Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм и обстановка получения взяток должностными лицами правоохранительных органов





 

 

Преступление – сложное социальное явление с взаимосвязью различных объективных и субъективных факторов, внешних и внутренних причин, с наличием своих закономерностей и исключений, а также причинно-следственных, пространственно-временных и субстанциональных отношений, которые так же входят в структуру данной системы[107]. Преступления привлекают внимание ученых криминалистов и как акт человеческого поведения. В.В.Клочков и В.А.Образцов считают, что преступление как объект научного и практического познания, представляет собой специфическую разновидность человеческой деятельности - процесс взаимодействия преступника и окружающей его среды, порождающий их изменения[108].

Чтобы успешно расследовать любое преступление, тем более преступления должностного характера, необходимо исследовать такие сложные элементы, как полномочия должностных лиц, государственные интересы по охране прав и свобод граждан, интересы взяткополучателя и взяткодателя и др. с целью полного установления механизма совершения противоправного деяния.

Сам механизм совершения преступления толкуется в научной литературе неоднозначно, хотя в зачастую речь идет, по существу, об одинаковом предмете, но с различными нюансами, что вполне допустимо, учитывая исключительность и неоднозначность любого правонарушения. Изучению этого понятия посвящены работы Р.С.Белкина, А.Н.Васильева, В.К.Гавло, Г.Г.Зуйкова, Л.Л.Каневского, В.Н.Карагодина, В.Н.Кудрявцева, В.П.Лаврова, И.М.Лузгина, В.А. Образцова, Н.П. Яблокова и др.

Одним из первых определение механизма совершения преступления сформулировал А.Н.Васильев, указав, что это процесс совершения преступления, в том числе его способ и все действия преступника, сопровождающиеся образованием следов материальных и нематериальных, которые могут быть использованы для раскрытия и расследования преступлений[109].

В.Я.Колдин и Ю.Г.Корухов определяют механизм совершения преступления как совокупность взаимодействующих материальных систем и процессов, образующих расследуемое событие и обуславливающих возникновение источников криминалистически значимой информации[110]. Думается, такое определение не вполне удачно, поскольку само преступление отодвигается на второй план, а на первый план выступает процесс его расследования.

А.В.Дулов предлагает более сложную структуру механизма совершения преступления, определяя ее как движение элементов структуры преступления (объектов, субъектов, орудий совершения преступления) к точке взаимодействия и через процесс самого взаимодействия с дальнейшим движением элементов до наступления преступного результата[111].

А.М.Кустов под механизмом совершения преступления понимает процесс взаимодействия его участников, как прямых так и косвенных, между собой и материальной средой, использующих соответствующие орудия, средства и иные элементы обстановки[112]. Таким образом, в данном определении проводится непосредственная связь между механизмом и обстановкой совершения преступления.

В.П.Лавров приходит к выводу, что механизм совершения преступления - это сложная (многоэлементная) динамическая система, образуемая прежде всего действиями субъектов преступления, направленными на достижение преступного результата, в отношении конкретного объекта посягательства, а также действиями потерпевшего и иных лиц, в том числе случайно оказавшихся на месте преступления[113]. Заметим, что в данном случае преступный результат должен включать и категорию потерпевших, поэтому на наш взгляд будет излишним включать в механизм совершения преступления отдельно потерпевших и случайных лиц. Нам кажется, что правильнее включать сюда такие элементы, как сокрытие следов преступления и уклонение от уголовной ответственности.

Н.П. Яблоков определяет механизм совершения преступления как временной и динамический порядок связи отдельных этапов, обстоятельств, факторов подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, позволяющих воссоздать картину процесса его совершения[114]. В.Ф.Еромолович считает, что механизм совершения преступления – это система взаимодействующих в пространстве и времени определенных элементов (их комплексов), ориентированных на наступление общественно опасного последствия в виде преступного результата, а также на уклонение субъекта преступления от уголовной ответственности и наказания за содеянное[115].

То есть механизм совершения преступления в современном понимании включает в себя взаимодействующие этапы и обстоятельства подготовки и совершения действий, направленных на наступление преступного результата, а также сокрытие их следов с целью уклонения от уголовной ответственности. Исходя из сказанного механизм взяточничества, совершаемого должностными лицами правоохранительных органов, включает активные действия взяткополучателя по подготовке, совершению и сокрытию преступления путем использования своих должностных полномочий и профессиональных навыков, направленных на получение взятки от взяткодателя за конкретные действия (бездействие) с целью удовлетворения его личных законных или незаконных интересов, совершаемых до или после получения материального вознаграждения.

При этом получением взятки в уголовно-правовом понимании, считается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Предварительная подготовка совершения взяточничества, в частности со стороны должностных лиц правоохранительных органов, включает в себя весьма сложный комплекс действий, включающий, кроме подготовки условий непосредственного совершения преступления, также создание предвзяточной ситуации для другого лица, которое вынуждено находиться в данной схеме с целью удовлетворения своих законных или незаконных интересов.

На граждан К., С. и Л. подали заявление две девушки, указав, что названные лица их изнасиловали. Прибывший следователь прокуратуры быстро разобрался, что никакого изнасилования не было, а имела место обычная ссора при совместном распитии спиртных напитков. Однако оперуполномоченный ОУР К-в, воспользовавшись ситуацией, стал угрожать К., С. и Л., что примет меры для привлечения их к уголовной ответственности за покушение на изнасилование, если они ему не принесут взятку в размере 10 000. рублей. С целью вымогательства взятки, он несколько раз вызывал их в кабинет, где доходчиво объяснял, что они либо будут сидеть в тюрьме, либо дадут ему деньги. К. и другие были вынуждены обратиться в органы УСБ МВД РБ. При получении взятки К-в привлек жену для непосредственного получения денег от заявителей. Деньги были переданы ей, а сам К-в был задержан представителями УСБ и прокуратуры, когда жена отдавала ему пакет с купюрами.

Подготовка в данном случае заключалась в создании видимости, что лица будут привлечены к уголовной ответственности, что якобы имеются заявления и показания потерпевших девушек и иные материалы. То есть лица были поставлены в такие условия, когда их права и интересы могли быть нарушены, пусть даже и незаконно, поскольку самого изнасилования не было. Кроме того подготовка включала и привлечение жены для получения взятки, которой К-в. объяснил, что ему должны вернуть долг.

Особенностью подготовки к получению взятки должностными лицами правоохранительных органов чаще всего является то, что они пользуются не четкими инструкциями, где строго прописаны конкретные их действия, а административным, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, в котором предусмотрены возможности «маневрирования» действиями и санкциями на усмотрение должностных лиц.

В целом подготовка преступлений по получению взятки должностными лицами правоохранительных органов включает в себя следующие действия:

· подбор лица, для получения с него взятки с установлением данных о его личности, связей, знакомств и материального положения;

· создание реальных условий с тем, чтобы лицо вынуждено было согласиться дать взятку, а именно: возбуждение уголовного дела, задержание, предъявление обвинения, вызов в правоохранительные органы для дачи объяснения, беседы и т.д.;

· имитацию неблагоприятных последствий, если лицо не даст взятку, что включает в себя угрозу заключения под стражу, информирование о подготовке обвинения, возможность изъятия имущества, угроза применения санкций в отношении родственников и других близких лиц и т.д.;

· ведение переговоры с лицом, дающим взятку, о ее размере, форме, месте и времени получения, а также о других необходимых моментах;

· установление информации о наличии проверочных материалов и оперативно-розыскных данных в контролирующих структурах, в прокуратуре о получении взятки должностным лицом, для чего подключают знакомства среди лиц указанных органов (УСБ, ФСБ, прокуратура и др.);

· подготовку места и времени получения взятки, изучение окружающей местности, выбор точки предварительного наблюдения, пути сокрытия в случае задержания или возможности скинуть либо уничтожить предмет взятки;

· подготовку алиби в случае задержания с поличным, включая долговые расписки либо другие соответствующие документы;

· подготовку транспортных средств для возможности быстро скрыться в случае задержания;

· подготовку посредников среди коллег, родственников и знакомых с информированием либо без информации о готовящейся взятке.

В зависимости от обстоятельств получения взятки могут иметь место и другие подготовительные мероприятия. Чем больше размер взятки, тем больше риска, причем риска не только быть привлеченным к уголовной ответственности, но и риска упустить большую сумму материальной выгоды. Соответственно и уровень подготовки к преступлению будет выше и квалифицированнее.

Следует заметить, что подготовка к совершению преступления как получение взятки одновременно предполагает подготовку его сокрытия, когда взяткополучатель, будучи профессиональным работником правоохранительных органов, прогнозирует возможные неблагоприятные последствия в случае его задержания.

Следует учитывать, что часто получателями взяток оказываются лица, знакомые с тонкостями оперативной и следственной работы, знающие способы задержания с поличным, доказывания, тактику и методику отдельных следственных и оперативных мероприятий. Отсюда и элементы перечисленных действий для подготовки получения взятки носят характер тактической контроперации, предполагающей противодействие следствию.

Сами приемы получения взятки, как указывается в литературе, в последние годы стали более замаскированы и технологичны[116]. Поэтому сведение способа этого преступления к действиям по приему-передаче взятки и действиям должностного лица в пользу взяткодателя в ряде случаев является необоснованным[117].

Н.П.Яблоков разделил способы получении взятки на несколько видов:

· особенности передачи взятки – без посредников и с посредниками;

· характер давления на взяткодателя - с вымогательством и без вымогательства;

· характер служебных действий в пользу взяткодателя – законные действия (бездействие) и незаконные действия (бездействие);

· по времени – единичная взятка либо система неоднократных взяток[118].

Данную классификацию, имеющую криминалистическое значение при расследовании взяточничества, можно дополнить и детализировать, способами получения взяток должностными лицами правоохранительных органов:

· с предварительной подготовкой и без предварительной подготовки;

· с совершением других преступлений (хищения, фальсификация доказательств, незаконное задержание и др.) и без совершения других преступлений;

· в постоянном сговоре с преступными группировками и без такого сговора;

· путем получения денег или получения иных материальных благ, оцениваемых в стоимостном выражении;

· с использованием своих непосредственных властных полномочий или с возможностью опосредованного способствования в силу своего должностного положения и влияния на принимаемые решения других должностных лиц как правоохранительных органов, так и иных государственных структур.

Последний аспект в основном касается должностных лиц правоохранительных органов, которые могут влиять на решения других государственных органов исходя из своих контролирующих и правоохранительных функций, то есть под страхом наказания либо иного силового влияния.

Как отмечает С.П.Кушниренко, способ совершения взяточничества - это обусловленная объективными и субъективными причинами система действий (бездействие) субъектов взяточничества, направленных на достижение преступной цели – выполнение служебной деятельности должностным лицом за вознаграждение[119].

В подавляющем большинстве случаев (78 %) должностные лица правоохранительных органов получают взятки за совершение незаконных действий. И наибольшее количество берутся за прекращение уголовного дела (33 %). За отказ в возбуждении уголовного дела получили взятки 12 % должностных лиц и чуть больше – 15 % - за прекращение административного производства. В последнем случае первенство занимают работники ГИБДД, даже с учетом большой латентности совершаемых ими преступлений. То есть большинство взяток берется за полное окончание уголовного или административного преследования, когда имеется реальная (или мнимая) возможность быть наказанным. По аналогии с приведенными данными можно предположить и уровень коррупции в судебных органах, где вопросы уголовного преследования решаются окончательно вынесением приговора. Однако особый статус судей не дает возможности оперативным и следственным органам проводить надлежащие проверки в этой сфере[120].

От целей взятки, то есть главного вопроса объективной стороны преступления «За что?», главным образом зависит сумма незаконного вознаграждения. Приведем выборочные данные о зависимости суммы взятки от характера решаемых вопросов.

· За сумму взятки до 1000 рублей прекращались в основном административные производства с освобождением лица от административной ответственности (68 %) и за регистрационные действия – регистрация по адресу, транспорта, оружия и т.д.

· За сумму до 10 000 рублей выносятся решения о прекращении уголовного дела (17 %), о возбуждении уголовного дела (21 %), об отказе в возбуждении уголовного дела (17%), за регистрационные действия (21 %).

· За сумму до 50 000 рублей также выносят решение о прекращении уголовного дела и об отказе в его возбуждении (33 % и 27 %), соответственно за действия по уголовному делу, например освобождение из-под стражи (16 %).

· За сумму до 100 000 рублей и выше прекращаются уголовные дела в 42 % случаев и выносятся решения об отказе в возбуждении уголовного дела в 27 % случаев.

То есть чем выше сумма, тем более серьезнее характер решаемых вопросов.

Вместе с тем, изучение взяточничества в каждом отдельном правоохранительном органе (МВД, таможня, налоговая полиция и др.) показало, что представители конкретного органа получают в большинстве своем взятки за решение вопросов, находящихся в их ведении, исходя непосредственно из своих служебных обязанностей.

В органах внутренних дел взятки получают за возбуждение и отказ в возбуждении уголовных дел, за прекращение уголовного дела либо административного производства, уменьшение размера квалификации преступления либо укрытие в ходе следствия дополнительных фактов, свидание с арестованными, выдачу паспортов и оружия и т.д.

Следователи в органах прокуратуры и Госнаркоконтроля получают взятки за действия, аналогичные действиям следователей органов внутренних дел.

Судьи и прокуроры, участвующие в судах, получают взятки в основном за «ножницы» между реальным и условным наказанием, за прекращение дела по нереабилитирующим основаниям, за решение вопросов в пользу той или иной стороны в гражданских делах.

Сотрудники таможни получают взятки за не растомаживание, провозимых из заграницы товаров, за снижение размеров штрафов либо прекращение административных производств, за выдачу разрешения на регистрацию нерастаможенных автомобилей и других товаров[121].

Полный перечень действий (бездействий), за которые должностные лица правоохранительных органов получают взятки, составить невозможно из-за большого многообразия их деятельности и выполняемых функций. Однако, несмотря на большое количество и многообразие действий (бездействий) или решений, за которые берутся взятки, их криминалистическая характеристика, механизм получения, а также методы раскрытия и расследования одинаковы.

В качестве взятки не обязательно могут быть даны деньги, хотя в большинстве случаев (56 %) это были либо деньги в рублях (30 %), либо в валюте (12 %), но и ценные подарки, а так же услуги (ремонт дома, автомашины). Примерно те же данные приводит в исследованиях А.И.Долгова, где по результатам опроса сотрудников правоохранительных органов, выявлены следующие ответы о предмете вознаграждения:

· деньги – 81 %;

· иные материальные блага – 35 %;

· нематериальные блага – 8 %;

· оплата зарубежных поездок – 24 %;

· оплата лечения 6 %;

· оплата обучения детей в вузах или поступление в вуз – 18 %;

· написание книги или другого произведения – 4 %;

· акции – 20 %;

· работа в коммерческих структурах – 32 %[122].

Сам момент получения взятки тоже играет решающую роль - до оказания услуги или после нее. В большинстве случаев взятка дается до оказания услуги – 67 % и лишь в 33 % случаев после ее оказания. И это только выявленные факты, то есть заявленные в правоохранительные органы. При этом, как показывают результаты нашего исследования, в 92 % случаев имело место вымогательство в общепринятом смысле. О взятке, как правило, взяткодатели заявляли в большинстве случаев тогда, когда должностные лица правоохранительных органов с учетом их специфики силового воздействия граждане были «загнаны в угол».

Вызывают интерес проведенные криминологические исследования о способе договоренности между взяткодателем и взяткополучателем о взятке в «обычном режиме», влияющие на механизм самого преступления. На вопрос «Если Вам приходилось давать взятку, то каким образом?», опрошенные дали следующие ответы:

· сами предложили – 12 %;

· вымогали взятку - 12 %;

· дали понять, что просьба будет удовлетворена за соответствующее вознаграждение – 39 %;

· по обоюдному желанию – 16 %[123].

Подобное же исследование было проведено Фондом «ИНДЕМ». На вопрос «По чьей инициативе, по какой причине вам пришлось давать взятку чиновнику?», были получены следующие ответы:

· чиновник заставлял, намекал, или создавал для этого ситуации – 34,6 %;

· граждане сами проявили инициативу -7 %;

· обе стороны заранее знали, что взятка общепринята в этой ситуации – 34,2 %;

· другого способа решения проблемы просто не существовало – 13,3 %;

· не дали ответа – 10,9 %[124].

То есть в большинстве случаев речь идет об удовлетворении взаимных интересов, когда ни одна из сторон не заинтересована в разоблачении взяточничества. Как пишет Е.М.Юцкова, объясняя психологические проблемы преступлений, «в нравственном и правовом сознании лиц, совершающих преступления, отмечается не только глубокая деформация, что отчасти было присуще и ранее, но и недопустимо низкий уровень его развития, сформированность уже определенного «кодекса поведения»[125].

Способ получения взятки в большинстве случаев остается прежний – непосредственно от взяткодателя взяткополучателю (78 % случаев). Здесь следует иметь в виду, что должностные лица правоохранительных органов, имеющие соответствующую квалификацию, не всегда берут в руки саму взятку (в основном деньги), а могут лишь показать место в кабинете или в машине, куда ее положить. Отсюда в 12 % случаев на преступнике не остается следов специального красящего вещества, которым обрабатываются деньги. В ряде случаев привлекаются посредники (22 %), но ни разу, в том числе по России, среди них не было несовершеннолетних лиц.

Важным элементом механизма совершения преступления, влияющим на его раскрытие, является использование транспорта получателем взятки, когда 42 % преступлений были совершены таким образом, что свидетельствует о подготовке к совершению деяния с одновременной возможностью скрыться. Данные по РФ показывают, что преступления по ст. 290 УК РФ остались нераскрытыми в связи с не установлением местонахождения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого из-за его сокрытия, в 2000 г. по 47 случаям, в 2001 г. по 45 случаям, в 2002 г. по 45 случаям и в 2003 г. по 74 случаям[126]. При совершении взяточничества фактов, когда не было установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не имеется.

Факты активного сопротивления при совершении и сокрытия преступления отмечались в 12 % случаев. На площади 50-летия Октября г. Уфы работник ГИБДД Н. при задержании его с поличным при получении взятки в сумме 500 рублей от водителя легковой автомашины достал свой табельный пистолет ПМ и произвел выстрел в воздух, с целью отпугнуть работников УСБ МВД РБ, а затем скрыться. И лишь квалифицированные действия работников милиции помешали устроить стрельбу в центре города[127].

Немаловажным фактором механизма совершения преступления является продолжительность времени требования взятки. В большинстве случаев взятка вымогалась в общепринятом смысле в течении недели (38 %) и месяца (42 %). В течении нескольких часов (12 %) и дней (8 %) взятки вымогались при административном производстве, когда и дело небольшое и сумма, соответственно маленькая от 1000 до 5 000 рублей. Таким образом, сумма и время требования взятки зависят от сложности и характера решаемых вопросов.

Заметим, что требование взятки уже само по себе является покушением на преступление, однако по большинству изученных нами уголовных дел (78 %), они были возбуждены только после поимки преступника с поличным. В этом отношении, заслуживает внимания предложение А.И. Мизерий об установлении уголовной ответственности только за обещание должностного лица принять взятку[128].

Обстановка совершения взяточничества должностными лицами правоохранительных органов играет немаловажную роль, способствуя и создавая условия для механизма преступного деяния. Как известно, под обстановкой понимается совокупность условий, обстоятельств, в которых происходит событие[129]. Расследование преступления начинается прежде всего с выяснения того, когда и где оно было совершено, поэтому, «не получив ответа на вопрос о времени и месте преступления, трудно, а зачастую просто невозможно установить другие обстоятельства содеянного и преступника»[130]. Помимо места и времени обстановка совершения преступления включает в себя также ряд других элементов, которые в своей совокупности помогают рассматривать ее как целостное образование, систему взаимосвязанных внешних условий, обусловивших факт совершения преступления, сопутствующих ему, оказывающих на него определенное влияние[131].

Среди ученых-криминалистов не существует единого мнения по поводу понятия и содержания обстановки совершения преступления. В.А. Образцов, раскрывая понятие обстановки совершения преступления, включает в ее содержание территориальную, климатическую, демографическую и иную специфику региона, в котором совершено преступление, а также обстоятельства, характеризующие непосредственно место, время, условия и другие особенности[132]. М.Х.Валеев понимает обстановку совершения преступления как «совокупность пространственно-временных, природно-климатических, производственно-бытовых и поведенческо-психологических факторов, характеризующих место, время, объект и предмет совершения посягательства, состав соучастников и характер их взаимоотношений с потерпевшим и иными лицами, а также материальные элементы окружающей среды, которые влияют на способ и механизм совершения преступления»[133]. Думается, что такое определение слишком широко, поскольку при совершении конкретного преступления, вряд ли имеют значение территориальные, климатические и демографические особенности местности, в том числе и при совершении взяточничества должностными лицами правоохранительных органов.

В.Г.Гавло определяет обстановку совершения преступления как «особенности связи субъекта преступления с той средой, в которой оно подготавливается, совершается и скрывается»[134]. Автор не конкретизирует элементы, составляющие обстановку совершения преступления, не уточняет ее связь с другими элементами криминалистической характеристики преступления, а именно выявление таких взаимосвязей дает возможность выдвижения версий о типичной личности преступника.

В.И.Куликов под обстановкой совершения преступления понимает факторы, обусловившие поведение преступника как в период подготовки преступного деяния, так и при его совершении. Он сюда включает: 1) место и время совершения преступления; 2) состав участников; 3) объект преступного посягательства; 3) материальные элементы окружающей среды.

Н.П.Яблоков считает, что обстановка совершения преступления - это система различного рода взаимодействующих между собой до и в момент его совершения объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления[135]. Думается, что окружающая среда вряд ли может одинаково включать такой элемент обстановки совершения преступления, как природно-климатический, о чем было замечено ранее.

Мы считаем, что в качестве элементов обстановки совершения преступления выступают место, время, объект преступного посягательства, состав соучастников, характер их взаимоотношений между собой и с иными лицами, материальные элементы окружающей среды, а также связи и зависимости, которые существуют между данными элементами.

Местом совершения взяточничества является, как правило, любое удобное для преступника место, где возможно и безопасно принять деньги у взяткодателя. Самым распространенным местом получения взятки должностными лицами правоохранительных органов является рабочий кабинет (37 %), а также само помещение соответствующего органа, где так же была получена взятка (15%). Немало преступлений совершается на улице (21%), что, как мы указывали, происходит с применением транспорта (42 % от всех случаев получения взятки на улице). В учреждениях общепита (рестораны, кафе и др.) берутся взятки в 13 % случаев.

Время получения взятки в основном рабочее с 9-00 по 18-00 час (68 %) и вечернее (25 %).

По числу лиц, участвующих в совершении преступления, установлено, что в основном взятка берется одним лицом – 73 % случаев, двумя лицами в 25 % и тремя и более лицами в 2 % случаев. Причем в целом по России идет тенденция к уменьшению преступлений связанных с получением взятки группой лиц: в 2000 г. – 518, в 2001 г. – 517, в 2002 г. – 421, в 2003 г. – 309 случаев. Однако к этим данным следует отнестись критически, поскольку по изученным нами делам имелась информация о причастности к преступлению и других должностных лиц правоохранительного ведомства, но в силу меньшей единоличной ответственности по ст. 290 УК РФ должностные лица, задержанные с поличным, предпочитали всю вину за преступление брать на себя. В приведенном нами примере с гр. К-вым. вместе с ним за получение взятки был задержан в качестве подозреваемого его непосредственный начальник, возглавлявший отдела по раскрытию умышленных убийств гр. Г. Сначала К-в дал прямые показания об участии его в преступлении. Однако впоследствии К. отказался от них и за неимением других доказательств, Г. был освобожден и дело на него прекращено. Как правило, переговоры о получении взятки обычно ведет одно лицо, но за решение вопроса отвечают несколько лиц по иерархии ведомства. Если сам вопрос незаконен, ответственные за его решение предполагают соответствующую материальную выгоду, то есть взятку.

Один факт взятки был установлен нами в 71 % дел, два факта по 22 %, три и более по 7 % дел. Однако заметим, что в 79 % случаев взятка дается за незаконные действия, когда за законность принимаемых решений зависит от нескольких вышестоящих лиц соответствующего ведомства. Отсюда можно выдвинуть версию о причастности к получению взяток и других лиц из числа руководителей правоохранительного ведомства. Как пишет А.М.Яковлев, говоря о взяточничестве, «систематичность такой деятельности становится возможной в случае, когда в преступную деятельность вовлекаются некоторые руководители…»[136]. Характерны данные из аналитического доклада, подготовленного Центром стратегических и международных исследований (США) «Российская организованная преступность (по состоянию на август 1997 г.)», представленного 29 сентября 1997 г. Конгрессу США, где указано, что 30 % сотрудников милиции обеспечивают «крышу» коммерческим структурам. Участковые инспекторы «держат» коммерческие киоски, оперативники защищают ТОО и ДО, а их начальство присматривает за банковскими структурами[137]. Причем такие «крыши» коммерческим структурам, разумеется, не безвозмездно делают все правоохранительные органы[138]. О масштабах взяточничества в правоохранительной сфере также справедливо заявляет А.С. Мещерский, указывая, что коррумпированные сотрудники правоохранительных органов все больше втягиваются в конкурентную борьбу в бизнесе, политике, организованной преступности и других сферах деятельности. Использование ими мощных рычагов воздействия, которыми обладают спецслужбы, представляет значительную опасность для отдельного лица, какую бы должность он не занимал, например, сотрудникам оперативных служб не составляет труда склонить обвиняемых или подсудимых к даче взятки следователю, прокурору, судье[139].

Один факт взятки с участием руководителей правоохранительного органа нередко свидетельствует о том, сто данное противоправное деяние совершается систематически. Так, начальник Службы криминальной милиции г. Кумертау Республики Башкортостан З. и начальник Отдела БЭП того же ГОВД Р. путем вымогательства получили с предпринимателя Т. взятку в размере 5000 рублей за прекращение административного производства. На следствии обвиняемые заявили, что эти деньги предназначались для покупки продуктов милиционерам, отправлявшимся в Чечню, и что это обычная практика сбора денег с коммерсантов, но, разумеется, не за прекращение административного дела[140]. Однако, несмотря на приведенные доводы, оба были осуждены на реальные сроки лишения свободы. Можно смело предположить, что это была устоявшаяся практика систематического получения взяток, когда руководители основных служб милиции, сами вымогая взятки, подавали пример своим подчиненным.

Для изучения обстановки совершения взяточничества среди должностных лиц правоохранительных органов особый интерес представляют сведения о взяточничестве в конкретных органах правоохранительной системы (см. табл.1) [141].

Количество фактов получения взяток по правоохранительным органам Российской Федерации
Годы: 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 6м.2004
 
Все органы 179 281 250 242 217 232 270 156
 
Органы внутр. дел 134 180 187 161 155 180 219 132
 
Прокуратура 4 6 6 5 4 1 2 -
 
ФСБ 1 - - - 2 - - 1
 
Таможенная служба 15 56 20 44 27 20 16 15
 
Налоговая полиция 2 14 5 8 8 14 19
 
Судьи 3 4 1 4 6 5 2 1

 

 

 

 

Как верно отмечает А.И. Долгова применительно к государственной службе существенны три стороны вопроса: 1) характеристики служебной среды; 2) характеристик служащих; 3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы.[142]

Высокое число совершенных фактов получения взяток в органах внутренних дел объясняется многочисленностью их штата. Однако, как видно из приведенных данных, уровень коррумпированности органа определяется наличием доступа к решению финансовых вопросов (таможня, налоговая полиция), а так же внутренним контролем в самом органе. Как замечает А.М.Яковлев, «Два важных фактора влияют на деятельность должностных лиц, которые встают на путь взяточничества. Это объем (широта) круга возможных решений, на принятие которых уполномочено данное должностное лицо, степень детализации его полномочий, во-первых, и уровень контролируемости его действий, возможность их проверки, во-вторых»[143].

Небезынтересны данные опроса 292 сотрудников милиции. На вопрос: «Сотрудники каких подразделений ОВД на Ваш взгляд чаще берут взятки?» были получены следующие ответы:

следователи 21,9 %,

дознаватели 9,3 %,

сотрудники уголовного розыска 21,2 %,

сотрудники ОБЭП 8,9 %,

сотрудники ГИБДД 27,4 %,

сотрудники паспортно-визовой службы 4,4 %,

сотрудники патрульно-постовой службы 10,6 %,

сотрудники других подразделений 12,7 %,

руководители ОВД 16,7 %[144].

Эти данные показывают, что взятки в органах внутренних дел прежде всего берутся работниками следствия, уголовного розыска и ГИБДД, то есть лицами, в чьих полномочиях прекратить уголовное преследование или административное производство. Как пишет М.П. Клейменов, особый интерес в плане коррупционных действий для криминалитета представляют сотрудники службы криминальной милиции. Именно они первыми получают информацию о преступной деятельности фигурантов, принимают решение о возбуждении уголовного преследования, осуществляют сбор доказательств и их процессуальное закрепление[145].

В целом механизм совершения взяточничества в правоохранительных органах, как мы видим, тесно связан с обстановкой совершения преступлений и имеет свои характерные особенности, связанные с деятельностью правоохранительных органов, их статусом и функциями в обществе. В определенной степени эти особенности, с одной стороны, облегчают способы подготовки, совершения и сокрытия преступления, а с другой могут положительно влиять на раскрытие и расследование названных преступлений, изучение личности преступников и другие обстоятельства деяний.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 1339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию