Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Познавательная, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы в дошкольном возрасте (20 часов)
Познавательная сфера личности в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Восприятие дошкольников. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В восприятии выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в дошкольном возрасте речь как психический познавательный процесс, – ребенок-дошкольник начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного процесса, в основном, характерно следующее: ♦ восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность; ♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину, – происходит активное освоение сенсорных эталонов; ♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий. Внимание дошкольников. В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый. В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее: ♦ значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания; ♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов; ♦ внимание становится опосредованным; ♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности (интересами ребенка в деятельности); ♦ появляются элементы послепроизвольного (постпроизвольного) внимания, – когда ребенка очень увлекает сама деятельность, которой он занимается в настоящий момент. Память дошкольников. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для целенаправленного развития памяти. Как считал Лев Семенович Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в общем процессе своего целостного становления. Ребенок-дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей познавательной функцией. У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и совсем не владеет мнемическими способами запоминания. На этом этапе доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. В среднем дошкольном возрасте (между четырьмя и пятью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти, увеличивается степень произвольности запоминания. Воображение дошкольников. Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым. Формируются следующие познавательные действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Мышление дошкольников. Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный познавательный переход (интеллектуальное «перетекание») от наглядно-образного мышления к вербально-логическому (т.н. словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение всего дошкольного возрастного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) – по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник уже глубоко образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. При этом дошкольник может решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. В дошкольном детстве складываются психологические предпосылки активного формирования таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают и множатся сознательные попытки объяснить окружающие явления и процессы. Дети становятся неимоверными «почемучками». Детские вопросы, например, – это суммарный показатель развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить (пусть и на детском уровне) их будущее поведение и, в зависимости от этого, строить свое собственное поведение. Речь дошкольников. Речь как познавательный процесс имеет существенное развитие в дошкольном возрасте. Интенсивно развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста продуктивно усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т.д. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли. В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится основным средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку, при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развитие самосознания дошкольников. Важным показателем познавательного и, конечно же, личностного развития дошкольника является сформированность его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию ребенка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлексия. Дошкольник осознает свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. При этом формирование самосознания ребенка-дошкольника зависит от интериоризации («присвоения») им общественных норм. Усвоение детьми социальных норм предполагает: а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм и правил поведения в обществе; б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к социальным нормам. Майя Ивановна Лисина проследила специфику развития самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с адекватными (точными) представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития более высоким, чем у большинства их сверстников. Родители прогнозируют хорошую успеваемость своих детей в школе. Этих детей родители часто поощряют, чаще осуществлением желаемой ребенком совместной деятельности и желваемого им времяпрепровождения, а не подарками. Таких детей родители если и наказывают, то, в основном, временным отказом от выполнения их пожеланий на взаимодействие, а не физическим образом или какими-либо запраетами. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают гораздо более развитыми по сравнению с их сверстниками; этих детей родители очень часто поощряют, чаще всего – именно подарками, очень хвалят при других детях и взрослых и очень редко как-либо наказывают, даже в форме выговора. Родители уверены в том, что в школе эти дети будут только отличниками, что и внушают им. Эмоционально-волевая сфера в дошкольном возрасте. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно почти полное отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Постепенно формируются высшие чувства, – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Эмоциональное развитие дошкольников характеризуется формированием т.н. социальных эмоций и качественной перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания дошкольником чувств и состояний другого человека, – становится важным регулятором его поведения. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных персонажей, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В дошкольном возрасте развивается и волевая сфера. Наглядно прослеживается развитие волевой сферы психики детей от младшего к старшему дошкольному возрасту. Общая тенденция в этом процессе сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуляции – волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях. В младшем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция сформирована только на первичном уровне сдерживания ребенком своего желания нарушить незначительное число бытовых запретов-табу (по типу: «не суй пальцы в розетку»). В среднем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция выходит на более высокий уровень, превращаясь в умение ребенка ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов и требований (как дома, в быту, так и в детском саду и в других дошкольных учреждениях). В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего понимания детьми необходимости следования общепринятым нормам поведения, развитие волевой саморегуляции переходит на более осознанный уровень, у детей появляется сознательное желание действовать по принятым в микросоциуме [47] и мезосоциуме [48] общим правилам поведения. Исключительную важность в области формирования волевой саморегуляции детей дошкольного возраста имеет воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений. Потребностно-мотивационная сфера в дошкольном возрасте. Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности ребенка ученые связывают начало «взрослого» становления его личности (Лидия Ильинична Божович и др.). Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым мотиватором оказывается прямое запрещение взрослым каких-то конкретных действий ребенка-дошкольника, не усиленное другими дополнительными мотивами (позитивным подкреплением, объяснением и пр.), хотя, как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого, другого ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными мотивами. В дошкольном возрасте ребенок включается в новые подсистемы социальных отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения. В дошкольный возрастной период начинает содержательно складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей в достаточной степени осмысленно формируются т.н. общественные мотивы.
Date: 2015-11-14; view: 1488; Нарушение авторских прав |