Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая власть, ее структура, ресурсы, функции. Легитимность и легальность политической власти
Политическая власть – соц. взаимодействие при котором одни соц.субъекты подчиняют своей воле деят-сть других субъектов с помощью гос-правовых средств. Высшей формой выражения полит. власти является «гос. власть». Государственная власть – это полит. власть, осуществляемая гос.органами, учреждениями и должностными лицами на территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Структура политической власти состоит из следующих элементов: Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры Объектами власти являются: индивид, соц. группа, масса, класс и т.д. Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, соц. и полит. статус и т.д. Ресурсы власти – это совокупность средств, исп-ние которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Типы ресурсов власти: − экономические: материальные ценности, деньги, полезные ископаемые; − силовые: оружие, аппарат физического принуждения; − социальные: разл. привилегии, котор пользуется власть, кадровая политика; − информационные: сми,знание и инф-ция,распространяемые через учебные учрежднения − политико-правовые:конституция, законы; − демографические: чел как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы. Функции: Господство (разделение общества на господствующие и подчиненные группы) Руководство( выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы) Управление ( принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.) Контроль( обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.) Для характеристики деятельности политической власти общепризнанно употребление понятий «легальность» и «легитимность» Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером три типа легитимности власти: традиционная (источник власти-обычаи традиции,тип лидера-монарх религиозный советник), харизматическая (источник власти-особые качества полит. лидера,тип лидера- пророк, военачальник ), легальная( источник власти - законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан,тип лидера-избранное должностное лицо.)
17. Полит система общества: понятие, структура, типология, функции (Дэвид Истон) Политическая система – это совокупность идейно-полит. и правовых установок, субъектов политики, полит.институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом. Структура полит.системы: Институциональная подсистема –состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство,СМИ, церковь. Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами полит. системы. Нормативная подсистема – совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами полит системы. Функциональная подсистема – включает способы реализации власти. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. (впограничные столбцы модели) «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения. На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель. На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. Выполнение функций полит. системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности. 1. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей. 2. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей. 3. Обеспечение безопасности и стабильности общества. 4. Формирование политического сознания членов общества. Типология полит.систем: По типу полит.режима: демократические, авторитарные По степени полит.изменений: традиционные, модернизированные По форме правления: монархические, республиканские По степени открытости общества:открытые, закрытые По форме устройства:унитарные, федеративные, конфедеративные По типу партийной системы: однопартийные, двухпартийные По типу полит.культуры: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная,частично-индустриальная типология С. Хантингтона:западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская.
18. Полит.режим: понятие и классификация. Сравнительный анализ основных типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного, демократического. Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе. Самые распространенные подходы к классификации полит.режимов: 1. подразделение режимов на диктатуры и демократии 2. марксистский подход к классификации предполагает деление полит. режимов на: буржуазные, социалистические, переходные 3. деление современных полит. режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осущ. по целому комплексу показателей, выявляющих характер полит. жизни в данном обществе. Тоталитарный режим - это система насильственного полит. господства, характеризующаяся полным подчинением общества власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.(мера вмешательства гос-ва в жизнь общества: практикуется всеобщий контроль власти над обществом(армия, полиция, службы безопасности), режим направлен на полное уничтожение гражданского общества,происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централ.планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции). Авторитарный режим - этонеогранич.власть одного лица или группы лиц, не допускающая полит. оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполит. сферах (мера вмешательства-контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только полит. сферу. Экон., культурная и частная жизнь не подлежит гос. регламентации) Демократический режим - это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.(Мера вмешательства-мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий,полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества.)В отличие от тоталит.режима, где правасвободы членов общества максимально ущемлены, в демократич. режиме члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены, в авторитарном права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике.В авторитарном и тоталитарном режиме органы гос.власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер, в демократическом законодательные органы формируются исключительно путём выборов. выборы носят демократич. характер. Народ признаётся источником власти. 19.Государство – основной полит.институт общества. Признаки, структура и функции государства. Гос-во – это основной институт полит.системы общества, который распространяет свою власть на всю тер-рию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, соц. групп и слоёв. Концепции происхождения: Теологическая концепция (гос-во трактуется как священный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей) Партиархальная концепция (гос.власть опекунская,отеческая, формирующая в рез-те соединения родов в племена, племен в общности. Договорные теории происхождения государства (гос-во- результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок) Соц-экон. (марксистская)концепция( гос-во –полит. машина для подавления господствующими классами трудящихся масс.) Теория «насилия» или «захвата». В основе возникновения гос-ва лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается гос-во. Основными и важнейшими элементами гоударства являются: 1. Территория это физ., материальная основа гос-ва. Как признак гос-ва тер-рия: нераздельна; неприкосновенна,исключительна неотчуждаема. 2. Население (народ) как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. 3. Суверенная власть является определяющим элементом государства. Суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Будучи суверенной, гос.власть: универсальна, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных обществ.властей; имеет право легитимного насилия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.) 4. Наличие органов гос.власти. Механизм гос-ва представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Внутренние функции: Политическая функция гос-ва состоит в обеспечении полит.стабильности. Экон.функция гос-ва выражается регулировании экон.процессов. Социальная функция гос-ва состоит в удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании и т.д. Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения. Date: 2015-11-14; view: 1259; Нарушение авторских прав |