Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение права человека на социальное обеспечение





Вопрос о месте социальных прав в системе прав человека остается одним из самых дискуссионных. Сама природа этих прав «напрямую связывает их осуществление с выполнением государством определенных обязательств в области социальной политики» [10, с.120]. А при их характеристике используются такие оценочные понятия, как «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование» и т. д.

Распространена точка зрения о том, что социальные права вообще невозможно гарантировать в качестве субъективных прав, так как рыночная экономика порождает неравенство между людьми. В отличие от гражданских и политических прав социальные права рассматриваются не как субъективные права человека, а как обязанности государства, выполнение которых зависит от уровня экономического развития. Фактически они представляют собой целевые установки, конкретизируемые в национальном законодательстве с учетом финансовых возможностей страны [2, с.216].

В этой связи уместно напомнить, что еще вначале XX в. поднималась проблема юридического закрепления права на существование. Стоит отметить, что права человека первого и второго поколения подчеркивались при отсутствии материальных средств, личная свобода останется лишь «пустым звуком, недосягаемым благом», закрепленным за индивидом «юридически и отнятым фактически» [16, с.1].

Сегодня это мнение стало общепризнанным. Можно отметить, что действительным источником несвободы и неравенства является социальный контекст [1, с.132]. Чтобы индивиды могли участвовать в общественной жизни, они должны располагать средствами, наличие которых далеко не всегда зависит от их личных усилий. Поэтому государство, стремящееся к прогрессу и развитию, обязано создавать условия для вовлечения в общественную жизнь социально слабых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных и т.п.) путем обеспечения им достойного существования, в том числе с помощью пенсий, пособий и других социальных выплат, бесплатных медицинских и социальных услуг.

Тот факт, что индивидуальные потребности человека разнообразны и субъективны, не означает, что они должны оставаться за пределами правового регулирования.

Во-первых, в обществе в конкретный исторический период существуют определенные представления о норме и пределах потребления.

Во-вторых, помимо фиксации общих принципов необходимо принятие законодательства об обеспечении на случай болезни, нетрудоспособности, старости, а также создание государственной системы презрения беспомощных инвалидов и стариков.

Изучая вопросы гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, стоит подчеркнуть, что они не могут быть правильно разрешены, пока не будет признано право человека на существование. Юридический аспект этого права находится в неразрывной взаимосвязи с обязанностью государства предоставить человеку минимум необходимого. «Расход этот должен рассматриваться как обязательный - в такой же мере, как расход на содержание армии, государственных чиновников или как платеж % по государственным долгам» [17, с.36].

Современный этап развития концепции социально-экономических прав человека начался после Второй мировой войны. В 1941 г. Президент США Франклин Рузвельт в своей речи назвал четыре необходимые свободы, которые должны быть обеспечены принадлежащие к демократии обществом: свобода слова, свобода отправления религиозных культов, свобода от страха, свобода от нужды.

Всеобщая Декларация прав человека 1948г. Закрепила весь общепризнанный комплекс прав человека. Важнейшим правом в ст. 10 Декларации провозглашено право на жизнь.

В Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., вступившем в силу в СССР 3января 1976 г., правам в области социального обеспечения посвящены ст. 9-12. В соответствии со ст. 11 Пакта должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище.

Согласно ст.10 Европейской Хартии об основных социальных правах трудящихся, подписанной в Страсбурге в 1989 г., работающие граждане имеют право на адекватную социальную защиту и адекватные размеры выплат по социальному обеспечению в случае утраты заработка в связи с наступлением социального риска, а неработающие граждане, не имеющие средств существования, имеют право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.

Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. провозглашает право на социальную и медицинскую помощь (ст.13), на социальное обслуживание (ст.14), право инвалидов на социальную интеграцию и участие в жизни общества (ст.15) и др. В мае 2009 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию. Однако указанные статьи, устанавливающие права в области социального обеспечения, не вошли в число ратифицированных.

Следует подчеркнуть, что в массовом сознании социальные права оцениваются как более значимые, чем гражданские и политические.

Согласно Конституции РФ (ст.2) права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства [1].

Основным естественным и неотъемлемым правом человека является право на жизнь. Это право объемно по содержанию и имеет два аспекта – природный (естественный) и социальный. Природный аспект подразумевает запрет войны и смертной казни. Социальный аспект состоит в обеспечении каждому человеку достаточного материального уровня для него и его семьи.

Именно поэтому социальная и экономическая стороны деятельности государства не должны противопоставляться. Идея социальной ориентации государства получила воплощение в концепции «социального государства» и отражена в международных договорах. В частности, Конвенция МОТ 1962г. №117 «Об основных целях и нормах социальной политики» ориентирует государства на принятие всех возможных мер для достижение такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей, наемных работников и членов семей.

Идеи социальной справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального государства получили прямое отражение в Конституции РФ.

Право на социальное обеспечение раскрывается в целом ряде статей Конституции РФ. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом; ст.37 закрепляет право на защиту от безработицы; ст.38 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства; ст.40 провозглашает право каждого на жилище и особую заботу о малоимущих, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Вместе с тем вполне очевидно, что перечисленные права имеют широкое содержание, в котором собственно социальное обеспечение является одной из граней.

Право на социальное обеспечение неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения. Юридический аспект этого права выражается в конституционной обязанности государства предоставить человеку средства существования в объеме, необходимом для достойной жизни.

Социальные риски и их содержание

В процессе жизни каждого человека существует опасность наступления социальных рисков, которые могут повлиять на его здоровье и привести к утрате дохода от трудовой деятельности, служащего основным источником средств существования, а в случае потери кормильца - к утрате внутрисемейного содержания.

Легальное определение социального рискасодержится в ст. 3 Закона об основах соцстрахования. Но в связи с тем, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в рамках страховой формы защиты от социального риска, эта особенность получила отражение и в дефиниции. Социальный страховой риск представляет собой «предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, при наступлении, которого осуществляется обязательное социальное страхование.

В соответствии с теорией вероятности риск – это лишь степень, величина ожидаемой опасности. В момент наступления риск трансформируется из потенциальной возможности в реальное событие (случай). Многие явления объективной действительности имеют вероятный характер (например, стихийные бедствия), но они не относятся к социальному риску.

Суть социального риска заключается в том, что его наступление, как правило, приводит к полной или частичной потере трудоспособности, следствием чего является утрата основного источника средств существования в виде дохода от трудовой деятельности, а также необходимость несения дополнительных расходов на содержание нетрудоспособных членов семьи. В результате этого снижается уровень жизни, возникает материальная необеспеченность.

Отсутствие средств существования, необходимых для удовлетворения основных потребностей, у большинства населения может стать тормозом для экономического развития страны и привести к социальным конфликтам. Поэтому государство и общество заинтересовано в смягчении и преодолении указанных последствии. На достижение этой цели направлена государственная система социального обеспечения.

Важно отметить, что социальный риск(материальная обеспеченность) угрожает не всем категориям работающего населения, а только тем группам, чей доход не превышает определенного уровня. Руководителям высшего звена, индивидуальным предпринимателям и другим группам работающих граждан, получающим в виде премий и вознаграждений десятки миллионов рублей, материальная необеспеченность не угрожает даже при наступлении инвалидности или старости. Большие доходы позволяют им создать для себя и своей семьи «систему самозащиты» в виде накоплений или собственности, позволяющей всю жизнь вести безбедное существование независимо от способности зарабатывать средства существования личным трудом.

Таким образом, характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском служат:

- обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;

- имущественные последствия в виде утраты дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

- заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении этих последствий

С учетом объективной природы социальные риски можно разделить на четыре группы:

- экономического характера (безработица)

- физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть)

- профессионального характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание)

- демографического и социального характера (многодетность, неполная семья, сиротство) [13].

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, повышенные расходы в связи с многодетностью могут ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на их здоровье.

В соответствии со ст.7 Закона об основах соцстрахования видами социальных рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступление страхового случая.

Изложенное позволяет сформулировать определение социального риска. Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, на потребности в медицинских или социальных услугах.

Внешние обстоятельства жизни, вызывающие материальную необеспеченность, настолько многообразны, что их можно группировать по различным признакам, но нельзя создать какого-либо исчерпывающего перечня. В качестве примеров можно привести стихийные бедствия (землетрясения, цунами, селевые потоки, наводнения и т.п.), вооруженные и межнациональные конфликты, радиационные и техногенные катастрофы (аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» и т.п.), эпидемии, банкротства и пр. Они служат причинами наступления инвалидности, потери кормильца, безработицы и других видов социальных рисков, но их не следует отождествлять с самими социальными рисками.

 

Date: 2015-11-14; view: 1271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию