Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Основные элементы феномена психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста (20 часов)





В старшем дошкольном возрасте, в рассматриваемом нами содержательном контексте, отчетливо выделяются две макрогруппы детей.

Первая макрогруппа – дети, не имеющие внутренних психологических предпосылок готовности к школе, остающиеся на уровне игровой деятельности, с превалирующей игровой мотивацией (первая большая группа детей старшего дошкольного возраста).

Вторая макрогруппа – дети, которые по внутренним психологическим предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность, у них не доминирует игровая мотивация (вторая большая группа детей старшего дошкольного возраста).

Для первой макрогруппы детей кризис шести – семи лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности учебной деятельностью. При таких условиях, чем больше вызревание предпосылок готовности к школе и фактическое начало обучения разнесены во времени, тем острее у этих детей кризисная симптоматика.

У второй макрогруппы детей в старшем дошкольном возрасте никаких сильно выраженных негативных симптомов неготовности к школе не будет, если не форсировать начало обучения. Если же дети второй макрогруппы начнут учиться тогда, когда они психологически к этому еще не совсем готовы (а в условиях всеобщего перехода к обучению с шести лет это не редкий случай), то произойдет насильственный слом игровой деятельности, что также внешне выразится в «кризисной» симптоматике.

Таким образом, во время обучения в первом классе, первая макрогруппа детей как раз переживает активную фазу кризиса шести – семи лет, а вторая макрогруппа детей приходит в школу как бы из кризиса шести – семи лет, так как у них фактически уже произошел переход на учебную деятельность.

Предпосылки перехода ребенка на следующий возрастной этап (от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту) психологи и педагоги связывают с психологической готовностью ребенка к школе.

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий. Например, это противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на сферу личности. Так, в старшем дошкольном возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, раньше недоступные ребенку.

Ребенок не только полностью готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению правил поведения и, во-вторых, к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое некоторые психологи называют обучаемостью. Сензитивность этого периода особенно проявляется в процессе освоения грамоты.

Психологическая готовность к школьному обучению не тождественна физической (физиологической) готовности. Психологическая готовность включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Физическая готовность включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это: увеличение веса тела (в месяц в среднем на 200 гр.) и увеличение длины тела (в месяц в среднем на 0,5 см.); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д. Оба вида готовности тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Оба они – не застывшее состояние «готов – не готов», а динамическое явление, и, принимая ребенка в школу, мы имеем дело с развивающимся, постоянно изменяющимся человеком.

Но, психологическая готовность, безусловно, связана с физиологической, функциональной готовностью к школе. К шести годам у ребенка относительно хорошо сформирована двигательная сфера, он владеет достаточно тонкими движениями сложного порядка (лазание, кувыркание, бег на коньках, лыжный ход, плавание, гимнастика, точные ручные и тонкие пальцевые движения), ребенок - шестилеток становится более быстрым и ловким. Увеличиваются работоспособность, выносливость ребенка, его устойчивость к монотонии. Тем не менее, он по-прежнему нуждается в щадящем режиме, так как легко утомляется, особенно в условиях одной и той же деятельности или деятельности однообразной. Сегодняшний шестилетний ребенок подвержен «школьным стрессам» и «дидактическим неврозам».


По данным физиологов, до 30% детей по физическим параметрам не достигают критериев «школьной зрелости», а до 50% детей приходят в первый класс не готовыми психологически. Естественно, все это сказывается на освоении школьной деятельности и на психологическом комфорте ребенка (поэтому, многие дети учатся в условиях хронических физических перегрузок даже при облегченном учебном режиме).

Составными компонентами психологической готовности детей к школьному обучению являются:

1) интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы);

2) потребностно-мотивационная готовность (личностная готовность);

3) готовность эмоционально-волевой сферы (в контексте эмоционально-чувственной и волевой психологических компонент);

4) социально-психологическая готовность.

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в первом классе ему останется только совершенствоваться в этом. Но не все всегда идет так гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, вовсе не обеспечивает его психологическую готовность к школьному обучению и совсем не означает, что ему будет психологически легко учиться в первом классе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, даже, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают младшего школьника. Они могут сложиться только в самом процессе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и учебной деятельности. В дошкольном возрасте возникают именно психосоциальные предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, присутствие общих знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

Родителям надо порекомендовать не делать следующего: 1) до перехода в школу менять режим жизни ребенка: лишать его дневного сна, долгих прогулок, игр вдоволь; 2) оценивать все, что ребенок-дошкольник делает, таким образом, как должна была бы оцениваться деятельность школьника; 3) проходить с дошкольником программу первого класса, насильственно подменяя игру учебой. Вместе с тем, родителям необходимо: 1) прививать ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, научить его наблюдать окружающее, задумываться над увиденным и услышанным; 2) учить ребенка преодолевать трудности, планировать свои действия, дорожить своим временем; 3) постоянно поощрять инициативу и самостоятельность ребенка; 4) создавать у ребенка положительную установку на школу, дисциплину, учебные предметы, учителей; 5) учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать с желаниями других людей и требованиями имеющейся ситуации; 6) учить ребенка реально оценивать свои действия.


Остановимся на основополагающих компонентах психологической готовности детей к обучению в школе.

Тема 5. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе(20 часов)

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.

Долгое время о готовности интеллекта ребенка к школе судили по количеству выявленных у него знаний, по словарному запасу, по конкретным умениям и навыкам, но это – не единственное мерило интеллектуальной готовности к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Поэтому, говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности, к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции логического и понятийного мышления.

Полученные многочисленными исследователями данные показывают, что дети с высоким уровнем образного мышления успешно учатся в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения прогрессирует. Для детей с низким уровнем наглядно-образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действия, у них наблюдались значительные трудности в формировании логического мышления.

Отмечено, что дети с особо низким уровнем развития элементов логического мышления в дальнейшем учатся плохо. Существенных различий между детьми со средним и высоким уровнями этого развития не выявлено: и те, и другие хорошо включались в освоение учебной деятельности.

Первым аспектом интеллектуальной готовности является сформированность образного мышления ребенка. Роль образного мышления в интеллектуальной готовности к школе объясняется тем, что оно выполняет в регуляции деятельности важные функции: позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации. При недостаточно развитом образном мышлении, но на высоком уровне логического мышления последнее берет на себя ориентировку в конкретной ситуации. Однако, в этом случае учет частных особенностей задачи, конкретных черт ситуации затруднен, и предельная обобщенность логического мышления оборачивается слабостью, порождая подмену анализа частных закономерностей поиском общих. В практике начальной школы это проявляется, в частности, том, что ребенок не может решить простейшую математическую задачу, пока не выяснит, «на что эта задача». Ведь при неверном определении класса задачи и, соответственно, непонимании способа ее решения может быть получен абсурдный ответ, но сам ребенок, вопреки очевидному, считает, что задача решена правильно.


Второй аспект интеллектуальной готовности связан с формированием знаково-символической функции сознания. До настоящего времени вопрос о том, какой именно уровень развития знаковой деятельности необходим и достаточен для характеристики готовности ребенка к обучению, остается открытым. Предположительно, это уровень, на котором ребенок уже может самостоятельно создавать индивидуальные знаки и показывает осознанное отношение к символическому изображению как средству психической деятельности.

Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к шести годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.

Для диагностики интеллектуальной готовности к школе в последние годы создано много отечественных и иностранных методик, например, методики Нины Иосифовны Гуткиной, П.Я. Кеэса, А. Керна – Й. Йерасека.

 







Date: 2015-11-14; view: 680; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию