Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовном геостратегическом пространстве
Современная геополитическая ситуация, сложившаяся в мире, требует определения стратегических перспектив и приоритетов развития России не только в сфере материальной, но и духовной эволюции. В этой связи необходимо вести речь не только о геостратегическом пространстве, под которым следует понимать мировое пространство, включающее в себя поверхность земного шара и воздушно-космическое пространство с зонами жизненно важных интересов того или иного государства, но и о духовном пространстве отдельных стран, а также о духовном геостратегическом пространстве как области реального и виртуального мира. В целях сохранения своего державного статуса, прогрессивного развития во всех областях социальной жизни России следует проводить целенаправленную политику в сфере духовных отношений как внутри страны, так и за её пределами, то есть осуществлять духовную геостратегию в существующем духовном геостратегическом пространстве мирового сообщества и, собственно, в отечественном духовном пространстве. Вопросы общей геостратегии уже нашли определённое отражение в исследованиях различных авторов[222]. Духовное геостратегическое пространство – это единое культурное, информационное, научное, образовательное, религиозное пространство мирового социума, представляющее собой особую область ноосферы, в которой происходят процессы, оказывающие ключевое влияние на развитие человеческого сознания, взаимодействие человека и общества, общества и природы, не ограничивающуюся сегментом реального существования человечества в современный исторический период, но являющуюся глобальным духовным пространством, включающем в себя также космическое и виртуальное пространство, в котором люди могут присутствовать посредством своей сознательной (духовной) деятельности. При этом следует понимать, что духовное пространство страны, в том числе и России,– это не государственно-территориальное образование (также как и геостратегическое пространство мирового сообщества), это то пространство, в рамках которого преобладает культура народов какой-либо страны, в обществе (или в значительной части социальных групп) укоренены национальные историко-культурные, религиозные, то есть духовные ценности. Сохранение и расширение духовного пространства является одним из основных условий существования, прогрессивного развития и, как следствие, активного участия России в геополитических процессах в XXI веке. Достижение этих целей диктует необходимость реализации государственной стратегии в сфере духовной жизни современного российского общества, определение основных приоритетов, выявления (посредством постоянного мониторинга) существующих и вновь возникающих вызовов и угроз во всех сферах социальных отношений, так как все они связаны с духовной эволюцией. Не вызывает сомнений, что такой областью является сфера духовных отношений как в региональном, так и международном аспектах. Духовная сфера общества является областью реальной психической, то есть сознательной (духовной) деятельности человека в её исторической эволюции, включающей в себя также и уже существующее кибернетическое пространство как область соприкосновения человеческого и искусственного интеллекта. Всеобщее духовное геостратегическое пространство и духовное пространство России, духовная сфера современного российского общества (также как экономическая и политическая сферы общественного развития) подвержены процессам, связанным с глобализацией социальной жизни мирового сообщества. Вне всякого сомнения, глобализация затрагивает все области общественных отношений, относящихся к сфере духовной жизни социума, и особенно – информационную, науку и образование. Их развитие оказывает наиболее значимое и быстрое влияние на состояние духовности народов отдельных стран и всего мирового социума. Поэтому данные сферы являются особенно важными для сохранения государством своего геополитического положения в мире. Область духовной жизни – это сфера ментального развития, которая формируется на протяжении длительного исторического периода в процессе общественной эволюции. Поэтому требуется прагматичный стратегический взгляд на вопросы духовной геостратегии в современных геополитических условиях. Основной задачей геостратегии государств в духовном пространстве мирового социума является укрепление духа нации, моральных устоев общества, без которых невозможно эффективное обеспечение национальной безопасности. Слабые духом, слабы во всём, независимо от возможного кратковременного успеха и каких-то достижений в различных сферах общественной жизни. Нации, подверженные деструкциям в области духовных отношений, всегда были и будут объектами открытой или латентной агрессии. В этой связи представляются справедливыми выводы, которые сделал западный военный теоретик Э.Д. Кингстон-Макклори, сформулировавший следующий закон геополитики: «нападают лишь на слабых, на сильных – никогда. На слабых, но показывающих вид, что они сильны, нападают реже, чем на сильных, но не умеющих показать своевременно свои силы и производящих со стороны впечатление слабых»[223]. Таким образом, можно заключить, что: с геополитической точки зрения мало иметь развитую экономику и сильную армию, великую историю и древнюю культуру, но не менее, а, может быть, и ещё более важно убедить в этом другие народы. В области геополитики более позитивно,– не имея каких-либо достижений, создавать их видимость, осуществляя соответствующую пропаганду, нежели в ситуации реального наращивания своих экономических и духовных потенциалов, считаться слабым. Главную роль в процессе осуществления геополитической пропаганды играют средства массовой коммуникации при всёвозрастающем влиянии электронных СМИ. Духовность современного мира – это, в значительной степени, информационная духовность, которая может быть и нереальной, но существующей как факт окружающего (пусть и виртуального) мира. В современной России (как и в мировом социуме в целом) следует говорить о наличии разных ипостасей духовности, к которым относятся реальная и виртуальная духовность. С одной стороны, духовная жизнь российского социума – это многовековая история нашего культурного, религиозного, научного, образовательного развития (реальная эволюционирующая духовность); с другой, многие люди уже живут в мире своих (или навязанных им) иллюзий – это создаваемое из элементов разных культур духовное пространство, в основе которого получаемая извне информация, но не национальная ментальность, история и культура. Необходимо соединить лучшее, что есть во вновь создаваемой виртуальной духовности с духовностью традиционной, сложившейся исторически. Несомненным достоинством «новой» духовности является её информационная составляющая. Виртуальная духовность может соперничать с реальной духовностью, в значительной степени, а, может быть, и исключительно благодаря её быстрому распространению (рекламе) в существующем глобальном информационном пространстве. К сожалению, приходится констатировать, что предоставленный России шанс стать одним из духовных гегемонов в современном мире не используется нами, несмотря на стремление занять важное место в геополитических отношениях. Вместе с тем, нельзя не отметить, что определённая стабилизация социально-политической, экономической жизни в современной России, становление и развитие гражданского общества и правового государства позволили вернуть нашей стране статус державы, во многом утраченный после распада СССР. В сложившихся на данный момент в мире условиях Россия способна не только отстаивать свои национальные интересы, но и активно влиять на все происходящие в мировом социуме геополитические процессы, в том числе в геостратегическом духовном пространстве. Стремительное и эффективное развитие современного российского общества во всех сферах социальной жизни вызывает обоснованное беспокойство у потенциальных геополитических противников и конкурентов России, стремящихся монополизировать своё влияние на решение глобальных вопросов мирового социума. Наша страна, обладая огромными природными и людскими ресурсами, является объектом пристального внимания и интересует все экономически развитые государства, которые пытаются подвергнуть сомнению суверенное право Российской Федерации, её народа на их использование по своему усмотрению. На данный момент в основном латентно, но иногда и вполне открыто, России предъявляют необоснованные претензии по этому вопросу. Реализуя свои планы, которые, видимо, имеют целью дальнейшее территориальное дробление российской территории и получение доступа к добыче и контролю над распределением природных ресурсов, наши геополитические конкуренты и потенциальные противники предпринимают меры по игнорированию наших национальных интересов. Представляется вполне очевидным, что вступать в открытую конфронтацию с Россией, обладающей мощным ядерным потенциалом, не решится ни одно государство. Вместе с тем, ограниченные энергетические и пресноводные ресурсы нашей планеты диктуют необходимость уделять этому вопросу максимальное внимание, что и делают большинство развитых или стремительно развивающихся экономик мира. Поскольку столкновение экономических и политических интересов нашей страны и других стран рано или поздно достигнет своей критической точки в связи с вышеизложенными причинами, потенциальные противники России будут прилагать максимум усилий к минимизации позитивных процессов в социальной и экономической жизни в нашем обществе. Необходимо ещё раз подчеркнуть: латентное противостояние России и её геополитических конкурентов нарастает с каждым годом. Наши противники понимают, что единственным условием, которое позволит вести с нами диалог с позиции диктата, является разрушение единого духовного пространства Российской Федерации, уничтожение национальной ментальности российской нации, девальвация духовных ценностей и внедрение деструктивных, с точки зрения национального самосознания, стереотипов мышления. Ещё одним важным направлением дестабилизации духовного пространства России, вектором её социально-политического разрушения является внедрение в общественное сознание негативного образа религии Ислам и её приверженцев. Налицо попытка противопоставить Православное христианство и Ислам, столкнув их в открытом, в том числе вооружённом, соперничестве. Можно считать, что данный процесс уже начался, в том числе с помощью неграмотной политики внутри России. Войны в Чеченской республике в значительной степени способствовали его стремительному развитию. Народы, исповедующие Ислам на Северном Кавказе, уже противопоставлены в результате взаимного уничтожения всем, принимавшим участие в военных кампаниях последних двух десятилетий (в основном это были русские, исповедующие Православное христианство). Все эти обстоятельства указывают на то, что обеспечение национальной безопасности в духовной сфере общественных отношений – это одна из основных задач и одно из главных условий сохранения России как суверенного развитого государства, способного адекватно и своевременно отвечать на все внутренние и внешние вызовы и угрозы. Реальную опасность для существования нашей страны представляют негативные процессы, уже происходящие в духовной сфере современного российского общества. Духовное разобщение народов России по национальному, конфессиональному, идеологическому, культурному признакам угрожает территориальной целостности Российской Федерации и может привести к разделению на самостоятельные экономически (и, в значительной степени, политически) государственные образования в границах существующих регионов, субъектов федерации или федеральных округов. Разрушение единого духовного пространства России – это одна из основных угроз нашей безопасности. Даже объединение Русской Православной и Русской зарубежной Православной Церквей является лишь декларацией о некоем объединении, хотя и очень обнадёживающей. В этой связи необходимо отметить, что в условиях глобализации во всех сферах социальной жизни мирового сообщества крайне важно как сохранить единое духовное пространство внутри страны, так и укрепить влияние России во всём мире или хотя бы среди русскоязычного населения всех иностранных государств. Деятельность наших соотечественников при существующих глобальных отношениях может быть полезной и важной для развития не столько мирового социума в целом, сколько нашей национальной экономики, культуры, науки и образования. Тем более, что глобальные риски и угрозы в духовной сфере стремительно и неуклонно нарастают. Российские учёные справедливо отмечают: «сравнение динамики народонаселения Европы и Азии показывает, как в самое ближайшее время центр развития переместится в Азиатско-тихоокеанский регион»[224]. Стоит отметить, что эта территория развита и духовно, по крайней мере, религиозная составляющая в нём достаточно мощная, хотя идеологически, возможно, восточные общества проигрывают западным, культивирующим идеологию «золотого миллиарда». Однако не вызывает сомнений, что как один из духовных центров мира данный регион актуален уже сегодня и тенденция по его развитию во всех областях социальной жизни будет только усиливаться. Автор согласен с исследователями, полагающими, что в современных условиях, несмотря на расширяющиеся экономические связи России и Китая, накапливается геополитический и региональный конфликтогенный потенциал, который усиливается посредством нарастающего демографического дисбаланса[225]. В этом случае речь идёт не только о столкновении экономических и политических интересов, связанных со стремлением Китая расширить своё жизненное пространство, но и о столкновении в сфере национальной культуры и национальной ментальности, то есть национальной духовности. По мнению автора, можно предложить следующую формулу геополитики: от того, насколько нация развита духовно, насколько эффективно обеспечивается информационная, культурная, религиозная, научная, образовательная, идеологическая безопасность, настолько будет возрастать или уменьшаться вероятность нападения на государство его геополитических конкурентов. В связи с этим необходимо отметить, что в современной России уже велась определённая работа в сфере отражения угроз её духовности. Однако, несмотря на то, что обеспечение духовной безопасности, по сути, признаётся одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, до сих пор не выработана чёткая и приемлемая для большинства граждан страны государственная политика в данной области и, как следствие, геостратегия в духовной сфере мирового социума (духовная геостратегия). Духовная геостратегия – это политическая концепция национального развития духовной сферы общества в мировом геостратегическом пространстве, реализация которой направлена на формирование условий для сохранения национальных духовных ценностей, усиления влияния на духовную жизнь обществ иностранных государств посредством воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание через использование национальных духовных потенциалов. Духовная геостратегия является одной из важнейших составляющих общей геополитической стратегии государства. Духовная геостратегия – это один из инструментов (средств, методов) реализации геополитики, представляющей собой комплекс теорий и практических действий, направленных на достижение тактических и стратегических целей в мировом геостратегическом пространстве. В данном контексте автор с сожалением констатирует, что в современной России до настоящего времени фактически отсутствует национальная концепция духовного развития. В то же время необходимость обеспечения безопасности духовной сферы России как одного из основных объектов обеспечения национальной безопасности вполне очевидна. Логика геополитической конкуренции предполагает поиск стратегических союзников. В сложившихся в мире условиях у России есть множество потенциальных партнёров, в том числе и в духовной сфере. Данное обстоятельство, по справедливому мнению В.Н. Иванова и В.К. Сергеева, обусловлено, главным образом, тем, что: «потребности «золотого миллиарда», его экономические и политические притязания становятся неприемлемыми для остальных жителей планеты»[226]. Все страны и народы, коим уготована участь «недоразвитых» членов мирового сообщества, естественным образом станут нашими геополитическими партнёрами, следует только проводить ясную действенную политику в современном геостратегическом пространстве. Деятельность России в сфере обеспечения духовной безопасности российской нации должна приобрести во многом геостратегический характер. Без выполнения этого требования невозможно осуществлять эффективное развитие отечественного социума в области духовных отношений и, как следствие, прогрессивное развитие в целом. Реализация духовной геостратегии России позволит нашей стране сохранить свою целостность и усилить своё геополитическое влияние в современном мире. Одним из основных факторов духовной геостратегии является духовное развитие современного российского общества. При этом следует ещё раз обратить внимание на тот факт, что развитие любого социума – это процесс эволюции всех сфер общественной жизни в их взаимном, постоянном влиянии друг на друга, особенно в современном глобализирующемся мире. Однако следует отметить, что значение различных областей социальных отношений для сохранения целостности государства и развития общества, несмотря на важность каждой из них, всё-таки неодинаково. Например, развитие военной сферы может не рассматриваться в качестве приоритетного направления обеспечения национальной безопасности на каком-то историческом этапе в связи с благоприятной геополитической обстановкой и созданными заранее условиями для эффективного обеспечения безопасности государства в случае вооружённого конфликта (хотя и это утверждение, конечно, не бесспорно, так как и геополитическая ситуация может быстро измениться, и материально-технических потенциалов государства может не хватить в случае внезапно возникшего открытого противостояния). Тем не менее, концентрацию усилий государства при стабильной геополитической обстановке можно сосредоточить в других областях общественной жизни. В этой связи вполне обоснованным утверждением, по мнению автора, является то, что духовная сфера общества и в мирное время и, конечно же, в военный период представляет собой основу всей социальной жизни, полноценного развития общества, обеспечения его безопасности. Стабильность в области духовных отношений не менее важна, чем прогресс в сфере экономической. Военная безопасность не может быть достигнута без сохранения ментальности нации, культурно-исторического наследия, общественной морали и нравственности каждого человека. Современные российские исследователи обоснованно утверждают, что проблема безопасности связана, в первую очередь, с кризисом духовно-нравственных устоев современного общества, которые были исторически созданы социокультурным творчеством и трудом различных поколений россиян[227]. Духовное развитие общества – это творческое, нравственное, интеллектуальное развитие людей, его составляющих, в том числе маргиналов, своим поведением часто выражающих не столько своё личное отношение к происходящим в социуме процессам, сколько мнение определённой части населения, не решающегося открыто заявить о своей гражданской позиции. Развитие общества (за исключением отдельных маргиналов) зависит от изменяющихся внешних условий, окружающего бытия. Но каковыми бы ни были условия существования социума, одним из самых важных аспектов его прогрессивной эволюции является духовное (интеллектуальное, нравственное, эстетическое) состояние людей. Именно поэтому в национальной доктрине, предложенной российскими исследователями в начале 90-х годов ХХ века, указывалось, что для России – это императивный фактор её существования, так как: «будущее – за сообществом людей нравственных»[228]. Без общества, которое составляют люди нравственные, не может быть великой державы, да и собственно суверенного государства. Однако, что же может быть духовной основой нового российского общества, его полноценного творческого развития: мораль светская или религиозная? Система национальных духовных ценностей всё ещё не сформирована. Религиозные ценности для большей части общества (как уже подчёркивалось) не абсолютны, ибо степень истинной религиозности российского социума невелика. Кроме того, искусственное наделение конфессий значительным общественным статусом способно привести к обратному (крайне отрицательному) результату. Гегемония Русской Православной Церкви в имперской России до 1917 года, к сожалению, не способствовала предотвращению в нашей стране трагических событий начала ХХ века. Перевороты и гражданская война, унёсшая миллионы жизней,– вот итог соединения в единую систему государства и самой большой конфессии, наделения её функциями государственного института. Став частью госаппарата, Русская Православная Церковь неизбежно приняла правила существования национальной бюрократии со всеми её латентными и очевидными недостатками. Поэтому автор, является, с одной стороны, сторонником усиления роли религиозных организаций в социальной жизни современного российского общества и соглашается с исследователями, которые полагают, что: «религиозное возрождение не тождественно архаизации. Оно несёт позитивный потенциал, способный обеспечить объективно необходимую модернизацию духовной сферы»[229]. Но, с другой стороны, необходимо подчеркнуть, что наделение каких-либо конфессий (особенно нетрадиционных для России) чрезмерными полномочиями отрицательно повлияет на социальную стабильность и государственное развитие. Приоритетное применение административно-командных методов в управлении процессами в духовной сфере общественной жизни недопустимо.
Увеличение количества религиозных организаций, в том числе приходов Русской Православной Церкви, негативно сказалось на качестве кадрового состава конфессий, что вполне объяснимо, ибо количество достаточно долго переходит в нужное качество. Общество это остро чувствует, и, когда людей пытаются привести к Богу строем, тем более пастыри, не отвечающие элементарным интеллектуальным и нравственным требованиям, ничего, кроме резкой антипатии социума к религии, данная ситуация вызвать не может. Вместе с тем, можно констатировать, что религия оказывает значительное влияние на духовное развитие общества,является одной из существенных составляющих его прогрессивной эволюции. Использовать потенциалы (особенно традиционных) конфессий не только возможно, но и необходимо в обязательном порядке. Не менее важным фактором духовного развития общества также является сфера интеллектуальной (научной, образовательной) деятельности, особенно качественный состав интеллигенции. Духовные императивы, формируемые в среде светской части духовной элиты, оказывают существенное влияние на процессы, происходящие во всех областях социальных отношений, и способны изменить ход исторического развития как в лучшую, так и в худшую сторону. По сути, интеллигенция (настоящая интеллигенция, то есть сообщество нравственных, патриотически настроенных людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом – авт.) – это, по справедливому мнению исследователей, духовная, идейная элита общества, с возникновением которой появляется новое духовное образование, обеспечивающее духовно-нравственное развитие общества, народа и отдельной личности[230]. Интеллигенция призвана прогнозировать будущее развитие социума и предлагать меры по предупреждению возможных негативных последствий общественной эволюции. Интеллигенция должна быть хранительницей светской части национальных духовных ценностей и ориентировать все социальные группы на сохранение своей культурно-исторической идентичности, прогрессивное, в том числе духовное, развитие. В данном контексте следует особо отметить оправданный вывод некоторых западных исследователей: «прогресс не является законом природы. Достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим»[231]. Это касается всех сфер общественной жизни. Одной из важных составляющих социального прогресса является развитие в области культуры. Без неё не может быть отдельной полноценной личности и духовно здорового общества в целом. Светская и религиозная компоненты культуры в современном информационном обществе в большинстве стран мира, в том числе и в России, представляют собой равные по важности составляющие духовной жизни социума. То есть духовная культура не должна рассматриваться исключительно как культура религиозная. Одновременно с этим нельзя не признать, что в ситуации, когда отсутствует светская (идеологическая) составляющая общественной жизни и до конца не сформирована система духовных ценностей, роль религии в социуме может стать доминирующей. Однако какая бы составляющая не доминировала, вне всякого сомнения, в современной России, как оправданно утверждает О.В. Афанасьева: «одной из приоритетных национальных задач является развитие отечественной духовной культуры, без которой невозможна осмысленная жизнь народа»[232]. Светская составляющая духовной культуры в значительной степени ориентирована на развитие интеллектуальной сферы. Религиозная – на развитие нравственности. Необходимо достигнуть состояния взаимопроникновения светского и религиозного в сфере культурной, интеллектуальной, эстетической, то есть духовной эволюции общества. Это особенно важно для современной России, для её молодёжи, которая не имеет ни устоявшихся светских духовных ориентиров, ни религиозных, и во многих случаях воспринимает религию как некую форму древнейшей субкультуры. Вместе с тем, автор считает справедливым мнение некоторых исследователей, утверждающих, что: «интеграция культуры, науки, образования в деле духовно-нравственного воспитания молодёжи и всего населения – это реальный путь к духовному возрождению России»[233]. Следует также отметить, что образовательный процесс не может быть механическим. Образование должно развивать в личности творческое начало. Во всех развитых странах это уже хорошо понимают, с возмущением реагируя на процесс обучения, при котором: «Дети учатся механистически запоминать … и не видят связи науки с окружающим миром»[234]. К сожалению, в России идёт обратный деструктивный процесс – процесс механизации образования, губительный для общества, ибо в современных условиях человеку невозможно механически переработать огромное количество информации, её можно только творчески усвоить, выбирая из всего массива материалов нужную его часть. Автор не может согласиться с одним из высказываний уважаемого С.В. Медведева о том, что гениальность – это поломка мозга[235]. Факт отсутствия у большинства людей желания раскрыть свои таланты и даже некая боязнь этого не позволяет делать подобные выводы. Напротив, автор считает возможным утверждать, что именно гениальность или, по крайней мере, творческая активность реализующего себя таланта, по сути, являетсянормальным состоянием любого Человека как социального, духовно, интеллектуально, эстетически и нравственно развивающегося существа. Среднее большинство – это как раз люди, требующие помощи в раскрытии их творческих потенциалов. Мозг именно этих людей находится в опасной стагнации, состоянии определённой неисправности, а не наоборот. Социальные условия либо помогают таланту реализовать себя, либо губят его. Государству необходимо создавать соответствующие благоприятные социальные условия. При этом человек, раскрывший свой талант, и человек, не сделавший этого, может быть атеистом и истинно верующим, но, что бы не преобладало в его отношении к окружающему миру, одно должно быть неизменным всегда (автор полностью согласен в этом с И.А. Ильиным): «инстинктивное самоуважение, которое перерастает затем в чувство собственного духовного достоинства»[236]. Воспитав такого человека, общество может не заботиться о том, как его побудить к духовному развитию, он сам будет стремиться к нему, он сам будет побуждать к этому окружающих его людей. Но воспитать творческую личность может только активно прогрессирующий социум, в котором в качестве высших ценностей почитаются ценности духовные, в качестве основных потребностей преобладают потребности нематериальные. В условиях стремительно развивающегося информационного общества данное обстоятельство особенно важно. Вместе с тем, следует учитывать, что без удовлетворения естественных физиологических потребностей людей невозможно вести речь об их всестороннем духовном развитии. И одновременно с этим можно обоснованно, как это делают исследователи, констатировать, что экономическая жизнь общества должна быть направлена на воссоздание духовной энергии людей[237]. Без духовного развития в современном мире не может быть истинного развития, в том числе в экономической сфере. Деградационные тенденции в экономической сфере начинаются с деформации духовности, с подмены национальных ценностей суррогатом иностранной массовой культуры и закона – криминальными понятиями. Криминализация общественных отношений – это прямое следствие духовной деградации общества. Преступность (как уже указывалось) культивирует деструктивную духовность (антидуховность). Кроме того, вопросы морали и нравственности в условиях глобальных угроз, вызванных во многом наличием у значительного числа государств оружия массового уничтожения, становятся всё более и более актуальными. Криминал уже давно вышел на международный уровень и выступает одной из существенных сил в геополитических отношениях. Академик Д.С. Львов справедливо констатировал, что проникновение международной преступности в экономику и духовную жизнь России может привести к полной экономической деградации и превращению её в «колониальную» структуру»[238]. Духовная дезориентация общества неизбежно ведёт к негативным последствиям во всех сферах социальных отношений. Дезориентация людей – это такое состояние, по оправданному мнению Э. Фромма, при котором человек: «чувствует себя усовершенствованной «вещью», зависимой от внешней силы, определяющей смысл его жизни»[239]. Такое положение может привести к формированию «антигражданского общества», самоуничтожающегося социума, основу которого будут составлять деградирующие люди. В таком обществе доминирующей формой деятельности будет регрессивное использование цивилизационного ресурса на основе криминально-террористических технологий[240]. Российский социум может сохранить свою национальную идентичность и государственность только при условии сохранения своего культурно-исторического наследия, прогрессивной общественной эволюции, основанной на духовном развитии отдельной личности и всех социальных слоёв населения.Духовное развитие – это многоаспектный процесс, включающий в себя развитие в сфере образования, науки, информации, культуры, искусства, религии. Духовное развитие – это развитие творческих (интеллектуальных, эстетических) потенциалов отдельной личности и всей нации в целом. Основными направлениями духовного развития современного российского общества можно считать следующие: 1. осуществление государственной поддержки (в том числе финансовой) творчески одарённых людей всех возрастов, пропаганда их достижений внутри страны и на международном уровне; 2. организация общественного контроля за деятельностью ведущих театров и кинокомпаний, производимых ими духовных продуктов в целях сохранения лучших традиций отечественного искусства; 3. создание системы пропаганды великих исторических достижений народов России, отдельных выдающихся деятелей во всех сферах общественных отношений; 4. популяризация в обществе научной деятельности, в том числе в области фундаментальной науки и фундаментальных исследований; 5. реформа системы образования: отказ от механистических методов преподавания и переход к творческому изучению преподаваемых дисциплин (творческим мастерским во всех образовательных учреждениях); 6. создание на федеральном уровне и в каждом субъекте Российской Федерации научно-популярных, литературно-художественных журналов и телеканалов, обеспечивающих возможность обмена информацией творчески активной части населения; 7. поддержка патриотически ориентированной части неформальной молодёжи, в том числе рок-движения, предоставление им эфира на радиостанциях и телеканалах; 8. предоставление возможности для духовной проповеди представителям традиционных для России конфессий в противовес агрессивной пропаганде, осуществляемой новыми религиозными движениями и сектами. Духовное развитие нации – это императив сохранения духовной целостности российского общества как самостоятельного субъекта мирового социума, участвующего в международных отношениях, а также территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. Несоблюдение этого условия, игнорирование факторов сохранения единого духовного пространства современной России неизбежно приведёт к духовной деградации российского общества, которое не будет способно справиться даже со своими внутренними проблемами. В сложившихся же на данный момент геополитических условиях в целях сохранения статуса «мировой супердержавы» Россия должна не просто быть сильной внутренне, но и проводить активную внешнюю политику, в том числе в современном духовном геостратегическом пространстве. Следует особо отметить, что России приходится отвечать на существующие и вновь возникающие угрозы в условиях нарастающего геополитического соперничества. Фактически против нашей страны применяется стратегия, точнее, «принцип анаконды». Сущность этого принципа, именуемого ещё «петлёй анаконды», заключается в блокировании противника и его уничтожении без открытого боя. Подобная тактика была применена во время гражданской войны (1861-1865 г.г.) в США генералом армии северян Мак-Клелланом. Впоследствии североамериканский контр-адмирал Альфред Тэйяр Мэхэн в своей работе «Влияние морской силы на историю: 1660-1783»[241] перенёс данный принцип на геополитический уровень и предложил уничтожать в «петлях анаконды» государства, являющиеся потенциальными противниками. По сути, США пытаются использовать «принцип анаконды» постоянно, в том числе и в отношении России. Это касается как вопроса геостратегического военного, экономического, политического, так и духовного противостояния. Современная геополитическая ситуация вокруг нашей страны характеризуется следующими обстоятельствами. Вокруг России создан пояс («петля») из недружественных нам (или способных стать таковыми после активного международного давления, инспирируемого США) бывших республик Советского Союза. Во многом они уже стали плацдармами для войск НАТО, которые посредством своих советников в военной и политической сфере контролируют геополитическую деятельность этих ныне суверенных государств. Кроме того, в данных странах ведётся серьёзная работа по разобщению народов бывшего СССР, то есть, помимо военно-политической разграничительной линии, создаётся полоса духовного отчуждения России от остального мира. Через этот буфер проходит вся информация, культурные связи и т.д., видоизменяясь в нём иногда до неузнаваемости. Таким образом, представляется вполне очевидным, что в сложившихся геополитических условиях нахождения России в «петле анаконды», в том числе в духовном смысле этого понятия, следует определить направления, средства и методы реализации духовной геостратегии нашей страны хотя бы на среднесрочную перспективу до 2020 года. Президент Академии геополитических проблем Л.Г. Ивашов в этой связи справедливо подчёркивает: «только в двух случаях американцы, а значит, и НАТО будут слушать и слышать Россию … когда мы будем иметь с ними геополитический (подчеркну особо – не военный) паритет … пока мы будем обладать способностью нанести неприемлемый военный ущерб их территории»[242]. Этот паритет и ущерб должен быть, в том числе, а, может быть, и прежде всего информационно-психологический. Таким образом, автор полагает возможным сделать следующие выводы по вопросам определения стратегических императивов существования России в духовном геостратегическом пространстве в условиях современного геополитического соперничества. Обеспечение духовной безопасности – это не только деятельность по сохранению национальных духовных ценностей внутри страны, но и проведение в жизнь политики в духовной сфере на международном уровне. Реализация политики в духовной сфере направлена на краткосрочную и среднесрочную перспективу в реально существующем духовном пространстве. Духовная геостратегия ориентируется на долгосрочный период в любом пространстве, включая виртуальное, где человек уже осуществляет или возможно будет осуществлять свою духовную деятельность. В этой связи следует ещё раз особо подчеркнуть, что геополитическое противостояние – это, в том числе, противостояние духовное. Поэтому духовная геостратегия является неотъемлемой частью геополитической стратегии государства в сложившихся международных условиях в глобальном, в том числе духовном, пространстве мирового социума. В качестве основных приоритетов духовной геостратегии можно определить: стимулирование развития и раскрытия творческих потенциалов российской нации; пропаганду национальных духовных ценностей внутри России и на международном уровне с целью расширения отечественного ментального влияния и духовного пространства; патриотическое воспитание общества (особенно лиц, осуществляющих управленческие функции в государственных институтах). В России сохраняется значительное разделение между духовной и финансово-политической элитой. Однако для успешного развития нашей страны необходимо, чтобы духовная элита стала частью финансово-политической и военной элиты, участвовала не только в формировании национального мировоззрения, но и в распределении общественных материальных благ. Для эффективной реализации духовной геостратегии современной России необходимо: 1. Укрепление духовного влияния российской нации на окраинах страны и в странах дружески настроенных по отношению к России. Данный приоритет необходимо реализовывать через создание духовных центров (культурные, религиозные, научно-образовательные анклавы, поселения творчески активных людей). 2. Сохранение единого духовного (главным образом, информационного, культурного) пространства России. Это условие, определяющее статус нашей страны как великого государства, одной из мировых супердержав. Информационное пространство можно и нужно контролировать, оно может быть объединено в единое информационное поле. 3. Проведение активной работы по пропаганде национальных духовных ценностей в целях создания в мировом социуме позитивного образа России в информационном пространстве других стран через отечественные и международные национально-культурные и научные центры. 4. Стимулирование творческой активности общества. Будущее страны напрямую зависит от количества творческих людей, реализующих свои потенциалы. Поэтому следует поддерживать таланты всеми силами и средствами. В этих целях необходимо ужесточить законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности, духовного (психического) здоровья людей. 5. Проведение политики увеличения взаимообмена с другими странами в области культуры, науки и образования, представляющих собой основу для прогрессивного развития человечества. Вместе с тем, недопустимо агрессивное проникновение в духовную сферу России образцов массовой унифицированной наднациональной культуры. 6. Поиск геостратегических партнёров в современном духовном пространстве мирового социума на основе близких культурных, национальных традиций, общих геополитических интересов в глобальной информационной среде. 7. Организация патриотического воспитания, особенно молодёжи в целях восприятия ими национальных духовных ценностей, патриотических идей и доктрин. На основании вышеизложенного, автор делает следующее заключение. Современная Россия пока ещё занимает значимое место в духовном геостратегическом пространстве, благодаря сохранившимся духовным потенциалам. Духовные потенциалы государства – это непременная составная часть геополитического потенциала. Осуществляя реализацию духовной геостратегии, Россия сможет не только укрепить свой духовный потенциал внутри страны, но и станет ещё более сильным геополитическим конкурентом. Одновременно с этим следует обратить внимание на то, что необходимо искать поддержку не только в странах бывшего СССР, но и во всём мире. При этом речь идёт изначально не столько о геополитических военно-политических проектах, сколько об усилении национально-культурного обмена, иначе говоря, о духовном партнёрстве, а также неагрессивной взаимовыгодной духовной экспансии в современном духовном геостратегическом пространстве. Основной составляющей данной деятельности будет пропаганда российской общенациональной идеи, национальных духовных ценностей, которые являются императивным фактором сохранения единого духовного пространства России, развития российской нации в современном геостратегическом пространстве. Date: 2015-11-14; view: 695; Нарушение авторских прав |