Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Современного российского социума





 

Противодействие развитию деструктивных тенденций в духовной сфере современного российского общества, их своевременная профилактика не могут быть эффективными без привлечения к этой деятельности не только правоохранительных органов, подразделений вооружённых сил и специальных служб, но и различных общественных организаций, других институтов гражданского общества, в частности, средств массовой информации. При этом общественные организации и группы можно разделить на два вида: светские и религиозные. Религиозные (как и светские) являются общественными. Законодатель разделяет общественные (подразумевая под ними – светские) и религиозные группы и организации[316].

Только в случае комплексного применения мер социального, политического, правового, организационного и экономического характера возможно достичь реальных позитивных результатов по пресечению развития феномена деструктивной духовности в современной России. По справедливому мнению исследователей, необходимо усиливать: «негосударственную систему обеспечения национальной безопасности»[317] как важную часть (наряду с государственной системой) системы обеспечения национальной безопасности. В качестве субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности могут рассматриваться, по обоснованному мнению исследователей, такие структуры, как общественные объединения[318]. Государственная и негосударственная система образуют единую национальную систему обеспечения национальной безопасности. При этом автор считает, что гражданское общество – это социальная общность, которая формируется в процессе самоорганизации, существует и развивается в пределах суверенной государственности, имеет юридически закреплённое право контролировать государственные институты, влиять на их деятельность в пределах обеспечения защиты законных прав и интересов отдельной личности и всего общества в целом.

Существование гражданского общества как совокупности свободных индивидов и свободно создаваемых ими формальных и неформальных организаций, взаимодействующих друг с другом, а также с государственными институтами,- является одним из главных, если не определяющих, условий развития демократии и построения правового государства. В статье 30 Конституции России утверждается: «Каждый имеет право на объединение … свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Статья 13 определяет, что: «Общественные объединения равны перед законом»[319]. Однако следует законодательно определить полномочия общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности, так как формальные и неформальные объединения имеют свою специфику, и их деятельность должна быть регламентирована во всех областях общественных отношений, в частности, в законе «Об общественных объединениях»[320].



Рассматривая сущность общественных объединений, можно сказать, что они существуют в форме светских и религиозных групп и организаций, которые могут быть как официально зарегистрированы в соответствующих органах государственной власти, так и осуществлять свою деятельность без подобного подтверждения своего статуса. По сути, существует два вида общественных объединений: формальные и неформальные, практически в равной степени влияющие на процессы, происходящие в социуме, в том числе, в сфере обеспечения национальной безопасности. В связи с этим исследователи оправданно утверждают, что в современной России: «реально существует необходимость и неизбежность широкого привлечения общественных объединений к сотрудничеству с государственными органами в деле по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации»[321].

Подобный опыт уже существует и апробирован нашими геополитическими конкурентами. При этом взаимодействие государства и гражданского общества касается всех сфер социальных отношений и особенно процессов, так или иначе влияющих на обеспечение национальной безопасности. В частности: «Политические институты США … опираются и взаимодействуют с разветвлённой инфраструктурой гражданского общества, базируются на высокой гомогенности идейно-политических и ценностных установок населения»[322]. Используя существующий общий идейный базис: утверждение американского глобального гегемонизма и достижение материального благополучия, государство направляет деятельность институтов гражданского общества по пути сотрудничества с определёнными субъектами обеспечения национальной безопасности. Таким образом, государство всегда имеет у значительной части населения поддержку в лице различных общественных светских и религиозных организаций. Одновременно с этим государственными органами осуществляются (во всяком случае, декларативно) меры по защите интересов негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности. Это обусловлено тем, что: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности»[323].

К сожалению, не все исследователи разделяют точку зрения, согласно которой участие общественных объединений в обеспечении национальной безопасности обязательно. Так, в исследовании В.М. Мирошниченко подробно разбираются формы и порядок действий органов государственной власти в данной сфере, однако не предусматривается использование потенциала каких-либо общественных структур[324]. С данной позицией автор категорически не согласен. В этой связи необходимо обратить особое внимание на серьёзное влияние национального и религиозного факторов на общественные отношения и их значимость при осуществлении деятельности по обеспечению национальной (духовной) безопасности. Для современной России характерна следующая ситуация. На фоне мировых тенденций, характеризующихся снижением значимости этнических идентичностей, у российских граждан возрос интерес к религии, и, как следствие, повысилась значимость конфессиональных идентичностей[325]. Это особенно важно учитывать при обеспечении духовной безопасности общества, так как именно народ, сформировавшийся на определённой территории, при своеобразных климатических условиях, обладающий уникальной ментальностью, является основным «субъектом духовной жизни глобального социума. Этничность, таким образом, предстаёт мерой пространства социального бытия»[326]. Социальное бытие оказывает непосредственное влияние на формирование личности (её самосознания), но, одновременно с этим, сама личность и общество создают своё социальное бытие.



Л.С. Выготский подчёркивал (и автор согласен с его выводами), что среда обитания человека не есть единственная обстановка его развития, выступающая как фактор, непосредственно детерминирующий поведение личности. Вместе с тем,- это условие (как и индивидуальные свойства человека) процесса строительства личности. Материал для этого процесса – общественные отношения, которые существуют на момент появления индивида на свет[327]. Поэтому представляется наиболее существенным для обеспечения духовной безопасности: сохранение такой социальной обстановки, которая, с одной стороны, способствовала бы творческому развитию личности вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности, а, с другой, не препятствовала бы личности и даже создавала условия для сохранения её национальной культуры, соединившей в себе этнические и религиозные особенности определённого народа.

Процветание современной России также во многом зависит от состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, являющихся одним из основополагающих факторов стабильного развития российского общества. Сохранение уникальных национальных, культурных традиций – это базис для сохранения национальной ментальности народов России. Универсализация культуры (как уже подчёркивал автор) недопустима. Стремление к этому – прямая и явная угроза духовному развитию нашего общества. К сожалению, первый шаг в деструктивном направлении культурной эволюции в России (и во многих других странах) уже сделан: массовая культура стала универсальной. Представители отечественного масскульта старательно (как прилежные ученики) копируют иностранные (часто не лучшие) образцы и образы, пропагандируют чуждые ментальности народов России стереотипы мышления и поведения. Активную помощь в этом им оказывают средства массовой информации (в том числе, СМИ, созданные с государственным участием). Подобное положение противоречит логике существования суверенного государства.

Для решения проблем в данной сфере большое значение имеет деятельность общественных объединений в области обеспечения информационной безопасности. Понимание государством и гражданским обществом единства их интересов во всех сферах социальных отношений, в том числе в области обеспечения безопасности, позволит создать эффективно функционирующую систему обеспечения национальной (духовной) безопасности. Однако необходимо отметить, что зависимость институтов гражданского общества от государства опасна. Институты гражданского общества тем и ценны, что не являются частью каких-либо госструктур, удалены от них и независимы при решении проблемных вопросов, возникающих в обществе. Искусственно создаваемые общественные (светские и религиозные) организации и группы могут объединить только конъюнктурщиков и активных людей старшего поколения (в основном, пенсионеров). Такие заформализованные институты гражданского общества вызывают в обществе латентное раздражение, что в результате приводит не к консолидации конструктивных сил, а социальному разобщению. Обществу необходимы духовные императивы развития, которые понятны и приняты разными по направленности социальными группами. Люди как продукт социальной эволюции подсознательно стремятся к объединению, и это их желание необходимо поддерживать и помогать реализовывать.

В современной России реализуется принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Поэтому не может вызывать сомнений тот факт, что очень важным является деятельность религиозных организаций и групп в сфере формирования национального самосознания, нравственного сознания, являющихся базисом духовности российской нации, непременным основным условием позитивных процессов в духовной сфере современного российского общества, одной из существенных составляющих которой является область религиозных отношений. Поэтому очень важно, чтобы государство и религиозные объединения (особенно, традиционные для России конфессии) находились в режиме постоянного диалога, освобождённого от формализма и официоза.

Российские социологи оправданно отмечают, что во многих случаях обращение современного россиянина к религии является, скорее, способом его этнической идентификации нежели результатом духовных исканий[328]. Эта ситуация наглядно демонстрирует, насколько активно продолжается процесс унификации национальной ментальности народов нашей страны. Подсознательно ощущая опасность, которая существует для сохранения российской нации, общество обращается к признанным авторитетам, оплотам духовности: традиционным религиям. Игнорирование религии, противостояние ей является стратегической ошибкой советского периода развития России. Исправление этой ошибки не может произойти мгновенно. Добрая воля государства только способствует этому духовному процессу.

Однако, несмотря на существующие проблемы в религиозной сфере современной России, в основном связанные с появлением новых религиозных организаций, большинство из которых являются религиозными, псевдорелигиозными, светскими сектами, наиболее существенное влияние на социальную жизнь оказывают объединения традиционных конфессий и, главным образом, православных христиан и мусульман. Их ориентация на сотрудничество с государством (в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти) очевидна и во многом воплощается в планомерной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.

Восстановление утраченного духовного потенциала, генерируемого российскими конфессиями,– одно из важнейших направлений обеспечения духовной безопасности. Понимание этого есть как у традиционных конфессий, так и у государства. В официальных документах всех традиционных для России конфессий (христиан, мусульман, буддистов, иудеев) содержатся прямые обоснования необходимости сотрудничества государственной власти и религиозных объединений[329].

Русская Православная Церковь ясно определяет свои взаимоотношения со всеми ветвями государственной власти в современной России[330]: «Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви»; «В контактах с исполнительной властью Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви»; «Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов Церкви в суде».

Таким образом, Русской Православной Церковью выработана некая универсальная схема взаимодействия с государственными институтами. С одной стороны, Церковь является оплотом стабильности в обществе и лояльно относится к государству; с другой, стоит на страже нравственности и социальной справедливости. При этом, тот факт, что количество действительно воцерковлённых людей (то есть не от случая к случаю и формально, а постоянно и осознанно участвующих в церковной жизни) до сих пор недостаточно велико, не имеет существенного значения. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что уровень развития религиозного сознания в нашем обществе ещё чрезвычайно низок. Это подтверждают исследования, проводившиеся в 2004 году Институтом социально-политических исследований Российской Академии Наук: «доля воцерковлённых людей значительно меньше, чем доля религиозного населения»[331]. Данное обстоятельство в целом отрицательно сказывается на состоянии духовности. В то же время, это позволяет религиозным объединениям максимально эффективно использовать духовные потенциалы своих истинных последователей во благо всего общества.

Стремление к социальной стабильности, миру, диалогу между конфессиями, конфессиями и государством – является общей позицией традиционных для России религиозных объединений. Совет муфтиев России в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» так сформулировал свою общественную позицию: «Совет муфтиев России готов к сотрудничеству с властями в деле духовного оздоровления обстановки в нашем обществе и недопущения религиозной вражды и ненависти»[332]; «Религия Ислама всегда воспитывала сильную личность … Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих»[333].

Религиозные постулаты всех традиционных для нашей страны конфессий направлены на сохранение в обществе основных человеческих ценностей: добра, красоты, справедливости. Конечно, у верующих эти понятия имеют свой сакраментальный смысл, но, по сути, их духовность, являясь самодостаточной, представляет собой часть общественной духовности: как единого целого духовной жизни людей светских и людей, принадлежащих к какой-либо религиозной организации (группе) или просто придерживающихся каких-либо религиозных воззрений. Однако не стоит переоценивать влияние религии вообще и религиозных организаций и групп на все социальные процессы. Но, вместе с тем, нельзя и недооценивать роль религиозных объединений в социальной жизни современной России. Духовный потенциал представителей различных конфессий, участвующих в создании серьёзного базиса для конструктивного развития всего российского общества, велик. Взаимодействие светских и религиозных объединений между собой, а также с государственными институтами обеспечения национальной безопасности является важным условием формирования эффективной структуры системы (негосударственной её части) обеспечения национальной (духовной) безопасности. Цели, которые объединяют государственные институты и общественные организации и группы, по мнению автора, очевидны:

- во-первых, сохранение единого духовного (культурного, информационного, научного, образовательного, конфессионального, идеологического) пространства и территориальной целостности России;

- во-вторых, усиление культурного, информационного влияния на русскоязычное население в других странах, формирование позитивного образа России в обществах иностранных государств;

- в-третьих, охрана культурно-исторического наследия народов России, создание условий для творческого развития каждой личности и всего общества в целом, поддержка национальных культур и традиционных религий.

Религиозные, национально-культурные объединения граждан, патриотические, исторические клубы, творческие союзы, самодеятельные (формальные и неформальные) организации и группы способствуют сохранению единого национального духовного пространства современной России, нравственно-интеллектуальных, эстетических основ жизнедеятельности нашего общества. Также трудно переоценить важность их деятельности в периоды социальной напряжённости, латентного противостояния государства и социума. Постоянное взаимодействие институтов гражданского общества и государственных институтов позволит сглаживать возникающие социально-политические и экономические противоречия.

Следует отметить, что понимание данного обстоятельства высшим руководством России есть. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в числе основных направлений реализации стратегии определены: «поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей … пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа»[334].

В целях сохранения и поддержания стабильности во всех сферах общественных отношений необходимы институты, влияющие на данные процессы не с правовой, а с моральной, этической стороны. Такими институтами в социуме являются институты гражданского общества. Именно их, по сути, пытаются подменить секты и иные деструктивные объединения (организации и группы), осуществляющие в обществе социально опасную деятельность, которая во многих случаях нарушает положения, закреплённые в Конституции Российской Федерации. В частности, статья 13 устанавливает, что: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на … подрыв безопасности государства … разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»[335]. Именно на это и ориентированы практически все религиозные, псевдорелигиозные, светские секты, экстремистские, террористические группы, организации и иные антисоциальные объединения, пропагандирующие чуждые ментальности народов нашей страны деформированные универсальные и псевдонациональные ценности.

В настоящий момент в России продолжается процесс деформации традиционных духовных ценностей, его активному развитию способствует деятельность деструктивных светских и религиозных объединений. Поэтому уже с начала 90-х годов ХХ века одной из существенных проблем в духовной сфере, по мнению российских законодателей, является экспансия сектантства в жизнь нашего общества. С 1996 года на это обращается пристальное внимание: Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации было принято Постановление «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к «Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года».

Однако, каких-либо реальных законодательных инициатив в сфере противодействия эскалации сектантства, защиты национальных духовных ценностей, общественного сознания российского общества, к сожалению, до настоящего момента нет. В законодательных актах даже не применяется термин «психо­логический ущерб», несмотря на реальность проблемы применения агрессивных средств и методов манипулирования сознанием, которые применяются практически всеми существующими сектами, экстремистскими и террористическими организациями и группами.

Представляется совершенно очевидным, что подобные феномены должны исследоваться отечественными учёными, быть объектом внимания субъектов обеспечения национальной безопасности. Государственным научным учреждениям следует осуществлять разработку психологических способов, методов, технических средств защиты общественного сознания от деструктивного влияния. Правоохранительные органы, подразделения вооружённых сил и специальные службы обязаны постоянно контролировать деятельность деструктивных объединений. Данная работа должна регламентироваться и проводиться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходима существенная корректировка национального законодательства, ориентированного, как и законодательства большинства стран мира, на защиту материальных, в том числе духовных (материальных), ценностей, физического здоровья человека, в целом его телесности, но, по сути, игнорирующего проблему защиты психической составляющей человеческой личности, его сознания, душевного спокойствия и благополучия. Особое внимание в данном контексте необходимо обратить на деятельность деструктивных общественных объединений (организаций и групп), деятельность которых основана на применении средств и методов агрессивного манипулирования личностью.

В современных социально-политических условиях становления в России демократии все без исключения традиционные конфессии прилагают серьёзные усилия по противостоянию нравственно-интеллектуальной, эстетической агрессии западных стран, открыто рассматривающих российское общество как объект своего геополитического воздействия. Иностранные спецслужбы используют новые религиозные движения, неправительственные некоммерческие организации, секты как фактор деструктивного влияния на социальную, экономическую, политическую, духовную жизнь нашего общества.

Латентная духовная деструктивность способствует стремительной духовной деградации человечества. При этом необходимо обратить внимание на то, что основа духовной (в том числе религиозной) жизни – это, по мнению автора, не какое-то вероучение само по себе, часто до конца непонятое значительной частью его приверженцев, но это обязательно некое особое состояние психики, отождествляемое людьми чаще всего с присутствием в человеке «духа», который неосознанно воспринимается людьми как объективно существующее, необъяснимое с рациональной точки зрения «явление».

Окружающая человека среда может как способствовать развитию его конструктивных способностей, так и уничтожить в нём творческое начало. Вероятнее всего, для социализированной личности окружающая его деструктивная среда не может стать условием полной деформации её сознания, выбора иных ценностных ориентаций. Однако для ещё не сформировавшейся личности такая среда, конечно же, будет губительна. Поэтому представляется совершенно очевидным, что частью государственной политики в духовной сфере должна стать государственная политика в сфере противодействия и профилактики социально опасных форм сектантства, представляющая собой систему официальных взглядов и принципов оперативного, тактического и стратегического характера в данной сфере общественных отношений, определяющих направления, методы и компетенцию государственных органов, институтов гражданского общества в области противодействия и профилактики сектантства в Российской Федерации.

Можно констатировать, что в основном на данный момент мероприятия в сфере противодействия и профилактики сектантства в современном российском обществе проводят созданные при участии традиционных конфессий благотворительные организации, медицинские и научные центры.

Использование потенциала общественных светских и религиозных социально ориентированных организаций и групп, конечно, необходимо и вполне оправданно, однако они должны только дополнять государственную часть системы обеспечения национальной (духовной) безопасности современной России. Активное влияние на данную сферу общественных отношений оказывают и другие институты гражданского общества, в частности, средства массовой информации, которые следует привлекать к деятельности по защите традиционных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических) ценностей современного российского общества.

На процессы, происходящие в мировом социуме во всех областях общественных отношений, существенное и во многих случаях решающее влияние также оказывают средства массовой коммуникации (СМК). Одним из самых влиятельных средств массовой коммуникации являются средства массовой информации (СМИ). Информационное общество, предпочитающее национальной и элитарной культуре массовую культуру, психологически уже зависит от радио и телевидения. Взаимосвязь массовой культуры и средств массовой информации, исследовавшаяся уже со второй половины ХХ века многими учёными[336] как очевидная проблема, привела в условиях современной России к деформации национальных стереотипов мышления и поведения, эстетических и этических ценностей и норм.

Исключительное влияние в современном мире на формирование общественного сознания, национального самосознания оказывают электронные средства массовой информации, в частности, Интернет, глобализирующий отношения индивидуумов вне зависимости от их пола, возраста, этнической и религиозной принадлежности. Ориентируя свою деятельность на пробуждение в человеке примитивных психофизиологических инстинктов, информационные киберсистемы превращают всю планету в «глобальную деревню»[337], которая в силу своей примитивной узкогрупповой и малопространственной ментальности ограничивает личность в её духовном развитии. Доступность некачественной информации, в том числе деструктивной продукции массовой культуры (видеоигр, фильмов, развлекательных интернет-сайтов, пропагандирующих деструктивные и делинквентные социальные явления) – прямая угроза духовности российского общества. Поэтому контроль за виртуальным пространством – это, прежде всего, вопрос обеспечения духовной (информационно-психологической) безопасности.

Попытка создать некую виртуальную наднациональную ментальность в настоящее время вполне очевидна. Деятельность в данном направлении, видимо, велась на протяжении последних шестидесяти лет и продолжается до сих пор. Главная её цель – создание универсальных моделей (стандартов) социально одобряемого мышления и поведения, которые отличает направленность на глобальное наднационально-культурное, внеконфессиональное установление личной и групповой идентичности. Этому достаточно плодотворно способствуют, по справедливому выводу Э. Тоффлера, «централизовано разработанные образы, впрыснутые в массовое сознание средствами массовой информации»[338]. В современной России – это трагическая реальность сегодняшнего дня. Происходит полная ценностная дезориентация общества, во многом обусловленная резким отказом от идеалов (в том числе конструктивных идеалов) советской эпохи. Формирование новой системы духовных ценностей представляет собой децентрализованный процесс, происходящий в условиях столкновения официально пропагандируемой культуры политической и финансовой элиты страны,- с одной стороны, и культуры экономически ущемлённого большинства населения,- с другой. Всё это болезненно переживается творчески активной частью общества и негативно влияет на его духовную жизнь. При этом негатив часто искусственно усиливается посредством деятельности антироссийских СМИ, создающих (в буквальном смысле) виртуальное, не имеющее никакого отношения к реальности, заведомо ложное информационное пространство, само существование которого следует расценивать как прямую угрозу национальной (информационно-психологической) безопасности России.

Стремясь увеличить прибыль, производители массовой информации и массовой культуры не обращают внимания на качество выпускаемой ими продукции, а следят лишь за тем, чтобы она удовлетворяла потребности (главным образом, примитивные психофизиологические) как можно большей части аудитории СМИ. Пользуясь отсутствием общественной цензуры (при наличии цензуры денег и узкогрупповых интересов), они пропагандируют антироссийские идеи, инспирированные спецслужбами геополитических конкурентов России, внедряют в общественное сознание унифицированные наднациональные стереотипы мышления и поведения. Эта угроза национальной безопасности очевидна.

Результаты экспертного опроса показали, что две трети представителей государственных органов и более половины (12 экспертов) представителей институтов гражданского общества считают необходимым создание в современной России системы патриотически ориентированных средств массовой информации[339].

Можно констатировать, что проблемы в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности современной России очевидны для граждан нашей страны, считающих, что государству необходимо принять соответствующие меры, направленные на создание условий для получения обществом достоверной и полной информации. При этом средства, которые следует использовать государственным институтам, по мнению значительной части населения, могут быть достаточно радикальны. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего исследования в 2007 году по вопросу о необходимости введения государственного контроля за средствами массовой информации: «Больше половины опрошенных – люди разных возрастов и социальных категорий – высказались за цензуру»[340]. Подобное отношение общества к проблемам, существующим в сфере духовной жизни (информационно-психологической безопасности), ещё раз подтверждает наличие значительного интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала у всего российского общества.

Существенную роль в процессе сохранения духовных ценностей играют государственные и иные патриотически ориентированные средства массовой информации. Создание единого информационного пространства – одно из основных условий, способствующих развитию отдельной личности и общества в целом. Этот процесс невозможно организовать без использования потенциала отечественных электронных СМИ. Последние стали реальным полем открытой деструктивной деятельности экстремистски настроенной части общества, пропаганды различных светских антисоциальных идеологий и учений религиозных, псевдорелигиозных и секулярных сект.

Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить своё внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и (в целях их профилактики) на предупреждении, пресечении объективно существующего, в том числе в виртуальном пространстве, духовного терроризма и экстремизма. В Интернете активно развиваются и распространяются в режиме реального времени деструктивные идеологии и идеологемы. Радикалов становится всё больше и не только среди молодёжи, которая энергичнее других объединяется в различные группы (в том числе антисоциальной направленности). Радикализируются все группы имущественно ущемлённого населения, которых с каждым годом не становится меньше. Для решения задачи по переориентации радикальной части общества, чья деятельность в основном сосредоточена в виртуальном пространстве, необходимы специалисты: кибер-психологи, интернет-технологи, разбирающиеся в вопросах, касающихся формирования и эволюции виртуальной реальности, оперирующие жаргоном «интернавтов», способные адекватно реагировать на их провокации и любые другие реальные и виртуальные действия.

Представляется совершенно очевидным, что в Совете Безопасности, Национальном антитеррористическом комитете, Департаменте МВД России (Центрах в субъектах Российской Федерации) по противодействию экстремизму следует создать группы специалистов данного профиля. Подготовка может быть осуществлена на базе ведомственных учреждений, организующих мероприятия по повышению квалификации, с привлечением специалистов гражданских научно-исследовательских и образовательных учреждений. Осуществление постоянного мониторинга Интернет- пространства – это необходимость уже сегодняшнего дня. Конечно, в какой-то степени данная работа ведётся. Однако этой проблемой должны заниматься высококвалифицированные специалисты правоохранительных органов, подразделений вооружённых сил и специальных служб.

В России следует создать систему патриотически ориентированныхСМИ, которая станет частью системы обеспечения национальной безопасности в целом и духовной безопасности современного российского общества в частности. Бесконтрольное производство информации в условиях проводимых в отношении России информационно-психологических диверсий, в контексте реализации концепции сетевых войн,- недопустимо. Преобладанию коммерческих средств массовой информации необходимо противопоставить государственную систему пропаганды национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, историко-культурных) ценностей.

В настоящее время анализ деятельности институтов гражданского общества в их взаимодействии с государственными учреждениями и органами в сфере профилактики деструктивных процессов в духовной сфере современного российского общества позволяет сделать следующие выводы:

1. Данная работа носит несистемный, некомплексный характер и является малоэффективной как на федеральном, так и региональном уровнях. Государственные органы и институты гражданского общества нерационально используют свои потенциалы и недостаточно плодотворно взаимодействуют между собой.

2. Правовое обеспечение деятельности в сфере профилактики деструктивных тенденций в духовной сфере (в частности, профилактики экстремизма, терроризма, социально опасных форм сектантства) требует постоянного совершенствования. Необходимо внесение срочных изменений и дополнений в существующие законодательные акты Российской Федерации.

3. Проблемы деструктивного влияния на общественное сознание исследуются учёными-энтузиастами и нерегулярно обсуждаются на различного рода форумах, инициаторами проведения которых, в большинстве случаев, выступают общественные и религиозные организации. Плановое научное изучение данных проблем не ведётся ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

4. В органах законодательной власти, правоохранительных органах, специальных службах не существует отделов (или хотя бы специалистов), осуществляющих деятельность по выявлению и ликвидации угроз в сфере духовной жизни российского общества (в частности, в области защиты общественного сознания). Кадры для подобных подразделений не готовит ни одно из образовательных (в том числе ведомственных) учреждений Российской Федерации.

5. Существующие реабилитационные центры для бывших адептов сект и членов их семей созданы общественными светскими и религиозными организациями. При этом государство практически устранилось от решения проблем социализации бывших сектантов, конструктивного реформирования их сознания.

6. На федеральном и региональном уровнях не ведётся комплексная контрпропагандистская работа по дискредитации деструктивных идеологий, организаций и групп (экстремистов, террористов, сектантов), а также не осуществляется пропаганда исторически сложившихся в России национальных, культурных и религиозных ценностей.

7. В современном российском обществе спонтанно уже фактически появилась духовная оппозиция из лиц, не принимающих официально пропагандируемое искусство (в том числе и массовое), науку, традиционные религии. Данная часть общества объединяется в неформальные организации и группы, формирует негативное общественное мнение о деятельности государственных органов и общественных организаций.

8. Деятельность представителей государственных органов, общественных светских и религиозных организаций в сфере профилактики деструктивных процессов в духовной сфере, в некоторых случаях, носит декларативный, и даже корыстный характер, что подрывает доверие общества к данной деятельности.

9. Идеологический вакуум, существующий в современном российском обществе, способствует проникновению в нашу страну деструктивных религиозных и светских идеологий (идеологем), что приводит к негативным процессам в духовной сфере.

10. Средства массовой информации являются одним из существенных субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности Российской Федерации. Влияние СМИ на формирование общественного сознания реально и очевидно, но оно может быть как социально полезным, так и деструктивным.

11. Ситуация, сложившаяся в сфере духовной жизни современного российского общества, характеризуется наличием серьёзных внутренних и внешних угроз нашей духовности, выявление и ликвидация которых возможно только посредством реализации государственной политики в сфере обеспечения духовной безопасности.

Устранение данных деструкций в деятельности субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности позволит реально укрепить обороноспособность России, сохранить её стратегический потенциал в условиях современного геополитического соперничества. Также необходимо обратить внимание на то, что существенное влияние на формирование интеллектуальных, этических, эстетических ценностей как одного из основных факторов обеспечения национальной безопасности в современном мировом социуме оказывает массовая культура, а также социально ориентированные и деструктивные неформальные общественные объединения.

В заключение можно сделать следующие выводы. Институты гражданского общества представляют собой реальную социальную силу. Поэтому могут и должны быть привлечены в качестве равноправных субъектов, как и государственные учреждения и органы, к обеспечению национальной безопасности, в том числе безопасности духовной сферы современного российского общества. При этом необходимо учитывать, что наряду с такими институтами гражданского общества, как официально зарегистрированные общественные (светские и религиозные) объединения, общественные советы при государственных структурах, творческие и иные союзы, средства массовой информации, существуют неформальные объединения граждан, которые способны оказывать не менее значительное влияние на социальные процессы в современном обществе, а, значит, их деятельность напрямую влияет на национальную безопасность. Следовательно, конструктивные неформальные общественные объединения необходимо использовать в сфере защиты духовности современной России, включив как полноправных субъектов в систему обеспечения духовной безопасности российского общества. Особенно это актуально в условиях доминирования во всём мире вестернизированной массовой культуры, являющейся важнейшим фактором современного геополитического соперничества.

 

 








Date: 2015-11-14; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию