Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Психолог-гуманист, профессор Карл Роджерс10 говорит: "Что касается меня, то хотя я очень хорошо представляю себе деструктивность и жестокость поведения человека в сегодняшнем мире, начиная с угрозы войны и кончая жесто-
ким насилием на улице, я не считаю, что это зло присуще человеку как таковому"11. "Я считаю, что представители человека как вида, как и представители других видов, являются по своей природе созидателями, но они подвергаются дурному воздействию со стороны окружения"12. Таким образом, если люди, по своей сущности, добры, то в чем же, согласно данной теории, заключается причина их испорченности? Ответ гласит: в обществе. Согласно гуманисту-психологу Абрахаму Маслоу, "больных людей порождает больная культура; здоровых людей может породить здоровая культура"13. А говоря о благородных побуждениях и инстинктах, заложенных в людях, Маслоу утверждает, что "они легко облекаются в формы данной культуры — вы никогда не найдете их в чистом виде. Люди в рамках данной культуры могут глубоко в себе нести универсальную константу справедливости. В рамках дурной культуры она легко может быть превращена в инструмент зла"14. Конечно, в этом есть доля истины. Когда недобросовестные демагоги подогревают националистические чувства, обычные люди, которые при других обстоятельствах проявляют доброту, могут под давлением общественного мнения потворствовать ужасным преступлениям на националистической почве или даже сами участвовать в них. Роджерс добавляет: "...Опыт убеждает меня в том, что именно культурные влияния выступают основным фактором наших злодеяний"15. В качестве примера подобного поведения, спровоцированного обстоятельствами, можно привести следующие ситуации. • Эксплуатация пролетариата буржуазией Согласно марксизму, отчуждение человека от средств производства и плодов своего труда является причиной его отчуждения от самого себя. Преодоление этого искажения человеческой природы лежит на пути уничтожения капита- лизма и замены его лучшим обществом, которое поможет сформировать достойного человека. • Психический урон, наносимый детям и молодежи Лоренс К. Франк говорит: "Становится все яснее, что "зло" в человеке — это следствие того, что дети и молодежь, сталкиваясь с угрозами, унижениями и отчуждением, стремятся защитить и поддержать себя с помощью искаженных моделей веры, переживания и действия. Эти искажения личности являются, подобно болезни, усилиями организма-личности сохранить себя перед лицом враждебной окружающей среды, усилиями, которые могут быть саморазрушающими и антисоциальными"16. В этих объяснениях причины искажений личности человека и его поведения есть большая доля истины. Ответственность за эти искажения можно зачастую возложить на общество, иногда даже на родителей, родных братьев и сестер, строгих учителей. И тогда способ преодоления этой порочной ситуации заключается в изменении общества. Но хотя в этом диагнозе большая доля истины и сторонники данного подхода предлагают свои способы изменения ситуации, весьма сомнительно, что как диагноз болезни, так и способ ее лечения являются вполне адекватными. Начнем с того, что если причина плохого поведения индивида заключена в обществе, то мы должны прежде всего спросить, как это общество стало плохим. Понятно, что толпа в пятьсот человек обладает динамикой поведения, которой не обладает каждый из составляющих ее людей по отдельности. Но если бы толпа состояла исключительно из хороших людей, то, наверное, ее поведение не подчинялось бы негативной динамике. Психолог-гуманист Ролло Мэй сам указывает на эту проблему: "...вы говорите, что, по-вашему, именно культура является самым главным фактором вашей порочной жизни. Это превращает культуру во врага. Но кто же формирует культуру, как не вы и я?"17
Марксистский диагноз и предлагаемый его сторонниками способ преодоления социальных болезней также вызывает массу вопросов. Вопрос первый. Если допустить, что угнетение пролетариата буржуазией — зло, то каким образом буржуазия когда-то стала этим злом? Вопрос второй. Согласно предсказаниям марксистов, когда частная собственность будет упразднена, то уже не будет необходимости в заповеди "Не укради", поскольку все будут владеть всем и ни у кого не будет соблазна воровать. Однако можно ли сказать, что при социализме не было злоупотреблений, связанных с общественной собственностью? Вопрос третий. За возросшим благосостоянием некогда угнетенного пролетариата во многих странах последовали, как это часто бывает, рост безнравственности, числа распавшихся семей, неполных семей и масса других сопутствующих социальных болезней. Таким образом, доказывает ли опыт, что контроль над средствами производства со стороны некоторой социальной группы необходимо влечет за собой нравственную чистоту? Встав на эволюционную точку зрения, мы тоже сталкиваемся с проблемами, если возложим ответственность за дурное поведение индивида на общество. Согласно этой точке зрения, человек по своему происхождению является не чем иным, как материей, лишенкой замысла или цели, движимой своими собственными внутренними силами, эволюция которой завершилась появлением человечества. Это представление, как мы говорили выше, привело социобиологов к предположению о том, что этика поведения человека должна основываться на биохимических процессах, протекающих в его генах. Однако многие эволюционисты, как мы уже убедились, утверждали, что невозможно видеть основу нравственного поведения человека только в биологических системах. Это не только не является возможным, но в этом нет и никакой необходимости, поскольку в какой-то момент своей эволюции у человека появляется язык, благодаря кото- рому складывается мир социального взаимодействия, а социальное взаимодействие, в свою очередь, порождает и затем контролирует моральное чувство человека. Психолог-марксист Джозеф Нэйем говорит по этому поводу следующее: "Решающую роль в формировании наших мыслей, чувств и поведения играют общество и общественные отношения. Как говорил Маркс, сущность человека — это "совокупность общественных отношений". Человеческие существа отличаются от животных характером своего труда, способами общения и объединения в социальные группы, характером усвоения и использования языка, а также приобщением к идеям, ценностям, нравственности и типам поведения в обществе"18. Но если признать, что человек сам по себе добр, а буржуазное общество (согласно марксизму) или общество как таковое (согласно гуманизму) развращает его, искажает его благую сущность, то тогда эволюционный подход не имеет смысла. Трудности постановки правильного диагноза По мнению психолога-гуманиста Ролло Мэйя, "мы очень многое знаем о химических процессах в теле человека и о том, как предотвратить физические болезни; но мало знаем, почему люди испытывают ненависть, почему они не могут любить, почему страдают от чувства тревоги и вины и уничтожают друг друга. Живя в зловещей тени водородной бомбы, мы ясно осознаём, что в сугубо научном изучении природы и человека могут таиться страшные опасности"19. Об этом же говорит Карл Роджерс: "Очень печально, что мы допустили сужение интересов психологической науки до наблюдаемого поведения, звуков, значков, нанесенных на бумагу и т. п. В своей попытке следовать идеалам научности психология шла по пути, проложенному физикой Ньютона"20. Это действительно так. Ученые, располагая сложнейшими приборами и инструментами, могут измерить электрохимическую активность головного мозга. Но если верить
дуалистам и Библии, утверждающим, что смысл, моральные принципы и ценностные предпочтения принадлежат нематериальному разуму и духу человека, то могут ли ученые рассчитывать на то, что они их измерят? Однако утверждение о том, что в человеке наличествует нематериальное начало, приносит атеистам беспокойство, поскольку наводит на мысль о Боге и религии. Это беспокойство вызвано не тем, что атеисты не видят свидетельств существования Бога, а тем, что для многих из них религия является одной из главных причин разрушения человеческой личности. 3. Религия — фактор разрушения человеческой личности. Уенделл У. Уоттерс, в свое время профессор психиатрии в клинике при университете Мак Мастера, в 1987 г. в журнале "Гуманист" опубликовал статью под заглавием "Христианство и душевное здоровье"21. В ней он пишет: "Хочу в качестве развлечения предложить своим читателям гипотезу о том, что христианская доктрина — это, главным образом, экзистенциальное успокоительное средство, несовместимое с принципами душевного здоровья, которое в большей степени способствует человеческому страданию, нежели его облегчает" (с. 3) {курсив мой. — Т.Б.). "С моей точки зрения, все религии являются антигуманным анахронизмом, но здесь я буду говорить о христианстве, а точнее, о его порочной природе как на личностном, так и на межличностном уровнях" (с. 5). "Истинный христианин должен всегда мучиться и терзаться, поскольку он никогда не может быть уверенным в том, что Бог простил ему глубоко сидящие в нем отрицательные чувства, несмотря на применяемый в католичестве приём самообмана, известный как спасение или рождение свыше" (с. 10). "Истинный христианин, как ненормальный, всю жизнь мчится по "бегущей дорожке", чтобы освободиться от того начала своей человеческой натуры, которого его научили бояться или за которое его научили испытывать чувство вины. Христианину промыли мозги, чтобы он поверил, что был рожден порочным и должен страдать, как страдал Христос, но в то же время он должен устремляться к недостижимым для человека вершинам совершенства" (с. 32). Эта критика заслуживает серьёзного к себе отношения. Первое, что следует сказать в ответ на нее, это то, что в Библии тоже говорится о вреде религии. Причем не в одном, а во многих местах. Христианский апостол Павел постоянно предупреждает своих читателей о вреде ложных религиозных предписаний (см., напр.: 1 Тим. 1:10; 6; 3). Среди этих ложных предписаний он упоминает запрет вступать в брак и запрет употреблять в пищу "то, что Бог сотворил... (1 Тим. 4: 3). Он настаивает на том, что "Бог... даёт нам всё обильно для наслаждения" (1 Тим. 6: 17). Павел открыто порицает ложный аскетизм многих религий. Он видит в псевдоаскетических предписаниях основные принципы мира сего: "Для чего, — спрашивает он, — вы... держитесь постановлений: "Не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"... Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:20-23). Но когда профессор Уоттерс говорит: "Истинный христианин должен всегда мучиться и терзаться, поскольку он никогда не может быть уверенным в том, что Бог простил ему глубоко сидящие в нем отрицательные чувства...", то можно лишь предположить, что он получил своё впечатление об "истинных христианах" из наблюдений за больными, страдающими чувством мнимой вины или имеющими какое-то другое душевное или психическое расстройство (так как очевидно, что сам он не христианин и потому не может знать из своего личного опыта, что чувствует истинный христианин). Разумеется, христианин, как и любой другой человек, в том числе и атеист, может испытывать стрессы, страдать неврозами, фобиями и психическими расстройствами. И хри-
стианин не всегда способен отличить настоящую вину от ощущения мнимой вины и может вообразить, что совершил грех, который невозможно простить. Но отсутствие у христианина уверенности в том, что Бог простил его, вряд ли стоит ставить в вину Библии. В Библии во многих местах говорится, что истинные христиане не только прощены, но могут также быть совершенно уверенными, что они прощены раз и навсегда, по не на основании своих чувств, как плохих, так и хороших, а в силу Божьей любви, милости и твердого слова. Поскольку профессор Уоттерс явно имел дело с людьми, страдающими душевными муками по причинам иного рода, было бы полезно привести некоторые тексты из Библии, которые говорят сами за себя: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его" (1 Ин. 2: 12). "И грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10:17). "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом... и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5: 1-2). "...Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнию Его" (Рим. 5: 5-10). "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин. 5: 24). "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во- век, и никто не похитит их из руки Моей" (Ин. 10: 27-28). "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1 Ин. 5: 13). "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости..." (Тит. 3: 5). Очевидно, что критические замечания профессора Уоттерса заслуживают серьёзного к себе отношения. Но наряду с его высказываниями имеет смысл привести соображения другого психиатра. Профессор Роберт Коулз (Гарвард) утверждает: "В характере человека мне не удалось открыть ничего сверх того, о чем говорили еврейские пророки, такие как Исайя, Иеремия и Амос, а также Екклесиаст и Иисус Христос, о чем свидетельствовали жизни тех, с кем Он соприкасался. Всё, что я могу сказать на основании своих исследований человеческого поведения, является лишь сноской к жизнеописаниям людей, содержащихся в Ветхом и Новом Заветах"22. Столь существенные различия в интерпретации научных исследований в области психиатрии свидетельствуют о том, что заключения специалистов очень сильно зависят от их мировоззренческих установок. Помимо тех моментов, которые обсуждались выше, профессора Уоттерса волнует то, какой вред приносит душевному здоровью людей христианское представление о первородном грехе. Поэтому имеет смысл рассмотреть, каково подлинное отношение христианства к первородному греху, в чем христианство видит его вред и какое средство избавления от порочности, с ним связанной, оно предлагает. Причины порочности человека и способ избавления от неё с точки зрения христианства Библия говорит о природе человека честно и прямо. Она не возлагает вину за неправильное поведение человека на общество: она говорит, что сам человек греховен. Это не означает, что человек — сугубо порочное существо, греховная природа которого проявляется во всех сферах его жизни. В
человеке сохранились многие благородные черты характера, изначально данные ему Богом при Сотворении. Это подчёркнуто в замечании Христа, обращенном к Его современникам: "...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лк. 11:13). Все люди — мужчины и женщины, атеисты и теисты, знают, как передать своим детям самое лучшее, что у них есть. При этом родительская любовь и забота часто распространяются не только на родных и близких, но и на тех, с кем люди не состоят в семейных отношениях. Библия этого не отрицает, как не отрицает и энергичных попыток учёных, медиков, педагогов, экономистов, политиков и многих других людей облегчить боль и страдания, которым подвержен человек в силу того, что он когда-то утратил гармоничное состояние тела и духа. Но вместе с тем Библия указывает и источники порочности человека: принадлежность его к падшему роду и сознательные греховные поступки каждого человека. Первородный смертный грех, который развратил род человеческий на заре его истории, состоял не только в непослушании Творцу, но и в осознанной попытке стать независимым от Бога: стать подобным Богу, стать хозяином своей собственной жизни и научиться различать добро и зло, не следуя Божьей воле и слову (Быт. 3). Это был бунт духа человеческого против Бога, сотворившего этот самый человеческий дух, бунт, в корне изменивший отношение сотворенного человека к Своему Творцу, к другим людям и ко всему окружавшему его сотворенному миру. Отдалённые последствия бунта всё ещё видны в тех, кто не способен видеть свидетельств существования Бога и по этой причине не верит в Него и становится в позицию противления Богу. Это также видно и в людях, использующих религию как своеобразный торг, при котором они рассчитывают на принятие Богом в обмен на неукоснительное соблюдение норм и совершение добрых дел, как если бы религия или любая другая сфера деятельности того, кто сотворен Богом, может помочь заслужить принятие Творцом. Такие люди не понимают, что всё благое, что мы имеем, в действительности, проистекает от Него. Все мы, без исключения, как члены падшего рода, рождаемся с этим ложным представлением, составляющим ядро нашей личности, с этим глубоким пороком, с этой гордыней которая не только снижает эффект наших благородных поступков, но и провоцирует нас на множество постыдных дел. Но учение о первородном грехе не означает, что, будучи греховными от рождения, люди должны сами стремиться достичь нечеловеческого уровня совершенства (ср. приведенное выше, противоположное данному суждение профессора Уоттерса). В Библии содержится здравая оценка этой ситуации: "...все согрешили и лишены славы Божией". И здесь же отмечается, что все могут, если захотят, получить безвозмездное оправдание своих грехов "...по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе... Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона... А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 3: 23,24, 28; 4: 5)23. Более того, для абсолютной ясности в Библии говорится, что поскольку род человеческий был испорчен и развращён с самого своего начала в результате непослушания Богу, то мы, каждый в отдельности, можем быть прощены, примирены и приняты Богом, но не по стараниям нашим быть послушными Ему, которые столь слабы и несовершенны, а по послушанию Другому, то есть Христу. Библейское утверждение гласит: "Ибо, как непослушанием одного человека [то есть Адама] сделались многие грешными, так и послушанием одного [то есть Христа] сделаются праведными многие" (Рим. 5: 19). Бог принимает людей не потому, что они достигают необходимого уровня совершенства, так как этот уровень для человека недостижимо высок. Они обретают совершенство как дар: "От Него и вы во Христе Иисусе,
Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1: 30). Кажущаяся глупость христианского пути избавления от порочности Тому, кто впервые взялся внимательно читать Новый Завет, может показаться явной глупостью содержащееся там заявление, что средством избавления от греховности человека служит рассказ о распятом на кресте человеке. Древним грекам, создателям и знатокам сложнейших философских систем, это казалось абсурдным. Абсурдным это казалось и иудеям, которые в своих надеждах на избавление от зла уповали на национально-политическое освобождение Мессией, совершающим чудеса. Поразительно в этом заявлении то, что уже первые христианские проповедники понимали, что услышанное впервые, предлагаемое в Новом Завете средство избавления от зла покажется их слушателям неразумным. Но они всё равно его проповедовали, так как, согласно их объяснению, они видели в нём мудрость Бога (1 Кор. 1:18-25). Когда крест Христа предлагается как лекарство от глубокой порочности человека, то крест прежде всего указывает на диагноз основной беды человека. Он состоит не в недостатке интеллекта или благоразумия; а в ложных идеях, страхе и вытекающей из всего этого враждебности человеческого сердца по отношению к Богу. В одном из библейских рассказов говорится о том, как змей клеветал человеку на Бога, внушая тому, что Бог подвергает человечество мучениям, дав Адаму и Еве прекрасные деревья и вкуснейшие плоды, но при этом запрещая их есть. Он внушал человеку мысль, что Бог не хочет допустить его возвышения, чтобы человек не мог стать Ему подобным (Быт. 3: 5). Клевета достигла своей цели. Но как только человек отведал запретного плода, он почувствовал стыд и неудобство своего падшего состояния. Он понял, что Бог отныне против него и убежал, чтобы спрятаться от Бога (Быт. 3:7-10). С тех самых нор эта клевета скрывается в засаде, а в сердцах людей таится подозрение, что Бог, если Он существует, конечно же, обязательно настроен против нас. Он запрещает нам естественные удовольствия, подавляя нас психологически и ограничивая развитие наших возможностей. В результате человек отчуждается от Бога, а в крайних случаях отрицает все, что как-то связано с Богом. Крайняя степень этого отчуждения — отрицание наличия у человека духа и попытка убедить людей в том, что человек — это не что иное, как материя. Клеветнический навет змея был и остаётся ложью. Более того, он неразумен. Разве разумно предполагать, что наш Творец — если Таковой существует — может быть против нас? Однако в то же время осознание человеком своей вины и стыда за личные грехи укрепляет чувство — и на сей раз справедливо, — что Бог, если Он существует, должен быть против наших грехов. Как разрушить чары этой клеветы? Как уничтожить отчуждение и враждебность, как достичь примирения? Ответ, согласно Новому Завету, заключается в Воплощении Сына Божьего в человека и Его крестной смерти, через которую Бог смог достичь сердца человека и показать ему, каков Он на самом деле. Вот как об этом говорится в одном из новозаветных текстов: "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5: 19-21). Таковы, согласно историческим документам, диагноз порочности человека и средство избавления от нее, которое первые христиане предложили миру. В этом предложении миру заключено и многое другое. Так, Бог не только никогда не стремился к тому, чтобы погасить возможности человека. Христос отправил Своих по-
сланников предложить миру подняться из простых тварей Божьих и через личное единение с Сыном Божьим возвыситься до положения сынов Божьих, рождённых от Бога (Ин. 1:12-13). И ещё. Древнееврейская поэзия, которую мы упоминали выше, прославляла человека как чудо, поставленное Богом над всем Его творением (см. с. 345-346). Но древний псалмопевец вряд ли мог представить себе масштаб, в котором это чудо впоследствии повторится. Цитируя сочинение древнего автора, Новый Завет провозглашает, что Бог отнюдь не отказался от Своих намерений в отношении человека. Им ещё предстоит осуществиться в Человеке Иисусе, когда Христос и Его прославленные последователи будут вместе царствовать во Вселенной (Евр. 2: 5-18; Рим 8: 18-30). Такова подлинная эволюция человека. Но Библия называет это не эволюцией человека, а его сотворением, падением, искуплением и окончательным прославлением. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Selling the Family Secrets//New Scientist. 1998. No 2163. December 5. P. 20 -21. 2. Lewis C. S. The Abolishion of Man. Glasgow: Collins, Fount Paperbacks, 1986. P. 36. 3. Cook S. Solzhenistyn and Secular Humanism: A Response // The Humanist. 1978, November/December. P. 6. 4. Софокл. Антигона //Трагедии. M., 1959. С. 163. 5. Письма Плиния Младшего. Книги I — X. М.: Наука, 1982. Книга X. Письмо 96 (97). С. 205 - 206. 6. Kurtz P. The Fullness of Life. N. Y.: Horizon Press, 1974. P. 19. 7. Fromm E. You Shall Be As Gods. N. Y.: Rinehart and Winston, 1966. 8. Ibid. P. 23. Далее в рассказе из третьей Главы Книги Бытие говорится о последующих событиях. Адам и Ева тут же поддались искушению и ослушались Бога. Сразу же осознав свою наготу и отчуждение от Бога, бежали Его, и по приговору Бога были изгнаны из Едсмского сада. Насколько интерпретация этого рассказа, предложенная Фроммом, является правдоподобной, предоставим решать самому читателю. 9. Skinner В. F. Science and Human Behaviour. N. Y.: Macmillan, 1953.
10. Он является одним из четырех лидеров психологического направления "третья сила" (три других лидера — Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Эрих Фромм). 11. Rogers К. Notes on Roilo May //Journal of Humanistic Psychology. 1982, Summer. P. 8. 12. Ibid. P. 8. 13. Maslow A. Towards a Psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968.P.6. 14. Welch I. D. (ed.), Tate G. A. and Richards F. (eds.) Humanist Psychology. Buffalo, 1978. P. 189. 15. Rogers K. Notes on Rollo May... P. 8. 16. Frank L. K. Potentialities of Human Nature // The Humanist. 1951, April. P. 65. 17. May R. The Problem of Evil: An Open Letter to Carl Rogers//Journal of Humanistic Psychology. 1982, Summer. P. 12. 18. Nahem J. Psychology and Psychiatry Today: A Marxist View. N. Y.: International Publishers, 1981. P. 13. 19. May R. Psychology and the Human Dilemma. Princeton: D. Van Nostrand Company, 1967. P. 188. 20. Welch I. D. (ed.), Tate G. A. and Richards F. (eds.) A Humanist Psychology, (eds.) Humanistic Psychology... P. 322. 21. Wattcrs W. W. Christianity and Mental Health // The Humanist. 1987. Vol. 37. December/November. 22. Yancey P. The Crayon Man // Christianity Today. 1987, February 6. P. 20. 23. О связи спасения с благими делами см.: Гл. 11, раздел "Подлинная награда".
Глава 14, Что ждет человека в будущем Итак, темой книги, которую вы держите в руках, является поиск человеком своего места в мире и смысла своего существования. Мы начали с того, что рассмотрели его место во Вселенной. Нас интересовал вопрос: чужой ли он на планете Земля, или она предназначена быть для него домом? И мы пришли к выводу, что у нас больше оснований считать, что верно последнее. Затем мы обратились к вопросу о происхождении и развитии человека. И мы поняли, что нельзя не удивляться тому, насколько сложна "информация", заложенная в человеческом организме. Мы также убедились в том, насколько трудно с научной точки зрения предположить, что такая информация возникла из некоего лишенного сознания источника, и насколько проще возвести ее происхождение к Разумному Началу. Затем мы проанализировали врожденную языковую способность человека, отличающую его даже от высших животных. Эта способность лежит в основании мышления, науки и философии и обеспечивает возможность отношений с другими людьми и общение между человеком и его Творцом. Мы показали, что не существует данных, которые бы свидетельствовали о том, что эта логическая способность могла возникнуть в результате эволюции. Далее мы проанализировали свойственное человеку чувство собственного достоинства и ценность человека как такового, а также способность человеческого сознания выходить за свои собственные пределы и за пределы материального мира посредством абстрактного мышления, пересекать границы Вселенной и постигать начало времени и конец света. И мы пришли к выводу о том, что трудно объяснить эти возможности сознания, считая человека не чем иным, как развитой формой материи. Мы также рассмотрели свойственное человеку от рождения чувство свободы и осознание им своего превосходства над не обладающими сознанием силами природы, какими бы могущественными эти силы ни были. Мы проанализировали, какие убеждения и верования необходимы человеку для того, чтобы он чувствовал себя свободным и не считал себя пленником материальной Вселенной. После этого мы задались вопросами о природе присущего человеку от рождения чувства справедливости, добра и зла, об источнике этого чувства, а также о том, откуда возникла у человека идея, что этот мир должен быть справедливым, хотя часто он таковым не является. Затем мы отметили, что система нравственности оказывается искаженной и неэффективной, если не основывается на объективных нормах и критериях и человеку приходится быть самому себе божеством. Затем мы размышляли о роли человека по отношению к окружающему его миру, о его поразительной и все возрастающей власти над природой. Но в то же время говорили о злоупотреблении человеком своей властью над природой и своими собратьями и об опасностях этого злоупотребления, связанных с тем, что возможности человека использовать природу в своих целях увеличиваются с каждым днем. Мы пришли к выводу, что в человеке заключена некая порочность, и выясняли, в чем се причина. Вместе с тем мы убедились, что эта порочность может быть преодолена и человек способен в конечном итоге исполнить то предназначение, во имя которого был создан. В данной, последней, главе мы рассмотрим, что ждет человека в будущем, и зададимся вопросом, каковы его надежды на будущее. При такой постановке вопроса важно не поддаться искушению и не ограничиться рассмотрением экономических и политических вопросов будущего и современности. Мы, конечно, можем размышлять о том, как разные государства собираются решать проблемы, которые всегда терзали и про-
должают терзать человеческое общество. Мы можем рассуждать о том, какую форму примет тенденция к глобализации: сведется ли она к экономической глобализации, к которой стремятся крупные международные компании, или эта глобализация на коммерческой основе приведет к формированию монетарного контроля на мировом уровне и далее — к формированию мирового правительства, идея которого издавна приветствуется гуманистами и совсем недавно стала поддерживаться философами Нового Века (New Age). И, наконец, мы могли бы задаться вопросом: если подобная антропоцентрическая и финансово-экономическая система, построенная на принципах гуманизма и атеизма, действительно когда-нибудь сформируется, то будет ли она способствовать установлению мира и свободы или она станет навязывать мирное сосуществование путем жесткого тоталитарного контроля на глобальном уровне? Несмотря на то, что легко поддаться искушению и впасть в размышления на подобные исключительно интересные темы, имеет смысл сосредоточиться на куда более важном вопросе: каковы надежды на будущее каждого человека? На что может надеяться каждый человек Все мы стремимся работать во имя улучшения рода человеческого и потому строим планы и думаем о будущем. Но при этом велик соблазн увлечься идеологическими схемами отдаленного утопического будущего всего человечества в целом и забыть о важности будущего наших современников, людей, живущих здесь и сейчас, которые не доживут до идеального будущего, если оно когда-то и настанет. Когда мы говорим о будущем человечества, то имеет смысл остановиться и подумать, что подразумевается под словом "человечество" в этом контексте. Мы не имеем в виду все поколения человеческих существ, которые когда-либо жили или будут жить. Мы имеем в виду только те поколения человеческих существ, которые будут жить в будущем. Мы все надеемся, что настанут времена, когда исполнится лозунг Организации Объединенных Наций, когда народы "...перекуют... мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать..." (Мих. 4: 3). Но что же случится с людьми, которые жили раньше и умерли, и с теми, которые появятся на свет и умрут до наступления этого прекрасного времени? Неужели у них никогда не будет достойного будущего? Неужели они должны смириться с представлением о том, что они являются продуктом лишенных сознания генов, не имеющих иного намерения, кроме как использовать людей в качестве временных каналов для передачи своей генетической информации будущим поколениям? Или что они должны довольствоваться ролью человеческих отходов, которые эволюция использует как строительные леса на пути к идеальному будущему, чтобы затем их отбросить? Некоторые люди утверждают, что к жизни следует относиться как к вечному пиру. Каждое поколение приходит к пиршественному столу, чтобы насытиться сполна и тем самым потерять право возмущаться и жаловаться, если его любезно попросят удалиться и дать следующему поколению занять свое место за столом. Но этот аргумент поверхностен, поскольку в каждом поколении существуют миллионы людей, которым жизнь вовсе не кажется банкетом. Они знают, что жизнь могла бы быть прекрасной, но все сложилось совсем иначе, потому что, скажем, какой-нибудь диктатор во имя некоей "высшей цели" обрек их самих и их страну на горе, нищету, обездоленность и экономический крах, не говоря уже о каждодневных страданиях и жизненных разочарованиях отдельных людей. Они чувствуют себя обманутыми, травмированными, неудовлетворенными и разочарованными и уходят из этой жизни с разбитым сердцем и поникшим духом. Есть ли смысл говорить с ними о надеждах на улучшение жизни человечества в целом или даже об улучшении жизни следующего поколения? Или предположим, что в силу закономерностей исторического материализма в конце концов наступил экономичес- кий рай: не превратится ли этот рай в силу законов диалектики в нечто другое? А что произойдет с поколениями, жизнь которых придется на этот рай? Умрут ли они, как умерли все предшествующие поколения людей? Когда мы рассуждаем о том, что ждет человека в будущем, мы должны смотреть на вещи прямо и не избегать вопроса, который волнует каждое поколение живших на этой земле людей: является ли смерть концом? Неужели судьба любого человека — это горстка праха? Неужели несмотря на превосходство разумного человека над неразумной природой, последнее слово — за природой, которая обрекает любого человека на бессознательное существование? И как всегда, когда мы задаем подобные вопросы, ответы на них распадаются на две основные группы: ответы теистов и ответы атеистов1. Приведем сначала некоторые типичные атеистические высказывания на обсуждаемую тему. 1. "Гуманистический манифест-II'": "...личность в целом является функцией биологического организма, который взаимодействует с другими в социокультурном контексте. Не существует никаких надежных данных, свидетельствующих о том, что жизнь остается после того, как тело умирает"2. 2. Бертран Рассел: "Никакой героизм, никакое воодушевление и напряжение мысли и чувств не могут сохранить человеческой жизни за порогом смерти"3. 3. А. Дж. Айер: "Я считаю... достоверным фактом то, что существование человека заканчивается с его смертью" 4. 4. Эрнст Нагель: "Человеческая судьба [является] эпизодом между двумя забвениями"5. В "Гуманистическом манифесте-П" допускается "своего рода бессмертие". Оно видится его авторам исключительно в "продолжении нашей жизни в потомках и во влиянии нашей жизни на жизнь других представителей нашей культуры". Подобное воззрение было распространено в античном языческом мире. Родители находили удовлетворение в том, что продолжатся в детях. Императоры, цари, генералы-завоеватели и крупные политики сооружали себе при жизни монументы, чтобы остаться в памяти потомков. Писатели утешали себя мыслью о том, что их литературные и философские труды сохранят память о них лучше, чем сооружения из мрамора и бронзы. Все это достаточно ясно свидетельствует об инстинктивном стремлении человечества к бессмертию. Когда жизнь атеиста приходит к концу, он думает о том, что прожил ее не только для себя, но и для других людей, которые будут помнить о совершенном им благе. Но когда вам грозит исчезновение с лица земли, мысль о том, что вас будут помнить, служит, видимо, слабым утешением. Вместе с тем атеисты могут сказать о судьбе человека именно так. А перед лицом смерти это очень мало и очень плоско и более того, является выражением их мнения, а не доказанного факта. Атеисты, конечно, утверждают, что не существует очевидных доказательств жизни после смерти, и потому теистическое представление о жизни после смерти — это просто принятие желаемого за действительное. Может быть, и так. И вместе с тем мы не можем быть вполне уверенными в том, что в атеистическом отрицании жизни после смерти не содержится элементов ее принятия, поскольку любое целостное представление о жизни после смерти включает категоричное утверждение, что требования нравственности и справедливости будут регулировать ее столь же сильно, сколь сильно они должны регулировать жизнь в этом мире. Вопрос о нравственности не снимается со смертью человека. После смерти каждому человеку придется предстать перед судом, на котором каждый должен дать ответ перед Богом. И этот ответ будет иметь вечные последствия. Таким образом, возможно, что, по крайней мере, у некоторых атеистов есть основания принимать желаемое за действительное и думать, что это не так.
Древнеримский поэт Лукреций был ярым сторонником эпикурейской философии. И в своей пространной поэме он говорит о том, почему относится к этому философскому направлению с таким восторгом: эпикурейцы утверждают, что, согласно науке, людей ждет "конец мытарствам"6 и что они никогда не предстанут перед Последним Судом. Наверное, и сегодня есть люди, придерживающиеся подобной точки зрения. Итак, мы рассмотрели типичные атеистические представления о том, каков удел каждого человека. Теперь переходим к теистическим и, в частности, христианским, взглядам на этот вопрос. Надежда на воскресение, основанная на сущности Бога Сначала обратимся к высказываниям по этому поводу Самого Христа: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22: 31-32). Здесь Христос кладет в основу уверенности в воскресении сущность Бога и верность Его людям, которых Он создал. Создать людей, наделить их нравственным чувством и способностью к любви и верности, ввести их в мир без их согласия, а затем забыть о морали и моральном чувстве, которыми сам же их и наделил, — это было бы подобно деяниям безответственного тирана. Бог не таков. И, действительно, Его интерес к человеку и любовь к нему относятся не только к человечеству в целом, а к каждому индивиду в отдельности. Он не говорит: "Я Бог иудеев" или даже "Я Бог Авраама, Исаака и Иакова". Он говорит: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Он думает о каждом мужчине, о каждой женщине, о каждом ребенке. Более того, когда Он говорит о Себе (в данном отрывке Он обращается к Моисею (Исх. 3:15)), Он идентифицирует и характеризует Себя через Свои отношения с отдельными людьми: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Авра- ам, Исаак и Иаков давно ушли из этого мира, а точнее, ушли уже до того времени, когда Бог говорил с Моисеем. Для этого мира они уже не существуют, тогда как для Бога все еще существуют. Отношения, которые Бог строит с людьми, созданными по Его образу и подобию и искупленными по Его милости, подобно Ему Самому, вечны. Таково первое существенное различие между атеистической и теистической точками зрения на будущее человека. Атеист считает, что является продуктом лишенных сознания сил, которые даже не подозревают о его существовании. Он не может надеяться, что в результате действия этих сил воспроизведется та случайная ситуация, которая привела к его рождению, и что когда он умрет, то эти силы воскресят его. Единственное, на что он может надеяться, — это на выживание как частицы человечества в целом. Он не может рассчитывать на то, что любовь и преданность, испытываемые им по отношению к своей семье, друзьям и близким людям, хотя бы в какой-то мере разделяются безличными силами, породившими человечество. Эти чувства всего лишь временны. Они не только лишают его надежды. Они бросают человека в бездну бесчувственного, неразумного мира, в котором протекает его короткое и временное существование. Воскресение, вытекающее из справедливости Бога "Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5: 28-29; см. также Мф. 12: 36,41, 42). Здесь Христос утверждает, что наступит воскресение, которое должно будет восстановить справедливость. В этой жизни совершается бесконечное число несправедливых поступков. Невинные страдают, а обидчики выходят сухими из воды. Но эта жизнь — еще не конец всему, и она не может быть таковой, поскольку зло, творимое людьми, переживает их и влияет на многие последующие поколения, нанося им
ущерб. Совокупные последствия этого зла не могут быть оценены до конца времен. Но справедливость Бога означает воскресение и тем самым свидетельствует о том, что сотворенная Им Вселенная не является механизмом, лишенным нравственности, и в еще меньшей мере — нравственным хаосом. Воскресение, необходимое для достижения цели, заложенной в создании человека Цель, которую Бог преследовал, создавая человека, никогда не сводилась к тому, чтобы ограничить рамки его существования нашей временной планетой. Человек был изначально создан по образу и подобию Божьему. Эта идея проявилась уже на самом исходном уровне процесса творения, но в дальнейшем она будет реализована на самом высоком из возможных уровней (Кол. 3:9-11; 2 Кор. 3:18). Жизнь на этой планете — это не что иное, как школа, которая должна развивать и готовить человека к тому времени, когда он будет полностью соответствовать образу Сына Божьего. Апостол Христа Павел сказал об этом следующее: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего <...> Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <...> Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:14-23; 28-35; 37-39). Воскресение самого Христа: начало восстановления мира Сам Христос предсказал Свое собственное воскресение (Мф. 16: 21; Лк. 18: 31-33), и свидетельства о его состоявшемся воскресении ясно показывают нам, что Он имел в виду под словом "воскресение"7. Воскресение Христа не является версией широко распространенного ближневосточного мифа об умирающем и воскресающем боге. Это не миф о природе. Христос и Его апостолы были евреями, которые родились в I в. н. э. А евреи в течение многих веков сталкивались с религиозно-мифологическими системами окружавших их народов и в конце концов сознательно отвергли их все. Отсюда проистекает подчеркивание ими того факта, что когда Христос восстал из мертвых, то его гробница оказалась пустой. Физическое тело Христа-человека воскресло буквально. Оно не только воскресло, но и преобразилось. Тем самым было показано, как воскреснут те, кто находится с Ним в духовном единстве. Вот как говорится об этом в Новом Завете:
"Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу" (1 Кор. 15: 1-8). "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все" (1 Кор. 15: 20-28). "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, вос- стает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею", а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковые и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15: 35-58). Таким образом, здесь заключена надежда не только для отдельных человеческих существ, но и для самой природы. Человек и природа, конечно, были испорчены духовным бунтом человека против Его Творца. Но намерение Бога состоит не в том, чтобы сначала уничтожить природу и человечество вместе с ней, а затем начать творить что-то новое, совершенно отличное от них. Его намерение состоит в том, чтобы восстановить и преобразовать уже сотворенную природу и человека и тем самым привести их к великой славе и к более высокому положению, чем то, которое занимал падший человек. Воскресение Человека Иисуса Христа не только задало образец этого конечного восстановления; оно положило начало этому восстановлению.
Надежда в этой жизни Часто говорят, что надежда на воскресение и на жизнь в грядущем мире снижает интерес к жизни в этом мире и не дает людям надежд в жизни здесь и сейчас. Легче всего ответить на этот вопрос так: для людей, которым сейчас уже исполнилось сорок лет, обещание, что благодаря некоей идеологической системе установится экономический рай на земле, тоже не может служить основой для надежды на лучшее будущее. Однако серьезный ответ на это возражение будет заключаться в том, что именно надежда на воскресение максимально наполняет смыслом нашу настоящую жизнь. Мы нуждаемся в таких элементарных вещах, как пища, одежда и жилище, но приобретение этих вещей не является главной целью в жизни. Без бензина машина не может ехать. Но главное предназначение машины заключается не в том, чтобы ее бак был заполнен бензином. Иисус Христос учил, что главная цель жизни — искать "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6:31-34). То есть главная цель в жизни здесь и сейчас — это развитие души, развитие характера человека, когда он стремится действовать и реагировать на события окружающего мира в соответствии с предписаниями Бога. Таким образом, верующему во Христа никакие жизненные обстоятельства, как бы плохо они ни сложились, не могут помешать в преследовании главной цели в жизни: любить Бога, повиноваться Ему, стремиться быть угодным Ему и тем самым стать таким человеком, который в силу воскресения будет жить вечно. Таков христианский ответ на вопрос о предназначении человека и о смысле его жизни. ПРИМЕЧАНИЯ 1. В настоящее время на Западе целый ряд философских течений, которые образуют так называемое Движение Нового Века (New Age), прибегая к помощи традиционного гуманизма, возродили стародавний пантеизм. На первый взгляд, он может показаться альтернативой теизму, с одной стороны, и атеизму - с другой. И в самом деле, многие люди, ранее придерживавшиеся атеизма, убедившись в пустоте атеистического материализма, рассматривают пантеизм как привлекательную альтернативу атеизму. Он позволяет им признавать разум, стоящий за Вселенной, и верить, что Вселенная и все населяющие ее люди преследуют какую-то цель. Однако пантеизм вряд ли можно считать альтернативой атеизму, поскольку пантеистический бог не является Богом-личностью, с которым у человека могут быть установлены отношения любви, доверия и послушания. Это просто жизненная сила, подобная разумной форме энергии, которая не просто содержится во всем, но и является всем. Все является богом, каждое человеческое существо является богом. Если же вес есть бог, то тогда и зло является богом, как и добро. Вместе с тем между сторонниками философии Нового Века нет согласия друг с другом по многим вопросам. Но если каждый представитель этой философии - бог, то это означает, что бог придерживается множества противоречащих друг другу мнений. Некоторые сторонники этой концепции признают, что в прежние времена они придерживались неверных идей и совершали неверные поступки. Но если допустить, что пантеизм верен, то отсюда следует, что уже в прежние времена любой из этих неправильно поступавших людей был богом, то есть бог придерживался неправильных представлений и совершал неправильные поступки. А когда они изменяли свои представления, то это, на самом деле, бог изменял их. Таким образом, пантеизм вряд ли можно считать серьезной интеллектуальной, нравственной или духовной альтернативой атеизму. 2. The Humanist Manifesto II. Buffalo: Prometheus Books, 1973. P. 16. 3. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. С. 16. 4. Ayer A. J. The Humanist Outlook. L: Pcmberton, 1968. P. 107. 5. Nagel E. Naturalism Reconsidered // Peterson H. (ed.) Essays in Philosophy. N. У., 1959. P. 486. 6. Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л., 1946. Т. 1. Книга первая. 7. О подлинности текстов Нового Завета и о свидетельствах историчности Христа у ранних языческих авторов см.: Bruce F. F. The New Testament Documents: Arc They Reliable? Leicester: Inter-Varsity Press, 1996. О свидетельствах воскресения см. статью бывшего директора Института правовых исследований (The Institute of the Advanced Legal Studies) Лондонского университета: The Empty Tomb: What Really Happened // Anderson J. N. D. Christianity: The Witness of History. L.: Tyndale Press, 1969. P. 84 -108. Список сокращений Книги Ветхого Завета Быт. Первая книга Моисеева. Бытие Исх. Вторая книга Моисеева. Исход Лев. Третья книга Моисеева. Левит Притч. Книга Притчей Соломоновых Дан. Книга пророка Даниила Зах. Книга пророка Захарии Ис. Книга пророка Исаии Иер. Книга пророка Иеремии Мих. Книга пророка Михея Книги Нового Завета Евангелия Мф. от Матфея Лк. от Луки Ин. от Иоанна Деян. Деяния святых Апостолов Соборные послания Иак. Послание Иакова 1 Петр. Первое Послание Петра 2 Петр. Второе Послание Петра 1 Ин. Первое Послание Иоанна Рим. Послание к Римлянам 1 Кор. Первое Послание к Коринфянам 2 Кор. Второе Послание к Коринфянам Гал. Послание к Галатам Еф. Послание к Ефесянам Флп. Послание к Филиппийцам Кол. Послание к Колоссянам 2 Фес. Второе Послание к Фессалоникийцам 1 Тим. Первое Послание к Тимофею 2 Тим. Второе Послание к Тимофею Тит. Послание к Титу Евр. Послание к Евреям Откр. Откровение Иоанна Богослова Дэвид Гудинг, Джон Леннокс Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире) ЛР № 065158 от 06.05.97. Подписано в печать 22.03.2000. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Тираж 500 000 экз. Зак. 384. Издательство «ДИА-пресс», Ярославль, Подушкина роща, 11. тел./факс (0852) 23-31-72 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97. Date: 2015-11-14; view: 279; Нарушение авторских прав |