Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положения, выносимые на защиту1. Одна из ярких особенностей духовного состояния современного немецкого общества – поиск национальной идентичности, отражающий не только противоречия глобального мира, но и преодоление былого страха перед собственной историей, породившей две мировые войны. Еще один важный рефрен общественных дискуссий – тема многочисленных реформ, пережитых немецким обществом, в том числе роль государственных деятелей, внесших особый вклад в эти процессы. Сочетание этих тенденций приводит к ярко выраженной персонификации политической истории Германии и одновременно к росту значимости ее образного, знаково-символического восприятия. 2. Восприятие личности исторического деятеля сквозь призму его образа обуславливает явный разрыв с исторической реальностью. Образ политика – это особый конструкт общественного сознания, тесно связанный и с «жизнеописанием», и с культурно-историческим контекстом его биографии, и с профессиональной аналитикой со стороны историков, и с рефлексивным компонентом общественного сознания, и с архетипами исторической памяти. Поэтому такой образ, как правило, выходит за рамки «биографического жанра» и в большей степени коррелирует с образом соответствующей исторической эпохи, иногда даже заменяет собой образ эпохи, приобретая, тем самым, ярко выраженный символизм и специфическую эстетику. Образ Бисмарка безусловно является одним из наиболее значимых конструктов немецкого общественного сознания, вбирая в себя и «аналитику реформаторства», и рефлексию «национального пути развития», и символизм «немецкого» начала в политике. 3. Ключевая роль в формировании общеизвестного образа Отто фон Бисмарка принадлежит профессиональным историкам. И немецкие, и зарубежные исследователи в самые разные периоды оценивали личность Бисмарка в схожем ключе, подчеркивая его дипломатическое искусство, политический «инстинкт», прагматизм, «железную» волю и строгую последовательность действий в достижении поставленных целей. Несмотря на периодическое возникновение дискуссий о тех или иных страницах политической биографии Бисмарка, хрестоматийный образ «железного канцлера» остается неприкосновенным вот уже более ста лет. В оценке же результатов политической деятельности Бисмарка прослеживается значительное разнообразие мнений, при сохранении весьма критических выводов о влиянии «наследия Бисмарка» на дальнейшую историю немецкого и европейского общества. 4. Для немецкой историографии характерна особая пристрастность и эмоциональность в интерпретации политического наследия «железного канцлера», поскольку традиция академических исследований оказалась неразрывно связана со сформировавшимся в общественном сознании историческим образом Бисмарка. «Хрестоматийной» основой этого образа являются брутальные черты «железного канцера». Но в более широком контексте образ Бисмарка интегрирован сразу в два совершенно разных «мифа» немецкого национального самосознания – «золотой» и «черный», первый из которых связан с восприятием немецкого единства как основы европейского исторического пути, а второй – с восприятием германского Рейха как источника ксенофобии и агрессии. И это самое противоречие между «золотой» и «черной» версиями образа Бисмарка создает особое пространство для творческого осмысления национальной истории. 5. Не менее заметное противоречие складывается между хрестоматийными чертами образа «железного канцера» и его собственным «автопортретом». Жизненный путь Бисмарка по его воспоминаниям и переписке выглядит как путь человека-одиночки, не понятого обществом в своих идеалах и политических воззрениях, недооцененного современниками. Бисмарк гордился своей карьерой и своим главным творением – Германской империей, но при этом не чувствовал себя счастливым и остро переживал отчуждение от политического класса молодой империи. Столь же противоречивым выглядит и образ Бисмарка в глазах его современников. Провозглашенная Бисмарком политика «железа и крови» в глазах современников представлялась авантюрной и опасной, а используемые канцлером средства – аморальными. По мере достижения успехов «железный канцлер» оказывался в представлениях немцев в одном ряду с Карлом Великим и Фридрихом Великим, но лишь до очередного зигзага немецкой истории и нового разочарования в «величии» Рейха. И именно такой парадокс придает образу Бисмарка характер настоящего исторического дискурса. Его множественность и противоречивость создают уникальную возможность для рефлексивного переосмысления немецкой истории в противовес монолитным и самодовлеющим мифам «национального величия» или «национальной вины». Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания Новой истории зарубежных стран и специализированных учебных курсов в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Апробированная в рамках данной работы методология имагологической реконструкции может быть использована при изучении феномена политического лидерства, в том числе в рамках магистерских и аспирантских диссертационных работ. Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научно-исследовательском семинаре и отражены в статье, сданной для публикации в сборник научных работ «CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов».
|