Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Апробация и внедрение результатов исследования 6 page
У учащихся контрольной группы (n=12) была выявлена следующая динамика основных мотивов занятий (Таблица 17 Приложения 6): В начале года у 50% учащихся основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса выполнения физических упражнений и у 42% - мотивы общения со сверстниками, как и у обобщенной группы детей (n=51), не посещающих дополнительные занятия Ф-СД. По окончании года существенной динамики ведущих мотивов у учащихся контрольной группы не выявлено: ведущие мотивы изменились у 16% учащихся. У 8% ведущим стал мотив достижения результата физкультурно-спортивной деятельности и у 8% детей – мотив приобретения здоровья. Динамика ведущих мотивов у учащихся, входивших в контрольную и экспериментальную группы графически отражены на рисунках 10 – 13. В начале года у учащихся контрольной и экспериментальной группы ведущие мотивы Ф-СД были одинаковыми. Отличалось только их процентное соотношение. Рис.13. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в начале учебного года
У учащихся экспериментальной группы (n=12) учащихся была выявлена следующая динамика основных мотивов занятий: у 75% учащихся экспериментальной группы основными мотивами занятий были получение удовольствия от процесса выполнения физических упражнений и у 25% - мотивы общения со сверстниками. Рис.14. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся контрольной группы (КГ) (n=12) в конце учебного года
Также, у 16% детей ведущим был мотив долженствования, то есть, учащиеся посещали уроки АФВ только потому, что они являлись обязательными и входили в школьную программу. Рис.15. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале учебного года
По окончании года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: ведущими мотивами у 33% занимающихся стали мотивы достижения результата Ф-СД и приобретения здоровья. У 17% учащихся ведущими стали мотивы приобретения и поддержания здоровья. Мотив долженствования не был выявлен ни у одного учащегося экспериментальной группы. Полученные результаты подтверждают эффективность применения учителем по АФВ компонентов предложенной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта.
Рис. 16. Ведущие мотивы Ф-С Д у учащихся экспериментальной группы (ЭГ) (n=12) в начале учебного года
В начале учебного года 12 детей из экспериментальной группы посещали только уроки АФВ и еще 7 человек, учащихся в тех же классах, но не включенных в состав экспериментальной группы, посещали дополнительные секционные занятия. После окончания педагогического эксперимента, количество детей из ЭГ (n=12), желающих заниматься в секциях увеличилось на 50%, чего не было отмечено при повторном тестировании и беседе с учащимися контрольной группы параллельных классов другой школы. Указанные данные также подтверждают эффективность использования в практике разработанной методики для активизации физкультурно-спортивной деятельности учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
Изменение показателей, отражающих динамику психомоторного развития учащихся
Анализ выписок из медицинских карт учащихся показал наличие у всех детей, кроме основного заболевания, обозначаемого «ММД» - малая мозговая дисфункция, или легкая степень нарушения интеллекта, тех или иных вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенными отклонениями в психической сфере являются расстройства концентрации и устойчивости внимания, нарушения речевой функции, синдром гиперактивного поведения. В физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, нарушения сердечного ритма, вегетососудистая дистония, слабость мышц верхних конечностей, нарушение зрения, патологии функционирования почек и др. (Приложение 2). При обработке полученных результатов сравнивалась динамика изменения тестируемых показателей у учащихся внутри одной группы в течение года. Результаты тестирования развития психомоторных способностей учащихся несвязанных групп не сравнивались в связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта указанные показатели имеют значительную вариацию, что также подтверждается большой величиной ошибки среднего арифметического, выявленной в ходе расчета числовых характеристик выборки по каждому тесту. По тесту «Линейка» определение доверительной вероятности не производилось, поскольку положительной динамикой считается приближение указанных значений к идеальному, равному 100 см. Основные результаты проведенного исследования динамики показателей психомоторного развития представлены в таблице 6 и проиллюстрированы на рисунках 17 – 23. Таблица 6
Показатели психомоторного развития в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента
Жирным шрифтом выделены числовые значения показателей, по которым после обработки данных была выявлена положительная динамика. На рисунке 17 отражена положительная (на 0,02 с) динамика показателей воспроизведения временного отрезка длительностью 7 с у учащихся экспериментальной группы.
Рис. 17. Динамика показателей по тесту «Воспроизведение заданного отрезка времени» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа
Рис. 18. Динамика показателей по тесту «Время двигательной реакции» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп Положительная динамика показателей быстроты двигательной реакции выявлена у учащихся обеих групп. Рис. 19. Динамика показателей по тесту «Реакция на движущийся объект» (с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа
Положительная динамика показателей реакции на движущийся объект выявлена у учащихся экспериментальной группы. Рис. 20. Динамика показателей по тесту «Теппинг-тест» («Максимальный темп» (количество раз за 10 с)) у учащихся контрольной и экспериментальной групп Положительная динамика показателей способности к выполнению движений в максимальном темпе наблюдается у учащихся контрольной группы. Рис. 21. Динамика показателей по тесту «Теппинг-тест - Оптимальный темп» (количество раз за 10 с) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа
Положительной динамики показателей способности к выполнению движений в оптимальном темпе у учащихся обеих групп не выявлено. Рис. 22. Динамика показателей по тесту «Динамометрия» (кг) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа Положительная динамика показателей динамометрии наблюдается у учащихся экспериментальной группы. Рис. 23. Динамика показателей по тесту «Линейка» (см) у учащихся контрольной и экспериментальной групп. КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа
Показатели тестирования психомоторных способностей характеризуются значительной вариативностью, например, показатели динамометрии у мальчиков одного возраста (14-15 лет) могут варьироваться от 6 кг до 32 кг; показатели теппинг-теста: от 47 до 80 раз за 10 с, а показатели быстроты двигательной реакции: от 0,17 с до 1,04 с. При обработке полученных результатов сравнивалась динамика изменения тестируемых показателей у учащихся внутри одной группы в течение года. Ни в одной из групп не было выявлено достоверного (p=0,05) улучшения показателей психомоторного развития, что может быть связано с несколькими факторами: значительной вариативностью полученных показателей; относительно малой длительностью эксперимента, недостаточно большим объемом выборки, отмечаемым психологами школ утомлением нервной системы учащихся к концу учебного года. Следует также отметить, что ни в одной из групп не было выявлено и достоверного (p=0,05) ухудшения показателей психомоторного развития. Анализ результатов, полученных в ходе сравнения данных тестирования по величине среднего арифметического, выявил положительную динамику 29% показателей психомоторного развития в контрольной группе учащихся, занимавшихся по программе АФВ специальной (коррекционной) школы VIII вида. В экспериментальной группе учащихся, посещавших в течение года уроки АФВ по той же программе, но содержание которых включало применение компонентов разработанной методики, выявлена положительная динамика по 57% показателей психомоторного развития: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают выдвинутую в начале проведения исследования гипотезу о положительном влиянии применения компонентов разработанной методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с легкой степенью нарушения интеллекта на активизацию их психомоторного развития. Методика может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Заключение
Наиболее сложной задачей учителя по адаптивному физическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида является комплексное решение общепедагогических и коррекционных задач в рамках одного урока. В соответствии с тем, что у детей с нарушением интеллекта в результате органического поражения головного мозга наиболее отстающими являются познавательные процессы, обуславливающие способность учащихся не только к восприятию, но и сохранению приобретаемых на уроке умений и навыков в виде определенных нервных связей, первостепенная коррекционная задача учителя состоит в поиске наиболее эффективных путей активизации психических процессов каждого учащегося для успешной реализации организованного им педагогического процесса. Решение данного вопроса возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов физкультурно-спортивной деятельности в условиях формирования соответствующих навыков и умений для ее реализации как в процессе занятий адаптивной физической культурой во время учебы в школе и дополнительных секционных занятий, так и дальнейшего самостоятельного и активного участия учащихся в различных видах физкультурно-спортивной деятельности в течении всей жизни. Дети после окончания школы должны обладать организационными способностями, коммуникативными навыками, двигательным опытом по созданию условий для занятий физическими упражнениями, в результате чего у них появится возможность самостоятельного принятия решений в отношении участия в тех или иных видах физкультурно-спортивной деятельности. В предложенной методике удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и в признании на уроках адаптивного физического воспитания сопровождается приобретением соответствующего двигательного опыта. Следовательно, у них постепенно создается и укрепляется необходимая база двигательных умений, навыков и соответствующих выполняемой деятельности психических способностей и внутренних побуждений. В роли руководителя данного процесса выступает педагог: учитель по адаптивному физическому воспитанию, тренер, волонтер, который создает для учащихся педагогические условия формирования устойчивой мотивации к самостоятельным занятиям. Разработанная методика позволяет учителю эффективно организовывать педагогический процесс по формированию активного отношения учащихся к физкультурно-спортивной деятельности и управлять им посредством использования информативных критериев. Тот потенциал здоровья, который есть у каждого ребенка, независимо от особенностей его развития, и результаты кропотливого многолетнего труда учителей адаптивного физического воспитания и тренеров по его раскрытию, а затем – реализации в течение дальнейшей взрослой жизни, несомненно, должны быть сохранены и приумножены, что позволит поддерживать максимально высокое качество жизни человека с нарушением интеллекта в условиях современного общества. ВЫВОДЫ
1. Основной особенностью развития лиц с нарушениями интеллекта является снижение познавательной активности и других процессов, обуславливающих способность учащегося к восприятию, накоплению, сохранению и последующему использованию информации. Учеными предлагаются различные пути формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся массовых школ, в большинстве основанные на активизации когнитивных процессов психики детей, однако лица с нарушением интеллекта не имеют достаточных психических способностей, которые необходимы для самостоятельного построения ими мотива деятельности. Наиболее важными факторами формирования у учащихся мотивации к занятиям физической культурой являются качества личности педагога и содержание проводимых им занятий. Фундаментальных научно-исследовательских работ в области формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта до настоящего времени не проводилось. 2. Выявлено несоответствие между отношением учащихся с нарушением интеллекта к продолжению самостоятельных занятий после окончания школы и реализацией их стремления на практике. Большинство школьников 12 – 20 лет (в среднем, 60%) предполагают дальнейшую самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, однако данные большинства специалистов по адаптивной физической культуре и учителей (90% респондентов) свидетельствуют о том, что дети после окончания школы самостоятельно не занимаются. Следовательно, выявленных у детей мотивов общения и получения удовольствия от процесса двигательной активности не достаточно для осуществления ими самостоятельной деятельности в данном направлении. Решение указанной проблемы возможно при условии формирования у учащихся устойчивых мотивов достижения результатов физкультурно-спортивной деятельности и соответствующих умений по организации самостоятельных занятий. Наиболее адекватным направлением формирования мотивации, учитывая особенности изучаемого контингента, является создание педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности учащихся в социальных связях и в признании. 3. Ведущими мотивами физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта являются мотивы, направленные на общение и на получение удовольствия от процесса двигательной активности. Структура ведущих мотивов «беднее» по сравнению со структурой мотивов здоровых сверстников. В течение года у детей не наблюдается существенной динамики мотивов без целенаправленной деятельности педагога по их формированию. Содержание существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных школ VIII вида требуют дополнения соответствующими методическими рекомендациями по осуществлению педагогического процесса формирования у школьников мотивации к самостоятельной двигательной активности. 4. В соответствии с особенностями проявлений психофизического развития учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, разработана методика, направленная на формирование у них ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности в процессе их адаптивного физического воспитания: мотивов достижения результата деятельности, проявляющихся в стремлении к общению с другими людьми, приобретению новых двигательных умений, к укреплению и поддержанию здоровья в течение всей жизни. Формирование мотивов осуществляется на занятиях адаптивным физическим воспитанием в ходе педагогического процесса по созданию учителем условий удовлетворения потребностей учащихся в социальных связях и в признании путем создания ситуаций переживания детьми успеха в результате двигательной деятельности, активизации их межличностного взаимодействия с учителем и ровесниками, формирования навыков уверенного поведения и организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью. 5. Применение на уроках адаптивного физического воспитания разработанной методики вызывает положительные изменения в структуре ведущих мотивов учащихся и активизирует их психомоторное развитие. По окончании учебного года у учащихся экспериментальной группы появились новые мотивы физкультурно-спортивной деятельности: у 33% занимающихся ведущими стали мотивы достижения результата физкультурно-спортивной деятельности, у 17% учащихся – мотивы приобретения и поддержания здоровья. По показателям психомоторного развития учащихся достоверно значимых изменений не выявлено (p=0,05), однако зафиксирована положительная динамика по ряду исследуемых показателей: точности восприятия и воспроизведения времени, времени реакции, реакции на движущийся объект и динамометрии. Полученные данные подтверждают эффективность применения разработанной методики для формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием и она может быть рекомендована к внедрению в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ VIII вида. Date: 2015-11-14; view: 479; Нарушение авторских прав |