. Лучше этот процесс осуществлялся в Литве и Чехословакии, значительно затруднен был в Польше.

В то же время государственность, приобретенная белорусским народом в рамках Белорусской Советской Социалистической Республики, хотя и во многом усеченная, ограниченная, стала, тем не менее, ключевым условием развития национальных языка, литературы и в целом национальной культуры.

Большие испытания белорусская национальная идея и сам белорусский народ, как уже отмечалось, претерпели в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. В это сложное и противоречивое время, несмотря на то, что погибли миллионы людей, для которых белорусский язык был «матчынай мовай», а сфера его применения непрерывно сужалась, были созданы многие шедевры белорусской классической литературы. Белорусские писатели, а также многие ученые Беларуси делали все возможное, чтобы национальная идея не растворилась в советском интернационализме.

Сегодня сущность национально-государственной идеи белорусского народа можно выразить тезисом «Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!». Белорусское государство должно быть сильным, чтобы противостоять неблагоприятным внутренним и внешним факторам и защитить своих граждан.

Как подчеркивается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, «продолжающийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, активное формирование и становление новых центров силы обостряют соперничество государств и конкуренцию моделей будущего развития».

В этих условиях предпринимаются попытки формирования и навязывания всем странам идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов. Поэтому в Республике Беларусь — основными компонентами национально-государственной идеи являются сохранение независимости и стабильности общества, государства, а также повышение благосостояния народа.

Независимость. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусской нации. Очевидно, что в эпоху глобализации именно независимость позволит белорусам сохранить свою национальную идентичность и, тем самым, отстоять право на свой путь развития. Поэтому на сохранение независимости направлена и политика, и идеология государства. Не случайно и то, что в г. Минске центральные площадь и проспект носят соответственно названия «Площадь независимости»и«Проспект независимости». По мнению политической элиты страны независимость Беларуси должна быть сохранена и в ходе создания интеграционных структур СНГ, ЕЭП и др.

Стабильность. Важнейшим фактором жизнедеятельности белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность, основанная на гражданском мире и общенациональном согласии. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почвеявляется отличительной чертой современной Беларуси. Именно стабильность обеспечивает устойчивое развитие белорусского государства. Объективной стороной стабильности является отсутствие политической и социально-экономической напряженности в стране. Субъективной же ее стороной может быть состояние спокойствия, безопасности, уверенности в себе людей и удовлетворение их основных прав и потребностей, т. е. состояние определенного психологического комфорта у граждан Беларуси.

Благосостояние. Основная цель белорусского государства — обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния. Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, а также степень удовлетворения духовных потребностей, состояние здоровья и продолжительность жизни, обеспеченность общественной и личной безопасности, качество окружающей среды (экологические аспекты жизни людей). В условиях мирового финансово-экономического кризиса эти задачи становятся наиболее сложными и ответственными для государства и всего общества.

В современном мире решать задачи повышения благосостоянии народа придется в условиях обострения глобальных и других противоречий. Это будет осложнять постепенный переход от постиндустриального к информационному обществу. В свою очередь такой переход будет невозможен без развития инноваций и новых технологий, неуклонного роста производительности труда (см. § 8). Воплощая в жизнь национально-государственную идею, наша страна как никогда нуждается в образованных и инициативных гражданах, способных эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия своей родины — Республики Беларусь. Белорусская национально-государственная идея способствует также воспитанию у граждан любви к своей Родине и готовности к защите ее суверенитета, о чем образно сказала поэтесса Светлана Паречина.

«МОЯ БЕЛАРУСЬ»

Моя прекрасная земля,

Моя святая Беларусь!

Ты в сердце вечно у меня,

Тебя люблю я и молюсь:

Чтоб светлый взор твоих очей

Не видел больше палачей.

Чтоб у твоих детей, земля,

Была счастливая судьба.

Чтоб ты державно расцвела,

Окрепла, стала как скала,

И мощью доблести своей

Ты защищала всех друзей.

Чтоб белорусский наш народ

Гордился «спадчынай» отцов

И верил в святость своих прав —

Свободно жить в родных краях.

Моя любимая страна,

Моя родная Беларусь!

Ты у меня навек одна,

Тобой дышу я и горжусь!

С. Г. Паречина

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите города — первые центры политической консолидации на белорусских землях.

2. Какое значение имела Грюнвальдская битва для восточных славян?

3. Какой язык являлся официальным в Великом княжестве Литовском и почему?

4. Что сказал поэт Пимен Панченко о белорусском языке?

5. Назовите основные этапы формирования белорусской национальной идеи.

6. Кто из белорусских писателей и ученых внес наибольший вклад в разработку национальной идеи?

7. Каковы основные компоненты белорусской национально-государст­венной идеи?

 







Date: 2015-11-14; view: 718; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию