Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чего начинается помощь.Когда у родителей возникает ситуация, связанная с рождением или ранним развитием любимого малыша, тяжело от беспокойства и тревоги не потерять самообладание. А тут еще со всех сторон обрушивается лавина советов: бабушка говорит одно, свекровь — другое, опытная подруга — третье, муж настаивает, чтобы слушали только его... В трудной ситуации оказываются близкие того ребенка, который подвергался тем или иным рискам во внутриутробном периоде своего развития или в первые часы, дни и месяцы жизни. Чтобы не бросаться из крайности в крайность, от одного специалиста к другому, а спокойно выполнять родительские обязанности, каждая семья должна достаточно хорошо знать особенности развития своего ребенка, быть максимально информированной о тех возможных или скрытых проблемах, которые могут быть обнаружены у их малыша. А самое главное — учиться наблюдать, оценивать и подмечать в поведении малыша те настораживающие моменты, которые могут говорить о неблагополучии в его развитии. Сегодня современным родителям уже недостаточно того, что врач, психолог или логопед владеет единолично информацией о состоянии ребенка, методах предупреждения или устранения проблем, препятствующих росту и развитию малыша. Ведь раннее выявление отклонений в развитии возможно лишь при ответственном сотрудничестве специалистов и родителей. А успех медицинской и/или психолого-педагогической помощи невозможен без партнерских и даже доверительных отношений между семьей маленького ребенка и специалистами. Только в атмосфере доверия и диалога можно обсудить возможные последствия выявленных проблем в развитии ребенка, понять и принять суть медицинской и/или психолого-педагогической реабилитации, наметить наиболее эффективную тактику помощи. Особенно актуальна модель партнерских отно- шений тогда, когда речь идет о детях с явной врожденной, наследственной или тяжелой перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС), а также о детях так называемой «группы риска». В отношении детей с врожденной и перинатальной патологией ЦНС совместные усилия семьи и специалистов позволяют уменьшить проявление отдаленных последствий ранних повреждений мозга и снизить вероятность тяжелых социальных последствий — инвалидности с детства или ее степени. Для детей «группы риска» подобная тактика позволит своевременно заметить и выявить неблагополучие в их росте и развитии, предупредив тем самым возможные проблемы в будущем. Дизэмбриогенез — этот термин характеризует нарушения внутриутробного развития нервной системы у ребенка. Нарушения вызываются различными неблагоприятными факторами, влияющими на плод во время беременности. К таким факторам относятся: инфекции (краснуха, цитомегалия, токсоплаазмоз, герпетическая инфекция, туберкулез, грипп и др.), физические, психические травмы и различные болезни беременной женщины (болезни крови, сердца, легких, эндокринной и половой сферы), физические и химические факторы, а также токсикозы беременности и различные интоксикации (алкогольная, никотиновая, лекарственная и др.). Существует закономерность: чем в более ранние сроки беременности действовал вредный фактор, тем серьезнее поражения центральной нервной системы. Поэтому варианты дизэмбриогенеза весьма разнообразны — от грубых пороков развития, диагностируемых уже на ранних сроках беременности, до сравнительно легких нарушений, которые могут быть обнаружены с течением времени после рождения ребенка. Поражения нервной системы могут сочетаться с пороками развития глаз, сердца, скелета, желудочно-кишечного тракта и др. Врожденная патология ЦНС также встречается у детей со специфическими наследственными заболеваниями или хромосомными нарушениями, когда повреждение произошло на ранних стадиях внутриутробного развития плода. Хромосомные болезни обусловлены изменением числа и структуры хромосом. Такие нарушения могут возникать либо в половых клетках родителей, либо в процессе деления оплодотворенной клетки под воздействием различных вредоносных факторов. Результатом такого повреждения часто становится диффузное поражение мозга, приводящее в дальнейшем к нарушению многих функций. Наследственно-дегенеративные поражения нервной системы составляют отдельную группу патологических процессов. Для них характерны разнообразные наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, приводящие к нарушению нормального функционирования нервной системы в целом или ее некоторых образований. В настоящее время при многих на- ной, узлы пуповины, аспирация — попадание в дыхательные пути околоплодных вод и др. В результате острого или хронического кислородного голодания возникает нарушение кровоснабжения мозга — ишемия. Неврологи расценивают такую ситуацию как перинатальное гипоксически-ишемическое поражение нервной системы, грозным осложнением которого являются внутричерепные кровоизлияния, судороги, повышение внутричерепного давления, отек мозга. В случае патологических родов, несоответствия размеров плода и таза роженицы, глубокой недоношенности возникают травматические поражения нервной системы — родовая травма. Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу какой-либо кости свода черепа. Детям с большими кефалогематомами (более 6 см в диаметре) необходимо делать рентгенограмму (нейросонограмму) черепа для исключения его трещины и обязательно посетить врача-хирурга. У детей с большой массой тела может произойти травматическое повреждение плечевого нервного сплетения — акушерский парез с ограничением активных движений, снижением мышечного тонуса, атрофией мышц («вялый» парез) в пораженной ручке. Наиболее тяжелым проявлением родовой травмы является внутричерепное кровоизлияние, а также травма спинного мозга и позвоночника. Дети с травматическим поражением нервной системы нуждаются в специальном выхаживании и лечении в условиях стационара. В нервной системе, как и в других системах организма, могут возникать самые разнообразные патологические процессы. Об ширная группа инфекционных поражений нервной системы по лучила название нейроинфекций. Их вызывают бактерии или вирусы, которые могут проникать в нервную ткань непосредст венно или попадать из уже имеющихся в организме инфекцион ных очагов при кори, гриппе, ветряной оспе, воспалении легких и других заболеваниях. Чаще всего встречается менингит — по ражение оболочек головного и спинного мозга. В более тяжелом случае (при отсутствии своевременной диагностики и лечения, агрессивности возбудителя заболевания, ослаблении иммуните та), когда поражается мозговая ткань, диагностируют энцефалит, менингоэнцефалит. При инфекционно-воспалительном заболе вании спинного мозга возникает миелит. Следует помнить, что дети, получившие повреждение на ранних сроках внутриутробного развития, особенно уязвимы в плане получения дополнительных повреждений в позднем внутриутробном периоде или во время родов прежде всего из-за кислородной недостаточности. При обследовании, например, детей с синдромом Дауна было обнаружено, что почти треть из них имеют родовые травмы такого рода, а также в 70% случаев у них могут встречаться локальные нарушения — нару шения слуха. Дети с врожденными пороками развития, как и дети с явной перинатальной патологией, выявляются сразу же во время родов или при первичном осмотре врачом. Однако возможные дополнительные нарушения в их развитии могут проявиться гораздо позже. Поэтому столь важным является умение родителей наблюдать за развитием своего ребенка, а при первых же признаках неблагополучия знать, к кому из специалистов обратиться за квалифицированной помощью. В настоящее время пристального наблюдения после рождения требуют не только дети с явной врожденной и перинатальной патологией центральной нервной системы, но и так называемые дети из «группы риска». К ним могут быть отнесены: • дети от родителей старше 40 лет, особенно при первой бе • дети, родившиеся у женщины с патологическим течением • дети, родившиеся у женщин с инфекционными заболева • дети, перенесшие внутриутробную или неонатальную ин • дети, родившиеся недоношенными или с низкой массой • дети, родившиеся в тяжелом состоянии, обусловленном • дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств или • дети, перенесшие хирургическое вмешательство в неона • все дети с гемолитической болезнью новорожденных, • дети с патологическим характером гипербилирубинемии • дети, имевшие признаки перенесенной ишемии головного • дети, имеющие нарушения темпа роста и развития в пер • дети, в чьих семьях имеются наследственные нарушения Следует помнить, что успех в реабилитации ребенка с проблемами в развитии во многом определяется активностью и информированностью семьи о возможностях получения медицинской и психолого-педагогической помощи. Итак, рассмотрим, какая помощь может предоставляться вашему ребенку. Первый из врачей, кто осматривает новорожденного в роддоме, — врач-неонатолог. Он проверяет состояние малыша, измеряет вес, рост, окружность головы и грудной клетки, а также оценивает основные функции детского организма на первой и пятой минутах жизни по шкале Апгар. Шкала Апгар — это первая прижизненная система диагностики, с которой сталкивается ваш малыш после рождения. Данные шкалы Апгар направлены на оценку адаптационных возможностей малыша к внеутробным, внешним условиям существования. Оценка проводится по пяти основным критериям: особенности кожных покровов, дыхание, частота пульса, мышечный тонус, рефлекторная реакция на катетер в носу при очистке верхних дыхательных путей от слизи. В зависимости от характеристик и выраженности каждого критерия ставят оценку в баллах (от 0 до 2 включительно) и полученные цифры складывают. Оценка в 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз в отношении жизнеспособности и развития малыша. Оценка ниже 5 баллов указывает на фактор риска по жизнеспособности и развитию неврологических нарушений. Сведения, которые собирает и фиксирует в обменной карте врач-неонатолог, очень важны в дальнейшем, так как послужат базой, на которую будут опираться детский невролог и другие специалисты при осмотре или постановке диагноза вашему ребенку. Неврологический осмотр является неотъемлемой частью клинического обследования новорожденного и входит в неона-тологический осмотр, потому что общее состояние ребенка невозможно оценить без исследования деятельности его нервной системы. Во время осмотра врач обращает внимание на выражение лица малыша. Для здорового новорожденного характерно спокойное выражение лица, своеобразная, но живая мимика. При ряде патологических состояний у ребенка может появиться недовольное, беспокойное, болезненное или маскообразное выражение лица. Начало осмотра нередко сопровождается громким, эмоциональным криком — это нормальная реакция. Слабый, монотонный или раздраженный крик, а также его отсутствие вызывают беспокойство у неонатолога. Кроме характера крика для врача важна его длительность и сила. У здорового ребенка обычно эти два показателя адекватны силе раздражителя. Цвет кожи у здорового ребенка первых недель жизни зависит от возраста. В первые минуты после рождения возможна синюшность (цианоз) вокруг рта, кожных покровов кистей и стоп. Затем кожа ребенка приобретает ярко-розовый цвет. На третьи сутки жизни у 60—70% детей появляется желтушный оттенок кожи в результате физиологической желтухи новорож- денного, которая постепенно проходит к 10—14-му дню жизни. Также врач оценивает цвет склер глаз и видимых слизистых оболочек, отмечает наличие у ребенка сосудистых или пигментных пятен. Параллельно с оценкой кожных покровов нео-натолог обязательно оценивает состояние волос, ногтей и пушковых волос (лануго) малыша, развитие которых дает информацию о гестационном возрасте новорожденного. Часто даже запах, исходящий от ребенка, может явиться важным признаком, так как своеобразный, например, мышиный запах или запах кленового сиропа являются одним из ранних симптомов болезней обмена. Кроме этого, во время осмотра врач оценивает реакцию новорожденного на внешние раздражители. Во время бодрствования ребенок активно реагирует на световые и звуковые раздражители. В ответ на яркий свет он смыкает веки, зажмуривает глаза и нередко отклоняет голову назад. В ответ на резкий звук у новорожденного также должны быть реакции: мигание век, движение конечностей, изменение ритма дыхания или сердечной деятельности. У здоровых новорожденных повторяются циклы «сон — бодрствование» с поочередной сменой сна (40—120 мин) и бодрствования (10—30 мин). Учитывая, что большинство детей, рожденных естественным путем, появляются на свет в головном предлежании, осмотр головы приобретает большое значение для диагностики родовой травмы. Наиболее часто у детей после родов могут отмечаться родовой отек и кефалогематома — кровоизлияния под надкостницу покровных костей черепа тестоватой консистенции, обычно не представляющие угрозы для здоровья малыша и подлежащие динамическому наблюдению. Во время осмотра головы врач также оценивает швы и роднички — незаращения костей черепа, которые в старшем возрасте прорастают хрящевой тканью. Состояние швов и родничков дополнительно информирует врача о том, как протекали роды, или о наличии признаков повышенного внутричерепного давления у ребенка. Затем врач ориентировочно оценивает функцию черепных нервов, обращая внимание на величину, форму зрачков и их реакцию на свет, положение глазных яблок и их движение, симметрию мимических мышц и мышц языка, характер голоса новорожденного; при помощи шпателя определяет глоточный рефлекс. Отмечая сопротивление мышц к растяжению при пассивном сгибании и разгибании конечностей, невролог или неонатолог оценивают у новорожденного тонус мышц в покое и при изменении положения тела. В результате врач может выявить повышение тонуса, понижение тонуса или дистонию — неодинаковый тонус в разных группах мышц или в разных половинах тела. В процессе осмотра малыша оценивают количество, качество и симметричность движений, определяют безусловные (вро- жденные) рефлексы новорожденных. Этим рефлексам отводится роль адаптационных механизмов, позволяющих ребенку быстрее и лучше приспособиться к окружающей среде. Врожденных рефлексов множество — хватательный и сосательный, ладонно-ротовой и защитный, рефлекс опоры и автоматической ходьбы, симметричный и асимметричный шейно-тониче-ские рефлексы, рефлекс Моро и Таланта и др. Некоторые из них исчезают у ребенка через несколько дней, другие сохраняются месяцами и очень важны для нормальной жизнедеятельности, как, например, рефлекс сосания. Оценка этих рефлексов позволяет врачу судить о состоянии нервной системы ребенка. Для новорожденных характерны особые соотношения массы тела, роста, окружности груди и головы, поэтому при нарушении этих соотношений говорят о непропорциональном развитии и выясняют его причины, которые могут быть крайне разнообразными. Также врач обращает внимание на положение конечностей и головы новорожденного, так как эти показатели важны для диагностики неврологической патологии и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Симптомы «когтистой лапки», свисающей кисти, «тюленьей лапки», свисающей стопы, пяточной стопы и другие сразу же принимаются неонатологом к сведению. При выраженном наклоне головы к плечу необходимо исключать патологию грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящую к кривошее. После внешнего осмотра неонатолог переходит к более детальной оценке внутренних органов ребенка. Напомним, что в ходе осмотра неонатолог оценивает реакцию новорожденного на все проводимые манипуляции, стабильность его терморегуляции, анализирует соматические и неврологические особенности. При этом врач крайне ограничен во времени — в связи со способностью новорожденного быстро переохлаждаться осмотр проводится достаточно быстро. В этих условиях правильно оценить состояние ребенка может только специалист. Многие родильные дома, а также все многопрофильные и специализированные детские лечебные учреждения имеют в своем штате детского невролога. Детский невролог в родильном доме обязательно осматривает новорожденных детей с врожденной и/или перинатальной патологией, а также детей «группы риска» с целью своевременной диагностики поражения нервной системы, проявляющейся синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом угнетения центральной нервной системы, гипертензионным и судорожным синдромами, а также самым тяжелым состоянием ребенка — комой. При синдроме угнетения ЦНС у ребенка отмечается снижение защитных рефлексов, мышечного тонуса, нарушение терморегуляции, такие дети пассивны, плохо сосут грудь матери и часто нуждаются в специальных условиях содержания (кювез, питание через зонд). Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется в виде выраженного беспокойства, срыгивания, повышения мышечного тонуса и рефлексов, судорожного синдрома. Детям с такими неврологическими нарушениями в роддоме проводят необходимое обследование с целью уточнения причины их возникновения (нейросонография, исследование ликвора, крови), назначают необходимое лечение (седативные — успокаивающие средства, препараты, нормализующие внутричерепное давление и мозговой кровоток, витамины). Далее, если состояние малыша стабильно и не требуется дополнительного наблюдения и помощи, маму и ребенка выписывают из роддома. В противном случае, когда состояние малыша ухудшается, его переводят в специализированную клинику или отделение в многопрофильной детской больнице, где малышу предстоит провести некоторое время. После выписки домой главным специалистом в жизни семьи становится педиатр. Его основной задачей помимо выполнения прямых профессиональных обязанностей будет привлечение к процессу диагностики и лечения вашего малыша большого круга узких специалистов, координация их деятельности, оценка эффективности помощи, ее своевременная коррекция, основанная в том числе на ваших наблюдениях за темпами роста и развития ребенка.
|