Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Оглавление Введение Глава 1





Оглавление

Введение  
Глава 1. Мемуарное и эпистолярное наследие О. фон Бисмарка – политико-психологический «автопортрет» основателя Германской империи  
§ 1. Жизненный путь «железного канцлера» в его воспоминаниях и переписке  
§ 2. Отто фон Бисмарк о проблемах немецкого общества  
Глава 2. Современники о Бисмарке – человеке и политике  
§ 1. Бисмарк и немецкое общество: личный имидж и политическая репутация  
§ 2. Европейская политическая элита и общественность о Бисмарке и его государственной деятельности  
Глава 3. Становление исторического образа первого канцлера Германской империи  
§ 1. Личность и деятельность Бисмарка глазами профессиональных историков  
§ 2. Образ Бисмарка как элемент исторической памяти и один из символов национальной политической культуры немецкого общества  
Заключение  
Библиография  

Введение

Актуальность исследования. Исследование роли личностного фактора в истории является знаковым направлением для исторической науки. Еще со времен Плутарха «деяния великих» приковывают к себе особый интерес – в них раскрывается подлинная драматургия исторического процесса, ярко проявляется историческая обусловленность мировоззренческого выбора и социального действия человека. Особое значение эта проблемная область приобретает при изучении переходных периодов развития, когда трансформации общественных институтов и социальных практик наглядно демонстрируют диалектику всеобщего и частного, созидания и разрушения, закономерности и случайности. Как следствие, нарратив «реформ и революций», созданный многими поколениями исследователей, предельно персонифицирован, наполнен «жизнеописаниями» личностей, «возвышающихся над толпой». В нравственных поисках этих людей и их «великих деяниях» историки искали проявления подлинно человеческого и исторического. Рефлексивную основу такой позиции емко охарактеризовал Томас Карлейль: «Уважение к героям является душой отношений между людьми, и способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений. Богатство мира состоит именно в оригинальных людях. Благодаря им и их творениям мир есть мир, а не пустыня. Воспоминание о [таких] людях и история их жизни – священная собственность на вечные времена»[1].

На современном уровне развития социально-политических практик и методологии их научного изучения рассуждения о «великих людях как вождях тупоумной толпы» (Т. Карлейль) выглядят явным анахронизмом. Однако именно в начале XXI века роль личностного фактора в политике в очередной раз оказалась в эпицентре внимания исследователей и широкой общественности. Причиной тому является абсолютное доминирование социал-консервативной идеологии и политики на огромном пространстве – от США и Канады до Японии и Австралии (к «социал-консервативной волне» 2000-х гг. относятся такие известные политики, как Дж. Буш-младший, С. Харпер, Н. Саркози, А. Меркель, Д. Кэмерон, С. Берлускони, В. Клаус, братья Л. и Я. Качинские, М. Джоанэ, В. Орбан, В. Путин, Н. Назарбаев, Синдзо Абэ, П. Косгроув). Социальный консерватизм ориентирован на поиск устойчивого общенационального консенсуса, опирающегося на культурные традиции и исторический опыт нации, воссоздающего органическую взаимосвязь «души народа» и его актуального социального бытия. «Идеал социальных консерваторов – это единая нация, осознающая свою историческую судьбу (миссию), обладающая собственным геополитическим пространством, сплоченная перед внешними угрозами и устремленная в великое будущее. Поэтому социальный консерватизм наиболее востребован в ситуации, когда общество ощущает «разрыв времен», испытывает нарастающую потребность в прочной коллективной идентичности»[2].

Образ национального лидера выполняет роль одного из ключевых знаково-символических «маркеров» социал-консервативной политической идеологии и эстетики – идет ли речь о современных политиках или государственных деятелях прошлого. Еще Шарль де Голль емко выразил суть этой идеологической максимы: «Для того, чтобы государство действительно стало инструментом национального единства, выразителем высших интересов страны и преемственности в деятельности нации, необходимо, чтобы правительство создавалось не парламентом, иначе говоря, не политическими партиями, а стоящим над ними политическим деятелем, получившим мандат непосредственно от нации в целом и способным выражать ее волю, решать и действовать. Без этого множественность тенден­ций, свойственная нам в силу нашего индивидуализма, раз­нообразия, ферментов раскола, унаследованных нами от периодов наших несчастий, сведет государство к роли подмостков, где сталкивались бы между собой беспочвенные идеологии, мелоч­ные соперничества»[3]. И если «действующий» национальный лидер призван воплотить в себе волю и решительность народа, то образы великих исторических личностей выступают в роли важнейших «духовных скреп» нации.

Ярким примером является исторический образ Отто фон Бисмарка. Помимо традиционного интереса к «великой личности» сказывается и привлекательность исторического опыта «консервативной модернизации», и возможность увидеть в образе «железного канцлера» черты немецкого «национального духа», и реконструкция его образа как специфического компонента коллективной исторической памяти немцев, и перспективы дискурсивного осмысления «наследия Бисмарка» представителями современного интеллектуального «истеблишмента» и профессиональной исторической науки. Многообразие этих задач наглядно доказывает актуальность изучения казалось бы хрестоматийных исторических фигур в совершенно новом методологическом русле.

Целью диссертационного исследования является комплексная реконструкция исторического образа Отто фон Бисмарка в контексте его личностной и политической рефлексии, общественно-политической жизни XIX века, научной традиции XX-XXI вв. и исторической памяти немецкой нации.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать мемуарное и эпистолярное наследие О. фон Бисмарка и смоделировать на этой основе политико-психологический «автопортрет» основателя Германской империи.

2. Показать специфику политической рефлексии и самоидентификации О. фон Бисмарка.

3. На основе оценок современников охарактеризовать специфику политического имиджа О. фон Бисмарка, в том числе сравнить имидж О. фон Бисмарка, сложившийся в немецком и европейском обществе.

4. Обобщить основные подходы к оценке личности и деятельности О. фон Бисмарка, сложившиеся в историографии.

5. Охарактеризовать образ Бисмарка как элемент исторической памяти и один из символов национальной политической культуры немецкого общества.

Объектом исследования является биография и государственно-политическая деятельность первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Предмет исследования – исторический образ Отто фон Бисмарка, представленный в его мемуарном и эпистолярном наследии, оценках и суждениях современников, мнениях историков и общественном сознании немецкой нации.

Хронологические рамки исследования определяются его предметом и охватывают период XIX-XXI вв.

Научная новизна исследования. Научная новизна и значимость данного исследования определяется спецификой проблематизации темы политического лидерства в рамках парадигмы «новой исторической науки» («новой социальной истории» и «новой персональной истории») и постановкой соответствующего комплекса исследовательских задач, направленных на имагологическую реконструкцию образа Отто фон Бисмарка.

Современная историческая наука в значительной степени преодолела наследие мифа о «героях и толпе». «Антропологический поворот» в методологии гуманитарных исследований и становление «новой социальной истории» заставили переосмыслить саму суть концепта «роль личности в истории». На смену изучению «великих деяний» пришел интерес к «человеку историческому». «Сложилось историографическое поле, включающее историю ментальностей, историческую антропологию, микроисторию, историю повседневности и новую культурную историю,... общей задачей которых стало «собирание» человека в его исторической целостности»[4]. Показательно также, что по мере становления этого исследовательского направления интерес к «структурам повседневности» как контексту, формирующему «человека исторического», сменился обращением к самой фигуре человека, через деятельность которого осуществляется исторический процесс. Подобный ракурс можно считать некоторым упрощением историко-антропологической парадигмы, но важно, что в центре исследования появляется «не абстрактный человек в истории, а конкретные индивиды и сообщества, их жизненные стратегии в конкретных обстоятельствах»[5]. Не случайно, что в последние годы среди широкого спектра направлений «новой исторической науки» особое место заняла «новая персональная история». Как отмечает Л.П. Репина, «биографический элемент в истории не только повысил свой статус, но и обрел новое качество: не забывая о «внешней», «публичной», «профессиональной», или «карьерной», биографии, историки стали все больше внимания уделять изучению частной, приватной, интимной, эмоционально-чувственной, внутренней жизни – «истории души» своего героя»[6]. Причем такой, казалось бы, очевидный акцент на микроисторическую проблематику открывает совершенно новые возможности и для реконструкции исторических процессов: «Постоянно возникающая у исследователя необходимость ответить на ключевые вопросы: чем обуславливался, ограничивался, направлялся выбор решений, каковы были его внутренние мотивы и обоснования, как соотносились массовые стереотипы и реальные действия индивида, как воспринималось расхождение между ними, насколько сильны и устойчивы были внешние факторы и внутренние импульсы – настоятельно «выталкивает» историка из уютного гнездышка микроанализа в то исследовательское пространство, где царит макроистория»[7].

Развитие историко-биографических исследований в русле «новой персональной истории» позволяет поставить проблему роли личности в истории в совершенно новом смысловом контексте. Жизненный путь исторического деятеля рассматривается как множество ситуаций выбора и коммуникативного взаимодействия, в которых, с одной стороны, прослеживается многогранное влияние социально-исторического контекста, а с другой, наглядно представлен механизм индивидуального мышления, мировоззренческого самоопределения и социального действия. Тем самым, реконструкция личностных характеристик исторического деятеля становится особым способом понимания самой исторической реальности, а портрет «человека исторического» превращается в портрет исторической эпохи.

На первый взгляд, подобный методологический подход можно признать наиболее эффективной основой для изучения политического лидерства как исторического феномена – на смену упрощенному концепту «герой и толпа» приходит понимание глубокой социально-исторической природы лидерства, обусловленной теснейшей взаимосвязью системных контекстных факторов и уникальных личностных проявлений. Однако при этом прослеживается заметное влияние социетальных подходов, популярных еще в середине ХХ в., в том числе парадигмы «социальных факторов», которая сводит социальную реальность к взаимодействию структур и институтов, парадигмы «социального действия», берущей начало в бихевиористской (поведенческой) социологии и характеризующей поведение человека как реакцию на определенные внешние и внутренние стимулы. С точки зрения современной науки, подобное пространство анализа выглядит не вполне целостным – вне поля зрения исследователей оказываются те факторы лидерства, которые имеют знаково-символическую природу. Между тем, методологическое наследие «лингвистического поворота» в гуманитарной науке заставляет обратить особое внимание именно на эти аспекты межличностного взаимодействия, то есть увидеть в лидерстве, как и в других социально-исторических практиках, «символическую программу человеческого бытия», раскрытую в языке как «смыслообразующей сфере коммуникаций», задающей стандарты «логического прояснения мыслей» в определенном знаково-символическом контексте[8].

Важно также отметить, что историко-семантическая методология тесно связана с конструктивистским взглядом на исследовательскую деятельность. От историка требуется не только «обнаружить» исторические факты, но и «сконструировать» образ исторической реальности, привнося собственное понимание в знаково-символическое пространство этой реальности. Историк, оперирующий категориями исторического образа, становится подлинным соавтором воссоздаваемой картины прошлого, поскольку активно включается в процесс ее «коннотации» («означивания»). В ходе исследования происходит «декодирование» системы мышления и мировосприятия людей прошлого, распознание их социального и культурного «словаря». От историка требуется авторская интерпретация тех смысловых подтекстов, которые заложены в коммуникативную практику исторических деятелей, нашли отражение в их рефлексии и позиционировании себя в обществе. Тем самым, история приобретает «живой характер», становится фактором интенсивной рефлексии и социокультурной самоидентификации самого историка.

Итак, построение проблемного поля для исследования роли личности в истории возможно как на основе социетальных парадигм, акцентирующих внимание на «действии» и «контексте», так и в русле историко-семантического подхода, когда предметом исследования становится образ исторического деятеля как знаково-символическая модель исторической реальности. Первый из этих подходов, при всем новаторском потенциале «новой персональной истории», тесно связан с классическими традициями каузального (причинно-следственного) анализа – он призван позволить историку заглянуть «за кулисы истории». Второй направлен на имагологическую реконструкцию, позволяющую историку воспринимать прошлое в контексте собственной знаково-символической культуры, то есть вступить в живой диалог с историей. Именно этот подход и определяет научную новизну и значимость данного диссертационного исследования.

Методологическая основа исследования. Диссертационная работа создана в русле имагологии (от латинского imago – изображение, образ, отражение) как междисциплинарного направления, направленного на изучение знаково-символических «образов». Необходимо отметить, что первоначально имагология имела весьма узкую дисциплинарную «нишу» – предметом изучения считались образы «других», то есть «чужих» наций, стран, культур, инородных для воспринимающего субъекта. «Образ «чужого» рассматривается при этом как стереотип национального сознания, то есть устойчивое, эмоционально насыщенное, обобщенно-образное представление о «чужом», сформировавшееся в конкретной социально-исторической среде»[9]. Проблемное поле, создаваемое концептом «свои – чужие», придает имагологическим исследованиям вполне актуальный и значимый характер. Но гораздо важнее тот факт, что имагология не только раскрывает образ «чужого», но и позволяет исследовать саму природу образов как знаково-символических феноменов, тесно связанных с когнитивными аспектами мировосприятия и коммуникативными социальными практиками. Именно эта позиция и создала парадигмальную основу неклассической имагологии как междисциплинарного исследовательского направления, сформировавшегося в русле «лингвистического поворота». Сторонники его считают, что историческая наука, как и литература, «предлагает читателю образы, а не точные копии (отражения) реальной действительности», и такие образы имеют одну общую цель – содействуют познанию человеком окружающего мира, утверждению в нем»[10]. Поэтому в основе изучения истории лежит не столько установление «точных научных фактов», сколько сочетание «аналитических методов и интуитивных инсайтов» – через изучение образов историки пытаются создать «коллаж» исторического прошлого, объединяя опыт критического анализа, интерпретации, понимания и рефлексии, то есть интегрируя все структуры исторической памяти[11].

Изучение фигур политических лидеров прошлого имеет особое значение в контексте задач исторической имагологии. Базовый уровень реконструкции таких образов предполагает соотнесение политической деятельности «героя» с его личными качествами, убеждениями, взглядами, ценностями, а также контекстными историческими реалиями, включающими самые разнообразные, но значимые для «героя» события, процессы и явления, факты биографии, опыт коммуникации в его «ближнем» и более широком окружении. Кроме того, следует учесть, что реконструкция образа политического деятеля возможна при условии учета рефлексии не только «продуцента», но и «реципиентов», в роли которых выступают современники «героя». В этом плане политическое лидерство представляет собой феномен гораздо более многогранный, нежели «деяния великих личностей». Образ признанного лидера фокусирует в себе ожидания и тревоги, стереотипы и фобии, опыт и надежды множества людей. Поэтому образ государственного деятеля, способного справиться с ролью «исторической личности», приобретает в общественном сознании совершенно особый статус. И если в обычной ситуации он еще «затмевается» институциональной системой и социокультурной традицией, но в переходные эпохи приобретает едва ли не ключевое значение, превращаясь в мощный фактор социально-политической самоидентификации и мобилизации общества.

Следует также учесть, что в роли своеобразного «реципиента» выступает и ученый-историк, который преломляет в своем сознании образ исторического деятеля, отраженный в исторических источниках. Причем «на реконструкцию образа в сознании реципиента-исследователя оказывают влияние те же группы факторов, что и на его создание в сознании продуцента: окружающая его действительность, включающая в себя разнообразные исторические события, процессы и т.д., социокультурный контекст, язык и личностные факторы»[12]. По сути, речь идет о сообразном диалоге двух эпох, где образ исторического деятеля выступает в роли политического символа, имеющего актуальное значение и для современного общества.

Итак, реконструкция исторического образа политического лидера приводит к созданию интеллектуального конструкта, фактически состоящего из нескольких образов или «представлений». К их числу относится личный опыт самоидентификации и рефлексии «героя» (своего рода «автопортрет» исторического деятеля), и образ лидера, сложившийся у современников (в том числе в контексте бинарной системы «свой – чужой»), и интеллектуальный конструкт, порожденный профессиональными действиями историков в сочетании с их собственной социокультурной рефлексией и исторической памятью. В таком многогранном качестве образ исторического деятеля становится не только персонифицированным «портретом эпохи», но и настоящим дискурсом для современного общественного сознания. Однако следует признать, что полноценная реализация подобной исследовательской программы возможна только при условии адекватного выбора эмпирической основы. И если в рамках «новой персональной истории» предметом изучения может стать и вполне рядовой исторический персонаж, то методология имагологической реконструкции требует обращения к знаковым историческим фигурам.

Степень изученности темы. Поставленная в диссертации проблема имагологической реконструкции исторического образа Отто фон Бисмарка не являлась предметом специальных исследований в российской науке. Однако необходимо отметить, что сама традиция изучения личности политической деятельности Бисмарка насчитывает уже более ста лет и является чрезвычайно плодотворной как в отечественной, так и зарубежной науке. Обобщение основных подходов к оценке личности и деятельности О. фон Бисмарка, сложившихся в исторической науке на протяжении XX-XXI вв., является одной из исследовательских задач данной работы. Результаты этого анализа отражены в 1 параграфе 3 главы.

Источниковая база исследования. Структура источниковой базы отражает специфику предмета исследования и особенности исследовательских задач, решаемых в рамках каждой из глав данной работы. Первая глава построена на основе анализа мемуарного и эпистолярного наследия О. фон Бисмарка, причем помимо доступных для российского исследователя материалов[13] широко использованы косвенные ссылки на высказывания Бисмарка, приведенные в исследованиях немецких историков. В соответствии со спецификой исследовательских задач второй главы ее источниковую базу составил широкий комплекс мемуарной и эпистолярной литературы XIX в., материалы политической публицистики того времени. Источниковую базу третьей главы составили с одной стороны, труды немецких и европейских (в том числе, советских и российских) историков, демонстрирующие основные подходы к оценке личности и деятельности О. фон Бисмарка, сложившиеся в мировой историографии, а с другой, весьма разнообразные по своему происхождению материалы, позволяющие охарактеризовать образ Бисмарка как элемент исторической памяти и один из символов национальной политической культуры немецкого общества (главным образом, это политическая публицистика).

Date: 2015-11-14; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию