Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Современного российского социума. Обеспечение духовной безопасности современного российского общества возможно только при условии определения и создания фундаментальных социальных основ данной





 

Обеспечение духовной безопасности современного российского общества возможно только при условии определения и создания фундаментальных социальных основ данной деятельности, предполагающей консолидацию для этих целей всех конструктивных сил общества и государственных субъектов обеспечения национальной безопасности. В условиях современного геополитического соперничества необходимо плановое и системное государственное регулирование общественных отношений в духовной сфере, что позволит реализовать государственную политику обеспечения духовной безопасности, эффективно противостоять внутренним и внешним угрозам духовности современной России. Любое государство всегда стремится обезопасить себя и своё общество от внутренних и внешних угроз, одним из видов которых были и остаются угрозы в сфере духовной безопасности. Основным направлением обеспечения безопасности духовной сферы общества является сохранение и защита от ущерба национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей. Как отмечают исследователи из Института социально-политических исследований Российской Академии Наук (ИСПИ РАН): наша «Страна «зависла» на промежуточной ступени между распадающейся советской идентичностью и так пока не сложившейся до конца национально-государственной идентичностью»[297]. В современной России фактически не сформирована новая постсоветская система духовных ценностей. В существующих социально-политических условиях «символы величия россияне … в основном «черпают» в советском прошлом»[298], желая жить в обществе «социального равенства (71 %)»[299]. Сложившаяся в современной России духовная ситуация создаёт угрозу национальной безопасности, так как отсутствие принимаемой большинством российского общества системы ценностей благоприятствует эскалации феномена деструктивной духовности.

Негативные тенденции в духовной сфере современного российского социума мешают формированию гражданского общества, совершенствованию правового государства, то есть становлению в России демократии. Создавшаяся ситуация, в основном, обусловлена следующими причинами:



- во-первых, неспособностью государства во многих случаях справедливо распределять материальные богатства страны; передачей управления и владения ресурсами лицам, в большинстве случаев, не обладающих высокими моральными качествами;

- во-вторых, социальной и правовой незащищённостью значительной части граждан и одновременно утратой государством способности эффективно осуществлять выявление и наказание за преступные (в том числе тяжкие) деяния;

- в-третьих, отсутствием продуманной государственной политики в сфере противодействия деструктивному воздействию на общественное сознание российского социума, которое осуществляется в контексте проводимой против России информационно-психологической войны.

Организация эффективной деятельности по обеспечению национальной безопасности возможна только в том случае, если государственные институты будут иметь полное представление о целях, задачах, средствах и методах защиты духовности современной России. Организация постоянной системной деятельности в этом направлении обуславливает необходимость выработать стратегию обеспечения духовной безопасности, которая будет представлять собой долгосрочную программу согласованных действий (государственных институтов и институтов гражданского общества), направленных на решение задач по достижению тактических и стратегических целей в культурной, религиозной, информационной, идеологической, научной, образовательной сферах общественной жизни. Стратегия обеспечения духовной безопасности России станет составной частью всеобщей стратегии обеспечения национальной безопасности.

Стратегические цели государства в духовной сфере невозможно достичь без привлечения к этому процессу всех сил и средств государства и общества. Принципы, средства, методы, основные направления деятельности по обеспечению духовной безопасности необходимо не только определить, но и закрепить в соответствующих правовых актах. Государство должно выработать национальную политику в данной области.

Почти одна треть экспертов, опрошенных автором, указали, что основным направлением обеспечения духовной безопасности современного российского общества является формирование государственной политики в данной сфере (7 – представителей государственных институтов и 6 – институтов гражданского общества)[300].

Ответственность за реализацию государственной политики в духовной сфере должна быть возложена на государственные и общественные институты, образующие национальную систему обеспечения духовной безопасности современной России. Основным вопросом при этом будет вопрос о сохранении материальных и духовных ценностей, наличие и использование которых обеспечивает определённый уровень жизни и развития отдельной личности и общества в целом. Нельзя также забывать, что проблема ухудшения качества жизни – это не только проблема экономического характера; так как качество жизни, по справедливому мнению исследователей,– это «совокупность характеристик объекта (жизненного цикла человека), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые физические и духовные потребности»[301]. Возникающие в обществе потребности, в том числе духовные, обуславливают возникновение новых материальных и духовных ценностей.



В условиях современной России, характеризующихся спонтанным формированием новой системы национальных ценностей, необходима разработка и применение социальных технологий в области духовного развития современного российского общества, представляющих собой совокупность средств и методов социального управления, направленных на выявление закономерностей развития социальных процессов, деятельности социальных институтов, применяемых для регулирования общественных отношений в духовной сфере. Это особенно важно сейчас, поскольку в глобализирующемся мире усиливаются деградационные процессы в духовной (культурной, научной, образовательной, религиозной, информационной) сфере. При этом, следует отметить, что средства и методы антисоциальной деятельности становятся всё более универсальными. В информационном обществе расширились возможности для эффективного использования научно-технических достижений, как во благо, так и во зло человечеству в глобальном масштабе.

Проблемы духовной деградации отдельной личности и целых социальных групп, которые и являются основой развития различных деструктивных социальных феноменов, имея свою современную специфику, обладают чертами, характерными для дореволюционной России и советского периодов эволюции нашего общества. В этой связи, необходимо ещё раз подчеркнуть, что угрозы духовности следует рассматривать как угрозы национальной безопасности в целом. Обеспечить безопасность государства и общества как в имперский период развития нашей страны, так и в современной России, конечно же, невозможно без обеспечения военной безопасности, и в этом контексте неважно, чьи интересы: государства, общества или личности – имеют наивысшую ценность. Развитие общества и существование отдельной личности (гражданина свободной страны) без сохранения государственного суверенитета (благодаря военному потенциалу) невозможно, но и обеспечить военную безопасность, не имея духовных основ, даже самая технически оснащенная армия неспособна. Поэтому в современной России также обращается достаточно пристальное внимание на проблемы обеспечения безопасности в духовной сфере (об этом свидетельствуют положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[302], а также «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»[303]). В то же время, в официальных документах практически отсутствует даже упоминание о негативной деятельности в российском обществе религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и «миссионеров». Такое положение сохраняется, несмотря на то, что их деятельность, также как деятельность террористических, экстремистских, иных преступных организаций, представляет не только угрозу жизни и здоровью, материальному благополучию отдельных граждан и обществу в целом, но в значительной степени, духовному здоровью нации, главным образом, общественному сознанию, воздействие на которое осуществляется представителями данных организаций посредством использования современных возможностей средств массовой информации (в основном электронных), нематериальных видов оружия, средств и методов агрессивного манипулирования личностью.

В сложившихся в современной России условиях представляется совершенно очевидным, что в духовной жизни нашего общества существуют серьёзные проблемы, усиление которых реально угрожает национальной безопасности. Решение вопросов, связанных с регулированием социальных отношений в духовной сфере, должно стать одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях должен осуществляться комплекс мер по реализации целенаправленной государственной политики как в сфере обеспечения национальной безопасности в целом, так и в области обеспечения духовной безопасности в частности.

Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества (духовной безопасности) должна представлять собой систему духовных императивов, официальныхнаучно-прагматических взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы совместной деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по защите национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей, профилактике, выявлению, ликвидации угроз (негативных тенденций, характеризующихся формированием деструктивной духовности) в религиозной, культурной, научной, образовательной, информационной, идеологической сферах социальной жизни.

Реализация государственной политики Российской Федерации в области обеспечения духовной безопасности и осуществляемых в этих целях национальных программ духовного развития и патриотического воспитания российской нации предполагает необходимость предусматривать специальнуюстатью расходов на данную деятельность в федеральном бюджете Российской Федерации. Достижение тактических и стратегических целей и решение соответствующих задач по обеспечению духовной безопасности (безопасности духовной сферы современного российского общества) также требует разработки и реализации комплекса государственных проектов:

- духовного развития современного российского общества;

- защиты общественного сознания российской нации от деструктивного информационно-психологического влияния;

- развития традиционных национальных культур народов России;

- патриотического воспитания российской нации.

Эффективная работа по противодействию деструктивным процессам в духовной сфере возможна только при разработке и практической реализации «Федеральной программы духовного развития российской нации» на основе государственного бюджетного финансирования. В данной федеральной программе должны быть определены основные направления обеспечения духовной безопасности и стабильного духовного развития российской нации.

Успешная работа в рамках данной программы невозможна без определения и законодательного закрепления общих положений, основных принципов, направлений, средств и методов разрешения существующих и профилактики возникающих проблем в религиозной, информационной, культурной, научной, образовательной сферах социальной жизни российского общества, что особенно актуально в условиях современного геополитического соперничества.

Учитывая реальные угрозы национальным интересам России в духовной сфере, необходимо определить цели, задачи, основные направления, средства и методы противодействия и профилактики развития деструктивной духовности в современном российском обществе, обеспечения защиты духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей.

Основные цели государственной национальной политики в духовной сфересостоят:

- в сохранении культурного, исторического наследия народов России, единого духовного пространства:

- в создании условий для духовного (интеллектуального, нравственного, эстетического) развития отдельной личности и всего общества в целом.

Национальная политика в духовной сфере может быть эффективной только при условии решенияосновных задач. Основными задачами государственной политики в данной сфере являются:

- идеологическое обоснование существования современного конституционного строя (федеративной формы государственного устройства), пропаганда идеи дружбы народов, воспитание чувства патриотизма, национального достоинства;

- совершенствование правовой базы, регулирующей общественные отношения в духовной сфере;

- создание системы обеспечения духовной безопасности, включающей в себя как государственные органы, так и институты гражданского общества, отдельных граждан как субъектов обеспечения национальной безопасности в духовной сфере;

- разработка и применение на государственном уровне средств и методов защиты общественного сознания от деструктивного информационно-психологического влияния;

- осуществление национальных программ духовного развития, сохранения и реализации творческого потенциала российского общества;

- создание условий для сохранения и развития национальных культур, традиционных для России религий, русского языка как средства межнационального общения;

- совершенствование и сохранение лучших традиций российской системы образования и науки с учётом современных процессов глобализации.

Основными принципами государственной политики обеспечения духовной безопасности Российской Федерации являются:

- сохранение духовной целостности российского общества;

- признание равенства прав и свобод всех граждан, общественных светских и религиозных объединений, имеющих государственную регистрацию, с одновременной констатацией особой роли в становлении российской государственности традиционных конфессий (в частности, Русской Православной Церкви);

- недопустимость дискриминации по религиозному, расовому, этническому, культурному, языковому признакам;

- поддержка государством развития национальных культур, русского языка как средства межнационального общения;

- осуществление государственной политики в религиозной и иных сферах, относящихся к профилактике сектантства, на основании международных правовых актов и законодательства Российской Федерации;

- гарантия права каждого гражданина без всякого принуждения определять и указывать свою религиозную и светскую идеологическую принадлежность;

- своевременное выявление и разрешение конфликтов, связанных с развитием в обществе феномена сектантства;

- запрещение деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и различного рода «миссионеров», профилактика их антисоциальной деятельности;

- поддержка российских (пророссийски ориентированных) национально-культурных, религиозных организаций, осуществляющих свою деятельность за рубежом;

- содействие сохранению и преумножению духовных (в том числе и материального характера) ценностей;

- защита от деструктивного влияния (агрессивного манипулирования) общественного сознания.

Основными направлениями обеспечения духовной безопасности России являются:

- защита духовного потенциала российского общества в современных геополитических условиях;

- формирование патриотического самосознания российской нации;

- создание социально-политических условий реализации права каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания;

- организация охраны памятников национальных культур, исторического наследия народов России с участием представителей казачьих войск и военно-патриотических объединений;

- организация комплексного научного изучения проблем обеспечения духовной безопасности, связанных с защитой от деструктивного влияния индивидуального, группового, массового (общественного) сознания;

- законодательное определение порядка производства, применения и внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов, подразделений вооружённых сил и специальных служб информационно-психологического оружия;

- организация общероссийского патриотического движения с участием деятелей науки, искусства, представителей традиционных для России религиозных организаций и национально ориентированных общественных объединений, средств массовой информации;

- предотвращение развития деструктивных процессов в духовной сфере современного российского общества (внедрения в общественное сознание чуждых национальной ментальности россиян ценностей и стереотипов мышления);

- подготовка специалистов в области обеспечения духовной безопасности и, в частности, противодействия развитию антисоциальных феноменов терроризма, экстремизма и сектантства;

- формирование государственной системы защиты от деструктивного влияния индивидуального, группового и массового сознания;

- формирование единого российского культурного и информационного пространства, национальных патриотически ориентированных средств массовой информации;

- определение основных направлений государственной политики обеспечения духовной безопасности России, средств и методов её реализации.

Основными методами обеспечения духовной безопасности Российской Федерации являются:

1. Политические:

- определение внутренней и внешней государственной стратегии в современном духовном пространстве;

- разработка федеральных программ, направленных на реализацию мер по обеспечению духовной безопасности;

- создание политических условий для формирования системы обеспечения духовной безопасности.

2. Организационно-правовые:

- разработка и применение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению духовной безопасности;

- создание государственной системы обеспечения духовной безопасности, включающей в себя: государственные институты, патриотически ориентированные средства массовой информации, общественные (светские и религиозные) объединения, а также иные институты гражданского общества;

- организация подготовки специалистов в области защиты общественного сознания для соответствующих подразделений специальных служб, правоохранительных органов и вооружённых сил;

- создание и совершенствование в вооруженных силах, правоохранительных органах, специальных службах подразделений, отвечающих за информационно-психологическую защиту военнослужащих и сотрудников, а также информационно-психологическое воздействие на существующего или потенциального противника;

- выявление технических, информационно-психологических средств и методов ведения сетевых войн, иных технических и нематериальных сил, применение которых может деструктивно воздействовать на индивидуальное, групповое и массовое сознание;

- государственная стандартизация деятельности и определение показателей эффективности обеспечения духовной безопасности;

- формирование подразделений мониторинга характеристик духовной безопасности, национальных интересов и выявления внутренних и внешних угроз в данной сфере.

3. Общесоциальные:

- создание многоуровневой федеральной системы институтов гражданского общества, контролирующих процессы, происходящие в духовной (информационной, научной, образовательной, культурной, религиозной, идеологической) сфере общественных отношений;

- организация системы пропаганды традиционных духовных ценностей, сформированных в соответствии с национальным менталитетом народов России.

4. Экономические:

- определение порядка финансирования государственных программ обеспечения духовной безопасности;

- организация экономической поддержки научных учреждений, правоохранительных органов, вооружённых сил и специальных служб в сфере изучения, а также разработки средств и методов защиты от деструктивного влияния на общественное сознание.

Данные положения (цели, задачи, принципы, методы) должны найти полное отражение в официальных документах, раскрывающих сущность государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества, определяющих порядок формирования и функционирования системы обеспечения духовной безопасности. У автора не вызывает сомнений тот факт, что основным направлением деятельности данной системы должна стать, наряду с защитой материальных и духовных культурно-исторических ценностей,- защита общественного сознания как важнейшей духовной национальной ценности.Необходимость этого подтверждают и проведённые автором исследования.

Экспертный опрос показал, что половина представителей государственных органов считают необходимым создание в государственных органах структур, отвечающих за защиту общественного сознания современного российского общества. Вместе с тем, значительная часть: 11 экспертов из 21 представителя институтов гражданского общества – полагают, что этого делать не следует. Таким образом, единого понимания всеми субъектами обеспечения национальной безопасности важности защиты общественного сознания, к сожалению, нет. Данное обстоятельство отрицательно влияет на обеспечение духовной безопасности современного российского общества, так как только в случае совместной практической деятельности государственной и общественной части системы обеспечения национальной безопасности возможно её эффективное функционирование. Государственные институты современной России и институты гражданского общества образуют систему обеспечения национальной безопасности, одной из основных задач которой является обеспечение духовной безопасности.

Система обеспечения духовной безопасности Российской Федерации – это совокупность взаимодействующих между собой государственных учреждений и органов, институтов гражданского общества, представляющих собой целостное социальное образование, деятельность которого направлена на защиту национальных интересов, традиционных духовных ценностей от внутренних и внешних угроз в религиозной, информационной, культурной, научной и образовательной сферах общественной жизни современного российского социума.

Систему обеспечения духовной безопасности Российской Федерацииобразуют следующие государственные институты и институты гражданского общества:

- органы законодательной власти, осуществляющие разработку и принятие правовых актов, определяющих стратегию духовного развития российской нации, защиту от деструктивного влияния общественного сознания;

- подразделения вооружённых сил, специальных служб, правоохранительных органов, осуществляющие противодействие информационно-психологическим диверсиям (сетевым войнам), постоянный мониторинг угроз в сфере духовной безопасности, а также контроль за российским и мировым информационным пространством;

- государственные и коммерческие патриотически ориентированные средства массовой информации (в том числе, Интернет - издания - радио - телевидение);

- патриотические национально-культурные движения, официально зарегистрированные и неформальные общественные объединения;

- государственные научные (в основном, ведомственные) учреждения, осуществляющие исследования по разрешению проблем защиты общественного сознания российских граждан от деструктивного влияния;

- образовательные учреждения «силовых» ведомств, организующих подготовку специалистов в области противодействия реализации концепций информационных, кибернетических, сетецентрических войн, развитию социально-опасных феноменов экстремизма, терроризма и сектантства;

- межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федерации, осуществляющие деятельность по организации обеспечения духовной безопасности (защите общественного сознания от деструктивного влияния; развитию творческого потенциала российской нации; проведению научных исследований по данной проблематике);

- государственные, общественные светские и религиозные объединения, осуществляющие поддержку русскоязычного населения за рубежом, пропаганду российских национальных ценностей, истории, культуры, научных и иных достижений во всех сферах общественной жизни.

Подразделения учреждений и органов государственных институтов и институтов гражданского общества образуют структуру национальной системы обеспечения духовной безопасности, которая должна включать в себя:

- группы специалистов в области защиты от деструктивного влияния общественного сознания и противодействия экстремизму, терроризму, сектантству в Комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по безопасности, средствам массовой информации и массовых коммуникаций, обороне, делам общественных объединений и религиозных организаций), таких же отделах аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Межведомственную комиссию Совета безопасности Российской Федерации, координирующую работу государственных органов и институтов гражданского общества в области духовного развития российской нации, противодействия деструктивному влиянию на общественное сознание;

- подразделение Национального антитеррористического комитета Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации противодействия агрессивному информационно-психологическому влиянию на сознание российского общества, социально-опасным формам сектантства, экстремизму, терроризму, а также созданию единой базы данных о деструктивных объединениях России;

- подразделения правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по защите культурно-исторических ценностей;

- государственные экспертные советы по вопросам противодействия терроризму, экстремизму и сектантству при Министерствах и Федеральных службах Российской Федерации (юстиции, внутренних дел, обороны, безопасности, охраны, исполнения наказаний, пограничной);

- подразделение Общественной палаты, организующее деятельность по осуществлению социального контроля за деятельностью в сфере обеспечения духовной безопасности;

- учреждения, созданные по инициативе общественных светских и религиозных организаций, осуществляющих работу по реабилитации бывших адептов сект, а также информационную контрпропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию антисоциальных феноменов в целом и деструктивных учений (тайных доктрин) религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, и их руководителей в частности;

- средства массовой информации, национальные, культурные объединения, участвующие в реализации федеральной программы по противодействию деструктивному информационно-психологическому влиянию на общественное сознание, а также развитию сектантства;

- научные (государственные ведомственные) учреждения, исследующие проблемы противодействия деструктивному влиянию на общественное сознание при применении средств и методов агрессивного манипулирования личностью.

Создание специальной системы обеспечения духовной безопасности современного российского общества (по данным авторского экспертного опроса) считают необходимым практически две трети представителей государственных институтов, а также более половины представителей институтов гражданского общества[304].

Функционирование системы обеспечения духовной безопасности (как части единой системы национальной безопасности России) позволит эффективно противодействовать развитию деструктивных процессов в духовной сфере современного российского общества, своевременно и адекватно отвечая на новые вызовы и угрозы духовной целостности современного российского общества, а также оказывая существенное позитивное влияние на обеспечение военной, экономической, политической, социальной и экологической безопасности.

Система обеспечения духовной безопасности современного российского общества должна выполнять следующие функции:

- мониторинг и идентификация угроз обеспечения духовной безопасности;

- выявление динамики изменений рисков и угроз духовности современного российского социума;

- планирование мероприятий по обеспечению защиты духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей;

- разработка средств и методов противодействия деструктивному влиянию на общественное сознание в условиях сетевых (информационных, кибернетических, сетецентрических) войн;

- реализация управленческих решений по обеспечению безопасности духовной сферы современного российского общества, то есть по упреждению, профилактике и отражению внутренних и внешних угроз;

- проектирование социальных технологий по реализации государственных программ духовного развития российской нации, минимизации последствий от возможного ущерба после отражения внутренних и внешних угроз.

Автор полностью разделяет мнение Л.Г. Ивашова, который полагает, что принципы сохранения статуса «великой державы» не только задают определённые рамки для функционирования системы национальной безопасности, но и возлагают на Российскую Федерацию дополнительную ответственность за безопасность на глобальном и региональном уровне[305]. Деятельность по обеспечению духовной безопасности может быть плодотворной только при условии привлечения к данному процессу всех государственных институтов и конструктивных сил общества как внутри России, так и на международном уровне.

Эффективная реализация мер по обеспечению духовной безопасности в современной России возможна только в случае использования потенциала всех государственных институтов, применяющих в этих целях все законные средства обеспечения национальной безопасности. Следует отметить, что все государственные органы в той или иной степени выполняют функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства. В сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества автор считает необходимым акцентировать внимание на их деятельности в сфере законотворчества, массовой культуры, науки, образования, здравоохранения, информации, правоохранительной деятельности.

В соответствии с отечественным законодательством: государственная политика в сфере обеспечения безопасности реализуется на федеральном и региональном уровнях соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления посредством объединённых единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер[306]. В этой связи автор полагает, что образовательные, научные учреждения, учреждения культуры, правоохранительные органы, специальные службы, специальные подразделения вооружённых сил обязаны участвовать в формировании патриотического самосознания, нравственного сознания, защите индивидуального, группового, массового сознания от информационно-психологической агрессии. То есть участвовать в обеспечении безопасности духовной сферы современного российского общества. При этом вполне оправданно государством утверждается, что: «Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации»[307]. Законодатель также справедливо предусматривает создание рабочих органов Совета Безопасности и его аппарата[308] в целях подготовки решений Президента России, оценки угроз национальным интересам, организации научных исследований в области обеспечения безопасности, координации деятельности по реализации федеральных программ и т.д.

В настоящее время можно констатировать наличие в России разрозненных законодательных актов, в которых рассматриваются вопросы обеспечения безопасности духовной сферы. При этом следует особо отметить, что правовой базы для осуществления профилактики и активной борьбы с различными антисоциальными явлениями, оказывающими деструктивное влияние на общественное сознание, на данный момент в Российской Федерации не существует. В частности, к таким явлениям относится сектантство. Поэтому необходимо принятие срочных мер по совершенствованию отечественного законодательства в сфере защиты духовности современного российского общества.

Проблемы, существующие в сфере обеспечения духовной безопасности российского общества, определяют необходимость (как уже указывал автор) разработки и применения на практике «Концепции обеспечения духовной безопасности Российской Федерации»[309]. Данный документ должен отражать официальную позицию государства, способы реализации государственной политики в духовной сфере, представляя собой официально утверждённую систему взглядов, принципов и установок, определяющих оперативные, тактические и стратегические направления, цели и задачи духовного развития российского общества, способы обеспечения его духовной безопасности в современных геополитических условиях.

Наличие такого законодательного акта позволило бы осуществлять в данной сфере общественных отношений стратегическое планирование, предполагающее определение долгосрочных перспектив развития. Без определения таких перспектив в духовной сфере Россия не сможет реально влиять на геополитические процессы во всём мире как в отдалённой перспективе, так и при решении оперативно-тактических задач, возникающих в сложных социально-политических, экономических условиях, характеризующихся стремительной глобализацией, затрагивающей все сферы общественных отношений.

Следует отметить, что уже существующие государственные органы могут достаточно эффективно реализовывать государственную политику в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества. В то же время нельзя исключать, что именно для этих целей, возможно, потребуется создание специальных подразделений, ориентированных именно на эту деятельность. Государство должно взять на себя обязательства по организации в государственных институтах научных и специальных подразделений, медицинских реабилитационных центров, которые должны решить задачи:

- изучения феномена человеческого сознания и проблем психологического воздействия на него и психического насилия;

- защиты общественного сознания от негативного информационно-психологического влияния;

- реабилитации лиц, пострадавших в результате применения против них методов агрессивного манипулирования (главным образом, бывших адептов сект, экстремистских и террористических организаций).

В процессе обеспечения безопасности духовной сферы в современной России следует использовать потенциалы государственных органов, чья деятельность напрямую связана с воздействием на общественное сознание. Одними из таких органов являются образовательные учреждения, по сути, формирующие сознание молодых граждан страны, которым даются всесторонние знания во всех областях науки. В этой связи, Президент России Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию 2008 года особо подчеркнул, что: «Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит – достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в культуре»[310].

Развитие творческого потенциала нации – важнейшая задача, которая стоит перед государством. Таким образом, одним из основных факторов обеспечения духовной безопасности современного российского общества является образование: подготовка высоконравственных специалистов во всех сферах общественных отношений, ориентированных на созидательную деятельность во благо России. Именно от того обстоятельства, кого воспитает государственная система образования, зависит будущее нашей страны. В том случае, если из образовательных учреждений в государственные органы станут поступать на службу лица с неразвитым патриотическим самосознанием, воспринявшие чуждую российской ментальности систему духовных ценностей, они приведут Россию к духовному и социально-экономическому коллапсу, так как будут преследовать свои корыстные интересы, отрицая приоритет защиты национальных духовных и материальных ценностей. В этом контексте необходимо отметить, что современная ситуация в сфере образования характеризуется, по справедливому мнению отечественных учёных, крайне негативными тенденциями: «налицо кризис российской культурной традиции – разрыв духовности и образования»[311].

Связь и взаимное влияние духовности на образование и образования на формирование духовных ценностей и воспитание молодёжи очевидны. Образование должно выполнять воспитательную функцию. Разрыв между духовностью и образованием, то есть разрыв между воспитанием и знанием следует как можно быстрее преодолеть, в противном случае это приведёт к деградации всей социальной системы современной России. Эскалация деструктивных процессов в сфере образования угрожает как экономике России, так и развитию общества во всех сферах социальных отношений. До настоящего времени не реализованы государственные образовательные программы, отвечающие национальным интересам, основанные на духовных традициях народов нашей страны. Проводимая в настоящее время реформа образования – антиментальна, а значит, и аморальна. Современное образование, прежде всего, должно предполагать усвоение личностью национальной культуры, традиционных духовных ценностей. При этом образование, предполагающее механическое запоминание знаний, препятствующее развитию творческой инициативы у обучаемого,- антигуманно и разрушительно влияет на духовную личность.

Образовательные учреждения должны быть органичной частью системы обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества, а самообразование должно быть системным. Основной функцией данной системы является помощь в реализации потенциалов интеллектуально, нравственно и эстетически развивающейся личности.

Следует обратить внимание ещё на один аспект обеспечения духовной безопасности в современной России – официальную национальную культуру и учреждения культуры, осуществляющие её пропаганду и развитие. Взаимозависимость и взаимное влияние образования и культуры совершенно очевидны. Поэтому, как бы это ни выглядело тоталитарно, государство через свои институты, общество через свои гражданские институты должно контролировать деятельность государственных учреждений культуры (театры, художественные студии, киноконцерны, библиотеки). Их деятельность должна быть направлена на сохранение и развитие национальных духовных ценностей, а также напрямую противодействовать реализации концепции информационно-психологической войны.

В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что одним из эффективных методов этой войны является поддержка отдельных лиц и организаций, искажающих российскую историю, уничижающих роль России в решении современных геополитических проблем, в том числе, посредством создания документальных и художественных фильмов, публикаций и т.д. антироссийской направленности. Кинокомпании России, художественные и музыкальные театры должны получать от государственных институтов заказы на создание кинофильмов, спектаклей, опер (иных произведений искусства) патриотического содержания, пропагандирующих национальные духовные ценности.

Внедрение в общественное сознание посредством таких произведений искусства духа патриотизма, развития национального самосознания невозможно без использования потенциала всех средств массовой коммуникации. Неоспоримым является тот факт, что в области организации деятельности государственных институтов в сфере обеспечения духовной безопасности в современной России важное значение имеет работа всей системы средств массовой информации (как одного из главных институтов гражданского общества) и, особенно, патриотически ориентированных средств массовой информации. К сожалению, приходится констатировать, что так называемые «независимые СМИ» чаще всего являются проводниками чуждых национальной ментальности россиян идей и прямо участвуют в реализации концепции информационно-психологической войны, целью которой является разрушение единого духовного пространства России и её территориальной целостности как суверенного государства.

В современных условиях неоспоримым представляется тот факт, что средства массовой информации должны быть независимыми (хотя вряд ли это возможно в ситуации, когда владельцами отечественных СМИ часто являются зарубежные компании и бизнесмены). Однако, в любом случае, средства массовой информации не могут оставаться без контроля государства и общества, так как могут стать частью системы, деятельность которой направлена на подрыв российской государственности.

В гражданском обществе необходимо создание механизма контроля за всеми видами средств массовой коммуникации, ибо они также, как и государственные институты, подвержены социальным деформациям. В целях организации информационного обеспечения деятельности в сфере духовной безопасности следует сформировать в России систему патриотически ориентированных средств массовой информации, осуществляющих пропаганду национальных духовных ценностей, защиту общественного сознания от деструктивного влияния. Одновременно с этим, через СМИ (как институт гражданского общества) необходимо организовать социальный контроль за деятельностью субъектов обеспечения национальной, в том числе духовной, безопасности.

Контроль за законностью деятельности всех субъектов обеспечения духовной безопасности должен осуществлять Совет Безопасности Российской Федерации, который формируется и возглавляется Президентом России[312]. При этом следует особо подчеркнуть, что обеспечение духовной безопасности современного российского общества во многом осуществляют правоохранительные органы, участвующие в защите культурно-исторических ценностей, противодействующие распространению в обществе наркомании, проституции, порнографии. Одним из направлений деятельности рабочих органов Совета Безопасности Российской Федерации должно быть осуществление контроля за научными, медицинскими учреждениями, подразделениями специальных служб, организующими исследования и реализующими на практике профилактические меры в области обеспечения духовной безопасности.

Вне всякого сомнения, существенную роль в реализации государственными институтами мер по обеспечению духовной безопасности исполняет судебная власть Российской Федерации. Суды должны эффективно противостоять деструктивной духовности, эффективно осуществляя правосудие. По сути, честное исполнение судьями своих обязанностей, гарантирующее эффективное функционирование судебной системы,– уже является профилактикой деструктивной духовности, так как сохраняет в обществе уверенность в соблюдении принципа «социальной справедливости». Кроме того, эффективное функционирование судебной системы (вынесение соответствующих судебных решений) позволит государственным органам, осуществляющим защиту культурно-исторических ценностей, реально противостоять разворовыванию национальных богатств нашей страны.

Государственные институты законодательной, исполнительной, судебной власти должны представлять собой единую государственную систему обеспечения духовной безопасности, ориентированную на защиту национальных духовных и материальных ценностей от внутренних и внешних угроз, противодействующую деструктивной духовности, стремительно развивающейся в современном российском обществе.

Жизнь в правовом государстве предопределяет порядок, при котором отношения, регулируемые законом, принятым обществом, должны охраняться правоохранительными органами и специальными службами. Между обществом и государством, таким образом, возникают договорные отношения: институты гражданского общества взаимодействуют с государственными институтами, в частности, с правоохранительными органами и специальными службами, являющимися основными субъектами охраны общегражданских прав и свобод отдельной личности, общества в целом, противодействия социально-опасным явлениям, например, таким, как экстремизм, терроризм, сектантство. В этой области обеспечения национальной безопасности существуют проблемы, обусловленные как объективными (социально-политическими, экономическими), так и субъективными (индивидуально-психологическими) факторами. Не вызывает сомнений, что крайне важно найти баланс интересов личности, общества и государства, учитывая, что обеспечение духовной безопасности органично связано с обеспечением экономической, политической и иных видов безопасности.

Организация эффективного противодействия деструктивным тенденциям в духовной сфере российского общества возможна только при условии, если этот процесс будет осуществляться на постоянной основе, комплексно и систематично с обязательным использованием всех существующих потенциалов правоохранительных органов, вооружённых сил и специальных служб. В системе обеспечения духовной безопасности России они занимают особое место, осуществляя постоянную, целенаправленную деятельность по защите национальных материальных и духовных ценностей, минимизации и отражению внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства.

Как справедливо отмечает «Академик В.Л. Макаров (Центральный экономико-математический институт РАН, Москва) … существует несколько слоёв факторов, влияющих на качество жизни гражданина во всяком государстве. Уровень оплаты труда, деньги, наличие в стране природных ресурсов – лишь их небольшая часть. Далее идут свобода, демократия, правопорядок»[313]. Правопорядок достигается посредством осуществления правоохранительной деятельности, представляющей собой властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе[314].

Специальные службы России взаимодействуют с правоохранительными органами в сфере обеспечения национальной безопасности. Такое же сотрудничество следует осуществлять в области защиты духовности современного российского общества. При этом органы внутренних дел не просто обеспечивают безопасность в правоохранительной сфере как составляющей национальной безопасности Российской Федерации, но и участвуют в защите материальных духовных ценностей.

Необходимо отметить, что, осуществляя профилактику общеуголовной преступности, государство тем самым осуществляет профилактику других социально-опасных феноменов, таких, как сепаратизм, экстремизм, терроризм и сектантство, и, наоборот, противодействуя этим деструктивным явлениям, осуществляется профилактика общеуголовной преступности. Деятельность, направленная на ликвидацию угроз, исходящих от сект, фактически направлена на профилактику делинквентной деятельности сепаратистских, экстремистских, террористических групп и организаций, профилактику деструктивной духовности. Опасность эскалации данных асоциальных феноменов в российском обществе усиливается в современных условиях глобализации.

Основная проблема глобализации – это появление и усиление глобальных рисков и угроз. Транснациональная преступность, террористические, экстремистские организации и группы, секты (на это уже обращалось внимание) всё активнее влияют на социальные процессы в мировом масштабе. В основе их деятельности – асоциальные идеологии, являющиеся следствием укоренения в обществе деструктивной духовности, на борьбу с которой и должна быть ориентирована деятельность определенной части субъектов обеспечения духовной безопасности в современной России.

В целях предотвращения в нашем обществе духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) коллапса, развития вышеуказанных деструктивных феноменов в отсутствие объединяющей российскую нацию идеи, основанной на традициях мировых религий, национальных культур народов России, необходимо осуществлять постоянное системное взаимодействие институтов гражданского общества с правоохранительными органами и специальными службами, которое будет способствовать устранению негативных тенденций, нарастающих в отношениях общества и государства, посредством установления равноправного партнёрского сотрудничества при условии сохранения и поддержания существующего конституционного строя, гарантирующего социальную, политическую и экономическую стабильность в обществе.

Сохранение стабильности во всех сферах социальных отношений невозможно без пробуждения в обществе патриотического самосознания, национального мировоззрения. Этого нельзя добиться без обеспечения личной и имущественной безопасности каждой личности. В данном контексте следует отметить, что правоохранительные органы, кроме непосредственного противодействия расхищению национальных культурно-исторических ценностей, участвуют в защите личности, её имущества, основных прав и свобод.

В современных условиях преступные организации и иные деструктивные общественные светские и религиозные объединения (секты, экстремистские, террористические группы, организации) используют в своей антисоциальной деятельности одни и те же средства и методы, в том числе, психологического воздействия на своих адептов. Специализация подразделений правоохранительных органов и специальных служб необходима ввиду сложности явлений, которым приходиться противостоять. Однако их эффективность во многом зависит от понимания важности постоянного сотрудничества между всеми субъектами обеспечения национальной безопасности, также и в правоохранительной сфере. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что организация новых подразделений правоохранительных органов, занимающихся исключительно противодействием развитию различных форм сектантства, представляется нецелесообразным. Сектантские учения содержат экстремистские идеологемы, воздействие на адептов осуществляется посредством использования средств и методов, применяемых террористическими организациями и группами.

Деятельность по пресечению деструктивных социальных явлений должна быть системной, проходить на всех общественных уровнях, субъекты, её осуществляющие, обязаны учитывать как явные криминальные характеристики асоциальных явлений, так и их латентную опасность, которая заключается в разрушении национальной ментальности, традиционной системы духовных ценностей. Геополитические конкуренты России, их специальные службы логично направляют основную свою деятельность на подрыв духовных, нравственных основ российского общества, понимая, что устранить Россию как геополитического конкурента можно только лишь посредством уничтожения самобытной ментальности её народов. Подрывная информационно-психологическая деятельность против России ведётся с быстро нарастающей активностью, и этот факт вполне очевиден, требуется лишь его официальное признание и принятие адекватных ответных мер со стороны специальных служб, правоохранительных органов и подразделений вооружённых сил Российской Федерации.

В этой связи крайне необходимо осуществить комплекс мероприятий по выявлению и пресечению деятельности лиц, обладающих властными полномочиями, в том числе, из числа сотрудников специальных служб, правоохранительных органов и военнослужащих, участвующих или способствующих деятельности сект, иных деструктивных организаций (антироссийски ориентированных неформальных общественных объединений, например, протестных групп, и т.д.).

Формирование духовного (интеллектуально, нравственно, эстетически развитого) сотрудника государственных органов, основным мотивом деятельности которого должно быть стремление к служению Отечеству посредством искоренения негативных феноменов, развивающихся в обществе,- является важным направлением обеспечения духовной безопасности современного российского общества. Данные меры должны реализовываться с соблюдением требований, содержащихся в международных и отечественных правовых актах. Это позволит сформировать соответствующую эффективно действующую систему.

Система государственных институтов, противодействующих эскалации деструктивной духовности, должна включать в себя следующие подсистемы. Система противодействия деструктивной духовности органов внутренних дел по своим функциям, средствам и методам должна иметь свои особенности, однако структурно во многом не будет отличаться от систем подобного рода других правоохранительных органов и специальных служб, представляя собой целостное образование, состоящее из следующих компонентов:

На федеральном уровне:

- группа специалистов по вопросам противодействия терроризму, экстремизму, сектантству, защиты культурных, исторических ценностей при штабе МВД России;

- отдел в управлении информации и связи с общественностью центрального аппарата МВД России, осуществляющий сбор, анализ, преобразование, хранение информации о деструктивной деятельности сект, их адептах и лидерах, незаконном обороте культурных, исторических ценностей;

- отделы в ведомственных научных и образовательных учреждениях федерального уровня, осуществляющие исследования проблем противодействия деструктивной духовности;

- центральные ведомственные средства массовой информации, осуществляющие контрпропагандистские мероприятия по дискредитации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, их руководителей, организованных преступных объединений, осуществляющих незаконный оборот культурных, исторических ценностей, применяющих средства и методы агрессивного манипулирования личностью.

На уровне субъектов Российской Федерации:

- специалист по вопросам противодействия терроризму, экстремизму, сектантству, незаконному обороту культурных, исторических ценностей в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации;

- группа в отделе информации и связи с общественностью, осуществляющая сбор, анализ, преобразование, хранение информации о деструктивной деятельности сект, их адептах и лидерах, организованных преступных объединениях, осуществляющих незаконный оборот культурных, исторических ценностей, применяющих средства и методы агрессивного манипулирования личностью;

- специалисты в ведомственных научных и образовательных учреждениях регионального уровня, исследующие проблемы противодействия деструктивной духовности;

- региональные ведомственные средства массовой информации, осуществляющие контрпропагандистские мероприятия по дискредитации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и их руководителей, организованных преступных объединений, осуществляющих незаконный оборот культурных, исторических ценностей, применяющих средства и методы агрессивного манипулирования личностью.

Система обеспечения духовной безопасности специальных служб России должна включать в себя:

- отделы защиты общественного сознания в аппаратах министерств, федеральных служб и соответствующие отделения в аппаратах министерств, федеральных служб в субъектах Российской Федерации[315];

- подразделение защиты общественного сознания в Национальном антитеррористическом комитете Российской Федерации;

- подразделения в научных ведомственных учреждениях, осуществляющих исследования по проблемам защиты общественного сознания от деструктивного информационно-психологического влияния;

- кафедры «Обеспечения защиты общественного сознания» в образовательных ведомственных учреждениях;

- группы специалистов по вопросам защиты общественного сознания в редакциях ведомственных и иных государственных федеральных и региональных средствах массовой информации.

Особенно следует отметить, что одним из существенных направлений деятельности Службы внешней разведки Российской Федерации должно стать: сбор информации о сущности, особенностях ведения информационно-психологических операций при реализации концепции сетевых войн, средствах и методах агрессивного манипулирования общественным сознанием и его защиты от деструктивного влияния.

Сложившаяся в современной России ситуация в области профилактики развития деструктивных процессов в духовной сфере требует принятия срочных мер организационно-правового и экономического характера, направленных, в том числе, на создание системы профилактики социально-опасных форм сектантства как проявления деструктивной духовности. Данная система также будет являться частью (подсистемой) системы обеспечения духовной безопасности Российской Федерации. Первоочередными мерами, направленными на противодействие развитию в обществе деструктивной духовности, должны стать:

1. Инициирование законотворческой деятельности в сфере профилактики деструктивного влияния на общественное сознание, эскалации экстремизма, терроризма, социально-опасных форм сектантства.

2. Организация международного сотрудничества правоохранительных органов, специальных служб, субъектов законотворческой деятельности в сфере противодействия реализации концепции информационно-психологической войны.

3. Организация научных исследований по проблемам защиты от деструктивного влияния общественного сознания научными учреждениями ФСБ России.

4. Подготовка методических рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов и специальных служб по вопросам противодействия экстремизму, терроризму, социально-опасным формам сектантства.

5. Создание Федерального реабилитационного центра для бывших сектантов, адептов экстремистских, террористических объединений и членов их семей при патронаже Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

6. Формирование в Совете Безопасности Российской Федерации единой базы данных о деятельности деструктивных светских и религиозных организаций в России, их адептах и руководителях.

7. Организация подразделением Национального антитеррористического комитета Российской Федерации совместной со средствами массовой информации деятельности по созданию научно-популярных теле- и радиопередач, документальных и художественных фильмов, раскрывающих социально опасную сущность экстремизма, терроризма, сектантства, сетевых войн.

В целом система обеспечения духовной безопасности, государственной профилактики деструктивных процессов в духовной сфере будет более эффективной, если станет представлять собой совокупность постоянно взаимодействующих между собой государственных (в том числе правоохранительных) институтов, общественных светских и религиозных (в том числе неформальных) объединений, а также национально ориентированных средств массовой информации и отдельных патриотически настроенных граждан. Только в этом случае все конструктивные силы общества и государства возможно направить на целенаправленную деятельность в сфере обеспечения национальной (духовной) безопасности.

Эксперты, опрошенные автором, из числа представителей государственных институтов считают, что в обеспечении духовной безопасности должны принимать участие, главным образом, органы государственной власти (более половины – 13 экспертов), и только треть – 7 экспертов указывают на различные институты гражданского общества; около половины представителей (9 экспертов) институтов гражданского общества также полагают, что обеспечением духовной безопасности должны заниматься органы государственной власти, однако половина (12 экспертов) приоритет оставляют за средствами массовой информации, общественными (светскими и религиозными) организациями и другими институтами гражданского общества.

Автор полагает, что некоторые специальные службы и подразделения вооружённых сил (Главное разведывательное управление Министерства обороны, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности Российской Федерации) во многом сохранили профессиональный и нравственный потенциал своих сотрудников и могут осуществлять эффективную деятельность в сфере обеспечения духовной безопасности в современных условиях.

Специальные службы и правоохранительные органы должны организовывать совместную деятельность по выявлению лиц и организаций, ведущих через средства массовой информации, деструктивные общественные светские и религиозные организации (группы) подрывную информационно-пропагандистскую работу, реализующих концепцию сетевых войн, осуществляющих в России психологические диверсии с применением средств и методов агрессивного манипулирования общественным сознанием.

Анализ деятельности государственных субъектов обеспечения национальной безопасности в сфере защиты духовности современной России позволяет сделать следующие выводы. На данный момент ни один из государственных институтов не осуществляет целенаправленную, законодательно определённую деятельность по обеспечению духовной безопасности современного российского общества. Правовых основ данной деятельности не существует как на федеральном, так и региональном уровне государственного управления. Системные научные исследования по проблемам защиты национальных духовных ценностей в существующих геополитических условиях, главным образом, общественного сознания, отражению внутренних и внешних угроз духовности практически не ведутся. В основном только отдельные учёные и научные группы осуществляют изучение деструктивных социальных феноменов и их влияние на глобальные и локальные социальные процессы, предлагая свои средства и методы профилактики деструктивной духовности. Деятельность по обеспечению духовной безопасности современного российского общества может быть эффективной в случае использования потенциалов институтов гражданского общества. При этом следует констатировать, что институты гражданского общества в России ещё недостаточно развиты.

Ситуация осложняется также тем, что в современной России существует явный материальный и мировоззренческий разрыв между различными слоями населения. Обеспечение духовной безопасности в ситуации увеличения числа граждан с минимальными доходами представляется крайне затруднительным. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что констатация обществом факта общей социальной несправедливости чаще всего дополняется чувством индивидуальной человеческой несправедливости, что приводит к резкой переоценке ценностей, подмене конструктивных идеалов универсальными стереотипами мышления и поведения, усвоением деструктивной духовности.

В сложившейся социально-политической, экономической, криминальной ситуации в России представляется крайне важным расширять и укреплять сотрудничество правоохранительных органов, особых подразделений вооружённых сил и специальных служб с формальными и неформальными институтами гражданского общества не только в сфере постоянного, независимого контроля над государственными субъектами обеспечения национальной безопасности, но также в области социальной профилактики общественно опасных явлений, обеспечения духовной безопасности в современной России.

 








Date: 2015-11-14; view: 511; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию