Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Основные симптомы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского (5 часов)
Основные симптомы кризиса трех лет были научно-практически отмечены и изучены Львом Семеновичем Выготским: 1) негативизм – в контексте данного возрастного кризиса, ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это отрицательная реакция малыша не на содержание предлагаемого взрослым действия, а на само, как таковое, предложение (побуждение) к действию, исходящее от взрослого; 2) упрямство – это психоэмоциональная реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением в принципе считались; 3) обесценивание – это эмоциональная реакция ребенка, проявляющаяся в обесценивании, принижении, отвержении привязанности к близким родственникам, старых[6] правил поведения, требований взрослого, вещей и пр. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться, ломать любимые ранее игрушки, «закатывать» детские истерики и т.п.; 4) строптивость – эта реакция ребенка направлена против устоявшихся норм поведения, бытовых порядков, семейных традиций. Такая реакция малыша направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против семейных требований к ребенку; 5) своеволие, своенравие – это реакция, выражающая определенную самостоятельность намерений, замыслов. Такого рода поведение связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Самоактивация своих поступков, в общем, положительное явление для развития деятельностной инициативности личности, но, во время кризиса трех лет, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, к излишнему своенравию. Данная психологическая тенденция часто неадекватна возможностям ребенка этого возраста и вызывает конфликты со взрослыми; 6) протест-бунт – эта непростая психоэмоциональная тенденция отображает направленность личности ребенка, находящегося в кризисе трех лет, на постоянный конфликт с окружающими его взрослыми людьми. У некоторых детей, в процессе переживания ими кризиса трех лет, конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о сильно выраженной реакции протеста-бунта; 7) детский деспотизм (один ребенок в семье) или детская ревность (несколько детей в семье). В семье с единственным ребенком может появиться определенный детский деспотизм. Ребенок эмоционально жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, непреклонно диктуя свои требования к жизнедеятельности. Здесь у малыша, переживающего кризис трех лет, проявляется детская тенденция к власти в семье. Это социально-психологическое явление выступает в качестве источника нетерпимого отношения ребенка к любым правилам, нормам и запретам и как источник попыток установления ребенком своих правил в семье. Если же в семье несколько детей, то у малыша, переживающего кризис трех лет, обычно возникает сильная детская ревность к другим детям как проявление сиблинговой[7] конкуренции, что в принципе так же отражает психологическую тенденцию ребенка к власти над членами семьи. Таким образом, психосоциальное изменение личностной позиции ребенка возраста трех лет, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной и качественной перестройки взаимоотношений с ребенком. От значимых взрослых ребенок хочет признания его благоприобретенных личностных (пример – развитие самосознания) и деятельностных (пример – формирование продуктивных[8] форм деятельности) возможностей. Если же новые, паритетные отношения с ребенком у окружающих взрослых не складываются, если его инициатива не поощряется, если его самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, негативно проявляющиеся в отношениях со значимыми для него взрослыми. При этом, что особенно характерно именно для кризиса трех лет, указанные отрицательные психологические тенденции почти никогда не проявляются в отношениях детей трех лет с их сверстниками. Все рассмотренные психосоциальные явления свидетельствуют о том, что у ребенка трехлетнего возраста изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически, определенным образом обособляясь, отделяется от близких взрослых («Я сам»). Итак, причины психологического кризиса трех лет кроются во внутриличностном психологическом мотивационном столкновении потребности действовать самому с потребностью соответствовать дисциплинарным требованиям и поведенческим указаниям значимого взрослого, – противоречие между «хочу» и «могу», согласно научной позиции Лидии Ильиничны Божович. Культурно закрепленной формой (основным способом) преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному детству (кризиса «Я сам»!!!), является игровая содеятельность (совместная деятельность) ребенка и взрослого. Игра, игровая деятельность, протекающая в тесном общении, – это особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их события́. В игровой форме, ребенок сразу же оказывается счастливым, и самостоятельным, и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом психологическом смысле игра всегда социально ориентирована — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем, вигре ребенок «учится своему «Я» (познает себя) в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Date: 2015-11-14; view: 438; Нарушение авторских прав |