Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребностно-мотивационная сфера





Рассмотрим подробно такие базовые параметры дошкольного возраста как кризис возрастного развития, социальная ситуация развития личности и формирование коммуникативной сферы личности.

Кризис трех лет (кризис «я сам»).

Согласно мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, сущностной предпосылкой [26] для наступления кризиса трех лет (кризиса «я сам») выступает развитие самосознания, знаменующее собою развитие личности ребенка на стадии старшего раннего детства, – в два-три года. Развитие самосознания в раннем детстве связано с психологическим отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действие от предмета действия и себя самого от своих действий. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. У детей возникает так называемое личное действие и личное желание, сознательно выраженное в пресловутом «Я сам» (!!!). Если взрослый не организует деятельностного сотрудничества с ребенком, если он демонстрирует свое превосходство над ним, то у ребенка возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет. Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Ведущая деятельность в раннем возрасте, – это предметно-манипулятивная деятельность. К трем годам появляются т.н. личные действия [27] и осознание себя (пусть и на «детском» уровне) в качестве отдельного активного и во многом самостоятельного субъекта. «Я сам» (!) – так в устах и в действиях ребенка выражается центральное психологическое новообразование периода старшего раннего детства, – возраста двух – трех лет.

Кризис трех лет возникает как результат определенных достижений в личностном развитии ребенка и как следствие социально-психологической невозможности для ребенка действовать согласно освоенным прежде способам общения с другими людьми. Кризис трех лет – граница между ранним детством и дошкольным детством, – один из наиболее трудных периодов в жизни ребенка. Это некоторое разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, [28] это кризис выделения своего «Я», по Даниилу Борисовичу Эльконину. Ребенок, психологически отделяясь от взрослых, наряду с этим пытается установить с ними новые, более глубокие психологические отношения. Согласно мнению отечественных [29] и иностранных [30] возрастных психологов, кризис трех лет является комплексным психосоциальным поведенческим синдромом.

Основные симптомы кризиса трех лет были научно-практически отмечены Львом Семеновичем Выготским:

1) негативизм – в контексте данного возрастного кризиса, ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это отрицательная реакция малыша не на содержание предлагаемого взрослым действия, а на само, как таковое, предложение (побуждение) к действию, исходящее от взрослого;

2) упрямство – это психоэмоциональная реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением в принципе считались;

3) обесценивание – это эмоциональная реакция ребенка, проявляющаяся в обесценивании, принижении, отвержении привязанности к близким родственникам, старых [31] правил поведения, требований взрослого, вещей и пр. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться, ломать любимые ранее игрушки, «закатывать» детские истерики и т.п.;

4) строптивость – эта реакция ребенка направлена против устоявшихся норм поведения, бытовых порядков, семейных традиций. Такая реакция малыша направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против семейных требований к ребенку;

5) своеволие, своенравие – это реакция, выражающая определенную самостоятельность намерений, замыслов. Такого рода поведение связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Самоактивация своих собственных поступков, в общем, положительное психологическое явление для развития деятельностной инициативности личности, но, во время кризиса трех лет, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, к излишнему своенравию. Данная психологическая тенденция часто неадекватна возможностям ребенка этого возраста и вызывает конфликты со взрослыми;


6) протест-бунт – эта непростая психоэмоциональная тенденция отображает направленность личности ребенка, находящегося в кризисе трех лет, на постоянный конфликт с окружающими его взрослыми людьми. У некоторых детей, в процессе переживания ими кризиса трех лет, конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о сильно выраженной реакции протеста-бунта;

7) детский деспотизм (один ребенок в семье) или детская ревность (несколько детей в семье). В семье с единственным ребенком может появиться определенный детский деспотизм. Ребенок эмоционально жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, непреклонно диктуя свои требования к жизнедеятельности. Здесь у малыша, переживающего кризис трех лет, проявляется детская тенденция к власти в семье. Это социально-психологическое явление выступает в качестве источника нетерпимого отношения ребенка к любым правилам, нормам и запретам и как источник попыток установления ребенком своих правил в семье. Если же в семье несколько детей, то у малыша, переживающего кризис трех лет, обычно возникает сильная детская ревность к другим детям как проявление сиблинговой [32] конкуренции, что в принципе так же отражает психологическую тенденцию ребенка к власти над членами семьи.

Таким образом, психосоциальное изменение личностной позиции ребенка возраста трех лет, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной и качественной перестройки взаимоотношений с ребенком. От значимых взрослых ребенок хочет признания его благоприобретенных личностных возможностей (определенный пример – развитие самосознания) и деятельностных возможностей (пример – формирование продуктивных [33] форм деятельности). Если же новые, паритетные отношения с ребенком у окружающих взрослых не складываются, если его инициатива не поощряется, если его самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, негативно проявляющиеся в отношениях со значимыми для него взрослыми. При это что особенно характерно именно для кризиса трех лет, указанные отрицательные психологические тенденции почти никогда не проявляются в отношениях детей трех лет с их сверстниками.

Все рассмотренные психосоциальные явления свидетельствуют о том, что у ребенка трехлетнего возраста изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически определенным образом отделяется от близких взрослых («Я сам»!).

Итак, причины психологического кризиса трех лет кроются во внутриличностном столкновении потребности действовать самому с потребностью соответствовать дисциплинарным требованиям и поведенческим указаниям значимого взрослого, – противоречие между «хочу» и «могу», согласно научной позиции Лидии Ильиничны Божович.

Культурно закрепленной формой (основным способом) преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному детству является игровая содеятельность (совместная деятельность) ребенка и взрослого. Игра – это особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их события́. В игровой форме, ребенок сразу же оказывается счастливым, и самостоятельным, и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентирована — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем, вигре ребенок «учится своему «Я» (познает себя) в общении с окружающими взрослыми и сверстниками.


Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство, – это период первичного овладения ребенком общественным пространством человеческих отношений. Этот процесс, для детей дошкольного возраста, осуществляется через общение с близкими взрослыми, [34] а также через игровые социальные отношения со сверстниками и с ребятами других возрастов.Условия жизни в дошкольном возрасте существенно видоизменяются [35] и границы жизнедеятельности детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, стремительно расширяются: [36] рамки семьи и двора дома раздвигаются до пределов улицы, района, даже – города. Ребенок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, мир разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще никоим образом недоступно, но он реализует себя в этом плане в комплексной игровой деятельности. [37] Дошкольник по-своему стремится к самостоятельности, которую ему ни в коей мере не могут предоставить все окружающие его взрослые. Из этого потребностно-мотивационого противоречия и рождается ролевая игра, — проходящая в процессе общения самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь и деятельность взрослых людей.

В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребенка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребенком более сложных норм поведения, а так же – различных новых форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – психологическая индивидуальность, разнообразно развивается познавательно, например, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Дошкольный возраст – это период поступления ребенка в детский сад и пятидневного нахождения в детском саду (для подавляющего большинства детей). В этой связи происходит очень тесное взаимодействие и интенсивное общение не только между родителями, родными людьми и ребенком, но и между ребенком и воспитателем и другими детьми в детском саду. Система дошкольных воспитательных учреждений, в общем и в целом, выступает для детей в качестве первого (первичного) института социализации, в рамках которого оказывается подавляющее большинство детей, начиная с возраста трех лет и вплоть до поступления в первый класс школы (до шести – семи лет).


Коммуникативная сфера в дошкольном возрасте.

Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые, социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками заметно возрастает. Дети в три – четыре года достаточно легко меняют свои привязанности к тем или иным сверстникам. Дети в четыре – пять лет уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников. Дети в пять – шесть лет выказывают довольно устойчивое желание общаться именно с определенными сверстниками и проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность. При этом дети в шесть – семь лет стараются общаться именно с определенными конкретными своими сверстниками и выказывают к ним явную личностную привязанность.

Развивается и социальная дифференциация «внутри» детских дошкольных групп, в группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе их эмоциональные симпатии. Происходящее в ходе внутригруппового взаимодействия выделение детей – «звезд», [38] «предпочитаемых» детей, «не замечаемых» детей и «отверженных» детей, так же как и определенного рода, постоянство социального статуса ребенка во внутригрупповой иерархии группы дошкольников, – являются важными показателями социально-психологического развития личности дошкольника. С позиций психологии развития и возрастной психологии и с позиций социальной психологии, в данном психосоциальном явлении (феномене) наблюдается определенная «слитность» социальной ситуации развития личности и формирования основных психологических параметров коммуникативной сферы личности.

В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей дошкольного возраста, становящаяся, со временем, все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок-дошкольник точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

По убеждению подавляющего большинства широко известных возрастных психологов, активная социализация [39] детей происходит уже в детском саду, в процессе общения с воспитателями и сверстниками.

В дошкольном детстве, в ходе разнообразной игровой деятельности, осуществляемой совместно с другими детьми и со взрослыми в процессе общения, интенсивно развивается уровень притязаний ребенка. Позитивное или негативное формирование уровня притязаний дошкольника, – прямо зависит от положительного или отрицательного влияния на него всех окружающих ребенка взрослых и сверстников, т.е. от того микросоциума (микросоциальной среды), в котором ребенок осуществляет свою жизнедеятельность.

 







Date: 2015-11-14; view: 537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию